Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»
C Петром Наумовичем Фоменко мы встретились во Пскове, на Пушкинском театральном фестивале. И я не мог не спросить его о том, что казалось мне проявлением современного театрального кризиса. Неприметно речь пошла об истории театра, об интерпретации классики, об опере, о театральной педагогике. Ну и о театральной моли заодно. Так уж получилось…
Пётр Наумович, вам не кажется, что налицо кризис театра? С одной стороны уходит тупая реалистичность – скучно смотреть просто инсценировку, скрупулёзно следующую за текстом, а с другой стороны, всевозможные режиссёрские фантазии никого не удивляют и не заинтересовывают.
Кризис в театре всегда был. Всегда возмущал нашего брата осквернением основ. Делался сначала скандальным, потом скучным. Всегда возникали новые разрушители, которые потом становились ортодоксами. Я и себя имею в виду. Теперь я стал нафталином, но порой я думаю: а где же эта моль, против которой употребляют нафталин?
Вот это я и хотел спросить: моли-то не стало
Да нет, моли очень много, по-моему.
Тогда я уточню вопрос: что вы называете молью и почему вы считаете, что её стало слишком много?
Для меня моль это то, против чего нужен нафталин. Да я и сам был молью, разъедающей классику. Наверное, с точки зрения чиновников так и было. Тогда, в былые годы, на всех нас был надет идеологический намордник, в котором мы вынуждены были жить. Роль этого намордника играло чиновничество от культуры. Сейчас этого чиновничества фактически нет. Сейчас его роль выполняют деньги. Деньги, воплощённые в людях Олигархи ли это, или финансисты, хозяева жизни. Я говорю про нас, про российскую ситуацию. Хотя мне немножко знакомо то, что происходит на Западе. Совсем немножко, лет двадцать-тридцать тому назад я начал эпизодически знакомиться с той жизнью. Порой меня конечно, берёт оторопь. Порой я готов согласиться с тем, что с театром трудно, а когда было легко? Сопоставляя сегодняшнее ваше, если не смятенное, то, во всяком случае, достаточно конфликтное отношение к театру, с театральной реальностью, я вспоминаю гения театра (словосочетание опасное, его можно употреблять только после ухода человека, хотя в исключительных случаях можно и при жизни) – я имею в виду Мейерхольда. Он был разный. Он был эстетствующим рыцарем классики. Я имею в виду эпоху его работы с Комиссаржевской И чем дальше, тем больше он менялся, мимикрировал, если угодно. Становился комиссаром театра. Не потому что он ходил в кожанке и с кобурой, а потому что он искал только одного: возможности быть в театре. И оставался всё равно уникальным. Его уникальность – в его художественной природе, которая ни от кого и ни от чего не зависит. Он её сохранил до Лубянки. Его смерть была ужасна… Но не только в нём дело, если уж говорить о сегодняшнем положении театра.
Российский театр существовал и выживал в разные эпохи. Он существовал в пору безраздельного господства системы Станиславского, которая была однопартийной театральной системой я ведь её хлебнул тогда, когда Художественный театр был мерилом конформизма и приспособленчества. Конформизм этот для одарённых людей диктовался страхом. Эти люди всё понимали. Я видел настоящих, сильных мастеров, которые правдиво врали. Ставилась драматургия, о которой вы должно быть и понятия не имеете, а я ею нахлебался. Да и ранний, классический Художественный театр очень скоро вступил в область страшного конфликта: Станиславский и Немирович-Данченко избегали друг друга в течение двух десятилетий, для того только, чтобы сохранить театр и создать видимость хоть какого-то единства, они вообще не встречались. Это я всё говорю к тому, что кризисы в театре были всегда, не всегда они были так видны, как сейчас. И слава Богу, что сегодня кризис видим, очевиден.
Сегодня у меня есть ощущение, что надо двигаться спиной к цели. У Твардовского, большого поэта, как бы вы к нему ни относились (я ставил в театре Комедии «Тёркина на том свете», спектакль был запрещён… Ладно, не буду, а то сейчас мода такая рассказывать, как нас запрещали, как нас гнобили, но на самом деле, это была важная работа ) так вот, у него там есть такие строчки: «Пушки к бою едут задом, это надо понимать». Это наша беда сегодня незнание прошлого. Это же фундамент. Он даёт возможность для какого-то нового прочтения классики.
А кому же принадлежит наша работа, которую называют искусством? Владимир Ильич считал, что народу. Он был неглупый, при всей своей одержимости. Он был неглупый и одарённый. Может быть, сумасшедший. Так ведь искусство – удел сумасшедших. Энергия заблуждения очень важна для искусства. Городские сумасшедшие театру нужны больше, чем спокойные трезвые рационалисты. Энергия заблуждения для театра важнее «правильного», здравого образа мыслей, взглядов. Я говорю, как старый человек, но если бы мне пришлось начинать сначала, то всё было бы так же. Даже в других условиях, политических, исторических, идеологических. Мне кажется это так сегодня не потому, что я умудрён пережитым, а потому, что я был счастлив заниматься театральной педагогикой. Поначалу не от хорошей жизни. Мой учитель взял меня просто преподавателем, потому что я отказался вести курс. Смысл педагогики широк, но главное-то всё одно остаётся: выращивание в людях их же индивидуальностей в контексте времени и - всё-таки культуры.
Ко мне приходят учиться режиссёры. Я знаю, как работают режиссёры во многих городах провинции русской. Они мне особенно интересны. Сегодня я набрал молодых не в институте, а у нас в театре. Он же так и называется: «Мастерская ». Так ведь и назывались курсы в ГИТИСе, в ЛГИТМИКе – мастерские того или иного режиссёра. Мастерская Хейфеца, мастерская Захарова, мастерская Васильева… Как бы не относиться к тому, что он делает, с восторгом или с отторжением, но всё равно нельзя не признать уникальность того, что он делает. На моих глазах он пережил то, что приходится переживать всякому, кто занимается театром. Это переживание всегда на грани опасности для жизни или опасности для жизни в работе, в профессии, в том, что дорого. Я видел, как менялся Анатолий Александрович Васильев, менялся вопреки времени. Иногда он был истощён, как в недавнём прошлом, а это накладывалось на некоторую трагичность и сложность его природы.
Режиссура вообще сложное дело. Потому что физиологически, от века, мы одиноки. Актёрская природа даже из эгоистических соображений требует быть в куче, хотя бы в какой-то период, в момент выстраивания своей роли актёр зависит от восприятия другого человека, а не только от познания самого себя (хотя это тоже очень важно). А мы - одинокие волки, и существуем на отталкивании. Правда, нет ничего интереснее внутренней борьбы, которую диктует особое конфликтное восприятие мира. Только вот сейчас у меня возникает тревога большая, что это мировосприятие уступает место… самоанализу, что ли? Но это совсем не тот прежний русский самоанализ, мучительный, серьёзный, болезненный, достоевский эдакий. Кризис это – отсутствие настоящего самоанализа? Не знаю. И где выход?..
Почему-то думают, что антреприза и есть тот способ, который выручит сегодняшний театр. Почему-то полагают, что антреприза сегодня противостоит «истинному, репертуарному театру»? А кто знает, какой театр истинен? Многие репертуарные театры становятся образцами антрепризного театра, и первым среди равных оказался театр, приобретающий лучшие актёрские и режиссёрские дарования, МХТ, театр Олега Павловича Табакова. И тут становится очевидным то, о чём говорил Пушкин: «Публика формирует таланты»… И всё равно дело надо оплачивать, и всё равно цирк стелит коврик и хочет, чтобы публике нравилось представление. Когда я начинал свою работу в крохотном театрике (он был недалеко от Москвы, но был глубоко провинциален и в лучшем, и в худшем смысле этого слова), то спросил одного старого актёра, который чуть ли не с голоса учил роли, тогда были такие… Я таких артистов высоко ценю, хотя очень люблю артистов, да и сам воспитываю таких, которые перед началом работы не берут экземпляр роли у помощника режиссёра, а переписывают в тетрадку роль собственной рукой, тем самым вступая если не в соавторство, то в какое-то постижение авторства. Так вот, возвращаясь к тому старому актёру… Я его спросил: «Какая у Вас сверхзадача?» (не то что бы я был так уж захвачен стереотипами той однопартийной системы, но вот поинтересовался…) Он мне ответил: «Молодой человек, у меня всю жизнь одна, как это вы говорите, сверхзадача: нравится публике!» А было ему тогда столько же, сколько мне сейчас, наверное. Как тут быть? Всем нужен аншлаг. Тем не менее, в драматическом театре еще встречается… не то, чтобы интеллигенция, хотя и интеллигенция тоже. Она будет существовать до той поры, покуда совесть останется метафизическим понятием, покуда ее нельзя будет потрогать. И, наверное, эта боль времени, а иногда и восторг времени, а может и восторг от боли останется. У меня есть серьёзная надежда, хотя на что уж тут надеяться, когда не можешь сделать то, что знаешь, как сделать, то, что понимаешь Нет, я на вопрос о кризисе театра не могу ответить, поэтому так долго и говорил. Хотя бы потому, что у меня есть театр, который, естественно, как и всякий театр имеет тенденцию к разрушению с момента рождения.
А как вы относитесь к театральным фестивалям?
Плохо. Это стало жанром. Это стало образом жизни. Вместо репертуара, вместо серьёзной театральной работы образовались междусобойчики, которые распределяют временные цацки.
Фестивали кажутся мне убийством как репертуарного, так и антрепризного театра
Ну, антрепризный театр не убиваем по определению, потому что актёрам надо же где-то работать. И пока будут артисты, будет и антрепризный театр, который существовал всегда. Каждый год в Москве, в Питере до революции появлялись объявления, что в Куоккалу или в Зеленогорск, то есть в Териоки, на летний сезон собирается труппа для таких-то спектаклей. В течение марта-апреля собраться там-то, сезон начнётся в середине мая, окончится в середине сентября. Вот вам вариант антрепризы. И таких театров было большинство.
Мне кажется, что фестивали и премии сбивают нормальную театральную жизнь
Да, мне тоже так кажется. Я много был с ними связан. И с «Золотыми масками», и с «Турандотами», и с питерскими. У вас есть фестивальный центр теперь: «Балтийский дом». И он ещё затеял какую-то реформу с переходом артистов на контрактную систему, ну тут я не берусь судить Фестивали, конечно, стали формой существования или выживания. Они ведь финансируются в том числе какими-то олигархами, богачами. У нас в театре тоже есть два богача, один из которых истово до сих пор нам помогает. И дом построить, и содержать стажёров – это безумно дорого.
Бог с ней, с премиями и антрепризами, давайте лучше поговорим о Пушкине Посмотрев все эти спектакли на Пушкинском фестивале, я подумал, что Пушкин при всём том, что мы клянёмся им и говорим, как он нам близок, он всё-таки очень далёк от нас?
А Шекспир близок? А ведь Шекспира в русском театре сейчас больше, чем Пушкина. Шекспира в переделках, в парафразах или в каких-нибудь мюзиклах А Диккенс близок? Весь вопрос в том, как сделать. У нас есть режиссёр Евгений Каменькович, он сейчас взялся за «Улисса» Джойса. Как я его ни отговаривал. И я теперь доволен. Он сделал не инсценировку, а композицию, канву. Это трудно в таких романах. А инсценировка не легче, но бессмысленнее. Я скажу почему: из прозы, поэзии делать драматургию – вот намерение инсценировщика. Это требует или оснащённости, или находчивости, или особых ухищрений, но внутренне это бессмысленно. Просто не нужно. Вот у нас есть спектакль по «Войне и миру». Это экспозиция романа. 1805 год. Где все ещё живы, и старый Безухов, и старый Болконский с его детьми и приживалами, и Ростовы с детьми, живут в предвкушении войны, которая ещё не начиналась и вот мы только эту мирную жизнь, которая дышит будущей войной, пытаемся выстроить. Мне показалось, что к Толстому это имеет косвенное отношение, хотя мы ни слова не позволили себе изменить, кроме французской песенки «Мальбрук в поход собрался ». Этот «Мальбрук» всегда был в России. После всей этой семейной саги нам эта песенка показалась трагической. Если в конце первой части в зале заулыбались и иронично отнеслись к тому, что герои поют «Мальбрука», то в конце спектакля он вызывает слёзы, или, во всяком случае, мысль о том, как сложилась судьба русских мальчиков, отправившихся на войну. И это Толстой, который кажется сейчас многим тяжеловесным и излишне нравоучительным. И вот теперь давайте вернёмся к вопросу о Пушкине. А его с его лёгкостью, ироничностью неужели нельзя сделать ближе нам, чем Шекспира, Толстого или Достоевского? А какие спектакли сегодня вообще становятся предметом внимания? Какие спектакли становятся способом выращивания вкуса у населения? Я не знаю таких. ..
Мне доводилось делать пушкинские вещи. Я ставил «Повести Белкина», трижды сделал «Пиковую даму»… Для меня эта история к вопросу о загадке, которую не надо расковыривать. Герман препарировал тайну, а Томский эту семейную легенду рассказывает вечером после карт, не прикасаясь к ней, не пытаясь её расчленить. Он так в этой загадке семейной и проживёт весь свой век. Это моя мысль, но мне кажется, что и для Пушкина это интересно. Таинство тайны, истинной тайны в любом контексте, тайны в науке, тайны в судьбе, тайны в политике, тайны в магии, которая сама и есть тайна, и тайна в театре! Есть тайны, которые не нужно разгадывать, но с которыми нужно жить. Вот сложнейший вопрос: стоило ли расковыривать атомное ядро, что сделал, в частности и Андрей Дмитриевич Сахаров, который потом безумно по этому поводу мучился. Но другого пути у него тогда не было! Для меня эта тайна одна из наиважнейших. Но это вопрос, который я никак не решил. В «Борисе Годунове» был ближе всего к этому. Сейчас бы я хотел за это снова взяться. Если бы сил хватило. Если бы старость могла, хотя она что-то чуть-чуть больше знает
Определить границы познания, предел в стремлении к истине – это ведь история Фауста, над которым Пушкин работал. Крохотный этюд, набросок. И много, много замесов, связанных с темой Фауста в аду. Знаете, мне хотелось бы сделать так, чтобы в ад провалился бы Дон Гуан и превратился в Фауста, а Лепорелло – в Мефистофеля. Мы в театре набрали уже множество отрывков, кусочков Неважно, что живые попадают в ад. В конце концов, многие из нас уже при жизни – запрограммированные мертвецы. Знаете, мне рассказывали о постановке Макса Рейнхардта «Пир во время чумы». Все сидели с пергаментными лицами от портала до портала. В глубине сцены проносили гроб. (Играли негры, темнокожие, потому что они менее всех были подвержены дыханию чумы, иммунитет сильный.) Никто не колыхнулся. Но когда кто-то первый вставал с тем, чтобы произнести тост, соседние по бокам брякались, потому что они давно уже умерли. Так возникал люфт. Так ведь у нас и в жизни бывает. И вот все думают, что это Пушкин, а это Рейнхардт, который вот так прочитал Пушкина. И такое прочтение имеет право на существование. Ведь вообще, кто знает, кем даётся право «ногу ножкой называть»?
Пётр Наумович, вам не кажется, что налицо кризис театра? С одной стороны уходит тупая реалистичность – скучно смотреть просто инсценировку, скрупулёзно следующую за текстом, а с другой стороны, всевозможные режиссёрские фантазии никого не удивляют и не заинтересовывают.
Кризис в театре всегда был. Всегда возмущал нашего брата осквернением основ. Делался сначала скандальным, потом скучным. Всегда возникали новые разрушители, которые потом становились ортодоксами. Я и себя имею в виду. Теперь я стал нафталином, но порой я думаю: а где же эта моль, против которой употребляют нафталин?
Вот это я и хотел спросить: моли-то не стало
Да нет, моли очень много, по-моему.
Тогда я уточню вопрос: что вы называете молью и почему вы считаете, что её стало слишком много?
Для меня моль это то, против чего нужен нафталин. Да я и сам был молью, разъедающей классику. Наверное, с точки зрения чиновников так и было. Тогда, в былые годы, на всех нас был надет идеологический намордник, в котором мы вынуждены были жить. Роль этого намордника играло чиновничество от культуры. Сейчас этого чиновничества фактически нет. Сейчас его роль выполняют деньги. Деньги, воплощённые в людях Олигархи ли это, или финансисты, хозяева жизни. Я говорю про нас, про российскую ситуацию. Хотя мне немножко знакомо то, что происходит на Западе. Совсем немножко, лет двадцать-тридцать тому назад я начал эпизодически знакомиться с той жизнью. Порой меня конечно, берёт оторопь. Порой я готов согласиться с тем, что с театром трудно, а когда было легко? Сопоставляя сегодняшнее ваше, если не смятенное, то, во всяком случае, достаточно конфликтное отношение к театру, с театральной реальностью, я вспоминаю гения театра (словосочетание опасное, его можно употреблять только после ухода человека, хотя в исключительных случаях можно и при жизни) – я имею в виду Мейерхольда. Он был разный. Он был эстетствующим рыцарем классики. Я имею в виду эпоху его работы с Комиссаржевской И чем дальше, тем больше он менялся, мимикрировал, если угодно. Становился комиссаром театра. Не потому что он ходил в кожанке и с кобурой, а потому что он искал только одного: возможности быть в театре. И оставался всё равно уникальным. Его уникальность – в его художественной природе, которая ни от кого и ни от чего не зависит. Он её сохранил до Лубянки. Его смерть была ужасна… Но не только в нём дело, если уж говорить о сегодняшнем положении театра.
Российский театр существовал и выживал в разные эпохи. Он существовал в пору безраздельного господства системы Станиславского, которая была однопартийной театральной системой я ведь её хлебнул тогда, когда Художественный театр был мерилом конформизма и приспособленчества. Конформизм этот для одарённых людей диктовался страхом. Эти люди всё понимали. Я видел настоящих, сильных мастеров, которые правдиво врали. Ставилась драматургия, о которой вы должно быть и понятия не имеете, а я ею нахлебался. Да и ранний, классический Художественный театр очень скоро вступил в область страшного конфликта: Станиславский и Немирович-Данченко избегали друг друга в течение двух десятилетий, для того только, чтобы сохранить театр и создать видимость хоть какого-то единства, они вообще не встречались. Это я всё говорю к тому, что кризисы в театре были всегда, не всегда они были так видны, как сейчас. И слава Богу, что сегодня кризис видим, очевиден.
Сегодня у меня есть ощущение, что надо двигаться спиной к цели. У Твардовского, большого поэта, как бы вы к нему ни относились (я ставил в театре Комедии «Тёркина на том свете», спектакль был запрещён… Ладно, не буду, а то сейчас мода такая рассказывать, как нас запрещали, как нас гнобили, но на самом деле, это была важная работа ) так вот, у него там есть такие строчки: «Пушки к бою едут задом, это надо понимать». Это наша беда сегодня незнание прошлого. Это же фундамент. Он даёт возможность для какого-то нового прочтения классики.
А кому же принадлежит наша работа, которую называют искусством? Владимир Ильич считал, что народу. Он был неглупый, при всей своей одержимости. Он был неглупый и одарённый. Может быть, сумасшедший. Так ведь искусство – удел сумасшедших. Энергия заблуждения очень важна для искусства. Городские сумасшедшие театру нужны больше, чем спокойные трезвые рационалисты. Энергия заблуждения для театра важнее «правильного», здравого образа мыслей, взглядов. Я говорю, как старый человек, но если бы мне пришлось начинать сначала, то всё было бы так же. Даже в других условиях, политических, исторических, идеологических. Мне кажется это так сегодня не потому, что я умудрён пережитым, а потому, что я был счастлив заниматься театральной педагогикой. Поначалу не от хорошей жизни. Мой учитель взял меня просто преподавателем, потому что я отказался вести курс. Смысл педагогики широк, но главное-то всё одно остаётся: выращивание в людях их же индивидуальностей в контексте времени и - всё-таки культуры.
Ко мне приходят учиться режиссёры. Я знаю, как работают режиссёры во многих городах провинции русской. Они мне особенно интересны. Сегодня я набрал молодых не в институте, а у нас в театре. Он же так и называется: «Мастерская ». Так ведь и назывались курсы в ГИТИСе, в ЛГИТМИКе – мастерские того или иного режиссёра. Мастерская Хейфеца, мастерская Захарова, мастерская Васильева… Как бы не относиться к тому, что он делает, с восторгом или с отторжением, но всё равно нельзя не признать уникальность того, что он делает. На моих глазах он пережил то, что приходится переживать всякому, кто занимается театром. Это переживание всегда на грани опасности для жизни или опасности для жизни в работе, в профессии, в том, что дорого. Я видел, как менялся Анатолий Александрович Васильев, менялся вопреки времени. Иногда он был истощён, как в недавнём прошлом, а это накладывалось на некоторую трагичность и сложность его природы.
Режиссура вообще сложное дело. Потому что физиологически, от века, мы одиноки. Актёрская природа даже из эгоистических соображений требует быть в куче, хотя бы в какой-то период, в момент выстраивания своей роли актёр зависит от восприятия другого человека, а не только от познания самого себя (хотя это тоже очень важно). А мы - одинокие волки, и существуем на отталкивании. Правда, нет ничего интереснее внутренней борьбы, которую диктует особое конфликтное восприятие мира. Только вот сейчас у меня возникает тревога большая, что это мировосприятие уступает место… самоанализу, что ли? Но это совсем не тот прежний русский самоанализ, мучительный, серьёзный, болезненный, достоевский эдакий. Кризис это – отсутствие настоящего самоанализа? Не знаю. И где выход?..
Почему-то думают, что антреприза и есть тот способ, который выручит сегодняшний театр. Почему-то полагают, что антреприза сегодня противостоит «истинному, репертуарному театру»? А кто знает, какой театр истинен? Многие репертуарные театры становятся образцами антрепризного театра, и первым среди равных оказался театр, приобретающий лучшие актёрские и режиссёрские дарования, МХТ, театр Олега Павловича Табакова. И тут становится очевидным то, о чём говорил Пушкин: «Публика формирует таланты»… И всё равно дело надо оплачивать, и всё равно цирк стелит коврик и хочет, чтобы публике нравилось представление. Когда я начинал свою работу в крохотном театрике (он был недалеко от Москвы, но был глубоко провинциален и в лучшем, и в худшем смысле этого слова), то спросил одного старого актёра, который чуть ли не с голоса учил роли, тогда были такие… Я таких артистов высоко ценю, хотя очень люблю артистов, да и сам воспитываю таких, которые перед началом работы не берут экземпляр роли у помощника режиссёра, а переписывают в тетрадку роль собственной рукой, тем самым вступая если не в соавторство, то в какое-то постижение авторства. Так вот, возвращаясь к тому старому актёру… Я его спросил: «Какая у Вас сверхзадача?» (не то что бы я был так уж захвачен стереотипами той однопартийной системы, но вот поинтересовался…) Он мне ответил: «Молодой человек, у меня всю жизнь одна, как это вы говорите, сверхзадача: нравится публике!» А было ему тогда столько же, сколько мне сейчас, наверное. Как тут быть? Всем нужен аншлаг. Тем не менее, в драматическом театре еще встречается… не то, чтобы интеллигенция, хотя и интеллигенция тоже. Она будет существовать до той поры, покуда совесть останется метафизическим понятием, покуда ее нельзя будет потрогать. И, наверное, эта боль времени, а иногда и восторг времени, а может и восторг от боли останется. У меня есть серьёзная надежда, хотя на что уж тут надеяться, когда не можешь сделать то, что знаешь, как сделать, то, что понимаешь Нет, я на вопрос о кризисе театра не могу ответить, поэтому так долго и говорил. Хотя бы потому, что у меня есть театр, который, естественно, как и всякий театр имеет тенденцию к разрушению с момента рождения.
А как вы относитесь к театральным фестивалям?
Плохо. Это стало жанром. Это стало образом жизни. Вместо репертуара, вместо серьёзной театральной работы образовались междусобойчики, которые распределяют временные цацки.
Фестивали кажутся мне убийством как репертуарного, так и антрепризного театра
Ну, антрепризный театр не убиваем по определению, потому что актёрам надо же где-то работать. И пока будут артисты, будет и антрепризный театр, который существовал всегда. Каждый год в Москве, в Питере до революции появлялись объявления, что в Куоккалу или в Зеленогорск, то есть в Териоки, на летний сезон собирается труппа для таких-то спектаклей. В течение марта-апреля собраться там-то, сезон начнётся в середине мая, окончится в середине сентября. Вот вам вариант антрепризы. И таких театров было большинство.
Мне кажется, что фестивали и премии сбивают нормальную театральную жизнь
Да, мне тоже так кажется. Я много был с ними связан. И с «Золотыми масками», и с «Турандотами», и с питерскими. У вас есть фестивальный центр теперь: «Балтийский дом». И он ещё затеял какую-то реформу с переходом артистов на контрактную систему, ну тут я не берусь судить Фестивали, конечно, стали формой существования или выживания. Они ведь финансируются в том числе какими-то олигархами, богачами. У нас в театре тоже есть два богача, один из которых истово до сих пор нам помогает. И дом построить, и содержать стажёров – это безумно дорого.
Бог с ней, с премиями и антрепризами, давайте лучше поговорим о Пушкине Посмотрев все эти спектакли на Пушкинском фестивале, я подумал, что Пушкин при всём том, что мы клянёмся им и говорим, как он нам близок, он всё-таки очень далёк от нас?
А Шекспир близок? А ведь Шекспира в русском театре сейчас больше, чем Пушкина. Шекспира в переделках, в парафразах или в каких-нибудь мюзиклах А Диккенс близок? Весь вопрос в том, как сделать. У нас есть режиссёр Евгений Каменькович, он сейчас взялся за «Улисса» Джойса. Как я его ни отговаривал. И я теперь доволен. Он сделал не инсценировку, а композицию, канву. Это трудно в таких романах. А инсценировка не легче, но бессмысленнее. Я скажу почему: из прозы, поэзии делать драматургию – вот намерение инсценировщика. Это требует или оснащённости, или находчивости, или особых ухищрений, но внутренне это бессмысленно. Просто не нужно. Вот у нас есть спектакль по «Войне и миру». Это экспозиция романа. 1805 год. Где все ещё живы, и старый Безухов, и старый Болконский с его детьми и приживалами, и Ростовы с детьми, живут в предвкушении войны, которая ещё не начиналась и вот мы только эту мирную жизнь, которая дышит будущей войной, пытаемся выстроить. Мне показалось, что к Толстому это имеет косвенное отношение, хотя мы ни слова не позволили себе изменить, кроме французской песенки «Мальбрук в поход собрался ». Этот «Мальбрук» всегда был в России. После всей этой семейной саги нам эта песенка показалась трагической. Если в конце первой части в зале заулыбались и иронично отнеслись к тому, что герои поют «Мальбрука», то в конце спектакля он вызывает слёзы, или, во всяком случае, мысль о том, как сложилась судьба русских мальчиков, отправившихся на войну. И это Толстой, который кажется сейчас многим тяжеловесным и излишне нравоучительным. И вот теперь давайте вернёмся к вопросу о Пушкине. А его с его лёгкостью, ироничностью неужели нельзя сделать ближе нам, чем Шекспира, Толстого или Достоевского? А какие спектакли сегодня вообще становятся предметом внимания? Какие спектакли становятся способом выращивания вкуса у населения? Я не знаю таких. ..
Мне доводилось делать пушкинские вещи. Я ставил «Повести Белкина», трижды сделал «Пиковую даму»… Для меня эта история к вопросу о загадке, которую не надо расковыривать. Герман препарировал тайну, а Томский эту семейную легенду рассказывает вечером после карт, не прикасаясь к ней, не пытаясь её расчленить. Он так в этой загадке семейной и проживёт весь свой век. Это моя мысль, но мне кажется, что и для Пушкина это интересно. Таинство тайны, истинной тайны в любом контексте, тайны в науке, тайны в судьбе, тайны в политике, тайны в магии, которая сама и есть тайна, и тайна в театре! Есть тайны, которые не нужно разгадывать, но с которыми нужно жить. Вот сложнейший вопрос: стоило ли расковыривать атомное ядро, что сделал, в частности и Андрей Дмитриевич Сахаров, который потом безумно по этому поводу мучился. Но другого пути у него тогда не было! Для меня эта тайна одна из наиважнейших. Но это вопрос, который я никак не решил. В «Борисе Годунове» был ближе всего к этому. Сейчас бы я хотел за это снова взяться. Если бы сил хватило. Если бы старость могла, хотя она что-то чуть-чуть больше знает
Определить границы познания, предел в стремлении к истине – это ведь история Фауста, над которым Пушкин работал. Крохотный этюд, набросок. И много, много замесов, связанных с темой Фауста в аду. Знаете, мне хотелось бы сделать так, чтобы в ад провалился бы Дон Гуан и превратился в Фауста, а Лепорелло – в Мефистофеля. Мы в театре набрали уже множество отрывков, кусочков Неважно, что живые попадают в ад. В конце концов, многие из нас уже при жизни – запрограммированные мертвецы. Знаете, мне рассказывали о постановке Макса Рейнхардта «Пир во время чумы». Все сидели с пергаментными лицами от портала до портала. В глубине сцены проносили гроб. (Играли негры, темнокожие, потому что они менее всех были подвержены дыханию чумы, иммунитет сильный.) Никто не колыхнулся. Но когда кто-то первый вставал с тем, чтобы произнести тост, соседние по бокам брякались, потому что они давно уже умерли. Так возникал люфт. Так ведь у нас и в жизни бывает. И вот все думают, что это Пушкин, а это Рейнхардт, который вот так прочитал Пушкина. И такое прочтение имеет право на существование. Ведь вообще, кто знает, кем даётся право «ногу ножкой называть»?
Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Семейное счастие. Записки бастарда«Новая газета», 8.08.2014
- От Сулера до
ФоменкоДарья Шмитова, «Российская газета», 9.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Борис Любимов: Петр Фоменко умел быть на равных со своими ученикамиАся Иванова, «Вечерняя Москва», 9.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Петр Фоменко: «Я читаю медленно»Татьяна Ковалева, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Театр для артистаИрина Корнеева, «Российская газета», 13.07.2007
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Поцелуй через стеклоЛюбовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Пушкин всё┘Глеб Ситковский, «Газета», 25.04.2007
- Теневые развлечения богемыОльга Егошина, «Новые известия», 24.04.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Безлюбовная отповедь«Русский курьер», 28.12.2006
- Все, кроме любвиИрина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Действительно: как жаль!Марина Токарева, «Московские новости», 24.11.2006
- Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалыКсения Аитова, «АНН», 24.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Методом проб и ошибок2006
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой»Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизаторВера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,