Незавершенный сюжет
Год назад мы потеряли Петра Фоменко
Петр Фоменко в одном из интервью как-то сказал: “сложно сегодня ставить трагедию, не ощутив ее мораль. Сегодня юмор – это нечто, дающее право повести в тайники страдающей души, трагических предчувствий, магических и мистических”. Последний спектакль Фоменко “Триптих”, неожиданно диссонирующий по настроению с прежними работами Мастерской, в особенности его заключительная часть – “Сцена из Фауста”, убеждает в том, что Мастер в созданном им театре с воспитанными им учениками двигался к трагедии. Он играл, шутил, но всегда возвращался к неоконченным, тревожащим сюжетам. Ведь задолго до того, как Кирилл Пирогов выйдет на сцену в роли Фауста, в финале равнодушно произнося свой приговор “Всё утопить”, и черный саван волной накроет зал, Фоменко представил балаганную версию той же сцены в крошечном Лиликанском театре Ильи Эпельбаума и Майи Краснопольской. То была веселая шутка, издевка, всего лишь репетиция сцены, от которой в театре на мгновение леденела кровь. Нам не изображали катастрофу, но мы отчетливо видели ее итог.
Тема судьбы – одна из главных в творчестве и жизни Фоменко. Его работа оборвалась на пушкинском “Борисе Годунове”. В нем режиссер планировал задействовать всю труппу театра. А первой работой Фоменко в ГИТИСе был именно “Борис Годунов”. Фоменко считал его, как признался в 1999 году, самой серьезной своей постановкой. Режиссерское кокетство? Возможно. Ведь к тому моменту Фоменко создал уже “Смерть Тарелкина”, “Калигулу” и “Великодушного рогоносца” – спектакли, казалось бы, не менее серьезные, резкие, трагифарсовые. В них реальность мешалась с фантасмагорией, и зло казалось неизбывным, и человек стоял перед неразрешимым выбором между добром и злом, граница между ними все время стиралась, а в самом герое неустанно боролись злодей-убийца и человек страдающий.
И все-таки назван “Борис Годунов”. Думается, причина крылась именно в авторе. В творчестве Фоменко были писатели, к которым он обращался неоднократно – Толстой, Островский. С ними, в первую очередь, и связывают репертуар Мастерской. Однако был автор, которым режиссер занимался всю свою жизнь. И это – Пушкин. Анна Тютчева, учительница по литературе, о которой Фоменко часто рассказывал, привила любовь к произведениям поэта. Актер Дмитрий Журавлев, чье исполнение пушкинских стихов вдохновило Фоменко, научил быть бережным к слову.
На одном из Пушкинских фестивалей в Пскове, на которые Фоменко не раз приезжал с учениками, Анатолий Васильев сказал, что пушкинский текст можно поставить, только владея техникой и философией, где преимущество отдается вербальному началу. Но спектакль никогда не обретет успеха и останется мертвым, если не произрастет из душевного порыва. Позднее он добавил, что если бы отечественный театр в лице своих лучших представителей обратился к Пушкину и обучил себя драматическому искусству на его текстах, то нынешний советский театр (сказано вновь в 1999 году) мог бы стать русским (то есть обращенным к внутреннему миру человека, актера).
Задолго до этих слов, в конце 1980-х, набрав режиссерско-актерский курс, Фоменко начал создавать собственный театр, впоследствии воплотивший в себе образ русского театра. В нем претворилась пушкинская философия и мировоззрение. С самого начала в исполнении молодых фоменок ощущалась радость творческого избытка, и жизнь утверждалась как ценнейший дар. Неслучайно, что у Толстого в “Войне и мире” Фоменко выберет те эпизоды, в которых выражена полнота жизненного мгновения. А в “Одной абсолютно счастливой деревне” Михеев Евгения Цыганова произнесет ключевые для спектакля слова: “живем один раз, чтобы не надо было жалеть”. Наравне с молодостью, русским Золотым веком, воспеваемыми Мастером, особое значение приобрели женские образы. Фоменко было присуще обожествление женщины, ее природы, ее психологии. Его актрисы стали для режиссера милым идеалом, как Татьяна Ларина для Пушкина. Но все-таки с одной существенной разницей: женщина Фоменко – актриса, и потому в ней хитро переплетены грех и высокое целомудрие. В ней – семейный уют и бродяжничество, жажда счастья и тоска по его быстротечности, беззащитность и сила, земная телесная чувственность и святое начало вечной женственности.
Учебные же занятия фоменок по текстам Пушкина формировали узнаваемый стиль и метод Мастерской, проявившийся затем в работе и над другими авторами: привычку к медленному, подробному чтению, “вместе с самим автором” (потому так часто Фоменко выводил на сцену персонажа-автора, с ним герои часто вступают в диалог), улавливание музыкального строя стиха, умение создать чувственный образ слова. Актеры Фоменко научились видеть в слове главный источник действия. Смешивая интонационные краски, оттенки смыслов, как мазки, то нарушая, то вновь восстанавливая неустойчивый баланс между поступками и репликами героев, фоменки легко вовлекали зрителя в захватывающую стихию игры. В этом крылся одни из секретов работы Фоменко с прозой: он дробил ее на фрагменты, разбивал на голоса, создавая удивительно полифонический текст. Его актеры могли мгновенно остраниться, эхом откликнуться на действия и мысли героя.
Лидия Гинзбург отмечала, что Пушкину всегда нужна была дистанция для воплощения персонажа. Сам герой одновременно являлся и персонажем, и рассказчиком. В тот момент, когда рассказчик соединялся с героем, персонаж переживал момент само-осмысления и самопостижения. В эти ставшие и для Мастерской ключевыми драматические паузы (они внезапны и неуловимы) герои, прислушиваясь к миру, вступали в “диалог с вечностью”. Вспомним Марию Болконскую Галины Тюниной, пишущую письмо Жюли, или то, как замирали герои за чашкой чая в финале “Семейного счастия”. Однако еще ранее Фоменко смог передать эти пушкинские паузы, открытые финалы в своем триптихе по “Повестям Белкина” – в телеспектаклях “Выстрел”, “Метель” и “Гробовщик”. Там авторский текст (сначала его читал Алексей Эйбоженко, а после его смерти – сам Фоменко) словно заполнял собой все кинопространство. Белкин-Пушкин не появлялся в кадре, но его присутствие всегда ощущалось. Общие планы, в которых изображение, казалось, таяло в метели и сверкании церковных свечей, ночном сумраке и свете уличных фонарей, предрассветном тумане и дыме гусарских пушек, Фоменко неожиданно – но ритмически точно – сменял крупным планом, фиксируя внимание зрителя на переживаниях героев. В тот момент – переломный и судьбоносный – создавалось впечатление, что рассказчик на долю секунды воплощался в персонажа, и происходила какая-то трудноуловимая перемена в герое: в Марье Гавриловне, увидевшей перед алтарем незнакомца, в Графе и Сильвио во время их последней дуэли, в Гробовщике после мутного сна-свидания с мертвецами. Эту перемену можно назвать пробуждением или “прикосновением к истине”.
Валентин Непомнящий и Станислав Рассадин неоднократно указывали на то, что герои Пушкина всегда находятся между Богом и стихией, и существует смертельная опасность сверзиться в стихию окончательно. В этом хождении по тонкой грани проявляется человеческая натура и человеческая жизнь. И в фоменковских работах героев постоянно тянуло из домашнего камерного пространства – туда, где вьюга и бездна, где развлекается нечисть. “В поле бес нас водит, видно; / Да кружит по сторонам”, – так определил Фоменко сквозную тему своих киноработ. Его герои испытывают на себе “бесовскую пред-определенность судьбы”. В том, какие чувства будят в героях дразнящие (неслучайно, что обаятельную театральную нечисть в “Гробовщике” сыграли молодые фоменки), а позднее – разрушающие “бесы”, в том, какими герои выходят после испытаний, и лежал интерес режиссера. И понятно, почему Фоменко неустанно брался за “Пиковую даму”. Он ставил ее пять раз, с профессиональными актерами и студентами, на сцене и в кино. Он считал своих “Пиковых дам” вариациями на тему “Повестей Белкина”. Уже в телеверсии, где снялись студенты, режиссер ввел придуманного им персонажа – Тайную Недоброжелательность, то есть Судьбу. Она же в исполнении Юлии Рутберг появится позднее в Вахтанговской “Пиковой даме” Фоменко. Тогда режиссера укоряли в том, что в постановке недоставало мистической мрачности. Но ее там и не могло быть. Так же, как актеры превращали пушкинский текст в объект страстной игры, так и Судьба, театральная чертовщина, отчаянно вертела Германом, вовлекая его в бесовской маскарад, где жизнь, смерть, загадки и разгадки – лишь маски. В Германе Евгения Князева, мрачно влюбленном в идею-блажь, проглядывало что-то мефистофелевское, обреченно-сальериевское. Но в трактовке образа Германа Фоменко вдруг прослеживалась связь и с “Борисом Годуновым”: ведь тот, кто повинен в смерти, обречен и счастлив быть не сможет (позднее эта тема вновь прозвучит в “Триптихе”, в образе Фауста). Участь Германа – следствие выс-шей предопределенности и предначертанности.
Как ни странно, но в репертуаре Мастерской спектакли по пушкинским произведениям появились лишь дважды – “Египетские ночи” и “Триптих”. Оба оказались по-своему знаменательны. В них Фоменко пробовал новые композиционные построения, обращаясь к монтажу, усложнял работу актерам. В “Египетских ночах” он соединил незаконченную повесть Пушкина с ее продолжением, созданным Брюсовым, и разбавил их пушкинскими стихами разных лет. Три части “Триптиха” поставлены по “Графу Нулину”, “Каменному гостю” и “Сцене из Фауста”, в последнюю включены также стихи Гете, Бродского и Жуковского.
В “Египетских ночах” в игре актеров переплеталось ироничное остранение, смеховое звучание прозы Пушкина и преувеличенная эмоциональность, мелодраматизм стихов Брюсова. Стилистическая контрастность, заряженное отталкивание текстов друг от друга служили поводом для театральной игры: превращения салонных героев в Клеопатр, Флавиев и Кретонов. Выдумка разжигала в чопорных, по-северному равнодушных аристократах нешуточные страсти. Спектакль Фоменко был о преображении искусством, о вдохновении и поиске любви, которая есть риск, и потому неминуемо обрекает на гибель. Петербургского поэта Чарского Андрея Щенникова и нищего прощелыгу-импровизатора Карэна Бадалова сближали общие переживаемые ими моменты вдохновения, проводником в которое служила музыка. Именно музыка – мелодии Паганини, Россини – влияли на интонационный строй речи актеров, позволяли войти в пластический ритм стиха, ему же откликались душевные движения героев. В “Египетских ночах”, как и в других спектаклях Мастерской, была ощутима беззаботность и детская радость преображения. В “Триптихе” же при безупречно отточенных приемах игры со словом (прочитанное актером оно обыгрывается, перепроверяется действием) зазвучали совершенно новые интонации.
Три части спектакля рассчитаны на сквозное прочтение. От одной к другой меняются характеры и эволюционирует жанр. Легкий, водевильный “Граф Нулин”, где преобладают комедийные положения, явно привычнее и понятнее зрителям Мастерской. Но в спектакле настойчиво отвоевывал себе место излюбленный “ранним” Фоменко, как будто бы забытый им, жанр трагифарса.
Режиссер следовал главным требованиям Пушкина: созданию условного неправдоподобия, масок преувеличения и истины страстей. Фоменко обострял игровой язык, гиперболизируя страсти героев, и нещадно комически снижал их. Но дело, конечно, заключалось не в обличении, а в проникновении за внешний ряд психологии, чтобы ярче выявить смятение и противоречивость чувств героев. Именно через преодоление гротеска актерам Мастерской (впервые!) необходимо было выйти к созданию подлинно трагического напряжения. Абсолютно органично в этих новых условиях существовала Галина Тюнина, актриса наиболее чуткая к языку Фоменко, с ее остротой видения, мгновенностью в передаче контрастов. Любовные признания Дон Гуана и Доны Анны на могиле ее мужа без конца перебивались репликами a parte, подмигиваниями, восклицаниями, преувеличенными вздохами. Но при этом искренность и преданность, эротическое желание и обреченность женщины никуда не исчезали. В “Сцене из Фауста” Фоменко создал мир иронического абсурда с прыгающими на шабаше скелетами, мертвецами и ведьмами, но именно на контрасте с ними абсолютно безнадежно звучал приговор Фауста. От одной части к другой нарастало чувство разрушения: дома, морали, жизни отдельного человека, мира. Менялись и вариации играемых актерами персонажей. В исполнении одной лишь Тюниной выстраивалась галерея всех фоменковских женских образов. В “Графе Нулине” ее уездная барыня Наталья Павловна, погруженная в романтическую дремоту, мечтала об адюльтере. За ее маятой следил сидящий на балкончике рассказчик, Пушкин, он же, как окажется впоследствии, Лидин, в исполнении Кирилла Пирогова. Поэт, сочиняя шуточную поэму, потешался над героями. Нулин Карэна Бадалова – подслеповатый, лысый и прихрамывающий, словно на лошадиное копыто, лукавый бес. В “Каменном госте” Дона Анна – земная женщина, которая жаждет любви, ее тянет к греху, но в ней есть божественная чистота от незнания. Их любовь с Дон Гуаном обречена, для них смерть – спасение. В образе Дон Гуана Пирогова теперь нет разделения на рассказчика и героя. Ведь пушкинский Дон Гуан – это в какой-то степени сам Пушкин. Для него любовь и смерть – две вещи неразрывные, и потому он ищет смерти. Дон Гуана сопровождает паяц Лепорелло Бадалова, предвестник трагических событий. Он размахивает картонным мечом, скрываясь на балконе, как за ширмой передвижного балагана. А в третьей части Лепорелло обратится циничным, расчетливым духом – Мефистофелем, следующим за Фаустом. В Фаусте Пирогова уже нет веры, есть пресыщение. Для актера, кажется, это пока сложный образ, его герой запоминается преимущественно финальной сценой: Фауст, как в ловушке, замер перед бездной человеческого бытия, трагедией, а позади на возвышении – преследующий его дух Гретхен. Тюнина в белом платье, вращающая веретено, – Судьба, воплощение неотвратимой участи. Она – указание на неизбывность вины и зла, которое страшнее смерти.
Фоменко вел своих учеников к зрелым трагическим ролям. Но прежде необходимо было обрести технику и философию. Их формировала работа по текстам Пушкина. С актерами Мастерской Фоменко возвращался к своему ост-рому, трагифарсовому языку, вновь выясняя отношения человека с Богом и стихиями, ставя его перед лицом судьбы и бездной трагедии. Жизнь оставила очередной театральный сюжет незавершенным. Но это вовсе не означает, что ученики не готовы сыграть задуманные для них Мастером роли.
Тема судьбы – одна из главных в творчестве и жизни Фоменко. Его работа оборвалась на пушкинском “Борисе Годунове”. В нем режиссер планировал задействовать всю труппу театра. А первой работой Фоменко в ГИТИСе был именно “Борис Годунов”. Фоменко считал его, как признался в 1999 году, самой серьезной своей постановкой. Режиссерское кокетство? Возможно. Ведь к тому моменту Фоменко создал уже “Смерть Тарелкина”, “Калигулу” и “Великодушного рогоносца” – спектакли, казалось бы, не менее серьезные, резкие, трагифарсовые. В них реальность мешалась с фантасмагорией, и зло казалось неизбывным, и человек стоял перед неразрешимым выбором между добром и злом, граница между ними все время стиралась, а в самом герое неустанно боролись злодей-убийца и человек страдающий.
И все-таки назван “Борис Годунов”. Думается, причина крылась именно в авторе. В творчестве Фоменко были писатели, к которым он обращался неоднократно – Толстой, Островский. С ними, в первую очередь, и связывают репертуар Мастерской. Однако был автор, которым режиссер занимался всю свою жизнь. И это – Пушкин. Анна Тютчева, учительница по литературе, о которой Фоменко часто рассказывал, привила любовь к произведениям поэта. Актер Дмитрий Журавлев, чье исполнение пушкинских стихов вдохновило Фоменко, научил быть бережным к слову.
На одном из Пушкинских фестивалей в Пскове, на которые Фоменко не раз приезжал с учениками, Анатолий Васильев сказал, что пушкинский текст можно поставить, только владея техникой и философией, где преимущество отдается вербальному началу. Но спектакль никогда не обретет успеха и останется мертвым, если не произрастет из душевного порыва. Позднее он добавил, что если бы отечественный театр в лице своих лучших представителей обратился к Пушкину и обучил себя драматическому искусству на его текстах, то нынешний советский театр (сказано вновь в 1999 году) мог бы стать русским (то есть обращенным к внутреннему миру человека, актера).
Задолго до этих слов, в конце 1980-х, набрав режиссерско-актерский курс, Фоменко начал создавать собственный театр, впоследствии воплотивший в себе образ русского театра. В нем претворилась пушкинская философия и мировоззрение. С самого начала в исполнении молодых фоменок ощущалась радость творческого избытка, и жизнь утверждалась как ценнейший дар. Неслучайно, что у Толстого в “Войне и мире” Фоменко выберет те эпизоды, в которых выражена полнота жизненного мгновения. А в “Одной абсолютно счастливой деревне” Михеев Евгения Цыганова произнесет ключевые для спектакля слова: “живем один раз, чтобы не надо было жалеть”. Наравне с молодостью, русским Золотым веком, воспеваемыми Мастером, особое значение приобрели женские образы. Фоменко было присуще обожествление женщины, ее природы, ее психологии. Его актрисы стали для режиссера милым идеалом, как Татьяна Ларина для Пушкина. Но все-таки с одной существенной разницей: женщина Фоменко – актриса, и потому в ней хитро переплетены грех и высокое целомудрие. В ней – семейный уют и бродяжничество, жажда счастья и тоска по его быстротечности, беззащитность и сила, земная телесная чувственность и святое начало вечной женственности.
Учебные же занятия фоменок по текстам Пушкина формировали узнаваемый стиль и метод Мастерской, проявившийся затем в работе и над другими авторами: привычку к медленному, подробному чтению, “вместе с самим автором” (потому так часто Фоменко выводил на сцену персонажа-автора, с ним герои часто вступают в диалог), улавливание музыкального строя стиха, умение создать чувственный образ слова. Актеры Фоменко научились видеть в слове главный источник действия. Смешивая интонационные краски, оттенки смыслов, как мазки, то нарушая, то вновь восстанавливая неустойчивый баланс между поступками и репликами героев, фоменки легко вовлекали зрителя в захватывающую стихию игры. В этом крылся одни из секретов работы Фоменко с прозой: он дробил ее на фрагменты, разбивал на голоса, создавая удивительно полифонический текст. Его актеры могли мгновенно остраниться, эхом откликнуться на действия и мысли героя.
Лидия Гинзбург отмечала, что Пушкину всегда нужна была дистанция для воплощения персонажа. Сам герой одновременно являлся и персонажем, и рассказчиком. В тот момент, когда рассказчик соединялся с героем, персонаж переживал момент само-осмысления и самопостижения. В эти ставшие и для Мастерской ключевыми драматические паузы (они внезапны и неуловимы) герои, прислушиваясь к миру, вступали в “диалог с вечностью”. Вспомним Марию Болконскую Галины Тюниной, пишущую письмо Жюли, или то, как замирали герои за чашкой чая в финале “Семейного счастия”. Однако еще ранее Фоменко смог передать эти пушкинские паузы, открытые финалы в своем триптихе по “Повестям Белкина” – в телеспектаклях “Выстрел”, “Метель” и “Гробовщик”. Там авторский текст (сначала его читал Алексей Эйбоженко, а после его смерти – сам Фоменко) словно заполнял собой все кинопространство. Белкин-Пушкин не появлялся в кадре, но его присутствие всегда ощущалось. Общие планы, в которых изображение, казалось, таяло в метели и сверкании церковных свечей, ночном сумраке и свете уличных фонарей, предрассветном тумане и дыме гусарских пушек, Фоменко неожиданно – но ритмически точно – сменял крупным планом, фиксируя внимание зрителя на переживаниях героев. В тот момент – переломный и судьбоносный – создавалось впечатление, что рассказчик на долю секунды воплощался в персонажа, и происходила какая-то трудноуловимая перемена в герое: в Марье Гавриловне, увидевшей перед алтарем незнакомца, в Графе и Сильвио во время их последней дуэли, в Гробовщике после мутного сна-свидания с мертвецами. Эту перемену можно назвать пробуждением или “прикосновением к истине”.
Валентин Непомнящий и Станислав Рассадин неоднократно указывали на то, что герои Пушкина всегда находятся между Богом и стихией, и существует смертельная опасность сверзиться в стихию окончательно. В этом хождении по тонкой грани проявляется человеческая натура и человеческая жизнь. И в фоменковских работах героев постоянно тянуло из домашнего камерного пространства – туда, где вьюга и бездна, где развлекается нечисть. “В поле бес нас водит, видно; / Да кружит по сторонам”, – так определил Фоменко сквозную тему своих киноработ. Его герои испытывают на себе “бесовскую пред-определенность судьбы”. В том, какие чувства будят в героях дразнящие (неслучайно, что обаятельную театральную нечисть в “Гробовщике” сыграли молодые фоменки), а позднее – разрушающие “бесы”, в том, какими герои выходят после испытаний, и лежал интерес режиссера. И понятно, почему Фоменко неустанно брался за “Пиковую даму”. Он ставил ее пять раз, с профессиональными актерами и студентами, на сцене и в кино. Он считал своих “Пиковых дам” вариациями на тему “Повестей Белкина”. Уже в телеверсии, где снялись студенты, режиссер ввел придуманного им персонажа – Тайную Недоброжелательность, то есть Судьбу. Она же в исполнении Юлии Рутберг появится позднее в Вахтанговской “Пиковой даме” Фоменко. Тогда режиссера укоряли в том, что в постановке недоставало мистической мрачности. Но ее там и не могло быть. Так же, как актеры превращали пушкинский текст в объект страстной игры, так и Судьба, театральная чертовщина, отчаянно вертела Германом, вовлекая его в бесовской маскарад, где жизнь, смерть, загадки и разгадки – лишь маски. В Германе Евгения Князева, мрачно влюбленном в идею-блажь, проглядывало что-то мефистофелевское, обреченно-сальериевское. Но в трактовке образа Германа Фоменко вдруг прослеживалась связь и с “Борисом Годуновым”: ведь тот, кто повинен в смерти, обречен и счастлив быть не сможет (позднее эта тема вновь прозвучит в “Триптихе”, в образе Фауста). Участь Германа – следствие выс-шей предопределенности и предначертанности.
Как ни странно, но в репертуаре Мастерской спектакли по пушкинским произведениям появились лишь дважды – “Египетские ночи” и “Триптих”. Оба оказались по-своему знаменательны. В них Фоменко пробовал новые композиционные построения, обращаясь к монтажу, усложнял работу актерам. В “Египетских ночах” он соединил незаконченную повесть Пушкина с ее продолжением, созданным Брюсовым, и разбавил их пушкинскими стихами разных лет. Три части “Триптиха” поставлены по “Графу Нулину”, “Каменному гостю” и “Сцене из Фауста”, в последнюю включены также стихи Гете, Бродского и Жуковского.
В “Египетских ночах” в игре актеров переплеталось ироничное остранение, смеховое звучание прозы Пушкина и преувеличенная эмоциональность, мелодраматизм стихов Брюсова. Стилистическая контрастность, заряженное отталкивание текстов друг от друга служили поводом для театральной игры: превращения салонных героев в Клеопатр, Флавиев и Кретонов. Выдумка разжигала в чопорных, по-северному равнодушных аристократах нешуточные страсти. Спектакль Фоменко был о преображении искусством, о вдохновении и поиске любви, которая есть риск, и потому неминуемо обрекает на гибель. Петербургского поэта Чарского Андрея Щенникова и нищего прощелыгу-импровизатора Карэна Бадалова сближали общие переживаемые ими моменты вдохновения, проводником в которое служила музыка. Именно музыка – мелодии Паганини, Россини – влияли на интонационный строй речи актеров, позволяли войти в пластический ритм стиха, ему же откликались душевные движения героев. В “Египетских ночах”, как и в других спектаклях Мастерской, была ощутима беззаботность и детская радость преображения. В “Триптихе” же при безупречно отточенных приемах игры со словом (прочитанное актером оно обыгрывается, перепроверяется действием) зазвучали совершенно новые интонации.
Три части спектакля рассчитаны на сквозное прочтение. От одной к другой меняются характеры и эволюционирует жанр. Легкий, водевильный “Граф Нулин”, где преобладают комедийные положения, явно привычнее и понятнее зрителям Мастерской. Но в спектакле настойчиво отвоевывал себе место излюбленный “ранним” Фоменко, как будто бы забытый им, жанр трагифарса.
Режиссер следовал главным требованиям Пушкина: созданию условного неправдоподобия, масок преувеличения и истины страстей. Фоменко обострял игровой язык, гиперболизируя страсти героев, и нещадно комически снижал их. Но дело, конечно, заключалось не в обличении, а в проникновении за внешний ряд психологии, чтобы ярче выявить смятение и противоречивость чувств героев. Именно через преодоление гротеска актерам Мастерской (впервые!) необходимо было выйти к созданию подлинно трагического напряжения. Абсолютно органично в этих новых условиях существовала Галина Тюнина, актриса наиболее чуткая к языку Фоменко, с ее остротой видения, мгновенностью в передаче контрастов. Любовные признания Дон Гуана и Доны Анны на могиле ее мужа без конца перебивались репликами a parte, подмигиваниями, восклицаниями, преувеличенными вздохами. Но при этом искренность и преданность, эротическое желание и обреченность женщины никуда не исчезали. В “Сцене из Фауста” Фоменко создал мир иронического абсурда с прыгающими на шабаше скелетами, мертвецами и ведьмами, но именно на контрасте с ними абсолютно безнадежно звучал приговор Фауста. От одной части к другой нарастало чувство разрушения: дома, морали, жизни отдельного человека, мира. Менялись и вариации играемых актерами персонажей. В исполнении одной лишь Тюниной выстраивалась галерея всех фоменковских женских образов. В “Графе Нулине” ее уездная барыня Наталья Павловна, погруженная в романтическую дремоту, мечтала об адюльтере. За ее маятой следил сидящий на балкончике рассказчик, Пушкин, он же, как окажется впоследствии, Лидин, в исполнении Кирилла Пирогова. Поэт, сочиняя шуточную поэму, потешался над героями. Нулин Карэна Бадалова – подслеповатый, лысый и прихрамывающий, словно на лошадиное копыто, лукавый бес. В “Каменном госте” Дона Анна – земная женщина, которая жаждет любви, ее тянет к греху, но в ней есть божественная чистота от незнания. Их любовь с Дон Гуаном обречена, для них смерть – спасение. В образе Дон Гуана Пирогова теперь нет разделения на рассказчика и героя. Ведь пушкинский Дон Гуан – это в какой-то степени сам Пушкин. Для него любовь и смерть – две вещи неразрывные, и потому он ищет смерти. Дон Гуана сопровождает паяц Лепорелло Бадалова, предвестник трагических событий. Он размахивает картонным мечом, скрываясь на балконе, как за ширмой передвижного балагана. А в третьей части Лепорелло обратится циничным, расчетливым духом – Мефистофелем, следующим за Фаустом. В Фаусте Пирогова уже нет веры, есть пресыщение. Для актера, кажется, это пока сложный образ, его герой запоминается преимущественно финальной сценой: Фауст, как в ловушке, замер перед бездной человеческого бытия, трагедией, а позади на возвышении – преследующий его дух Гретхен. Тюнина в белом платье, вращающая веретено, – Судьба, воплощение неотвратимой участи. Она – указание на неизбывность вины и зла, которое страшнее смерти.
Фоменко вел своих учеников к зрелым трагическим ролям. Но прежде необходимо было обрести технику и философию. Их формировала работа по текстам Пушкина. С актерами Мастерской Фоменко возвращался к своему ост-рому, трагифарсовому языку, вновь выясняя отношения человека с Богом и стихиями, ставя его перед лицом судьбы и бездной трагедии. Жизнь оставила очередной театральный сюжет незавершенным. Но это вовсе не означает, что ученики не готовы сыграть задуманные для них Мастером роли.
Вера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Семейное счастие. Записки бастарда«Новая газета», 8.08.2014
- От Сулера до
ФоменкоДарья Шмитова, «Российская газета», 9.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Борис Любимов: Петр Фоменко умел быть на равных со своими ученикамиАся Иванова, «Вечерняя Москва», 9.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Петр Фоменко: «Я читаю медленно»Татьяна Ковалева, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Театр для артистаИрина Корнеева, «Российская газета», 13.07.2007
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Поцелуй через стеклоЛюбовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Пушкин всё┘Глеб Ситковский, «Газета», 25.04.2007
- Теневые развлечения богемыОльга Егошина, «Новые известия», 24.04.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Безлюбовная отповедь«Русский курьер», 28.12.2006
- Все, кроме любвиИрина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Действительно: как жаль!Марина Токарева, «Московские новости», 24.11.2006
- Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалыКсения Аитова, «АНН», 24.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Методом проб и ошибок2006
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой»Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизаторВера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,