За счастьем и свободой бежим в Арденский лес
Завтра режиссеру Петру Фоменко исполняется 80 лет
Театр Петра Фоменко (театр не как здание, а как феномен) занимает очень важную нишу в пространстве современного искусства. Сочетание игровой стихии с точными психологическими ходами, тончайшая душевная жизнь героев, особое музыкальное восприятие мира, «легкое дыхание» режиссуры… светлая волна, захватывающая зрителя и уносящая вдаль… Современные спектакли Петра Наумовича (уже ставшие классикой) подробно анализируют на театроведческих факультетах, уча будущих критиков; о спектаклях давних лет рассказывают на лекциях по истории театра.
Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко» был основан в 1993 году, хотя его артисты ведут отсчет биографии с 1988 года. Тогда Петр Наумович набрал в свою мастерскую ГИТИСа студентов, которые в дальнейшем составили костяк труппы. У Фоменко несколько поколений учеников актеров и режиссеров, среди них Сергей Женовач и Олег Рыбкин, Миндаугас Карбаускис и Сергей Пускепалис, Галина Тюнина и Евгений Цыганов, Полина Агуреева и сестры Кутеповы. На протяжении своей истории «Мастерская» пополнялась учениками Петра Наумовича «фоменками». Это слово не только знак мастерства, таланта, «штучности». Это прежде всего знак причастности к отдельной театральной семье: сплоченной и крепкой, где каждый окружен любовью.
«Вечерний Петербург» решил вспомнить тот период, когда Петр Наумович работал в нашем городе, во многом определяя его театральный облик. В 1972 году довольно молодой режиссер, переживший затишье после поставленной им в Москве скандальной «Смерти Тарелкина», выпустил в Театре Комедии «Этот милый старый дом» А. Арбузова. Спектакль имел огромный успех, и Фоменко поставил там же «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Старый Новый год» М. Рощина (1974), мольеровского «Мизантропа» (1975) и др. А в 1977-м он стал главным режиссером Театра Комедии. Правда, спустя четыре года Фоменко ушел из Комедии его ожидали годы плодотворной работы, успех и признание. А вот артисты, которых режиссер оставил в Ленинграде, до сих пор сокрушаются о его уходе.
Сам Петр Наумович не захотел вспоминать о том периоде: «Понимаете, это время связано со слишком сильными переживаниями. Этот рассказ невозможно свести к нескольким абзацам. Если писать, то делать это нужно долго и подробно».
Рассказать о спектаклях Театра Комедии согласилась супруга режиссера Майя Андреевна ТУПИКОВА, служившая там актрисой:
Мы познакомились с Петром Наумовичем в 1965 году. После того как он поставил «Смерть Тарелкина», наступило непростое время: Фоменко не давали работать в Москве и Ленинграде. Как-то в литературной части Театра Комедии я услышала, что пьесу Арбузова «В этом милом старом доме» никто не хочет ставить. Завлит Юрий Барбой и главный режиссер Вадим Голиков были в некоторой растерянности, поскольку обещали драматургу, что театр включит пьесу в репертуар. Я сказала, что у меня есть один знакомый режиссер. Они проявили интерес, и позже Голикову удалось договориться, чтобы Фоменко утвердили. Я принесла пьесу Петру Наумовичу: «Вот, прочти. Если захочешь, ее можно будет поставить у нас». Спектакль получился очень хороший.
Будучи приглашенным режиссером, Фоменко занимал меня в своих постановках. Я играла Андромаху («Троянской войны не будет»), Клаву Полуорлову («Старый Новый год»), Арсиною («Мизантроп»). На репетициях он очень строго держал себя с актерами, и я не была исключением. Нередко ругал меня, я, случалось, плакала. Возглавив театр, Петр Наумович предложил мне сыграть Гурмыжскую в «Лесе». Но я, шутя, сказала: «Петя, как-то нехорошо: став главным режиссером, ты сразу даешь основную роль жене». Он согласился и назначил Елену Юнгер и Веру Карпову. (Смеется.) Поначалу Елене Владимировне было непросто репетировать. Натуру утонченную, ее немного шокировало некоторое хулиганство Фоменко, которое ему всегда было свойственно. Но хулиганство это никогда не носило оттенка пошлости. В сцене с Булановым с Гурмыжской спадал парик, обнажая лысую голову. Буланов спешил раздеться, делал это неумело и очень смешно и потом жеребенком прыгал по сцене со спущенными брюками. Но сегодня Гурмыжскую считают одним из лучших созданий Елены Юнгер.
Желание Петра Наумовича уйти из Комедии росло постепенно. Его не могло не угнетать, что спектакли вызывали сопротивление представителей обкома. Чуть не в каждом слове они видели намек на себя, на то, что происходит в действительности. Негодование властей вызвал «Теркин-Теркин», но лучшие представители интеллигенции (среди них Даниил Гранин, Михаил Дудин) содействовали тому, чтобы спектакль, пусть и с большими купюрами, вышел. Дальше был «Арденский лес»: Юлий Ким адаптировал к современности пьесу Шекспира «Как вам это понравится». Честно сказать, я не считаю тот спектакль удачным, но отзывы критиков не были справедливы. Непривычная сценическая форма вызвала упреки в искажении классики. Для Фоменко это, наверное, стало последней каплей. Он написал третье заявление об уходе, которое подписали.
«ВП» спросил Ольгу АНТОНОВУ, народную артистку России:
Какое впечатление произвел на вас Петр Наумович при первой встрече?
Он показался мне очаровательной помесью Лоуренса Оливье и Михаила Пуговкина. (Вы это вырежьте… а впрочем, можно оставить: Петр Наумович рассердится, но потом это его рассмешит. ) Достоинство и магия Оливье и остроумие и слегка детская наивность Пуговкина. Я в жизни не встречала режиссера, столь быстро понимающего, чего он хочет, и ведущего актеров к своей цели. Прочитав пьесу, Петр Наумович уже знал, о чем лично он хочет ставить. И его спектакли часто оказывались выше драматургии, лежащей в их основе. Он сделал много ультрасовременных открытий в режиссуре, которые годами позже я видела у других режиссеров. Этот повтор открытий знаменовался восторгами и наградами, хотя это когда-то придумал Фоменко. Но Петр Наумович никогда не претендовал на звание первооткрывателя: мол, это не я придумал, а Господь Бог подарил. Это подарено миру, и разве столь важно, через кого?
В чем состояла особенность его репетиций?
Иные берут розу как я называю любого актера и начинают искусственно распускать бутон. Фоменко умел подождать, умел, образно говоря, так напоить и накормить актерскую личность, что эта роза раскрывалась сама и необыкновенно, не так, как раскрытая насильно. Для актеров это было открытие себя, нахождение в себе таких ресурсов, о которых они не подозревали. Петр Наумович был провидцем, вдохновителем этого открытия. Он давал нам возможность летать. Есть изумительные артисты, до и после Фоменко никогда не звеневшие так, как в его спектаклях.
У него было смешное качество: когда актер предлагал что-то интересное для роли, Петр Наумович увлекался, мог оттолкнуть того со сцены и сам, своей кожей, пробовал предложенное. Особенно Фоменко понимал женские роли и очень точно их показывал. Но может, это мне кажется, поскольку я сама женщина… Он рожал роль вместе с актером, как рожают ребенка.
Многие ваши коллеги и критики считают, что Нина Бегак в «Милом старом доме» едва ли не лучшее из всего, вами сыгранного…
Я играла у Фоменко роли и сложнее, и выигрышнее. Такой успех можно объяснить, наверное, вот чем. Это моя первая роль у Петра Наумовича, и тот спектакль действительно оставил ощущение триумфа. Там было созвездие актеров, включая моего любимого партнера Гену Воропаева его мне недостает в каждой пьесе, которую я начинаю репетировать. Потом, роль Бегак из разряда характерных, а такие всегда нравятся зрителю больше, чем романтические. Фоменко выстроил эту роль словно на лезвии бритвы: чуть-чуть отклонишься в одну сторону и будет пошло, в другую будет приторно. И еще надо учесть, что «Милый старый дом» снят на пленку, в отличие от других спектаклей. А если бы зрители сейчас увидели, какой у Фоменко был «Мизантроп»! Или «Старый Новый год»…
А еще говорили, что после Театра Комедии Фоменко искал в других актрисах Антонову. Что в женских героинях просвечивал ваш образ…
Мне не кажется это правдой. Я думаю, что и меня он подвел к тому образу, который сам себе сложил, может, еще в детстве. Эта женщина была его мечтой. (Смеется.) И он просто захотел меня туда всунуть, что я с большим удовольствием позволила сделать.
Дорогой Петр Наумыч! Я вас люблю, мне вас очень недостает. Не только в театре, но и в жизни, во всех моих поступках и действиях я держу вас ориентиром. Вы для меня путеводная звезда. Я думаю, что вы поставите еще много-много спектаклей и снимете много фильмов. И весь свой опыт перенесете в другую душу и та душа будет гениальной.
Елена ФЛОРИНСКАЯ, заслуженный работник культуры, хранитель музейных фондов Театра Комедии:
Сначала Петр Наумович проявил ко мне, как к актрисе, некоторый интерес. В «Троянской войны не будет», где я играла Венеру, он даже придумал сцену, которой нет в пьесе: Парис выбирал меня среди богинь и отдавал мне яблоко. Мы, боги, сидели наверху и в самые интересные моменты выглядывали из форточек, наблюдая за смертными. После успеха фоменковских спектаклей труппа раскололась: одни считали, что главным режиссером должен остаться Голиков, другие хотели видеть вместо него Фоменко. Я была среди «голиковцев». И когда Фоменко возглавил театр, его отношение ко мне резко изменилось. Через какое-то время он сказал, что не видит меня как актрису, и созвал худсовет. Вся труппа сидела, опустив глаза, никто меня не защитил. Вообще Петра Наумовича все побаивались. Представьте, какой это был удар: мой папа, актер Глеб Флоринский, пришел в Комедию даже чуть раньше Акимова; можно сказать, я в этом театре родилась, сам Акимов взял меня в труппу. Я спросила: «Петр Наумович, вы категорически не хотите, чтобы я здесь работала? Или я могу остаться в качестве кого-то?» Он ответил, что подумает, а спустя какое-то время сказал: «Я считаю, что по морально-этическим соображениям вы должны остаться в театре». Но моя семья отговаривала меня, раз со мной так обошелся коллектив. Тем более что нашлась интересная работа.
Наступила осень, открывался сезон. Как всегда, «Милым старым домом». И я вдруг понимаю, что где-то там начинается спектакль и что я не могу без своего театра. Звоню Петру Наумовичу: хочу работать в Комедии кем угодно. «Приходите завтра в десять утра, что-нибудь придумаем». Утром Фоменко собирает в своем кабинете всех начальников цехов: «Елена Глебовна согласилась работать в нашем театре. Я хочу, чтобы она была помощником режиссера, но сейчас нет свободной ставки. Подумайте, у кого есть место». И меня для формальности оформили бутафором, хотя на деле я стала помрежем. Это был 1978 год.
Сначала Фоменко держался со мной настороженно, но я решила, что если я работаю помрежем, то надо начинать с чистого листа. Быть помрежем Фоменко, помогать ему оказалось безумно интересно. Большего профессионального счастья я не знала. За свою жизнь я побывала и актрисой, и пом╜режем, семнадцать лет заведовала труппой Комедии, и когда меня спрашивают, кем мне больше всего нравилось работать, я отвечаю: помощником режиссера. Ты с самого начала свидетель рождения спектакля.
Постепенно у нас сложились очень хорошие отношения. Помню тот день, когда я готовилась к спектаклю и прямо на сцену позвонил Петр Наумович: «Елена Глебовна, я сегодня подал заявление об уходе, и его подписали. Я хочу, чтобы вы первая об этом узнали». Я страшно расстроилась. Для многих из нашего театра настал траур. А спустя годы я призналась Фоменко: «Я вам благодарна, что вы круто изменили мою жизнь. Я прожила ее интересно. А останься я актрисой, неизвестно, сколько бы я, состарившись, ждала роли в каком-нибудь третьем составе». И он очень обрадовался этому признанию.
Всегда неожиданный Петр Наумович! Нам с Левой (Лев Цуцульковский, режиссер, муж Е. Флоринской. Прим. ред.) вы очень дороги. И мы очень ценим, что столкнулись с вами на одной дорожке. С прекрасным юбилеем!
Вера КАРПОВА, народная артистка России:
Петр Наумович! Спасибо вам за «лысую» Кассандру в «Троянской войне…» Жироду. Помню, как я выходила с огромным барабаном, отмечая ударами самые важные моменты действия, предрекая все беды. В уста Кассандры вы вложили цветаевские строки: «Не надо мне ни дыр / Ушных, ни вещих глаз. / На твой безумный мир / Ответ один отказ». Только к вам в спектакль могла попроситься великая артистка Елизавета Уварова кем угодно, хоть в массовку. И здесь, в Жироду, она играла одного из старцев.
Помню другую героиню, в «Добро, ладно, хорошо», выходившую сразу с тремя шапочками на голове. Увидев мою придумку, вы спросили: «Вера, а почему три шапки?» «Ну как, Петр Наумович, она же работает на каруселях, а дети постоянно теряют шапочки». С кем еще можно было придумать такие шутки?
Помню, как раздувались ваши ноздри, когда вы репетировали, а лицо делалось таким демоническим…
Помню, как в вашем чудесном «Теркине-Теркине» я была Смертью, а вы иногда играли Автора. Вы сделали Смерть разноликой, и когда она приходила награждать Теркина, то это была словно дама власти, которая рекла: «К нам приписанный навеки, / Ты не знал наверняка, / Как о мертвом человеке / Здесь забота велика». Как хорошо, что вы получили свою награду не как Теркин, а при жизни: в виде своего театра и замечательной труппы, на которую мы, ваши старые друзья, с завистью ходим смотреть.
Помню пасмурный ленинградский день, когда мы, группка артистов под руководством Елены Юнгер, ходили в Смольный защищать вас. Нам велели подождать полтора часа, и все пошли ко мне домой, поскольку я живу рядом. Мы пришли позже, но нас так и не приняли. Как жаль, что прекратилось счастье работать с вами. И все равно «вы к нам приписаны навеки», потому что представить себе историю Театра Комедии без вашей страницы невозможно.
Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко» был основан в 1993 году, хотя его артисты ведут отсчет биографии с 1988 года. Тогда Петр Наумович набрал в свою мастерскую ГИТИСа студентов, которые в дальнейшем составили костяк труппы. У Фоменко несколько поколений учеников актеров и режиссеров, среди них Сергей Женовач и Олег Рыбкин, Миндаугас Карбаускис и Сергей Пускепалис, Галина Тюнина и Евгений Цыганов, Полина Агуреева и сестры Кутеповы. На протяжении своей истории «Мастерская» пополнялась учениками Петра Наумовича «фоменками». Это слово не только знак мастерства, таланта, «штучности». Это прежде всего знак причастности к отдельной театральной семье: сплоченной и крепкой, где каждый окружен любовью.
«Вечерний Петербург» решил вспомнить тот период, когда Петр Наумович работал в нашем городе, во многом определяя его театральный облик. В 1972 году довольно молодой режиссер, переживший затишье после поставленной им в Москве скандальной «Смерти Тарелкина», выпустил в Театре Комедии «Этот милый старый дом» А. Арбузова. Спектакль имел огромный успех, и Фоменко поставил там же «Троянской войны не будет» Ж. Жироду (1973), «Старый Новый год» М. Рощина (1974), мольеровского «Мизантропа» (1975) и др. А в 1977-м он стал главным режиссером Театра Комедии. Правда, спустя четыре года Фоменко ушел из Комедии его ожидали годы плодотворной работы, успех и признание. А вот артисты, которых режиссер оставил в Ленинграде, до сих пор сокрушаются о его уходе.
Сам Петр Наумович не захотел вспоминать о том периоде: «Понимаете, это время связано со слишком сильными переживаниями. Этот рассказ невозможно свести к нескольким абзацам. Если писать, то делать это нужно долго и подробно».
Рассказать о спектаклях Театра Комедии согласилась супруга режиссера Майя Андреевна ТУПИКОВА, служившая там актрисой:
Мы познакомились с Петром Наумовичем в 1965 году. После того как он поставил «Смерть Тарелкина», наступило непростое время: Фоменко не давали работать в Москве и Ленинграде. Как-то в литературной части Театра Комедии я услышала, что пьесу Арбузова «В этом милом старом доме» никто не хочет ставить. Завлит Юрий Барбой и главный режиссер Вадим Голиков были в некоторой растерянности, поскольку обещали драматургу, что театр включит пьесу в репертуар. Я сказала, что у меня есть один знакомый режиссер. Они проявили интерес, и позже Голикову удалось договориться, чтобы Фоменко утвердили. Я принесла пьесу Петру Наумовичу: «Вот, прочти. Если захочешь, ее можно будет поставить у нас». Спектакль получился очень хороший.
Будучи приглашенным режиссером, Фоменко занимал меня в своих постановках. Я играла Андромаху («Троянской войны не будет»), Клаву Полуорлову («Старый Новый год»), Арсиною («Мизантроп»). На репетициях он очень строго держал себя с актерами, и я не была исключением. Нередко ругал меня, я, случалось, плакала. Возглавив театр, Петр Наумович предложил мне сыграть Гурмыжскую в «Лесе». Но я, шутя, сказала: «Петя, как-то нехорошо: став главным режиссером, ты сразу даешь основную роль жене». Он согласился и назначил Елену Юнгер и Веру Карпову. (Смеется.) Поначалу Елене Владимировне было непросто репетировать. Натуру утонченную, ее немного шокировало некоторое хулиганство Фоменко, которое ему всегда было свойственно. Но хулиганство это никогда не носило оттенка пошлости. В сцене с Булановым с Гурмыжской спадал парик, обнажая лысую голову. Буланов спешил раздеться, делал это неумело и очень смешно и потом жеребенком прыгал по сцене со спущенными брюками. Но сегодня Гурмыжскую считают одним из лучших созданий Елены Юнгер.
Желание Петра Наумовича уйти из Комедии росло постепенно. Его не могло не угнетать, что спектакли вызывали сопротивление представителей обкома. Чуть не в каждом слове они видели намек на себя, на то, что происходит в действительности. Негодование властей вызвал «Теркин-Теркин», но лучшие представители интеллигенции (среди них Даниил Гранин, Михаил Дудин) содействовали тому, чтобы спектакль, пусть и с большими купюрами, вышел. Дальше был «Арденский лес»: Юлий Ким адаптировал к современности пьесу Шекспира «Как вам это понравится». Честно сказать, я не считаю тот спектакль удачным, но отзывы критиков не были справедливы. Непривычная сценическая форма вызвала упреки в искажении классики. Для Фоменко это, наверное, стало последней каплей. Он написал третье заявление об уходе, которое подписали.
«ВП» спросил Ольгу АНТОНОВУ, народную артистку России:
Какое впечатление произвел на вас Петр Наумович при первой встрече?
Он показался мне очаровательной помесью Лоуренса Оливье и Михаила Пуговкина. (Вы это вырежьте… а впрочем, можно оставить: Петр Наумович рассердится, но потом это его рассмешит. ) Достоинство и магия Оливье и остроумие и слегка детская наивность Пуговкина. Я в жизни не встречала режиссера, столь быстро понимающего, чего он хочет, и ведущего актеров к своей цели. Прочитав пьесу, Петр Наумович уже знал, о чем лично он хочет ставить. И его спектакли часто оказывались выше драматургии, лежащей в их основе. Он сделал много ультрасовременных открытий в режиссуре, которые годами позже я видела у других режиссеров. Этот повтор открытий знаменовался восторгами и наградами, хотя это когда-то придумал Фоменко. Но Петр Наумович никогда не претендовал на звание первооткрывателя: мол, это не я придумал, а Господь Бог подарил. Это подарено миру, и разве столь важно, через кого?
В чем состояла особенность его репетиций?
Иные берут розу как я называю любого актера и начинают искусственно распускать бутон. Фоменко умел подождать, умел, образно говоря, так напоить и накормить актерскую личность, что эта роза раскрывалась сама и необыкновенно, не так, как раскрытая насильно. Для актеров это было открытие себя, нахождение в себе таких ресурсов, о которых они не подозревали. Петр Наумович был провидцем, вдохновителем этого открытия. Он давал нам возможность летать. Есть изумительные артисты, до и после Фоменко никогда не звеневшие так, как в его спектаклях.
У него было смешное качество: когда актер предлагал что-то интересное для роли, Петр Наумович увлекался, мог оттолкнуть того со сцены и сам, своей кожей, пробовал предложенное. Особенно Фоменко понимал женские роли и очень точно их показывал. Но может, это мне кажется, поскольку я сама женщина… Он рожал роль вместе с актером, как рожают ребенка.
Многие ваши коллеги и критики считают, что Нина Бегак в «Милом старом доме» едва ли не лучшее из всего, вами сыгранного…
Я играла у Фоменко роли и сложнее, и выигрышнее. Такой успех можно объяснить, наверное, вот чем. Это моя первая роль у Петра Наумовича, и тот спектакль действительно оставил ощущение триумфа. Там было созвездие актеров, включая моего любимого партнера Гену Воропаева его мне недостает в каждой пьесе, которую я начинаю репетировать. Потом, роль Бегак из разряда характерных, а такие всегда нравятся зрителю больше, чем романтические. Фоменко выстроил эту роль словно на лезвии бритвы: чуть-чуть отклонишься в одну сторону и будет пошло, в другую будет приторно. И еще надо учесть, что «Милый старый дом» снят на пленку, в отличие от других спектаклей. А если бы зрители сейчас увидели, какой у Фоменко был «Мизантроп»! Или «Старый Новый год»…
А еще говорили, что после Театра Комедии Фоменко искал в других актрисах Антонову. Что в женских героинях просвечивал ваш образ…
Мне не кажется это правдой. Я думаю, что и меня он подвел к тому образу, который сам себе сложил, может, еще в детстве. Эта женщина была его мечтой. (Смеется.) И он просто захотел меня туда всунуть, что я с большим удовольствием позволила сделать.
Дорогой Петр Наумыч! Я вас люблю, мне вас очень недостает. Не только в театре, но и в жизни, во всех моих поступках и действиях я держу вас ориентиром. Вы для меня путеводная звезда. Я думаю, что вы поставите еще много-много спектаклей и снимете много фильмов. И весь свой опыт перенесете в другую душу и та душа будет гениальной.
Елена ФЛОРИНСКАЯ, заслуженный работник культуры, хранитель музейных фондов Театра Комедии:
Сначала Петр Наумович проявил ко мне, как к актрисе, некоторый интерес. В «Троянской войны не будет», где я играла Венеру, он даже придумал сцену, которой нет в пьесе: Парис выбирал меня среди богинь и отдавал мне яблоко. Мы, боги, сидели наверху и в самые интересные моменты выглядывали из форточек, наблюдая за смертными. После успеха фоменковских спектаклей труппа раскололась: одни считали, что главным режиссером должен остаться Голиков, другие хотели видеть вместо него Фоменко. Я была среди «голиковцев». И когда Фоменко возглавил театр, его отношение ко мне резко изменилось. Через какое-то время он сказал, что не видит меня как актрису, и созвал худсовет. Вся труппа сидела, опустив глаза, никто меня не защитил. Вообще Петра Наумовича все побаивались. Представьте, какой это был удар: мой папа, актер Глеб Флоринский, пришел в Комедию даже чуть раньше Акимова; можно сказать, я в этом театре родилась, сам Акимов взял меня в труппу. Я спросила: «Петр Наумович, вы категорически не хотите, чтобы я здесь работала? Или я могу остаться в качестве кого-то?» Он ответил, что подумает, а спустя какое-то время сказал: «Я считаю, что по морально-этическим соображениям вы должны остаться в театре». Но моя семья отговаривала меня, раз со мной так обошелся коллектив. Тем более что нашлась интересная работа.
Наступила осень, открывался сезон. Как всегда, «Милым старым домом». И я вдруг понимаю, что где-то там начинается спектакль и что я не могу без своего театра. Звоню Петру Наумовичу: хочу работать в Комедии кем угодно. «Приходите завтра в десять утра, что-нибудь придумаем». Утром Фоменко собирает в своем кабинете всех начальников цехов: «Елена Глебовна согласилась работать в нашем театре. Я хочу, чтобы она была помощником режиссера, но сейчас нет свободной ставки. Подумайте, у кого есть место». И меня для формальности оформили бутафором, хотя на деле я стала помрежем. Это был 1978 год.
Сначала Фоменко держался со мной настороженно, но я решила, что если я работаю помрежем, то надо начинать с чистого листа. Быть помрежем Фоменко, помогать ему оказалось безумно интересно. Большего профессионального счастья я не знала. За свою жизнь я побывала и актрисой, и пом╜режем, семнадцать лет заведовала труппой Комедии, и когда меня спрашивают, кем мне больше всего нравилось работать, я отвечаю: помощником режиссера. Ты с самого начала свидетель рождения спектакля.
Постепенно у нас сложились очень хорошие отношения. Помню тот день, когда я готовилась к спектаклю и прямо на сцену позвонил Петр Наумович: «Елена Глебовна, я сегодня подал заявление об уходе, и его подписали. Я хочу, чтобы вы первая об этом узнали». Я страшно расстроилась. Для многих из нашего театра настал траур. А спустя годы я призналась Фоменко: «Я вам благодарна, что вы круто изменили мою жизнь. Я прожила ее интересно. А останься я актрисой, неизвестно, сколько бы я, состарившись, ждала роли в каком-нибудь третьем составе». И он очень обрадовался этому признанию.
Всегда неожиданный Петр Наумович! Нам с Левой (Лев Цуцульковский, режиссер, муж Е. Флоринской. Прим. ред.) вы очень дороги. И мы очень ценим, что столкнулись с вами на одной дорожке. С прекрасным юбилеем!
Вера КАРПОВА, народная артистка России:
Петр Наумович! Спасибо вам за «лысую» Кассандру в «Троянской войне…» Жироду. Помню, как я выходила с огромным барабаном, отмечая ударами самые важные моменты действия, предрекая все беды. В уста Кассандры вы вложили цветаевские строки: «Не надо мне ни дыр / Ушных, ни вещих глаз. / На твой безумный мир / Ответ один отказ». Только к вам в спектакль могла попроситься великая артистка Елизавета Уварова кем угодно, хоть в массовку. И здесь, в Жироду, она играла одного из старцев.
Помню другую героиню, в «Добро, ладно, хорошо», выходившую сразу с тремя шапочками на голове. Увидев мою придумку, вы спросили: «Вера, а почему три шапки?» «Ну как, Петр Наумович, она же работает на каруселях, а дети постоянно теряют шапочки». С кем еще можно было придумать такие шутки?
Помню, как раздувались ваши ноздри, когда вы репетировали, а лицо делалось таким демоническим…
Помню, как в вашем чудесном «Теркине-Теркине» я была Смертью, а вы иногда играли Автора. Вы сделали Смерть разноликой, и когда она приходила награждать Теркина, то это была словно дама власти, которая рекла: «К нам приписанный навеки, / Ты не знал наверняка, / Как о мертвом человеке / Здесь забота велика». Как хорошо, что вы получили свою награду не как Теркин, а при жизни: в виде своего театра и замечательной труппы, на которую мы, ваши старые друзья, с завистью ходим смотреть.
Помню пасмурный ленинградский день, когда мы, группка артистов под руководством Елены Юнгер, ходили в Смольный защищать вас. Нам велели подождать полтора часа, и все пошли ко мне домой, поскольку я живу рядом. Мы пришли позже, но нас так и не приняли. Как жаль, что прекратилось счастье работать с вами. И все равно «вы к нам приписаны навеки», потому что представить себе историю Театра Комедии без вашей страницы невозможно.
Евгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Семейное счастие. Записки бастарда«Новая газета», 8.08.2014
- От Сулера до
ФоменкоДарья Шмитова, «Российская газета», 9.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Борис Любимов: Петр Фоменко умел быть на равных со своими ученикамиАся Иванова, «Вечерняя Москва», 9.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Петр Фоменко: «Я читаю медленно»Татьяна Ковалева, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Театр для артистаИрина Корнеева, «Российская газета», 13.07.2007
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Поцелуй через стеклоЛюбовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Пушкин всё┘Глеб Ситковский, «Газета», 25.04.2007
- Теневые развлечения богемыОльга Егошина, «Новые известия», 24.04.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Безлюбовная отповедь«Русский курьер», 28.12.2006
- Все, кроме любвиИрина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Действительно: как жаль!Марина Токарева, «Московские новости», 24.11.2006
- Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалыКсения Аитова, «АНН», 24.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Методом проб и ошибок2006
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой»Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизаторВера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,