Театр для жизни
Жить легко удавалось Петру Фоменко. Никогда не выставлял себя мучеником. В позу жертвы эпохи, утомленного шестидесятника никогда не вставал. Театр его тоже был легким. Сложные романы, умные пьесы в его истолковании наполнялись воздухом, светом. Разгадка этой пожизненной легкости при трудной биографии состояла в том, что он любил жизнь. Он не изображал жизнелюбие, а положил любовь к жизни в основу существования и творчества. Не случайно его ученики-режиссеры (Каменкович, Женовач, Поповски) продолжают традицию театрального гуманизма. Казалось бы, утраченного нашим искусством в последнюю четверть века. Как раз Фоменко в эту четверть Фоменко вышел из своего долгого вынужденного подполья. Создал мастерскую, получил новое здание, выпустил немало учеников, поставил немало спектаклей. Он освещал театральное безвременье светом театрального оптимизма. Он был человеком компанейским в самом широком, скажем, философском смысле слова. Не презирал простые радости бытия — он понимал, что из них складывается людская общность, что действительно стихи и стихии растут порой из житейского сора.
Я часто вспоминаю фрагмент сериала «На всю оставшуюся жизнь» (где Фоменко был сценаристом, режиссером, автором слов песни и одним из ее исполнителей), поставленного в 1975 году, эпизод расставания двух немолодых героев, которых играли Михаил Данилов и Людмила Аринина. Их отношения дошли до приятной концовки — соединения в семейную жизнь. И вдруг, когда поезд-госпиталь уже подъезжал к вокзалу, герой Данилова недвусмысленно давал понять, разделив общий паек пополам, что он — сам по себе, а она — сама по себе. И тогда они оба начинали смеяться. Она — немного истерически, со слезами, он немного трусливо. Чем дальше, тем громче был этот прощальный смех, и тем меньше оставалось в нем обиды и страха. Он, пожалуй, уже смеялся над своим неискоренимым вдовством (а возможно и над фамилией Супругов), она — над своими несбывшимися надеждами. Объединял же их смех освобождения от той скованности, которую таит в себе неизвестность. Невнятного будущего ждать не приходилось. Режиссер показал в этом крошечном эпизоде многослойность людских чувств и переживаний, которые и словами-то не озвучить, не превратив их в пошлый и дотошный сценический диалог. Актеры так хорошо поняли его, что сыграли трагикомедию без единого слова. Эта сцена — Фоменко в концентрате. Хотя его сценические герои не так уж много и громко смеются, они все-таки держат нечто смешное про запас — для выхода из жизненных тупиков, а они, как в биографии режиссера, на каждом шагу. Слегка юмористические интонации воспитаны в актерах всем строем театра Фоменко. Они знали, как неважно на сцене быть серьезным в серьезном, они знали меру. Худший грех для актера в спектаклях Фоменко — переусердствовать без причины.
В Ленинграде Фоменко продержался чуть меньше десяти лет. С 1972-го по 1981-й. С 1977 года в должности главного режиссера. В городе тогда властвовал театр академически серьезный, эпически торжественный, вездесущий. Словом, власть принадлежала Товстоногову и его БДТ. Соперников для них не существовало. Но это было не самым тяжким испытанием для неофита в северной столице. В Театр комедии, если задуматься, Фоменко вписывался идеально. Во-первых, ставил комедии: Островского, Чехова, Достоевского, Рощина, Арбузова, Мольера. Во-вторых, у него, как у режиссера, был свой язык, и на нем в ленинградских театрах не говорили. Когда Фоменко уехал из Ленинграда, этот язык был городом забыт. Театр комедии с комедией, да еще лирической, романтической — об этом можно было только мечтать. Но у режиссера, как следует из его биографии, «не сложились отношения с властями города». (Сколько же их было, «властей»?) Да и внутри Театр комедии тогда был не из покладистых. До Фоменко, после него труппа так или иначе съедала, либо сильно покусывала тех, кто посягал на художественное руководство.
Первая постановка Фоменко в Ленинграде — «Этот милый старый дом» по пьесе А. Арбузова, доныне вспоминается с любовью. Это был свежий, теплый ветер. Стопроцентная мелодрама, которую умели играть только в бытовом ключе, расцветилась акварелью, зазвучала музыкой Моцарта, Шумана. Геннадий Воропаев, «почетный» герой-любовник этой сцены, чаще всего молчаливый красавец (в паре с Е. В. Юнгер) или декламатор (в «Дон Жуане» по Байрону), вдруг обрел особый тон — чуть-чуть распевный, слегка насмешливый и сплошь наивный. Из сценического манекена он стал смешным, обаятельным, мечтательным. Молодая Ольга Антонова, самое высокое сопрано на тогдашней сцене, играла старую деву — восторженную и закомплексованную. До «Астенического синдрома» Киры Муратовой, где Антонова сыграла самую сложную и трагическую свою роль, еще далеко. Вскоре Фоменко снял ее еще раз в том же амплуа наивной старой девы в фильме «Почти смешная история», но чудо с театральной ролью не повторилось. Светлана Карпинская, «девушка без адреса», доселе простушка, получила и одолела роль благородной красавицы, немного грустной и виноватой. Этот актерский треугольник держал на себе спектакль. Казалось, что исполнители — и в главных ролях, и в ролях второго плана — переживают творческую весну. Николай Акимов, гений изящной и умной комедии, создал в Ленинграде аристократический театр западного, а точнее французского типа. Фоменко стал для Театра комедии плебеем-революционером. Пьеса о любви запоздавшей и грянувшей бурным потоком весенних разливов была необычной для репертуара и для зрителей. История о Нине Леонидовне Бегак, стоматологе, и Константине Ивановиче Гусятникове, многодетном отце и главе музыкальной семьи, которые познакомились во время турпоездки и полюбили друг друга, да так, что сердца их воскресли для счастья, не содержала ни сатиры, ни вульгарного юмора. Эта была лирическая утопия, и она по-настоящему трогала. Фоменко открыл в ленинградских актерах новые, скрытые качества. Я думаю, что будущий классический Фоменко начинался в Ленинграде.
Спектакль шел долго, и все новые актеры Театра комедии вступали в его магический круг. Там играли и первооткрыватели Ирина Зарубина, Лев Лемке, Майя Тупикова, Владимир Труханов, Сергей Дрейден, Виктор Харитонов, Вячеслав Захаров, и последователи. В 1983 году спектакль «увековечило» телевидение. В этой версии первые сценические шаги делала ленинградская театральная молодежь — Владимир Котов, Лика Неволина, Николай Осипов, Аркадий Коваль. «Этот милый старый дом» — самый трогательный вклад в постакимовское наследие Театра комедии.
В Москве Фоменко держал театр в самом нетеатральном месте — на Кутузовском проспекте, среди вечного автомобильного рева, на широченной улице, где человек человеку встречается гораздо реже, чем на бульварах или Тверской. Совершенно неуютное место. Новое здание ему поставили дверь в дверь со старым. Но внутри, в узком, как щель, старом здании, и стеклянном, прозрачном новом, никакой убойной цивилизации не чувствовалось. Ты как бы нырял в уют театрального бытия, забывая о скоростях, шуме снаружи. Фоменко создавал вокруг себя мир неспешный, глубокий, теплый. Волны этого мира распространялись от каждого его спектакля. Обаяние театра Фоменко держалось и на формуле «дома» — милого, всегда не старого, несмотря на возраст Мастера. Актеры — «фоменки» — рождались в его педагогической мастерской и на сцене Мастерской с прививкой свободы от штампованной театральности. Кутеповы, Пирогов, Мысина, Джабраилова, Степанов, Пегова — так и не научились фальшивить — ни в театре, ни в кино. Когда-то Фоменко привез в Ленинград студентов одного из первых своих выпусков, первый курс. Они играли гоголевского «Владимира третьей степени». Что такое первый курс, мы знаем: набирают талантливых детей, а к первой сессии это уже умудренные педагогами старички. Студенты Фоменко не только не растеряли природных дарований за полгода обучения — они развили их до степени виртуозности. Мы увидели полноценное сценическое чудо комедии и импровизации. Фоменко учил, что жизнь должна управлять искусством, а не искусность — жизнью.
Он прислушивался к мелодиям вечной обыденности. Кто еще мог родить спектакль из одной фразы Шмаги, персонажа мелодрамы А. Н. Островского «Без вины виноватые»? Фоменко поставил эту пьесу почти целиком в буфете Театра им. Вахтангова, опираясь на реплику незадачливого пьяницы: «Место артиста в буфете». Выходило так, что театру и его подданным, актерам, лучше живется и дышится не в хоромах классицизма, а в богемных углах, на воле, в компаниях близких и друзей.
В искусстве лучшие — незаменимы. Случай Фоменко подтверждает это правило. Его театр представлял собой цепь спектаклей-фрагментов, связанных единым мироощущением и единым поэтическим законом. Его школа была соединением опыта, мысли, иронии, предчувствия — и свободы для опыта, мысли, иронии, предчувствий тех, кто творил или начинал творить рядом с ним. Для учеников-студентов и учеников-актеров он был Моисеем и дедом Щукарем, Марком Твеном (ничего из которого так и не поставил, но на которого был некоторое время похож внешне, особенно усмешкой, скрытой в усах и романтической шевелюрой) и Вергилием. Художественное кредо Фоменко — это право на свой взгляд, это равенство неравных, это демократия с органическим лидером. У него есть альтер эго, двойник — в жанровой живописи. У передвижника Перова в картине «Охотник на привале» у костра сидят трое. Один — самозабвенно пугает, другой — безоглядно верит, а третий почесывает за ухом и посмеивается: «Да все это вранье, так в жизни не бывает». Три позиции в театральном деле. Фоменко — это третий, правдолюб и насмешник, многое испытавший, но так и не растративший запасов правды, прямоты и простоты. Он за все расплачивался сердцем — таблетки сопровождали его на репетициях, на премьерах, везде. Эти средства от болезни сердца стали еще одной неотъемлемой приметой облика Петра Фоменко. Одаренный актер, он сочинил образ великолепного, бессмертного Петра Фоменко, шутки, комедии, мелодрамы, эпосы которого всегда отдавали горечью на языке, горечью смерти.
Я часто вспоминаю фрагмент сериала «На всю оставшуюся жизнь» (где Фоменко был сценаристом, режиссером, автором слов песни и одним из ее исполнителей), поставленного в 1975 году, эпизод расставания двух немолодых героев, которых играли Михаил Данилов и Людмила Аринина. Их отношения дошли до приятной концовки — соединения в семейную жизнь. И вдруг, когда поезд-госпиталь уже подъезжал к вокзалу, герой Данилова недвусмысленно давал понять, разделив общий паек пополам, что он — сам по себе, а она — сама по себе. И тогда они оба начинали смеяться. Она — немного истерически, со слезами, он немного трусливо. Чем дальше, тем громче был этот прощальный смех, и тем меньше оставалось в нем обиды и страха. Он, пожалуй, уже смеялся над своим неискоренимым вдовством (а возможно и над фамилией Супругов), она — над своими несбывшимися надеждами. Объединял же их смех освобождения от той скованности, которую таит в себе неизвестность. Невнятного будущего ждать не приходилось. Режиссер показал в этом крошечном эпизоде многослойность людских чувств и переживаний, которые и словами-то не озвучить, не превратив их в пошлый и дотошный сценический диалог. Актеры так хорошо поняли его, что сыграли трагикомедию без единого слова. Эта сцена — Фоменко в концентрате. Хотя его сценические герои не так уж много и громко смеются, они все-таки держат нечто смешное про запас — для выхода из жизненных тупиков, а они, как в биографии режиссера, на каждом шагу. Слегка юмористические интонации воспитаны в актерах всем строем театра Фоменко. Они знали, как неважно на сцене быть серьезным в серьезном, они знали меру. Худший грех для актера в спектаклях Фоменко — переусердствовать без причины.
В Ленинграде Фоменко продержался чуть меньше десяти лет. С 1972-го по 1981-й. С 1977 года в должности главного режиссера. В городе тогда властвовал театр академически серьезный, эпически торжественный, вездесущий. Словом, власть принадлежала Товстоногову и его БДТ. Соперников для них не существовало. Но это было не самым тяжким испытанием для неофита в северной столице. В Театр комедии, если задуматься, Фоменко вписывался идеально. Во-первых, ставил комедии: Островского, Чехова, Достоевского, Рощина, Арбузова, Мольера. Во-вторых, у него, как у режиссера, был свой язык, и на нем в ленинградских театрах не говорили. Когда Фоменко уехал из Ленинграда, этот язык был городом забыт. Театр комедии с комедией, да еще лирической, романтической — об этом можно было только мечтать. Но у режиссера, как следует из его биографии, «не сложились отношения с властями города». (Сколько же их было, «властей»?) Да и внутри Театр комедии тогда был не из покладистых. До Фоменко, после него труппа так или иначе съедала, либо сильно покусывала тех, кто посягал на художественное руководство.
Первая постановка Фоменко в Ленинграде — «Этот милый старый дом» по пьесе А. Арбузова, доныне вспоминается с любовью. Это был свежий, теплый ветер. Стопроцентная мелодрама, которую умели играть только в бытовом ключе, расцветилась акварелью, зазвучала музыкой Моцарта, Шумана. Геннадий Воропаев, «почетный» герой-любовник этой сцены, чаще всего молчаливый красавец (в паре с Е. В. Юнгер) или декламатор (в «Дон Жуане» по Байрону), вдруг обрел особый тон — чуть-чуть распевный, слегка насмешливый и сплошь наивный. Из сценического манекена он стал смешным, обаятельным, мечтательным. Молодая Ольга Антонова, самое высокое сопрано на тогдашней сцене, играла старую деву — восторженную и закомплексованную. До «Астенического синдрома» Киры Муратовой, где Антонова сыграла самую сложную и трагическую свою роль, еще далеко. Вскоре Фоменко снял ее еще раз в том же амплуа наивной старой девы в фильме «Почти смешная история», но чудо с театральной ролью не повторилось. Светлана Карпинская, «девушка без адреса», доселе простушка, получила и одолела роль благородной красавицы, немного грустной и виноватой. Этот актерский треугольник держал на себе спектакль. Казалось, что исполнители — и в главных ролях, и в ролях второго плана — переживают творческую весну. Николай Акимов, гений изящной и умной комедии, создал в Ленинграде аристократический театр западного, а точнее французского типа. Фоменко стал для Театра комедии плебеем-революционером. Пьеса о любви запоздавшей и грянувшей бурным потоком весенних разливов была необычной для репертуара и для зрителей. История о Нине Леонидовне Бегак, стоматологе, и Константине Ивановиче Гусятникове, многодетном отце и главе музыкальной семьи, которые познакомились во время турпоездки и полюбили друг друга, да так, что сердца их воскресли для счастья, не содержала ни сатиры, ни вульгарного юмора. Эта была лирическая утопия, и она по-настоящему трогала. Фоменко открыл в ленинградских актерах новые, скрытые качества. Я думаю, что будущий классический Фоменко начинался в Ленинграде.
Спектакль шел долго, и все новые актеры Театра комедии вступали в его магический круг. Там играли и первооткрыватели Ирина Зарубина, Лев Лемке, Майя Тупикова, Владимир Труханов, Сергей Дрейден, Виктор Харитонов, Вячеслав Захаров, и последователи. В 1983 году спектакль «увековечило» телевидение. В этой версии первые сценические шаги делала ленинградская театральная молодежь — Владимир Котов, Лика Неволина, Николай Осипов, Аркадий Коваль. «Этот милый старый дом» — самый трогательный вклад в постакимовское наследие Театра комедии.
В Москве Фоменко держал театр в самом нетеатральном месте — на Кутузовском проспекте, среди вечного автомобильного рева, на широченной улице, где человек человеку встречается гораздо реже, чем на бульварах или Тверской. Совершенно неуютное место. Новое здание ему поставили дверь в дверь со старым. Но внутри, в узком, как щель, старом здании, и стеклянном, прозрачном новом, никакой убойной цивилизации не чувствовалось. Ты как бы нырял в уют театрального бытия, забывая о скоростях, шуме снаружи. Фоменко создавал вокруг себя мир неспешный, глубокий, теплый. Волны этого мира распространялись от каждого его спектакля. Обаяние театра Фоменко держалось и на формуле «дома» — милого, всегда не старого, несмотря на возраст Мастера. Актеры — «фоменки» — рождались в его педагогической мастерской и на сцене Мастерской с прививкой свободы от штампованной театральности. Кутеповы, Пирогов, Мысина, Джабраилова, Степанов, Пегова — так и не научились фальшивить — ни в театре, ни в кино. Когда-то Фоменко привез в Ленинград студентов одного из первых своих выпусков, первый курс. Они играли гоголевского «Владимира третьей степени». Что такое первый курс, мы знаем: набирают талантливых детей, а к первой сессии это уже умудренные педагогами старички. Студенты Фоменко не только не растеряли природных дарований за полгода обучения — они развили их до степени виртуозности. Мы увидели полноценное сценическое чудо комедии и импровизации. Фоменко учил, что жизнь должна управлять искусством, а не искусность — жизнью.
Он прислушивался к мелодиям вечной обыденности. Кто еще мог родить спектакль из одной фразы Шмаги, персонажа мелодрамы А. Н. Островского «Без вины виноватые»? Фоменко поставил эту пьесу почти целиком в буфете Театра им. Вахтангова, опираясь на реплику незадачливого пьяницы: «Место артиста в буфете». Выходило так, что театру и его подданным, актерам, лучше живется и дышится не в хоромах классицизма, а в богемных углах, на воле, в компаниях близких и друзей.
В искусстве лучшие — незаменимы. Случай Фоменко подтверждает это правило. Его театр представлял собой цепь спектаклей-фрагментов, связанных единым мироощущением и единым поэтическим законом. Его школа была соединением опыта, мысли, иронии, предчувствия — и свободы для опыта, мысли, иронии, предчувствий тех, кто творил или начинал творить рядом с ним. Для учеников-студентов и учеников-актеров он был Моисеем и дедом Щукарем, Марком Твеном (ничего из которого так и не поставил, но на которого был некоторое время похож внешне, особенно усмешкой, скрытой в усах и романтической шевелюрой) и Вергилием. Художественное кредо Фоменко — это право на свой взгляд, это равенство неравных, это демократия с органическим лидером. У него есть альтер эго, двойник — в жанровой живописи. У передвижника Перова в картине «Охотник на привале» у костра сидят трое. Один — самозабвенно пугает, другой — безоглядно верит, а третий почесывает за ухом и посмеивается: «Да все это вранье, так в жизни не бывает». Три позиции в театральном деле. Фоменко — это третий, правдолюб и насмешник, многое испытавший, но так и не растративший запасов правды, прямоты и простоты. Он за все расплачивался сердцем — таблетки сопровождали его на репетициях, на премьерах, везде. Эти средства от болезни сердца стали еще одной неотъемлемой приметой облика Петра Фоменко. Одаренный актер, он сочинил образ великолепного, бессмертного Петра Фоменко, шутки, комедии, мелодрамы, эпосы которого всегда отдавали горечью на языке, горечью смерти.
Елена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Семейное счастие. Записки бастарда«Новая газета», 8.08.2014
- От Сулера до
ФоменкоДарья Шмитова, «Российская газета», 9.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Борис Любимов: Петр Фоменко умел быть на равных со своими ученикамиАся Иванова, «Вечерняя Москва», 9.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Петр Фоменко: «Я читаю медленно»Татьяна Ковалева, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Театр для артистаИрина Корнеева, «Российская газета», 13.07.2007
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Поцелуй через стеклоЛюбовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Пушкин всё┘Глеб Ситковский, «Газета», 25.04.2007
- Теневые развлечения богемыОльга Егошина, «Новые известия», 24.04.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Безлюбовная отповедь«Русский курьер», 28.12.2006
- Все, кроме любвиИрина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Действительно: как жаль!Марина Токарева, «Московские новости», 24.11.2006
- Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалыКсения Аитова, «АНН», 24.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Методом проб и ошибок2006
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой»Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизаторВера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,