Для любви нужна любовь
Про Петра Фоменко и его театр, который не храм, а «душевная польза» и радость, который ищет не истину, а «возможность движения», творит внезапность, учит быть «не внешним», подстраивае
(Продолжение. Начало в «Новой», № 2 от 13.01.2016)
Во время бомбежки его взрывной волной выбросило из окна в сугроб.
А рядом — получеловек.
С оторванными ногами и половиной туловища.
Он хрипел: «Мальчик, добей!»
От взрывной волны была контузия. И Фоменко любил повторять: «А-а, мне все можно! Я — контуженный!»
Война началась — ему восемь. Тринадцатого июля сорок первого исполнилось девять. Друзья говорили: Петя пережил войну, не видя войны, окруженный заботой мамы и няни, со скрипочкой в руках.
А он настаивал: война стала для него первым моментом в жизни, когда возникло «много вопросов по сути, и они были ближе всего к истине».
Вот, например, те три дня в Москве: шестнадцатое, семнадцатое, восемнадцатое октября сорок первого.
Москва тогда затихла, не ясно было, чей это город, и только пепел летел: в учреждениях на Лубянке жгли документы и почему-то разбивали пишущие машинки.
Как раз шестнадцатого они с мамой шли со склада, где «выбросили» отруби, и несли по полмешка отрубей себе на жизнь. И вдруг полетел тот пепел с Лубянки.
А на встрече со зрителями в Музее Ермоловой — сама слышала, «из первых уст»:
«Помню ночь глухую, ноябрьскую. Сорок первого года. (Пауза.) По Москве гнали скот. (Пауза.) А перед этим выпал снег. Такой сырой, мокрый, но обильный. (Пауза.) И вот по Калужской площади, ныне Октябрьской, с юга, с Калужской области, через Москву гнали скот. Который еще можно было гнать. (Пауза.) И после на снегу оставалось кроваво-желтое месиво — от мочи и от того, что скот в кровь сбил себе все ноги».
Странно, моя подруга, которая тоже была на той встрече, уверена: речь шла о коровах, а мне кажется — о лошадях. Потом в «Театральной жизни» нашла эту цитату и там: скот.
Фоменко говорил тихо, медленно, почти по складам; и эта фраза, выделенная интонационно: «…который еще можно было гнать», или про сбитые в кровь все ноги, не копыта, а именно ноги…
…девятилетнее дите со скрипочкой, стоящее (одиноко? в толпе?) в ночь, в снег на Калужской площади, а мимо гонят усталых, измученных, ничего не понимающих то ли коров, то ли лошадей, ну да, скот…такая вот его война…
«На всю оставшуюся жизнь» — фильм о войне, ни в одном кадре которого войны нет. Не бегают войска, не ползут танки, не стреляют орудия, ничто не взрывается. Почти домашняя история. Про взгляды и чувства.
Все актеры прекрасны в этом фильме, но, когда я смотрю в лицо божественного Алексея Эйбоженко или в лицо дивной, изумительной Людмилы Арининой… Что значит: с лица воду не пить?!. Еще как пить, когда такие лица! (Фоменко очень любил Эйбоженко. «Молился на него как на актера и как на человека», — сказала мне жена Петра Наумовича. А об Арининой говорил: «Наша Модильяни»).
NB. В фильме комиссар (Алексей Эйбоженко) кричит на построении: «Мы все были братья и сестры милосердия!» Последнее слово — самое ударное, его сразу «выцепляешь». Суперважное добавление к речи упыря, которую тот произнес по радио в начале войны, обращаясь к нации. «Братья и сестры!» — сказал тогда Сталин, и я до сих пор слышу, даже от либералов: мол, проняло, заговорил по-человечески.
О нет. Одно дело — «братья и сестры», и совсем другое — «братья и сестры милосердия». Можно и по преступлению быть братьями и сестрами, да?
Людмила Михайловна Аринина как-то рассказывала: «Снималась наша сцена в вагоне, и вдруг Петр Наумович увидел на стене портрет Сталина. Петр Наумович сорвал портрет, топал ногами: Я собрал группу, которая, как мне казалось, мыслит, как я!“ И убежал. Мы нашли его на улице — он сидел под кустом и плакал».
Или вот: намучавшись без работы в Москве и Питере, Фоменко уехал в Тбилиси, и в Театре Грибоедова, на банкете после спектакля, в ответ на призыв тамады: «Я предлагаю тост за мудрейшего из мудрых, за товарища Сталина! А если кто откажется, клянусь мамой, я выпрыгну из окна!» — поставил рюмку на стол и сказал тамаде: «Прыгай, тра-та-та».
Тамада заметался, рвался одновременно и драться, и карабкаться на подоконник, чтобы выполнить свою угрозу, их разнимали.
И все это время Фоменко смотрел тамаде прямо в глаза, точнее в переносицу. Этому взгляду мальчика со скрипочкой научила в войну московская подворотня. Он не раз рассказывал: «Чтобы выдержать взгляд, надо смотреть другому в переносицу. Другой не сдюжит и отведет глаза».
И тамада не сдюжил. Поостыв, сдался и сказал самым миролюбивым тоном: «Хрен с ним, со Сталиным! Выпьем за Петра Первого!»
С этим тостом — особенно, что касается первой его части: «Хрен с ним, со Сталиным!» — Фоменко не мог не согласиться. И с огромным удовольствием выпил.
Два года назад я брала интервью у Юлия Черсановича Кима, и мы часа, наверное, три проговорили только о Петре Наумовиче Фоменко.
«Когда-то Анатоль Франс сказал, что человечество заслуживает иронии и сострадания. Вот формула Пети очень близка к этому, только я еще добавляю: и любви. Потому что он был не только жизнелюбивым, он был в высшей степени человеколюбивым мастером. Без всякой сусальности. Без всяких иллюзий.
Очень любил выражение Энергия заблуждения“. Легко видел человеческие слабости. Которые особенно заметны во время человеческих увлечений. И всегда и все у него было в пользу человека. Я не помню ни одного фоменковского злодея, который был бы злодеем изначально, нет, обязательно что-то человеческое с ним происходило.
Вот Калигула“, которого гениально сыграл Олег Меньшиков. Я четыре раза ходил на этот спектакль. И каждый раз выходил потрясенный Петиным мастерством. Потому что Калигула, конечно, полная сволочь, но Петя находил в нем человека не просто злобного, порочного, испорченного жизнью, славой, но и еще какого-то незащищенного мальчика.
Я помню, как после очередного своего злодейства, которое он произвел над женой сенатора, Калигула вышел из спальни со штанами, спущенными до полу. И он шел в них, как в тряпочных кандалах, и это было жутко смешно, и цинизм в этом был, и злоба, и какая-то беспомощность. Вот! Петя так мастерски умел это замечать — человеческие слабости, оговорки…»
Ким и Фоменко познакомились в пятьдесят четвертом. Ким только поступил в педагогический институт, а Фоменко учился на последнем курсе. Это было уже после того, как его, хулиганствующего элемента, выгнали из Школы-студии МХАТ. Для Юлия Черсановича и это — повод погордиться другом: «Петю с треском оттуда поперли, потому что он был озорной, свободный, независимый».
В педагогическом Фоменко незаменим как создатель студенческих обозрений, так тогда называли капустники. Это были самые настоящие спектакли, мотор их — Фоменко, как и его великие друзья-однокурсники, три Юрия: Ряшенцев, Визбор, Коваль. Но Фоменко еще и режиссер этих обозрений, и блистает там как актер.
Музыкальная комедия по канве ранней пьесы Шекспира «Как вам это понравится» под названием «Сказка Арденнского леса» идет сейчас в «Мастерской Петра Фоменко». А создан этот спектакль на молодом кураже Кимом и Фоменко 47 лет назад. Для Театра на Малой Бронной.
От пьесы Шекспира почти ничего не осталось (Фоменко с Кимом ее нещадно сократили, из тридцати с лишним персонажей оставив четырнадцать), зато вошло аж пятнадцать кимовских песен. После шести представлений спектакль сняли с репертуара. Но параллельно с Малой Бронной пьеса репетировалась в студенческом театре при МГУ на Ленгорах, которым руководил Петр Фоменко. Только премьера была не на Ленгорах, а на Моховой.
Народу набилось до отказа. И какого народу! Кроме маленькой группы родственников зал разделился на две части: цвет московских антисоветчиков и диссидентов во главе с Петром Якиром и Натальей Горбаневской и отряд лубянских следователей и оперативников из числа студентов МГУ и МВТУ.
Начался спектакль. Все смеялись и аплодировали. Даже лубянские расслабились и похлопывали, и похихикивали.
А на другой день вождь университетских коммунистов Ягодкин сорвался с цепи: усмотрел с подачи главарей КГБ в сюите идеологическую диверсию и антисоветскую агитацию. Спектакль тотчас же запретили. Театр на Ленгорах закрыли. Директора клуба МГУ сняли с работы.
Уходя, Фоменко скажет, кажется, тому же Ягодкину: «Мне никогда не понравится то, что нравится вам».
В июле шестьдесят восьмого Ким со своим тестем Петром Якиром и с Фоменко поедут в Крым.
И вот там однажды при луне оба Пети — Якир и Фоменко, — знавшие всего Вертинского наизусть, будут петь его песни, не прерываясь, целую ночь, вполголоса и так проникновенно, так красиво, как бывает только раз в жизни, и повторить это уже не получится никогда.
В Чехословакию наши войска войдут через месяц.
До ареста Петра Якира остается четыре года.
«Когда КГБ арестовал Якира, силы его внутреннего сопротивления и внутреннего резерва были уже израсходованы. И первое, что сказал Якир, когда его привезли в изолятор Лефортово“: Я буду давать показания. Только не трогайте мою дочь. Она беременна“, — рассказывал мне Ким.
Многие из-за покаяния Якира по сей день его ненавидят. А у Кима вместо ненависти — жалость.
Спрос не с тех, кто сломался, а с тех, кто ломал“, — говорит Ким.
Фоменко был с ним согласен. И категорически отказывался — хоть на мгновение — выводить на сцену Сталина. Ему ведь надо было любить своих персонажей. Всех. Даже Калигулу.
Главный фоменковский вопрос, как только начинал репетировать: Кто кого любит?“ И если нет любви — ему неинтересно. Или он начинал ее придумывать.
Максимы Петра Наумовича ФОМЕНКО
1. Я боюсь успеха, который дезориентирует. Нужен провал. Провал — это необходимая вещь. Без него невозможно.
2. Премьера — недоразумение, главное — репетировать.
3. Обо мне говорят, что я нафталин. Это не оскорбление, когда вокруг столько моли.
4. Не стоит стараться идти в ногу со временем, соревноваться, бояться оказаться не в центре внимания. Надо уметь умыкаться. Просто заниматься своим делом.
5. Гений проявляется в самоограничении.
6. Романс поется в даль.
7. Если часто повторять люблю“, то между люблю“ и блюю“ не будет разницы.
8. Любую роль надо проплакать.
9. Если хочешь убыстрить — удлини.
10. Вскрытие покажет, кто чей учитель, а кто — чей ученик.
Он писал ей в письмах: Моя прекрасная дама“.
Она да, прекрасна. И прям дама, дама!
Майя Андреевна Тупикова.
Первые десять лет романа мы не были женаты. А в семьдесят пятом поженились. Ни он, ни я не поднимали этого вопроса никогда. Но директор нашего Театра Комедии страшно мучился, когда мы ездили на гастроли, потому что гостиницы, надо штамп в паспорте…Ну мы и решили, чтоб не мучить его, — расписаться. И как-то вечерком, между репетицией и спектаклем, забежали на Невском в ЗАГС. Такие уже потертые…(Смеется.) Да, смешно было, когда нас на полном серьезе спросили: согласны ли мы…
Кстати, о согласии. Перед тем, как идти в ЗАГС, он скорчил некоторую гримасу…И я ему сказала: ровно в тот момент, когда захочешь со мной развестись, ты не будешь иметь никаких препятствий с моей стороны, можешь сразу подавать заявление, я дам согласие. На что он сказал: Не говори глупостей“.
К сорокалетию революции решили поставить в Ленинграде Мистерию-Буфф“ Маяковского. И Игорь Владимиров пригласил для этого дела Петра Фоменко в свой театр.
Она жила в Питере, он в Москве, приезжали, конечно, друг к другу, но очень хотелось не расставаться вовсе.
И вот Владимиров предложил ему поставить Мистерию-Буфф“. Это было такое счастье, мы могли бы какое-то время быть вместе в Ленинграде. И он начал работать. И все было замечательно, работа шла, артисты в восторге, на предварительной сдаче, ну такой для своих, для пап и мам, я была и видела: гениальный получился спектакль. А на следующий день сдача без публики, с официальными лицами, из Комитета культуры, из обкома партии. Господи, сколько мы насмотрелись официальных лиц! Эти лица, по-моему, никогда не изменяли своего выражения, они во всех проявлениях одинаковы, похожи друг на друга… строгим выражением безразличия. Короче, был разнос, недопущение, и все на этом кончилось. Спектакль закрыли до премьеры. Он уехал в Москву“.
Через тридцать семь лет в интервью газете Невское время“ Петр Фоменко вспоминал: После первой сдачи спектакля Мистерия-Буфф“ один из чиновников мне сказал: У вас вещей с собой много? Нет? Так собирайтесь и уезжайте. Дальше будет хуже“. Мистерия“ сдавалась пять раз. Перед последней сдачей с ищейками проверяли, чтобы никто из посторонних в зал не пробрался. Конечно, спектакль закрыли. А он мог бы год еще идти ежедневно при полных залах. Он был обречен на скандальный успех. А уехать мне все-таки пришлось — причем разодранным в клочья“.
И опять Майя Андреевна и Петр Наумович стали друг к другу ездить.
Но уже и в Москве ему ничего не предлагали, и, хотя и в Ленинграде все было совершенно глухо, он переехал ко мне, потому что в Москве стало совсем невмоготу. И вот он живет у меня. А я в это время очень насыщенно работаю, утром у меня радио, тогда в прямом эфире шли детские передачи, это был какой-никакой дополнительный заработок, потом репетиции в Театре Комедии, потом бегу на телевидение, тоже все в прямом эфире, потом спектакль. А он целый день сидит и ждет меня дома, читает. И вот я уже после спектакля забегаю в Елисеевский — сначала в кулинарный отдел, там были разные очень вкусные штучки: такие валаваны с курочкой, перепела, рябчики, форшмак, селедочное масло, маслинки, и все не очень дорого, и я набираю эти деликатесы совсем понемножку и бегу покупать коньячок или вино и еще какие-то фрукты. (Смеется.) Ну набираю и бегу на троллейбус, несусь домой, на свою 10-ю Советскую…Знаю, знаю, меня там ждет голодный истомившийся мужичок. И такие были у нас незабываемые вечера! Вот когда он не работал — это самое замечательное время! Потому что голова его не занята спектаклем, ничто не отвлекает, все сосредотачивается только на наших чувствах и отношениях. (Смеется.)“
Ой, не валаваны то были. Любовь.
Театровед Инна Соловьева, чьи рецензии я читаю с восхищением, напишет о фоменковских Трех сестрах“: …может, это лишь послышалось, возникло не на сцене, а где-то рядом… нежность к быту, тяга и доверие к семейному счастью“, к ценностям жилого дома и ко всему, что здесь надышано…“
Ну да, в Питере, за тридцать пять лет до фоменковской премьеры Трех сестер“ все уже возникло, надышалось и намолилось — и эта нежность к быту, и эти тяга и доверие к семейному счастью“, к ценностям жилого дома на 10-й Советской улице, куда Майя Андреевна мчалась после спектакля с валаванами; кстати, что такое валаваны, надо посмотреть в интернете.
А как-то она пришла в свой Театр Комедии, заглянула в литературный отдел, а там девочки такие унылые сидят. (И они мне говорят: вот Арбузов дал пьесу театру, театр взял, обещал поставить, а ставить некому, уже выпускать надо, все сроки вышли, а режиссера нет… Я говорю: а у меня есть, сидит дома очень безработный режиссер, ждет, когда я приду. Кто это?“ — удивились девочки. Говорю: Фоменко. Ну они знали эту фамилию, конечно. Как? Не может быть!“ Побежали к завлиту: Нам бы Фоменко! Он сидит безработный у Майи на квартире“. Завлит побежал к Голикову, главному режиссеру. Тот тоже загорелся. Но к кому идти? Вспомнил Голиков, что учился когда-то в университете с тогдашним зав. отделом культуры обкома партии. Записался на аудиенцию, стал просить, а тот: нет! нет! нет! Вычеркните эту фамилию! Ну один спектакль, никакой политики, просил Голиков. Один спектакль поставит — и все! Все-таки он хороший режиссер… Мы пропадаем! Арбузов может выставить претензии, расторгнуть договор. Ну ладно, на один спектакль можно…“)
И приносит она домой пьесу Этот милый старый дом“ и говорит: Петенька, если ты прочтешь и захочешь поставить в нашем театре, то такая возможность есть…
И он начал работать. О, это был процесс, который завораживал! Первый его спектакль, когда я видела сам процесс, как он работал… Потом прогон перед сдачей. Всем всё очень понравилось. И вот идем с ним после прогона пешком домой, и он меня вдруг останавливает, поворачивает к себе и абсолютно на полном серьезе говорит: Давай посмотрим друг другу в глаза и скажем, что ничего не получилось. Это — провал!“ Я тогда очень удивилась. Какой провал? Все ведь замечательно. А потом привыкла. Потому что Это — провал!“ происходило неизменно перед каждым показом. Перед каждой премьерой. Перед каждой сдачей. До самого конца его жизни“.
У Бродского: Если ты банкир или пилот, ты знаешь, что, набравшись опыта, ты можешь более или менее рассчитывать на прибыль или мягкую посадку. В писательском же деле наживаешь не опыт, а неуверенность. Каковая есть другое лишь название для ремесла. В этой области, где навык губит дело, понятия отрочества и зрелости мешаются, и наиболее частое состояние души — паника“.
Поменяйте писательское“ дело на режиссерское“ — и будет вам Фоменко.
И вот — премьера. Событие на весь город!
Из этой вроде бы и не очень пьесы он сделал такую сказку о любви! Он туда включил песни Соломона. Главные герои лежали на двух лестницах чуть ли не вниз головой и декламировали эту Песню Любви. Звучала замечательная музыка Грезы любви“. И когда герои встречались там наверху, под небесами, диалог шел на расстоянии не просто вытянутой руки… А его рука, которая должна была погладить по голове ее, эта рука, удлиняясь до бесконечности, вытягивалась через все расстояния и возвращалась назад. Вот он придумал такой трюк — очень смешной и трогательный. Я сидела, смотрела и к концу спектакля была уже вся мокрая от слез“.
И после долгой паузы: Знаете, Москва, фоменки“, Мастерская“ — все это случилось с ним, когда ему было уже за шестьдесят. А мы познакомились в его тридцать три. И за все время нашей жизни, за те сорок семь лет, что были вместе, я знала трех очень разных Фоменко.
В самом начале наших отношений мучилась страшно. Он очень любил выпивать. Выпивал из-за того, что все не складывалось. А в тот наш первый период жизни у него все как-то совсем уж плохо складывалось. Столько было переживаний, столько отчаяния, беды, горя, безденежья …И он не всегда мог владеть собой тогда. Владение собой“ пришло к нему позднее“.
— Что же помогало вам? Любовь или терпение? — осторожно спрашиваю я.
Она отвечает сразу:
— Я его любила безумно.
(Продолжение следует)
Во время бомбежки его взрывной волной выбросило из окна в сугроб.
А рядом — получеловек.
С оторванными ногами и половиной туловища.
Он хрипел: «Мальчик, добей!»
От взрывной волны была контузия. И Фоменко любил повторять: «А-а, мне все можно! Я — контуженный!»
Война началась — ему восемь. Тринадцатого июля сорок первого исполнилось девять. Друзья говорили: Петя пережил войну, не видя войны, окруженный заботой мамы и няни, со скрипочкой в руках.
А он настаивал: война стала для него первым моментом в жизни, когда возникло «много вопросов по сути, и они были ближе всего к истине».
Вот, например, те три дня в Москве: шестнадцатое, семнадцатое, восемнадцатое октября сорок первого.
Москва тогда затихла, не ясно было, чей это город, и только пепел летел: в учреждениях на Лубянке жгли документы и почему-то разбивали пишущие машинки.
Как раз шестнадцатого они с мамой шли со склада, где «выбросили» отруби, и несли по полмешка отрубей себе на жизнь. И вдруг полетел тот пепел с Лубянки.
А на встрече со зрителями в Музее Ермоловой — сама слышала, «из первых уст»:
«Помню ночь глухую, ноябрьскую. Сорок первого года. (Пауза.) По Москве гнали скот. (Пауза.) А перед этим выпал снег. Такой сырой, мокрый, но обильный. (Пауза.) И вот по Калужской площади, ныне Октябрьской, с юга, с Калужской области, через Москву гнали скот. Который еще можно было гнать. (Пауза.) И после на снегу оставалось кроваво-желтое месиво — от мочи и от того, что скот в кровь сбил себе все ноги».
Странно, моя подруга, которая тоже была на той встрече, уверена: речь шла о коровах, а мне кажется — о лошадях. Потом в «Театральной жизни» нашла эту цитату и там: скот.
Фоменко говорил тихо, медленно, почти по складам; и эта фраза, выделенная интонационно: «…который еще можно было гнать», или про сбитые в кровь все ноги, не копыта, а именно ноги…
…девятилетнее дите со скрипочкой, стоящее (одиноко? в толпе?) в ночь, в снег на Калужской площади, а мимо гонят усталых, измученных, ничего не понимающих то ли коров, то ли лошадей, ну да, скот…такая вот его война…
«На всю оставшуюся жизнь» — фильм о войне, ни в одном кадре которого войны нет. Не бегают войска, не ползут танки, не стреляют орудия, ничто не взрывается. Почти домашняя история. Про взгляды и чувства.
Все актеры прекрасны в этом фильме, но, когда я смотрю в лицо божественного Алексея Эйбоженко или в лицо дивной, изумительной Людмилы Арининой… Что значит: с лица воду не пить?!. Еще как пить, когда такие лица! (Фоменко очень любил Эйбоженко. «Молился на него как на актера и как на человека», — сказала мне жена Петра Наумовича. А об Арининой говорил: «Наша Модильяни»).
NB. В фильме комиссар (Алексей Эйбоженко) кричит на построении: «Мы все были братья и сестры милосердия!» Последнее слово — самое ударное, его сразу «выцепляешь». Суперважное добавление к речи упыря, которую тот произнес по радио в начале войны, обращаясь к нации. «Братья и сестры!» — сказал тогда Сталин, и я до сих пор слышу, даже от либералов: мол, проняло, заговорил по-человечески.
О нет. Одно дело — «братья и сестры», и совсем другое — «братья и сестры милосердия». Можно и по преступлению быть братьями и сестрами, да?
Людмила Михайловна Аринина как-то рассказывала: «Снималась наша сцена в вагоне, и вдруг Петр Наумович увидел на стене портрет Сталина. Петр Наумович сорвал портрет, топал ногами: Я собрал группу, которая, как мне казалось, мыслит, как я!“ И убежал. Мы нашли его на улице — он сидел под кустом и плакал».
Или вот: намучавшись без работы в Москве и Питере, Фоменко уехал в Тбилиси, и в Театре Грибоедова, на банкете после спектакля, в ответ на призыв тамады: «Я предлагаю тост за мудрейшего из мудрых, за товарища Сталина! А если кто откажется, клянусь мамой, я выпрыгну из окна!» — поставил рюмку на стол и сказал тамаде: «Прыгай, тра-та-та».
Тамада заметался, рвался одновременно и драться, и карабкаться на подоконник, чтобы выполнить свою угрозу, их разнимали.
И все это время Фоменко смотрел тамаде прямо в глаза, точнее в переносицу. Этому взгляду мальчика со скрипочкой научила в войну московская подворотня. Он не раз рассказывал: «Чтобы выдержать взгляд, надо смотреть другому в переносицу. Другой не сдюжит и отведет глаза».
И тамада не сдюжил. Поостыв, сдался и сказал самым миролюбивым тоном: «Хрен с ним, со Сталиным! Выпьем за Петра Первого!»
С этим тостом — особенно, что касается первой его части: «Хрен с ним, со Сталиным!» — Фоменко не мог не согласиться. И с огромным удовольствием выпил.
Два года назад я брала интервью у Юлия Черсановича Кима, и мы часа, наверное, три проговорили только о Петре Наумовиче Фоменко.
«Когда-то Анатоль Франс сказал, что человечество заслуживает иронии и сострадания. Вот формула Пети очень близка к этому, только я еще добавляю: и любви. Потому что он был не только жизнелюбивым, он был в высшей степени человеколюбивым мастером. Без всякой сусальности. Без всяких иллюзий.
Очень любил выражение Энергия заблуждения“. Легко видел человеческие слабости. Которые особенно заметны во время человеческих увлечений. И всегда и все у него было в пользу человека. Я не помню ни одного фоменковского злодея, который был бы злодеем изначально, нет, обязательно что-то человеческое с ним происходило.
Вот Калигула“, которого гениально сыграл Олег Меньшиков. Я четыре раза ходил на этот спектакль. И каждый раз выходил потрясенный Петиным мастерством. Потому что Калигула, конечно, полная сволочь, но Петя находил в нем человека не просто злобного, порочного, испорченного жизнью, славой, но и еще какого-то незащищенного мальчика.
Я помню, как после очередного своего злодейства, которое он произвел над женой сенатора, Калигула вышел из спальни со штанами, спущенными до полу. И он шел в них, как в тряпочных кандалах, и это было жутко смешно, и цинизм в этом был, и злоба, и какая-то беспомощность. Вот! Петя так мастерски умел это замечать — человеческие слабости, оговорки…»
Ким и Фоменко познакомились в пятьдесят четвертом. Ким только поступил в педагогический институт, а Фоменко учился на последнем курсе. Это было уже после того, как его, хулиганствующего элемента, выгнали из Школы-студии МХАТ. Для Юлия Черсановича и это — повод погордиться другом: «Петю с треском оттуда поперли, потому что он был озорной, свободный, независимый».
В педагогическом Фоменко незаменим как создатель студенческих обозрений, так тогда называли капустники. Это были самые настоящие спектакли, мотор их — Фоменко, как и его великие друзья-однокурсники, три Юрия: Ряшенцев, Визбор, Коваль. Но Фоменко еще и режиссер этих обозрений, и блистает там как актер.
Музыкальная комедия по канве ранней пьесы Шекспира «Как вам это понравится» под названием «Сказка Арденнского леса» идет сейчас в «Мастерской Петра Фоменко». А создан этот спектакль на молодом кураже Кимом и Фоменко 47 лет назад. Для Театра на Малой Бронной.
От пьесы Шекспира почти ничего не осталось (Фоменко с Кимом ее нещадно сократили, из тридцати с лишним персонажей оставив четырнадцать), зато вошло аж пятнадцать кимовских песен. После шести представлений спектакль сняли с репертуара. Но параллельно с Малой Бронной пьеса репетировалась в студенческом театре при МГУ на Ленгорах, которым руководил Петр Фоменко. Только премьера была не на Ленгорах, а на Моховой.
Народу набилось до отказа. И какого народу! Кроме маленькой группы родственников зал разделился на две части: цвет московских антисоветчиков и диссидентов во главе с Петром Якиром и Натальей Горбаневской и отряд лубянских следователей и оперативников из числа студентов МГУ и МВТУ.
Начался спектакль. Все смеялись и аплодировали. Даже лубянские расслабились и похлопывали, и похихикивали.
А на другой день вождь университетских коммунистов Ягодкин сорвался с цепи: усмотрел с подачи главарей КГБ в сюите идеологическую диверсию и антисоветскую агитацию. Спектакль тотчас же запретили. Театр на Ленгорах закрыли. Директора клуба МГУ сняли с работы.
Уходя, Фоменко скажет, кажется, тому же Ягодкину: «Мне никогда не понравится то, что нравится вам».
В июле шестьдесят восьмого Ким со своим тестем Петром Якиром и с Фоменко поедут в Крым.
И вот там однажды при луне оба Пети — Якир и Фоменко, — знавшие всего Вертинского наизусть, будут петь его песни, не прерываясь, целую ночь, вполголоса и так проникновенно, так красиво, как бывает только раз в жизни, и повторить это уже не получится никогда.
В Чехословакию наши войска войдут через месяц.
До ареста Петра Якира остается четыре года.
«Когда КГБ арестовал Якира, силы его внутреннего сопротивления и внутреннего резерва были уже израсходованы. И первое, что сказал Якир, когда его привезли в изолятор Лефортово“: Я буду давать показания. Только не трогайте мою дочь. Она беременна“, — рассказывал мне Ким.
Многие из-за покаяния Якира по сей день его ненавидят. А у Кима вместо ненависти — жалость.
Спрос не с тех, кто сломался, а с тех, кто ломал“, — говорит Ким.
Фоменко был с ним согласен. И категорически отказывался — хоть на мгновение — выводить на сцену Сталина. Ему ведь надо было любить своих персонажей. Всех. Даже Калигулу.
Главный фоменковский вопрос, как только начинал репетировать: Кто кого любит?“ И если нет любви — ему неинтересно. Или он начинал ее придумывать.
Максимы Петра Наумовича ФОМЕНКО
1. Я боюсь успеха, который дезориентирует. Нужен провал. Провал — это необходимая вещь. Без него невозможно.
2. Премьера — недоразумение, главное — репетировать.
3. Обо мне говорят, что я нафталин. Это не оскорбление, когда вокруг столько моли.
4. Не стоит стараться идти в ногу со временем, соревноваться, бояться оказаться не в центре внимания. Надо уметь умыкаться. Просто заниматься своим делом.
5. Гений проявляется в самоограничении.
6. Романс поется в даль.
7. Если часто повторять люблю“, то между люблю“ и блюю“ не будет разницы.
8. Любую роль надо проплакать.
9. Если хочешь убыстрить — удлини.
10. Вскрытие покажет, кто чей учитель, а кто — чей ученик.
Он писал ей в письмах: Моя прекрасная дама“.
Она да, прекрасна. И прям дама, дама!
Майя Андреевна Тупикова.
Первые десять лет романа мы не были женаты. А в семьдесят пятом поженились. Ни он, ни я не поднимали этого вопроса никогда. Но директор нашего Театра Комедии страшно мучился, когда мы ездили на гастроли, потому что гостиницы, надо штамп в паспорте…Ну мы и решили, чтоб не мучить его, — расписаться. И как-то вечерком, между репетицией и спектаклем, забежали на Невском в ЗАГС. Такие уже потертые…(Смеется.) Да, смешно было, когда нас на полном серьезе спросили: согласны ли мы…
Кстати, о согласии. Перед тем, как идти в ЗАГС, он скорчил некоторую гримасу…И я ему сказала: ровно в тот момент, когда захочешь со мной развестись, ты не будешь иметь никаких препятствий с моей стороны, можешь сразу подавать заявление, я дам согласие. На что он сказал: Не говори глупостей“.
К сорокалетию революции решили поставить в Ленинграде Мистерию-Буфф“ Маяковского. И Игорь Владимиров пригласил для этого дела Петра Фоменко в свой театр.
Она жила в Питере, он в Москве, приезжали, конечно, друг к другу, но очень хотелось не расставаться вовсе.
И вот Владимиров предложил ему поставить Мистерию-Буфф“. Это было такое счастье, мы могли бы какое-то время быть вместе в Ленинграде. И он начал работать. И все было замечательно, работа шла, артисты в восторге, на предварительной сдаче, ну такой для своих, для пап и мам, я была и видела: гениальный получился спектакль. А на следующий день сдача без публики, с официальными лицами, из Комитета культуры, из обкома партии. Господи, сколько мы насмотрелись официальных лиц! Эти лица, по-моему, никогда не изменяли своего выражения, они во всех проявлениях одинаковы, похожи друг на друга… строгим выражением безразличия. Короче, был разнос, недопущение, и все на этом кончилось. Спектакль закрыли до премьеры. Он уехал в Москву“.
Через тридцать семь лет в интервью газете Невское время“ Петр Фоменко вспоминал: После первой сдачи спектакля Мистерия-Буфф“ один из чиновников мне сказал: У вас вещей с собой много? Нет? Так собирайтесь и уезжайте. Дальше будет хуже“. Мистерия“ сдавалась пять раз. Перед последней сдачей с ищейками проверяли, чтобы никто из посторонних в зал не пробрался. Конечно, спектакль закрыли. А он мог бы год еще идти ежедневно при полных залах. Он был обречен на скандальный успех. А уехать мне все-таки пришлось — причем разодранным в клочья“.
И опять Майя Андреевна и Петр Наумович стали друг к другу ездить.
Но уже и в Москве ему ничего не предлагали, и, хотя и в Ленинграде все было совершенно глухо, он переехал ко мне, потому что в Москве стало совсем невмоготу. И вот он живет у меня. А я в это время очень насыщенно работаю, утром у меня радио, тогда в прямом эфире шли детские передачи, это был какой-никакой дополнительный заработок, потом репетиции в Театре Комедии, потом бегу на телевидение, тоже все в прямом эфире, потом спектакль. А он целый день сидит и ждет меня дома, читает. И вот я уже после спектакля забегаю в Елисеевский — сначала в кулинарный отдел, там были разные очень вкусные штучки: такие валаваны с курочкой, перепела, рябчики, форшмак, селедочное масло, маслинки, и все не очень дорого, и я набираю эти деликатесы совсем понемножку и бегу покупать коньячок или вино и еще какие-то фрукты. (Смеется.) Ну набираю и бегу на троллейбус, несусь домой, на свою 10-ю Советскую…Знаю, знаю, меня там ждет голодный истомившийся мужичок. И такие были у нас незабываемые вечера! Вот когда он не работал — это самое замечательное время! Потому что голова его не занята спектаклем, ничто не отвлекает, все сосредотачивается только на наших чувствах и отношениях. (Смеется.)“
Ой, не валаваны то были. Любовь.
Театровед Инна Соловьева, чьи рецензии я читаю с восхищением, напишет о фоменковских Трех сестрах“: …может, это лишь послышалось, возникло не на сцене, а где-то рядом… нежность к быту, тяга и доверие к семейному счастью“, к ценностям жилого дома и ко всему, что здесь надышано…“
Ну да, в Питере, за тридцать пять лет до фоменковской премьеры Трех сестер“ все уже возникло, надышалось и намолилось — и эта нежность к быту, и эти тяга и доверие к семейному счастью“, к ценностям жилого дома на 10-й Советской улице, куда Майя Андреевна мчалась после спектакля с валаванами; кстати, что такое валаваны, надо посмотреть в интернете.
А как-то она пришла в свой Театр Комедии, заглянула в литературный отдел, а там девочки такие унылые сидят. (И они мне говорят: вот Арбузов дал пьесу театру, театр взял, обещал поставить, а ставить некому, уже выпускать надо, все сроки вышли, а режиссера нет… Я говорю: а у меня есть, сидит дома очень безработный режиссер, ждет, когда я приду. Кто это?“ — удивились девочки. Говорю: Фоменко. Ну они знали эту фамилию, конечно. Как? Не может быть!“ Побежали к завлиту: Нам бы Фоменко! Он сидит безработный у Майи на квартире“. Завлит побежал к Голикову, главному режиссеру. Тот тоже загорелся. Но к кому идти? Вспомнил Голиков, что учился когда-то в университете с тогдашним зав. отделом культуры обкома партии. Записался на аудиенцию, стал просить, а тот: нет! нет! нет! Вычеркните эту фамилию! Ну один спектакль, никакой политики, просил Голиков. Один спектакль поставит — и все! Все-таки он хороший режиссер… Мы пропадаем! Арбузов может выставить претензии, расторгнуть договор. Ну ладно, на один спектакль можно…“)
И приносит она домой пьесу Этот милый старый дом“ и говорит: Петенька, если ты прочтешь и захочешь поставить в нашем театре, то такая возможность есть…
И он начал работать. О, это был процесс, который завораживал! Первый его спектакль, когда я видела сам процесс, как он работал… Потом прогон перед сдачей. Всем всё очень понравилось. И вот идем с ним после прогона пешком домой, и он меня вдруг останавливает, поворачивает к себе и абсолютно на полном серьезе говорит: Давай посмотрим друг другу в глаза и скажем, что ничего не получилось. Это — провал!“ Я тогда очень удивилась. Какой провал? Все ведь замечательно. А потом привыкла. Потому что Это — провал!“ происходило неизменно перед каждым показом. Перед каждой премьерой. Перед каждой сдачей. До самого конца его жизни“.
У Бродского: Если ты банкир или пилот, ты знаешь, что, набравшись опыта, ты можешь более или менее рассчитывать на прибыль или мягкую посадку. В писательском же деле наживаешь не опыт, а неуверенность. Каковая есть другое лишь название для ремесла. В этой области, где навык губит дело, понятия отрочества и зрелости мешаются, и наиболее частое состояние души — паника“.
Поменяйте писательское“ дело на режиссерское“ — и будет вам Фоменко.
И вот — премьера. Событие на весь город!
Из этой вроде бы и не очень пьесы он сделал такую сказку о любви! Он туда включил песни Соломона. Главные герои лежали на двух лестницах чуть ли не вниз головой и декламировали эту Песню Любви. Звучала замечательная музыка Грезы любви“. И когда герои встречались там наверху, под небесами, диалог шел на расстоянии не просто вытянутой руки… А его рука, которая должна была погладить по голове ее, эта рука, удлиняясь до бесконечности, вытягивалась через все расстояния и возвращалась назад. Вот он придумал такой трюк — очень смешной и трогательный. Я сидела, смотрела и к концу спектакля была уже вся мокрая от слез“.
И после долгой паузы: Знаете, Москва, фоменки“, Мастерская“ — все это случилось с ним, когда ему было уже за шестьдесят. А мы познакомились в его тридцать три. И за все время нашей жизни, за те сорок семь лет, что были вместе, я знала трех очень разных Фоменко.
В самом начале наших отношений мучилась страшно. Он очень любил выпивать. Выпивал из-за того, что все не складывалось. А в тот наш первый период жизни у него все как-то совсем уж плохо складывалось. Столько было переживаний, столько отчаяния, беды, горя, безденежья …И он не всегда мог владеть собой тогда. Владение собой“ пришло к нему позднее“.
— Что же помогало вам? Любовь или терпение? — осторожно спрашиваю я.
Она отвечает сразу:
— Я его любила безумно.
(Продолжение следует)
Зоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Семейное счастие. Записки бастарда«Новая газета», 8.08.2014
- От Сулера до
ФоменкоДарья Шмитова, «Российская газета», 9.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Борис Любимов: Петр Фоменко умел быть на равных со своими ученикамиАся Иванова, «Вечерняя Москва», 9.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Петр Фоменко: «Я читаю медленно»Татьяна Ковалева, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Театр для артистаИрина Корнеева, «Российская газета», 13.07.2007
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Поцелуй через стеклоЛюбовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Пушкин всё┘Глеб Ситковский, «Газета», 25.04.2007
- Теневые развлечения богемыОльга Егошина, «Новые известия», 24.04.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Безлюбовная отповедь«Русский курьер», 28.12.2006
- Все, кроме любвиИрина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Действительно: как жаль!Марина Токарева, «Московские новости», 24.11.2006
- Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалыКсения Аитова, «АНН», 24.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Методом проб и ошибок2006
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой»Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизаторВера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,