Феномен «фоменок» как явление
Запомнилась не дата, а факт. То ли в конце 60 х, то ли в начале 70 х годов прошлого века в Красногвардейское степной крымский поселок с песнями нагрянула группка еще зеленых киевских вокалистов. Как же они выкладывались! Словно выходили на сцену не районного Дома культуры, а по меньшей мере Киевской оперы. Обратил на себя внимание юный Николай Гнатюк. Верно, прорезавшимся уже оригинальным голосом, но больше все таки фамилией: не популярнейшего ли в те годы Дмитрия Гнатюка сын? Нет, однофамилец. Все равно в течение последующих десятилетий и до сих пор слежу за взлетами и падениями Николая. Давняя встреча с ним побудила с тех пор пристально вглядываться в лица творческой молодежи, чем бы она ни занималась. Очень хочется угадать, открыть, не прозевать вспышку новой звезды на небосклоне искусства.
Вот так, наверное, многие севастопольцы вглядывались в молодые лица артистов стажеров Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», когда они в минувшие выходные приехали в наш город на блиц гастроли. Кто то, может, увидел среди гостей достойных наследников Иннокентия Смоктуновского, возможных партнеров Олега Меньшикова.
Молодому театру еще нет и двадцати лет. Его нынешний костяк составили самые талантливые представители трех выпусков мастерской Петра Фоменко.
В нынешнем году, в июле, ему исполнится 80 лет. За плечами-огромный, усеянный шипами и розами творческий путь. Самые замечательные на нем вехи: Центральный детский театр, Театр на Малой Бронной, театральная студия МГУ «Ленинские горы», Московский драматический театр имени В. Маяковского, Театр драмы и комедии на Таганке, Ленинградский театр комедии. ..
Петром Наумовичем поставлены десятки, может, сотни спектаклей классического репертуара и по произведениям современных авторов. Не будет преувеличением сказать о существовании школы Петра Фоменко. Из неё вышла плеяда замечательных актеров и режиссеров.
Мэтру было слегка за 60, когда он создал свой нынешний театр. Из него затем вышло действительно что то стоящее, если правительство Москвы сначала предоставило для выступления коллектива бывший кинотеатр, подвергшийся реконструкции, затем по признанному на профильном конкурсе лучшему проекту подняли специальное здание. (У нас театр для детей и юношества известен под вторым названием-ТБМ-Театр на Большой Морской. Вестимо, временно его втиснули в стены бывшего кинотеатра на проспекте Гагарина. Неужели, в отличие от москвичей, навсегда? В таком случае впору менять название пристанищу Мельпомены на ТПГ-Театр на проспекте Гагарина. Между тем в Севастополе, похоже, нашли кинотеатр еще для одного театрального коллектива).
Нам, живущим в Украине, интересно отметить, что упомянутый кинотеатр назывался «Киев», а здание, которое театр «Мастерская Петра Фоменко» занимает сейчас, расположено в российской столице на набережной Тараса Шевченко.
Готовясь к гастролям в Севастополе, москвичи издали для зрителей и журналистов красочный, со вкусом оформленный буклет. Галерею портретов в нем, понятное дело, открывает Петр Фоменко. А второй идет фотография режиссера Евгения Каменьковича. Надо полагать, в табели о рангах он второй после Петра Наумовича человек в театре, по крайней мере в вопросах, касающихся творчества.
Открытию гастролей в нашем городе предшествовала пресс конференция для представителей местных средств массовой информации. Ее как раз и вел Евгений Борисович. Надо видеть и слышать его в этой роли-не последней в жизни театра. Это молниеносная реакция, искрометная импровизация. Как же он проводит репетиции? Возможно, они замешаны покруче сценического действа. Так вот, Евгений Каменькович сказал, что последняя премьера «Мастерской »-это спектакль по произведению Михаила Булгакова «Театральный роман». Найдется ли у нас среди театралов человек, который отказался бы посмотреть эту работу? «Наша последняя премьера, Театральный роман“,-это предостережение самим себе,-без тени кокетства заявил на пресс конференции Евгений Каменькович. -Этот спектакль не позволит нам забронзоветь. Театр, который может смеяться над собой, мне кажется, этот театр жив».
В этом же году, сообщил Евгений Борисович, мы привезли в Севастополь предпоследний премьерный спектакль «Русский человек на RENDEZ VOUS», созданный по произведению Ивана Тургенева «Тихие аллеи». Неожиданный выбор, но только не для питомцев Петра Фоменко. «Классику уничтожают или относятся к ней излишне почтительно,-заметил режиссер,-мне кажется, у нас золотая середина». Евгений Каменькович продолжал: «Существует простая формула: классику надо ставить, как современную пьесу, современную же пьесу надо ставить, как классику».
Похоже, создатели спектакля были поняты и зрителями, и театральными журналистами критиками. Например Ольга Фукс («Вечерняя Москва») пишет:"В этом театре не любят дидактики, но предпочитают обыденности романтический идеал: в отличие от сегодняшнего туриста русский за границей образца XIX в.-камертон благородства и достоинства, а его главный грех-гипертрофированная чувствительность. Кажется, за напоминание об этой почти утраченной человечности публика и приходит в «Мастерскую Петра Фоменко».
На спектакль, поставленный, кстати, режиссером стажером Юрием Буториным под руководством Евгения Каменьковича, откликнулся хор самых читаемых в России и за ее пределами газет и журналов-таких, например, как «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Новая газета», «Экран и сцена» Предельно искренне Евгений Борисович признался, что его тревожит «любовь критики к этому спектаклю». «Я бы хотел услышать, может быть, суровые слова»,-сказал Евгений Каменькович.
Где только актеры «Мастерской » не демонстрировали свое высокое искусство: и во Франции, и в Бельгии, и в Японии, и в США, и в Колумбии. .. Наверное, в мире меньше стран, где коллектив еще не был. Но оставалось незыблемым правило: первым после москвичей премьерный спектакль показывали в Санкт Петербурге. Однако из Белокаменной «Русский человек » направился не на север, на берега Невы, а на юг, в Севастополь. «Может быть, такая традиция будет постоянной»,-высказал предположение Евгений Каменькович. Кто против? Севастопольцы-«за».
Уверен, после молниеносных гастролей москвичей любители сценического искусства, как те, кому посчастливилось посмотреть спектакль, так и те, которые не попали в зрительный зал Матросского клуба-сценической площадки драматического театра Черноморского флота Российской Федерации, обратятся к произведениям Ивана Тургенева. В самом деле, почему не вернуться к истории страстной любви русского помещика Дмитрия Санина и пылкой итальянки Джеммы? Сценическое прочтение этой истории молодыми актерами «Мастерской » закрепило то, о чем сказано и писано феноменом «фоменок».
Стать причисленным к ним настолько ответственно, что напрочь забываешь о существовании теплых лучей славы, почета. Автору этих скромных заметок удалось перекинуться словом с Серафимой Огаревой. Чтобы навести мосточек для нашей беседы, я спросил, является ли девушка родственницей поэта, революционера Николая Огарева-того самого, который вместе с Александром Герценом клялся в высоких идеалах на Воробьевых горах.
У Николая Платоновича детей не было, а вот его родной брат-прямой прадед Серафимы. Принадлежность к известному роду побуждает начинающую артистку трудиться, трудиться и трудиться. Пока же, призналась девушка, уровень ни одной из исполненных ролей ее не проявляет. За нее вступилась коллега Екатерина Смирнова:"В студенческом спектакле Серафима по - настоящему блеснула в роли Насти-персонажа пьесы, поставленной по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В «Русском человеке » Серафима Огарева исполнила сразу две роли-Ариадны Данекеровой и Джеммы. Куда выше? Предельно требовательный Евгений Каменькович без риска перехвалить причислил Серафиму к великой тройке: Екатерина Смирнова, Дмитрий Захаров (в спектакле они сыграли соответственно четыре и шесть ролей) и Серафима Огарева. Есть еще Юрий Буторин, Дмитрий Смирнов, которые в театре «собаку съели».
Евгений Каменькович суров:"Актеры стажеры понимают: в течение трех лет они находятся в нормальном «рабстве», когда не могут сниматься в кино, когда обязаны устоять перед соблазном ночных клубов. Им сказано: хотите пахать-пашите. Не хотите-гуляйте. Ребята понимают поставленные задачи, поэтому они такие «жертвы».
Рядом с режиссером во главе стола занял место директор театра Андрей Воробьев. Желая смягчить заявление Евгения Борисовича, дал справку: из минувшего состава стажеров в театре закрепились12 человек из двадцати.
Ирина Золотова (ОАО «Банк ВТБ») дополнила Андрея Михайловича таким образом:"Укрепившееся в московских театральных кругах понятие «феномен фоменок“-не дар неба, а результат титанической работы».
Присутствие на пресс конференции высоких представителей банка ВТБ из Москвы и его Севастопольского отделения выглядело весьма и весьма органично. По этому поводу пресс службой банка выпущен специальный пресс релиз. В нем, в частности, говорится: «ВТБ-давний партнер театра Мастерская Петра Фоменко“. При поддержке банка поставлен ряд спектаклей. Он принял активное участие в освоении и развитии нового здания театра. Значительная часть гастролей Мастерской “ в Украине, Японии, Франции, Бельгии, Америке и других странах прошла при содействии ВТБ».
Поездка в Севастополь-это ежегодная с 2008 года благотворительная акция театра и банка ВТБ. В течение последнего пятилетия партнером творческого коллектива из российской столицы является также МКДЦ «Дом Москвы в Севастополе».
Акция москвичей носит многоцелевой характер. Коллектив театра «Мастерская Петра Фоменко» изыскивает возможности, чтобы оказать посильную помощь драматическому театру имени Б. Лавренева Черноморского флота Российской Федерации. По словам директора «Мастерской » Андрея Воробьева, в прошлом году севастопольским коллегам передан дорогой очень необходимый прожектор. На средства москвичей «лавреневцами» поставлен один спектакль, который до сих пор привлекает зрителей. Отвечая на поступивший вопрос, Андрей Михайлович не исключает участия московских режиссеров в постановке спектакля силами артистов флотского театра. Кстати, нынче первый спектакль «Мастерской » был дан для военнослужащих Черноморского флота и членов их семей. На второй спектакль всем желающим продавали билеты. Собранная выручка в качестве помощи передана драмтеатру имени Б. Лавренева Черноморского флота.
Мы не первый раз поступаем именно таким образом,-отметил Андрей Воробьев,-и намерены продолжать гастроли с целью благотворительности, пока у нас будут для этого возможности и силы.
Также добавил, что в большинстве случаев возможности и силы находятся, когда есть желание прийти кому либо на выручку.
В беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» Дмитрий Смирнов, который, похоже, закрепился уже в актерской семье «Мастерской », впервые приехал в Севастополь, как и многие его молодые партнеры по сцене. Понятное дело, некоторые из них вышли на сцену несколько подгоревшие на южном солнце. Как удержаться, чтобы не окунуться в море?! Дима так и не нашел нужных слов, чтобы выразить восторг от встречи с югом, Севастополем. «Я с нетерпением буду ждать новой встречи с вашим замечательным городом»,-сказал он.
А вот для Евгения Каменьковича встреча с Севастополем далеко не первая. В возрасте Димы Смирнова он где то на Северной стороне проходил службу в рядах черноморцев. Более того, он выходил также на сцену театра имени Б. Лавренева Черноморского флота. В то время нынешний его главный режиссер Александр Губарев служил актером. В Севастополе Евгений Борисович успел сыграть свыше десяти ролей.
В этом отчете о визите в наш город москвичей уже названы Серафима Огарева, Дмитрий Смирнов, Екатерина Смирнова, Юрий Буторин. Этот списочек дополним также Амбарцумом Кабаняном, Марией Козяр Запомним имена этих актеров. Нас ждет открытие новых звезд.
Вот так, наверное, многие севастопольцы вглядывались в молодые лица артистов стажеров Московского театра «Мастерская Петра Фоменко», когда они в минувшие выходные приехали в наш город на блиц гастроли. Кто то, может, увидел среди гостей достойных наследников Иннокентия Смоктуновского, возможных партнеров Олега Меньшикова.
Молодому театру еще нет и двадцати лет. Его нынешний костяк составили самые талантливые представители трех выпусков мастерской Петра Фоменко.
В нынешнем году, в июле, ему исполнится 80 лет. За плечами-огромный, усеянный шипами и розами творческий путь. Самые замечательные на нем вехи: Центральный детский театр, Театр на Малой Бронной, театральная студия МГУ «Ленинские горы», Московский драматический театр имени В. Маяковского, Театр драмы и комедии на Таганке, Ленинградский театр комедии. ..
Петром Наумовичем поставлены десятки, может, сотни спектаклей классического репертуара и по произведениям современных авторов. Не будет преувеличением сказать о существовании школы Петра Фоменко. Из неё вышла плеяда замечательных актеров и режиссеров.
Мэтру было слегка за 60, когда он создал свой нынешний театр. Из него затем вышло действительно что то стоящее, если правительство Москвы сначала предоставило для выступления коллектива бывший кинотеатр, подвергшийся реконструкции, затем по признанному на профильном конкурсе лучшему проекту подняли специальное здание. (У нас театр для детей и юношества известен под вторым названием-ТБМ-Театр на Большой Морской. Вестимо, временно его втиснули в стены бывшего кинотеатра на проспекте Гагарина. Неужели, в отличие от москвичей, навсегда? В таком случае впору менять название пристанищу Мельпомены на ТПГ-Театр на проспекте Гагарина. Между тем в Севастополе, похоже, нашли кинотеатр еще для одного театрального коллектива).
Нам, живущим в Украине, интересно отметить, что упомянутый кинотеатр назывался «Киев», а здание, которое театр «Мастерская Петра Фоменко» занимает сейчас, расположено в российской столице на набережной Тараса Шевченко.
Готовясь к гастролям в Севастополе, москвичи издали для зрителей и журналистов красочный, со вкусом оформленный буклет. Галерею портретов в нем, понятное дело, открывает Петр Фоменко. А второй идет фотография режиссера Евгения Каменьковича. Надо полагать, в табели о рангах он второй после Петра Наумовича человек в театре, по крайней мере в вопросах, касающихся творчества.
Открытию гастролей в нашем городе предшествовала пресс конференция для представителей местных средств массовой информации. Ее как раз и вел Евгений Борисович. Надо видеть и слышать его в этой роли-не последней в жизни театра. Это молниеносная реакция, искрометная импровизация. Как же он проводит репетиции? Возможно, они замешаны покруче сценического действа. Так вот, Евгений Каменькович сказал, что последняя премьера «Мастерской »-это спектакль по произведению Михаила Булгакова «Театральный роман». Найдется ли у нас среди театралов человек, который отказался бы посмотреть эту работу? «Наша последняя премьера, Театральный роман“,-это предостережение самим себе,-без тени кокетства заявил на пресс конференции Евгений Каменькович. -Этот спектакль не позволит нам забронзоветь. Театр, который может смеяться над собой, мне кажется, этот театр жив».
В этом же году, сообщил Евгений Борисович, мы привезли в Севастополь предпоследний премьерный спектакль «Русский человек на RENDEZ VOUS», созданный по произведению Ивана Тургенева «Тихие аллеи». Неожиданный выбор, но только не для питомцев Петра Фоменко. «Классику уничтожают или относятся к ней излишне почтительно,-заметил режиссер,-мне кажется, у нас золотая середина». Евгений Каменькович продолжал: «Существует простая формула: классику надо ставить, как современную пьесу, современную же пьесу надо ставить, как классику».
Похоже, создатели спектакля были поняты и зрителями, и театральными журналистами критиками. Например Ольга Фукс («Вечерняя Москва») пишет:"В этом театре не любят дидактики, но предпочитают обыденности романтический идеал: в отличие от сегодняшнего туриста русский за границей образца XIX в.-камертон благородства и достоинства, а его главный грех-гипертрофированная чувствительность. Кажется, за напоминание об этой почти утраченной человечности публика и приходит в «Мастерскую Петра Фоменко».
На спектакль, поставленный, кстати, режиссером стажером Юрием Буториным под руководством Евгения Каменьковича, откликнулся хор самых читаемых в России и за ее пределами газет и журналов-таких, например, как «Независимая газета», «Коммерсантъ», «Новая газета», «Экран и сцена» Предельно искренне Евгений Борисович признался, что его тревожит «любовь критики к этому спектаклю». «Я бы хотел услышать, может быть, суровые слова»,-сказал Евгений Каменькович.
Где только актеры «Мастерской » не демонстрировали свое высокое искусство: и во Франции, и в Бельгии, и в Японии, и в США, и в Колумбии. .. Наверное, в мире меньше стран, где коллектив еще не был. Но оставалось незыблемым правило: первым после москвичей премьерный спектакль показывали в Санкт Петербурге. Однако из Белокаменной «Русский человек » направился не на север, на берега Невы, а на юг, в Севастополь. «Может быть, такая традиция будет постоянной»,-высказал предположение Евгений Каменькович. Кто против? Севастопольцы-«за».
Уверен, после молниеносных гастролей москвичей любители сценического искусства, как те, кому посчастливилось посмотреть спектакль, так и те, которые не попали в зрительный зал Матросского клуба-сценической площадки драматического театра Черноморского флота Российской Федерации, обратятся к произведениям Ивана Тургенева. В самом деле, почему не вернуться к истории страстной любви русского помещика Дмитрия Санина и пылкой итальянки Джеммы? Сценическое прочтение этой истории молодыми актерами «Мастерской » закрепило то, о чем сказано и писано феноменом «фоменок».
Стать причисленным к ним настолько ответственно, что напрочь забываешь о существовании теплых лучей славы, почета. Автору этих скромных заметок удалось перекинуться словом с Серафимой Огаревой. Чтобы навести мосточек для нашей беседы, я спросил, является ли девушка родственницей поэта, революционера Николая Огарева-того самого, который вместе с Александром Герценом клялся в высоких идеалах на Воробьевых горах.
У Николая Платоновича детей не было, а вот его родной брат-прямой прадед Серафимы. Принадлежность к известному роду побуждает начинающую артистку трудиться, трудиться и трудиться. Пока же, призналась девушка, уровень ни одной из исполненных ролей ее не проявляет. За нее вступилась коллега Екатерина Смирнова:"В студенческом спектакле Серафима по - настоящему блеснула в роли Насти-персонажа пьесы, поставленной по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание». В «Русском человеке » Серафима Огарева исполнила сразу две роли-Ариадны Данекеровой и Джеммы. Куда выше? Предельно требовательный Евгений Каменькович без риска перехвалить причислил Серафиму к великой тройке: Екатерина Смирнова, Дмитрий Захаров (в спектакле они сыграли соответственно четыре и шесть ролей) и Серафима Огарева. Есть еще Юрий Буторин, Дмитрий Смирнов, которые в театре «собаку съели».
Евгений Каменькович суров:"Актеры стажеры понимают: в течение трех лет они находятся в нормальном «рабстве», когда не могут сниматься в кино, когда обязаны устоять перед соблазном ночных клубов. Им сказано: хотите пахать-пашите. Не хотите-гуляйте. Ребята понимают поставленные задачи, поэтому они такие «жертвы».
Рядом с режиссером во главе стола занял место директор театра Андрей Воробьев. Желая смягчить заявление Евгения Борисовича, дал справку: из минувшего состава стажеров в театре закрепились12 человек из двадцати.
Ирина Золотова (ОАО «Банк ВТБ») дополнила Андрея Михайловича таким образом:"Укрепившееся в московских театральных кругах понятие «феномен фоменок“-не дар неба, а результат титанической работы».
Присутствие на пресс конференции высоких представителей банка ВТБ из Москвы и его Севастопольского отделения выглядело весьма и весьма органично. По этому поводу пресс службой банка выпущен специальный пресс релиз. В нем, в частности, говорится: «ВТБ-давний партнер театра Мастерская Петра Фоменко“. При поддержке банка поставлен ряд спектаклей. Он принял активное участие в освоении и развитии нового здания театра. Значительная часть гастролей Мастерской “ в Украине, Японии, Франции, Бельгии, Америке и других странах прошла при содействии ВТБ».
Поездка в Севастополь-это ежегодная с 2008 года благотворительная акция театра и банка ВТБ. В течение последнего пятилетия партнером творческого коллектива из российской столицы является также МКДЦ «Дом Москвы в Севастополе».
Акция москвичей носит многоцелевой характер. Коллектив театра «Мастерская Петра Фоменко» изыскивает возможности, чтобы оказать посильную помощь драматическому театру имени Б. Лавренева Черноморского флота Российской Федерации. По словам директора «Мастерской » Андрея Воробьева, в прошлом году севастопольским коллегам передан дорогой очень необходимый прожектор. На средства москвичей «лавреневцами» поставлен один спектакль, который до сих пор привлекает зрителей. Отвечая на поступивший вопрос, Андрей Михайлович не исключает участия московских режиссеров в постановке спектакля силами артистов флотского театра. Кстати, нынче первый спектакль «Мастерской » был дан для военнослужащих Черноморского флота и членов их семей. На второй спектакль всем желающим продавали билеты. Собранная выручка в качестве помощи передана драмтеатру имени Б. Лавренева Черноморского флота.
Мы не первый раз поступаем именно таким образом,-отметил Андрей Воробьев,-и намерены продолжать гастроли с целью благотворительности, пока у нас будут для этого возможности и силы.
Также добавил, что в большинстве случаев возможности и силы находятся, когда есть желание прийти кому либо на выручку.
В беседе с корреспондентом «Славы Севастополя» Дмитрий Смирнов, который, похоже, закрепился уже в актерской семье «Мастерской », впервые приехал в Севастополь, как и многие его молодые партнеры по сцене. Понятное дело, некоторые из них вышли на сцену несколько подгоревшие на южном солнце. Как удержаться, чтобы не окунуться в море?! Дима так и не нашел нужных слов, чтобы выразить восторг от встречи с югом, Севастополем. «Я с нетерпением буду ждать новой встречи с вашим замечательным городом»,-сказал он.
А вот для Евгения Каменьковича встреча с Севастополем далеко не первая. В возрасте Димы Смирнова он где то на Северной стороне проходил службу в рядах черноморцев. Более того, он выходил также на сцену театра имени Б. Лавренева Черноморского флота. В то время нынешний его главный режиссер Александр Губарев служил актером. В Севастополе Евгений Борисович успел сыграть свыше десяти ролей.
В этом отчете о визите в наш город москвичей уже названы Серафима Огарева, Дмитрий Смирнов, Екатерина Смирнова, Юрий Буторин. Этот списочек дополним также Амбарцумом Кабаняном, Марией Козяр Запомним имена этих актеров. Нас ждет открытие новых звезд.
А. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Семейное счастие. Записки бастарда«Новая газета», 8.08.2014
- От Сулера до
ФоменкоДарья Шмитова, «Российская газета», 9.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Борис Любимов: Петр Фоменко умел быть на равных со своими ученикамиАся Иванова, «Вечерняя Москва», 9.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Петр Фоменко: «Я читаю медленно»Татьяна Ковалева, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Театр для артистаИрина Корнеева, «Российская газета», 13.07.2007
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Поцелуй через стеклоЛюбовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Пушкин всё┘Глеб Ситковский, «Газета», 25.04.2007
- Теневые развлечения богемыОльга Егошина, «Новые известия», 24.04.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Безлюбовная отповедь«Русский курьер», 28.12.2006
- Все, кроме любвиИрина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Действительно: как жаль!Марина Токарева, «Московские новости», 24.11.2006
- Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалыКсения Аитова, «АНН», 24.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Методом проб и ошибок2006
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой»Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизаторВера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,