Один абсолютно театральный вечер
«Одна абсолютно счастливая деревня» Бориса Вахтина в Мастерской П. Фоменко
Борис Борисович Вахтин (1930-1981) ленинградский прозаик, переводчик, китаист. Сын Веры Пановой. Вместе с П. Фоменко написал сценарий знаменитого телефильма «На всю оставшуюся жизнь» экранизации романа В. Пановой «Спутники». В 70-е годы был заметной фигурой в питерском литературном андеграунде. В частности, повесть «┘счастливая деревня» (1974) предназначалась для самиздатского журнала «Часы». Участник альманаха «Метрополь» (повесть «Дубленка»). Автор публицистической книги «Этот спорный русский опыт», тайно вывезенной на Запад и опубликованной в парижском журнале «Эхо» под псевдонимом Василий Акимов. Главы из книги републикованы в журнале «Звезда», 1998, № 8; там же мемуарный очерк Юлия Кима «Сударь дорогой». В бытность Петра Фоменко главным режиссером Театра Комедии Вахтин принадлежал к узкому кругу неофициальных друзей этого театра.
Обыкновение инсценировать актуальную современную прозу оформилось в тенденцию, если не сказать в стиль, На Таганке в конце 70-х; в удушливой, беспросветной, чреватой истерикой неутоленных ожиданий общественной атмосфере того времени. Речь, разумеется, о тогдашней лучшей в пределах допустимого прозе недоговаривающей, но не лгущей, нарочито локальной, чтобы не посягать на заведомо запретные обобщения, либо, напротив, глубокомысленно-философичной, растворяющей зловещие приметы исторической действительности в безбрежном море устарелой, как правило, метафизики, но так или иначе всегда рассчитанной на сочувственно-понимающее и домысливающее восприятие общества. Ее театральным аналогом становились любимовские постановки такие, как «Дом на набережной» по Юрию Трифонову или «Живой» по Борису Можаеву. Характернейшим свойством этих постановок было демонстративное отсутствие пьесы как драматургически целостной картины мира, и этому отсутствию придавалось значение оппозиционного жеста, порождавшее зыбкую, промежуточную, но безусловно действенную стилистику; она находила опору и оправдание в настроениях общества, бывших до известной степени вне контроля властей, в сложившейся ситуации партнерства и как бы взаимодополнительности общества и театра. С тех пор прошла приблизительно четверть века, и вот сегодня, в кардинально иных условиях, подвести черту под этой тенденцией что называется, перевернуть страницу взяла на себя Мастерская П. Фоменко.
Спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня», поставленный Петром Фоменко по одноименной повести Бориса Вахтина и определяемый им как «этюды мастерской», это в первую очередь спектакль-итог или, если угодно, спектакль-прощание.
Пьесы и тут, в сущности, нет. Это именно «этюды» на основании эпизодов. Ощутимый, хотя и вынужденный, недостаток правды в передаче реалий колхозной деревни 40-50-х годов компенсировался в повести Вахтина (писатель умер почти двадцать лет назад) мифологемой, приобретавшей влиятельность как раз в 70-е. Согласно этой мифологеме деревня, воплощение извечной святой Руси, являет собою образ субстанции, пребывающей во времени-пространстве, напрямую гранича с небесами, и ход исторического времени не сказывается на ней решающим образом. Это безначально-бесконечное бытие-пребывание. Такой для простоты можно назвать его славянофильским миф ни в коем случае не исключал примет юродства, убожества, чудачеств деревенского бытия, скорее напротив, предполагал лукавую игру с ними игру, в которой любования «себе на уме» было куда больше, чем боли, сомнения и стремления к истине. Так в окружении этих любовно выписанных примет и рассказывалась в повести Вахтина история Михеева и Полины, юных обитателей «абсолютно счастливой деревни», их любовного томления и любовной строптивости, свадьбы накануне объявления войны и гибели Михеева на фронте, пережив которую Полина находит новое счастье с пленным немцем по имени Франц, прикомандированным к ней для помощи по хозяйству и предпочитающим остаться на новой родине, когда ему по случаю наступившей оттепели разрешают вернуться домой. Этой притчеобразно обобщенной историей содержание повести Вахтина по сути исчерпывается.
Отпечаток времени определяет повесть целиком и полностью, напоминая о подзабытых «деревенщиках», «окопной правде» (в военных эпизодах), о спорах, допустима ли для советского писателя либеральная толерантность в показе противника (Франц), и прочем, четверть века назад бывшем жгучей актуальностью литературной жизни. Той жизни она и принадлежит. И ничуть над нею не поднимается. Во всяком случае, ее сюжетные повороты для заставших то время в более или менее сознательном возрасте предсказуемы насквозь, смысловые пределы удручающе ясны, энергия противостояния пресловутому застою до жалости недостаточна. Даже метафизика «святой Руси», и та намечена как-то робко и вроде как неуверенно.
Совершенно естественный и даже неизбежный вопрос так чем, собственно, сегодня привлек Фоменко этот литературный материал? Признаюсь, не нахожу ответа, кроме, возможно, каких-то сугубо личных причин, догадываться о которых решительно не наше дело. Пусть они так и останутся, как говорится, загадкой мастера. Да и надо сказать, в этой слабой мотивированности (или неочевидности) выбора есть своя сильная сторона: уже упомянутый акт чисто стилистического прощания в спектакле Фоменко смотрится благодаря ей как-то отчетливее.
Спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» работа маститого режиссера, и в ней присутствует весь набор свойств, присущих маститости. А это не в последнюю очередь совершенно особое отношение к материалу. Можно, пожалуй, определить его как бескорыстное. Можно и как отчасти безразличное результат знания, что в экономии конечного результата вес материала не так уж и велик. Что-то сродни ахматовскому «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». А если переформулировать ту же мысль в менее высоком регистре, то может вспомниться и про блоху: «Всякая блоха не плоха, все черненькие и все прыгают».
Неотъемлемые от маститости ровное благоволение ко всему, дистанция и чувство меры определяют собой спектакль Фоменко. С первых же минут режиссер последовательно смягчает резкости и снимает чересчур сильные акценты, особенно там, где они напрашиваются. Скажем, деталь не ахти какого вкуса Учителя, выступающего в роли рассказчика (Олег Любимов), зовут, оказывается, Федор Михайлович, но из этого никак не следует, как могло бы следовать в более идеологически «ангажированном» представлении, будто Достоевский все про Россию понял и все до скончания века предсказал. Приятный бородач в очках, сидящий в кресле, подвешенном под софитами, сопровождает действие скупым и по-интеллигентски оговорчивым комментарием, и уж если кого и напоминает, то скорее Чехова. Точно так же во многих мизансценах проскальзывает пластический мотив распятия, но именно что проскальзывает, причем раз и навсегда сниженный исходной мизансценой Огородное пугало (Карэн Бадалов) мешковато свисает, раскинув руки, со своей крестовины. И так во всем. В любой детали, потенциально претендующей на символическую значимость, подчеркивается ее случайность, необязательность, главное беспоследственность; мелькают знаки без лобовой привязки намертво к обозначаемому. Видно, недаром учил нас великий Гете: все преходящее только подобие. Например, в одном из лучших этюдов колхозные бабы на прополке картофеля на считанные мгновения возникающая композиция брейгелевских «Слепых» (особенно хороша Мадлен Джабраилова гротескной пластикой согбенного тела) отнюдь не становится метафорой безуспешности колхозного сельского хозяйства, создавая летучий намек на какой-то трудноформулируемый, но явно более существенный смысл.
И напротив, там, где материалом предлагается робкая и скудно дозированная правда в духе признания ошибок времен культа личности (вроде лояльного и, упаси Бог, ни на что не посягающего указания, что-де и на фронте не все всегда было правильно, как в эпизоде военно-полевого суда над приятелем Михеева, белобрысым солдатиком Куропаткиным, который, повинуясь приказу, обстреливал сарай, зная, в отличие от командования, что в сарае противника нет, и тем самым оказался виновным в провале задуманной командованием операции), то эпизод решается в манере форсированного гротеска, почти по-кафкиански: беспомощный маленький человек перед троицей истуканов-нелюдей Полковника (Тагир Рахимов), Майора (Сергей Якубенко), Замполита (Карэн Бадалов). Здесь полноценный театральный гротеск спасает провальную на сегодняшний взгляд фабульную ситуацию.
Короче, Фоменко всегда принимает решение, обеспечивающее максимальную театральность сценического текста. Театральность же по определению современна. Поэтому Фоменко ставит не проповедь, исповедь, прокламацию или манифест, как ставили когда-то; его режиссура ничего не ждет и, кажется, ни на что не надеется, зная, что на энергию зрительского ожидания, за отсутствием оной, сегодня не приходится полагаться. Фоменко попросту делает спектакль, и спектакль как таковой является его сверхзадачей.
Решения Фоменко осуществляются с неброской легкостью уверенного мастерства. Впечатление занятий в мастер-классе присутствует как устойчивый мотив. На маленькой и неудобной сцене, выгороженной в фойе бывшего кинотеатра «Киев», возникают маленькие шедевры организации пространства, в прямолинейных обстоятельствах действия маленькие шедевры психологической детализации. Убитый Михеев (Сергей Тарамаев) карабкается вверх и ложится на натянутой под потолком сетке, означающей небеса, и оттуда взаимодействует с живыми почти фольклорный по простоте образ народного представления о конкретности того света. В роли Полины (Полина Агуреева) в минимальном диапазоне повествовательных возможностей проигрывается повесть о бабьей доле от девичества, захваченного безличной стихией еще не сознающей себя чувственности, в сценах с Михеевым, до умной и горькой женской зрелости, знающей что почем, в сценах с Францем (Илья Любимов) под крутящуюся на патефоне «Лили Марлен».
Эфемерная материя театральности, возникающая (как по библейской модели) из ничего, правит бал в спектакле Фоменко. И находит свое, так сказать, высшее выражение в организации такой эфемерной вещи, как освещение. Художник (Владимир Максимов) и осветители (Софья Телегина, Роман Заломов, Павел Тяпкин) работают виртуозно, и заключительная сцена спектакля настоящий апофеоз театрального света. Действующие лица все в белом стоят, как на поминальной молитве, залитые театральным светом, придающим им скульптурный объем. Тесная сценическая площадка, кажется, расширяется на глазах┘ Конец спектакля. Но жизнь продолжается. Длится бытие-пребывание «абсолютно счастливой деревни», не ведающее начала и конца.
Это финал в значении итога. Кажется, Фоменко исчерпал возможности избранной им стилистики. Кажется немыслимым другой спектакль, что-то добавляющий к сказанному им. Кажется, эти скромные «этюды мастерской» ни много ни мало закрывают театральную эпоху. Отсюда и преобладающее впечатление светлой печали, прощания, расставания, с которым покидаешь зрительный зал. Впрочем, что же. Какая бы ни была, одна абсолютно счастливая деревня стоила одного абсолютно театрального вечера.
Обыкновение инсценировать актуальную современную прозу оформилось в тенденцию, если не сказать в стиль, На Таганке в конце 70-х; в удушливой, беспросветной, чреватой истерикой неутоленных ожиданий общественной атмосфере того времени. Речь, разумеется, о тогдашней лучшей в пределах допустимого прозе недоговаривающей, но не лгущей, нарочито локальной, чтобы не посягать на заведомо запретные обобщения, либо, напротив, глубокомысленно-философичной, растворяющей зловещие приметы исторической действительности в безбрежном море устарелой, как правило, метафизики, но так или иначе всегда рассчитанной на сочувственно-понимающее и домысливающее восприятие общества. Ее театральным аналогом становились любимовские постановки такие, как «Дом на набережной» по Юрию Трифонову или «Живой» по Борису Можаеву. Характернейшим свойством этих постановок было демонстративное отсутствие пьесы как драматургически целостной картины мира, и этому отсутствию придавалось значение оппозиционного жеста, порождавшее зыбкую, промежуточную, но безусловно действенную стилистику; она находила опору и оправдание в настроениях общества, бывших до известной степени вне контроля властей, в сложившейся ситуации партнерства и как бы взаимодополнительности общества и театра. С тех пор прошла приблизительно четверть века, и вот сегодня, в кардинально иных условиях, подвести черту под этой тенденцией что называется, перевернуть страницу взяла на себя Мастерская П. Фоменко.
Спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня», поставленный Петром Фоменко по одноименной повести Бориса Вахтина и определяемый им как «этюды мастерской», это в первую очередь спектакль-итог или, если угодно, спектакль-прощание.
Пьесы и тут, в сущности, нет. Это именно «этюды» на основании эпизодов. Ощутимый, хотя и вынужденный, недостаток правды в передаче реалий колхозной деревни 40-50-х годов компенсировался в повести Вахтина (писатель умер почти двадцать лет назад) мифологемой, приобретавшей влиятельность как раз в 70-е. Согласно этой мифологеме деревня, воплощение извечной святой Руси, являет собою образ субстанции, пребывающей во времени-пространстве, напрямую гранича с небесами, и ход исторического времени не сказывается на ней решающим образом. Это безначально-бесконечное бытие-пребывание. Такой для простоты можно назвать его славянофильским миф ни в коем случае не исключал примет юродства, убожества, чудачеств деревенского бытия, скорее напротив, предполагал лукавую игру с ними игру, в которой любования «себе на уме» было куда больше, чем боли, сомнения и стремления к истине. Так в окружении этих любовно выписанных примет и рассказывалась в повести Вахтина история Михеева и Полины, юных обитателей «абсолютно счастливой деревни», их любовного томления и любовной строптивости, свадьбы накануне объявления войны и гибели Михеева на фронте, пережив которую Полина находит новое счастье с пленным немцем по имени Франц, прикомандированным к ней для помощи по хозяйству и предпочитающим остаться на новой родине, когда ему по случаю наступившей оттепели разрешают вернуться домой. Этой притчеобразно обобщенной историей содержание повести Вахтина по сути исчерпывается.
Отпечаток времени определяет повесть целиком и полностью, напоминая о подзабытых «деревенщиках», «окопной правде» (в военных эпизодах), о спорах, допустима ли для советского писателя либеральная толерантность в показе противника (Франц), и прочем, четверть века назад бывшем жгучей актуальностью литературной жизни. Той жизни она и принадлежит. И ничуть над нею не поднимается. Во всяком случае, ее сюжетные повороты для заставших то время в более или менее сознательном возрасте предсказуемы насквозь, смысловые пределы удручающе ясны, энергия противостояния пресловутому застою до жалости недостаточна. Даже метафизика «святой Руси», и та намечена как-то робко и вроде как неуверенно.
Совершенно естественный и даже неизбежный вопрос так чем, собственно, сегодня привлек Фоменко этот литературный материал? Признаюсь, не нахожу ответа, кроме, возможно, каких-то сугубо личных причин, догадываться о которых решительно не наше дело. Пусть они так и останутся, как говорится, загадкой мастера. Да и надо сказать, в этой слабой мотивированности (или неочевидности) выбора есть своя сильная сторона: уже упомянутый акт чисто стилистического прощания в спектакле Фоменко смотрится благодаря ей как-то отчетливее.
Спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» работа маститого режиссера, и в ней присутствует весь набор свойств, присущих маститости. А это не в последнюю очередь совершенно особое отношение к материалу. Можно, пожалуй, определить его как бескорыстное. Можно и как отчасти безразличное результат знания, что в экономии конечного результата вес материала не так уж и велик. Что-то сродни ахматовскому «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда». А если переформулировать ту же мысль в менее высоком регистре, то может вспомниться и про блоху: «Всякая блоха не плоха, все черненькие и все прыгают».
Неотъемлемые от маститости ровное благоволение ко всему, дистанция и чувство меры определяют собой спектакль Фоменко. С первых же минут режиссер последовательно смягчает резкости и снимает чересчур сильные акценты, особенно там, где они напрашиваются. Скажем, деталь не ахти какого вкуса Учителя, выступающего в роли рассказчика (Олег Любимов), зовут, оказывается, Федор Михайлович, но из этого никак не следует, как могло бы следовать в более идеологически «ангажированном» представлении, будто Достоевский все про Россию понял и все до скончания века предсказал. Приятный бородач в очках, сидящий в кресле, подвешенном под софитами, сопровождает действие скупым и по-интеллигентски оговорчивым комментарием, и уж если кого и напоминает, то скорее Чехова. Точно так же во многих мизансценах проскальзывает пластический мотив распятия, но именно что проскальзывает, причем раз и навсегда сниженный исходной мизансценой Огородное пугало (Карэн Бадалов) мешковато свисает, раскинув руки, со своей крестовины. И так во всем. В любой детали, потенциально претендующей на символическую значимость, подчеркивается ее случайность, необязательность, главное беспоследственность; мелькают знаки без лобовой привязки намертво к обозначаемому. Видно, недаром учил нас великий Гете: все преходящее только подобие. Например, в одном из лучших этюдов колхозные бабы на прополке картофеля на считанные мгновения возникающая композиция брейгелевских «Слепых» (особенно хороша Мадлен Джабраилова гротескной пластикой согбенного тела) отнюдь не становится метафорой безуспешности колхозного сельского хозяйства, создавая летучий намек на какой-то трудноформулируемый, но явно более существенный смысл.
И напротив, там, где материалом предлагается робкая и скудно дозированная правда в духе признания ошибок времен культа личности (вроде лояльного и, упаси Бог, ни на что не посягающего указания, что-де и на фронте не все всегда было правильно, как в эпизоде военно-полевого суда над приятелем Михеева, белобрысым солдатиком Куропаткиным, который, повинуясь приказу, обстреливал сарай, зная, в отличие от командования, что в сарае противника нет, и тем самым оказался виновным в провале задуманной командованием операции), то эпизод решается в манере форсированного гротеска, почти по-кафкиански: беспомощный маленький человек перед троицей истуканов-нелюдей Полковника (Тагир Рахимов), Майора (Сергей Якубенко), Замполита (Карэн Бадалов). Здесь полноценный театральный гротеск спасает провальную на сегодняшний взгляд фабульную ситуацию.
Короче, Фоменко всегда принимает решение, обеспечивающее максимальную театральность сценического текста. Театральность же по определению современна. Поэтому Фоменко ставит не проповедь, исповедь, прокламацию или манифест, как ставили когда-то; его режиссура ничего не ждет и, кажется, ни на что не надеется, зная, что на энергию зрительского ожидания, за отсутствием оной, сегодня не приходится полагаться. Фоменко попросту делает спектакль, и спектакль как таковой является его сверхзадачей.
Решения Фоменко осуществляются с неброской легкостью уверенного мастерства. Впечатление занятий в мастер-классе присутствует как устойчивый мотив. На маленькой и неудобной сцене, выгороженной в фойе бывшего кинотеатра «Киев», возникают маленькие шедевры организации пространства, в прямолинейных обстоятельствах действия маленькие шедевры психологической детализации. Убитый Михеев (Сергей Тарамаев) карабкается вверх и ложится на натянутой под потолком сетке, означающей небеса, и оттуда взаимодействует с живыми почти фольклорный по простоте образ народного представления о конкретности того света. В роли Полины (Полина Агуреева) в минимальном диапазоне повествовательных возможностей проигрывается повесть о бабьей доле от девичества, захваченного безличной стихией еще не сознающей себя чувственности, в сценах с Михеевым, до умной и горькой женской зрелости, знающей что почем, в сценах с Францем (Илья Любимов) под крутящуюся на патефоне «Лили Марлен».
Эфемерная материя театральности, возникающая (как по библейской модели) из ничего, правит бал в спектакле Фоменко. И находит свое, так сказать, высшее выражение в организации такой эфемерной вещи, как освещение. Художник (Владимир Максимов) и осветители (Софья Телегина, Роман Заломов, Павел Тяпкин) работают виртуозно, и заключительная сцена спектакля настоящий апофеоз театрального света. Действующие лица все в белом стоят, как на поминальной молитве, залитые театральным светом, придающим им скульптурный объем. Тесная сценическая площадка, кажется, расширяется на глазах┘ Конец спектакля. Но жизнь продолжается. Длится бытие-пребывание «абсолютно счастливой деревни», не ведающее начала и конца.
Это финал в значении итога. Кажется, Фоменко исчерпал возможности избранной им стилистики. Кажется немыслимым другой спектакль, что-то добавляющий к сказанному им. Кажется, эти скромные «этюды мастерской» ни много ни мало закрывают театральную эпоху. Отсюда и преобладающее впечатление светлой печали, прощания, расставания, с которым покидаешь зрительный зал. Впрочем, что же. Какая бы ни была, одна абсолютно счастливая деревня стоила одного абсолютно театрального вечера.
Алексей Чанцев, «Театр», 2000
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Семейное счастие. Записки бастарда«Новая газета», 8.08.2014
- От Сулера до
ФоменкоДарья Шмитова, «Российская газета», 9.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Борис Любимов: Петр Фоменко умел быть на равных со своими ученикамиАся Иванова, «Вечерняя Москва», 9.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Петр Фоменко: «Я читаю медленно»Татьяна Ковалева, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Театр для артистаИрина Корнеева, «Российская газета», 13.07.2007
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Поцелуй через стеклоЛюбовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Пушкин всё┘Глеб Ситковский, «Газета», 25.04.2007
- Теневые развлечения богемыОльга Егошина, «Новые известия», 24.04.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Безлюбовная отповедь«Русский курьер», 28.12.2006
- Все, кроме любвиИрина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Действительно: как жаль!Марина Токарева, «Московские новости», 24.11.2006
- Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалыКсения Аитова, «АНН», 24.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Методом проб и ошибок2006
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой»Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизаторВера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,