Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалы
Евгений Гришковец на этой неделе добрался до Самары. Корреспонденту Агентства национальных новостей удалось побеседовать с известным режиссером, актером, писателем и телеведущим.
За три дня Лауреат многочисленных премий, в том числе «Антибукера» и «Золотой маски», и ведущий авторской программы «Настроение» на канале СТС успел дать концерт с группой «Бигуди» (с которой записал уже несколько альбомов), а также показать свои первые и самые знаменитые моноспектакли «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно».
Критик Марина Давыдова назвала вас «новым гуманистом». Согласитесь ли вы с этим, читаете ли критику на свои работы?
Да, соглашусь. Марину Давыдову читаю, потому что она критик настоящий, подлинно живой и совершенно не ангажированный. Дело в том, что есть умные, но очень ангажированные критики, такие, как Заславский или Должанский. Марина нет, и ее мнение всегда интересно.
Вас ранят негативные отзывы?
Да. Меня ранит непонимание, поверхностное отношение. Ранит то, что часто можно прочесть в «Коммерсанте» про мои книги. Видно, что человек прочел один абзац, даже неправильно написал название рассказа, лишь бы что-нибудь черкнуть. Но в том, что касается профессии, я очень уверенный в себе человек. В бытовой жизни с друзьями, на вечеринке, в семейном кругу, с родителями я сомневающийся, часто ошибающийся, бывающий истеричным или совершенно неправым. Но в том, что я делаю в искусстве, я очень уверен. Я работаю долго, поэтому делаю мало. К тому же мое базовое образование гораздо лучше, чем у этих критиков. Мне преподавали Тамарченко, Тюпа, Дарвин Кемеровская кафедра теории литературы тогда была одной из самых выдающихся, сейчас все эти преподаватели в Российском государственном гуманитарном университете. Но по-человечески такая критика очень ранит, особенно тогда, когда книга еще не вышла. Когда вышла она пошла в тираж, и я уже готов ко всему. К тому, что ее бросят, порвут или, наоборот, завернут в газетку и дадут почитать друзьям. Но до этого я реагирую, как человек без кожи.
На фестивале «Новая драма» в Москве нет ни вас, ни Кирилла Серебренникова. Вас негласно считают персонами мейнстрима, гламура. Как вы сами относитесь к течению новой драмы? Могли бы причислить к нему свое творчество? Эдуард Бояков (продюсер, создатель фестиваля «Золотая маска» и театра «Практика» прим АНН) говорит, что для него новая драма начинается с Евгения Гришковца.
Я считаю, что он прав. Он не драматург, а теоретик литературы и знает, о чем говорит. Мое появление в российском театральном контексте произошло на его глазах, мы были друзьями. К новой драме я естественно отношусь. По факту я современный драматург, играю спектакль современный, с современным героем, на современном русском языке. Но к течению и формированию новой драмы я не принадлежу, потому что не нужен ему. Мое появление разрушило бы его сплоченные узы. Я сейчас обычное явление, которое уже несколько лет является частью русской культуры. Книги продаются в любом магазине, спектакли можно регулярно посмотреть в государственных театрах. Но при этом я продолжаю делать то, с чего начинал.
К тому же так всегда было, и во времена серебряного века: как только возникало какое-то мощное явление, например, акмеистов, появлялся Мандельштам и нарушал те требования, которые предъявляли к поэту акмеисты, раздражал их. Сторонники новой драмы делают на самом деле все правильно. У них есть несколько молодых авторов, которые что-то пишут, но каждый из них отдельно не способен прорвать театральный контекст. Вместе они способны. Мне этого не надо. К тому же я делаю спектакли, которые идут много лет, они репертуарны. То есть я рассчитываю сделать такой спектакль, который проживет много лет и не потеряет своей актуальности. Они же хотят сделать сиюминутное высказывание на маленькой площадке. У нас все принципиально разное.
Частью гламурного модного контекста я был, но только в самом начале, когда мои спектакли шли редко, в каких-то непонятных помещениях, куда ходила только продвинутая и информированная публика.
Что в вашем понимании значит «гламурный»?
Это понятие уже совсем бессмысленное. Я буквально на днях сформулировал для себя удивительную вещь. В Советском Союзе, помните, были отрывные календари? Вот отрывной календарь заменял собой весь сегодняшний глянец. На одной страничке было написано, что в этот день родился известный человек, на другой какие-то выкройки, анекдоты. Там даже рецепты печатались, прогнозы Это же смешно, меня туда относить.
Как вы относитесь к Ивану Вырыпаеву и братьям Пресняковым?
Мы знакомы, с братьями Пресняковыми в меньшей степени, с Иваном Вырыпаевым в большей. Мы с ним дружны. Я когда-то старался помочь Ивану советом и даже создавал вокруг него информационное поле. Я видел, что он самый талантливый из всех. Единственное мне не нравится то, что он делает.
А «Эйфория» вам понравилась?
Еще не видел фильм. Я смотрел «Изображая жертву», и остался очень доволен этой картиной, но совершенно уверен в том, что Кирилл Серебренников снял фильм, но не снял кино. Там нет языка кино. Есть четкое, ясное, внятное высказывание, но какой он режиссер, какой он кинематографист из этого непонятно. Неясно ни пространство, ни атмосфера, ни тип актерских взаимоотношений. А Иван наверняка старался снять кино. И пусть задача не выполнена (это чувствуется по критике), но сам уровень задачи, которую он ставит, вызывает у меня гораздо большее уважение и сочувствие, чем вполне прагматичный и крепкий материал, который сделал Серебренников.
Вы как-то заметили, что хотите сыграть у Петра Наумовича Фоменко. Мечта сбудется?
К сожалению, пока нет.
Зато вы работали с «фоменками» (Ириной Пеговой, Евгением Цыгановым) в фильме Алексея Учителя «Прогулка».
Да. Атмосфера была прекрасная, мы все с тех пор друзья. А главное помимо того, что они прекрасные актеры, у Фоменко есть сильная школа этики отношений. Это прекрасные партнеры, отличные коллеги и товарищи. В них видна единая система воспитания.
Какой театр вам близок?
Совсем уж близкого мне драматического театра нет, только кукольный театр «Тень». Мне нравится многое из того, что делает Фоменко, но это совсем не близкий мне театр. Его очень верно назвал какой-то критик «эмигрантом из 70-х в сегодняшний день». Работая по всем канонам театра 70-х годов, он каким-то образом смог найти и воспитать совсем молодую труппу, которой интересно то, что он делает. При этом и театр Камы Гинкаса и театр Фоменко совсем не умные театры. Я не люблю интеллектуалов. Тех, которые заявляют о том, что они интеллектуалы. Умных людей люблю, а интеллектуалов не очень. Я рад, что на мои спектакли ходят люди, которые вообще в первый раз в жизни в театр пришли.
Вы ведете колонку в журнале «Психология» вам это доставляет удовольствие?
Вы знаете, я не веду. Они выдергивают из моих текстов куски, а потом их печатают.
Это плагиат?
Нет, это мы так договорились, потому что я вообще никакую колонку нигде не веду у меня просто нет такой возможности. Это же нужно регулярно что-то писать, а я пишу текст медленно, ручкой.
Вы принципиально пишете ручкой, а не набираете текст на компьютере?
Сейчас уже принципиально, раньше нет. Я просто не умел работать на компьютере. Когда немного научился, понял, что структура текста, свойственная мне, изменилась. Если диктую происходит то же самое. Текст начинает расползаться, размазываться. Ручка же дает ощущение сопротивления. Я пишу короткими предложениями, стараюсь писать довольно кратко и очень ясно. Это именно от ручки.
Евгений, за последние пять лет у вас были потрясения от литературы, кино и театра?
От театра и литературы нет. Был просто ряд удовольствий. Я мало сейчас читаю художественной литературы и мало смотрю спектаклей. А вот в кино да. Было сногсшибательное потрясение от Вонг Карвая. От «Любовного настроения» и «2046». Я уверен в том, что этот фильм странным образом сценарно недоработан, но там есть какая-то отчаянная смелость. Очень большое впечатление на меня произвел фильм «Клан Сопрано». Я смотрел все 64 серии медленно, в течение всего лета. Это настоящий роман очень современный и очень тонко проработанный. Там есть невероятные персонажи вроде жены главного героя, которые настолько изящно выписаны, что диву даешься. Выдающиеся актеры. В этом фильме отсутствует понятие добра и зла, при этом очень жестко заявлена тема мужицкой справедливости. И это для меня просто поразительно.
Какие книги повлияли на формирование вашей личности?
Безусловно, «Остров сокровищ» Стивенсона, повесть Достоевского «Неточка Незванова». Я бы назвал еще сотни три. Еще очень важное с точки зрения скрупулезнейшего отношения к тексту произведение «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Стерна.
Все ваши произведения построены на памяти ощущений. Что вы больше всего боитесь забыть в этой жизни?
Что забыл, то и забыл. Иногда мне говорят: «как вы помните все это!». Я отвечаю: поймите, вы работаете в газете, или в банке, или у вас автосервис. А я с 1998 года ничего другого не делаю, только профессионально занимаюсь тем, что помню, вижу, запоминаю и реагирую. При этом мне удалось в силу этого перевести всю память из пассива в актив. Я живу в состоянии активной памяти. Это, черт возьми, не так уж просто! Поверьте. Но я убираю из своей жизни историческое время. Между событиями нет дистанции, они все находятся во мне сейчас. Если забыл что-то значит, это не так значительно.
За три дня Лауреат многочисленных премий, в том числе «Антибукера» и «Золотой маски», и ведущий авторской программы «Настроение» на канале СТС успел дать концерт с группой «Бигуди» (с которой записал уже несколько альбомов), а также показать свои первые и самые знаменитые моноспектакли «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно».
Критик Марина Давыдова назвала вас «новым гуманистом». Согласитесь ли вы с этим, читаете ли критику на свои работы?
Да, соглашусь. Марину Давыдову читаю, потому что она критик настоящий, подлинно живой и совершенно не ангажированный. Дело в том, что есть умные, но очень ангажированные критики, такие, как Заславский или Должанский. Марина нет, и ее мнение всегда интересно.
Вас ранят негативные отзывы?
Да. Меня ранит непонимание, поверхностное отношение. Ранит то, что часто можно прочесть в «Коммерсанте» про мои книги. Видно, что человек прочел один абзац, даже неправильно написал название рассказа, лишь бы что-нибудь черкнуть. Но в том, что касается профессии, я очень уверенный в себе человек. В бытовой жизни с друзьями, на вечеринке, в семейном кругу, с родителями я сомневающийся, часто ошибающийся, бывающий истеричным или совершенно неправым. Но в том, что я делаю в искусстве, я очень уверен. Я работаю долго, поэтому делаю мало. К тому же мое базовое образование гораздо лучше, чем у этих критиков. Мне преподавали Тамарченко, Тюпа, Дарвин Кемеровская кафедра теории литературы тогда была одной из самых выдающихся, сейчас все эти преподаватели в Российском государственном гуманитарном университете. Но по-человечески такая критика очень ранит, особенно тогда, когда книга еще не вышла. Когда вышла она пошла в тираж, и я уже готов ко всему. К тому, что ее бросят, порвут или, наоборот, завернут в газетку и дадут почитать друзьям. Но до этого я реагирую, как человек без кожи.
На фестивале «Новая драма» в Москве нет ни вас, ни Кирилла Серебренникова. Вас негласно считают персонами мейнстрима, гламура. Как вы сами относитесь к течению новой драмы? Могли бы причислить к нему свое творчество? Эдуард Бояков (продюсер, создатель фестиваля «Золотая маска» и театра «Практика» прим АНН) говорит, что для него новая драма начинается с Евгения Гришковца.
Я считаю, что он прав. Он не драматург, а теоретик литературы и знает, о чем говорит. Мое появление в российском театральном контексте произошло на его глазах, мы были друзьями. К новой драме я естественно отношусь. По факту я современный драматург, играю спектакль современный, с современным героем, на современном русском языке. Но к течению и формированию новой драмы я не принадлежу, потому что не нужен ему. Мое появление разрушило бы его сплоченные узы. Я сейчас обычное явление, которое уже несколько лет является частью русской культуры. Книги продаются в любом магазине, спектакли можно регулярно посмотреть в государственных театрах. Но при этом я продолжаю делать то, с чего начинал.
К тому же так всегда было, и во времена серебряного века: как только возникало какое-то мощное явление, например, акмеистов, появлялся Мандельштам и нарушал те требования, которые предъявляли к поэту акмеисты, раздражал их. Сторонники новой драмы делают на самом деле все правильно. У них есть несколько молодых авторов, которые что-то пишут, но каждый из них отдельно не способен прорвать театральный контекст. Вместе они способны. Мне этого не надо. К тому же я делаю спектакли, которые идут много лет, они репертуарны. То есть я рассчитываю сделать такой спектакль, который проживет много лет и не потеряет своей актуальности. Они же хотят сделать сиюминутное высказывание на маленькой площадке. У нас все принципиально разное.
Частью гламурного модного контекста я был, но только в самом начале, когда мои спектакли шли редко, в каких-то непонятных помещениях, куда ходила только продвинутая и информированная публика.
Что в вашем понимании значит «гламурный»?
Это понятие уже совсем бессмысленное. Я буквально на днях сформулировал для себя удивительную вещь. В Советском Союзе, помните, были отрывные календари? Вот отрывной календарь заменял собой весь сегодняшний глянец. На одной страничке было написано, что в этот день родился известный человек, на другой какие-то выкройки, анекдоты. Там даже рецепты печатались, прогнозы Это же смешно, меня туда относить.
Как вы относитесь к Ивану Вырыпаеву и братьям Пресняковым?
Мы знакомы, с братьями Пресняковыми в меньшей степени, с Иваном Вырыпаевым в большей. Мы с ним дружны. Я когда-то старался помочь Ивану советом и даже создавал вокруг него информационное поле. Я видел, что он самый талантливый из всех. Единственное мне не нравится то, что он делает.
А «Эйфория» вам понравилась?
Еще не видел фильм. Я смотрел «Изображая жертву», и остался очень доволен этой картиной, но совершенно уверен в том, что Кирилл Серебренников снял фильм, но не снял кино. Там нет языка кино. Есть четкое, ясное, внятное высказывание, но какой он режиссер, какой он кинематографист из этого непонятно. Неясно ни пространство, ни атмосфера, ни тип актерских взаимоотношений. А Иван наверняка старался снять кино. И пусть задача не выполнена (это чувствуется по критике), но сам уровень задачи, которую он ставит, вызывает у меня гораздо большее уважение и сочувствие, чем вполне прагматичный и крепкий материал, который сделал Серебренников.
Вы как-то заметили, что хотите сыграть у Петра Наумовича Фоменко. Мечта сбудется?
К сожалению, пока нет.
Зато вы работали с «фоменками» (Ириной Пеговой, Евгением Цыгановым) в фильме Алексея Учителя «Прогулка».
Да. Атмосфера была прекрасная, мы все с тех пор друзья. А главное помимо того, что они прекрасные актеры, у Фоменко есть сильная школа этики отношений. Это прекрасные партнеры, отличные коллеги и товарищи. В них видна единая система воспитания.
Какой театр вам близок?
Совсем уж близкого мне драматического театра нет, только кукольный театр «Тень». Мне нравится многое из того, что делает Фоменко, но это совсем не близкий мне театр. Его очень верно назвал какой-то критик «эмигрантом из 70-х в сегодняшний день». Работая по всем канонам театра 70-х годов, он каким-то образом смог найти и воспитать совсем молодую труппу, которой интересно то, что он делает. При этом и театр Камы Гинкаса и театр Фоменко совсем не умные театры. Я не люблю интеллектуалов. Тех, которые заявляют о том, что они интеллектуалы. Умных людей люблю, а интеллектуалов не очень. Я рад, что на мои спектакли ходят люди, которые вообще в первый раз в жизни в театр пришли.
Вы ведете колонку в журнале «Психология» вам это доставляет удовольствие?
Вы знаете, я не веду. Они выдергивают из моих текстов куски, а потом их печатают.
Это плагиат?
Нет, это мы так договорились, потому что я вообще никакую колонку нигде не веду у меня просто нет такой возможности. Это же нужно регулярно что-то писать, а я пишу текст медленно, ручкой.
Вы принципиально пишете ручкой, а не набираете текст на компьютере?
Сейчас уже принципиально, раньше нет. Я просто не умел работать на компьютере. Когда немного научился, понял, что структура текста, свойственная мне, изменилась. Если диктую происходит то же самое. Текст начинает расползаться, размазываться. Ручка же дает ощущение сопротивления. Я пишу короткими предложениями, стараюсь писать довольно кратко и очень ясно. Это именно от ручки.
Евгений, за последние пять лет у вас были потрясения от литературы, кино и театра?
От театра и литературы нет. Был просто ряд удовольствий. Я мало сейчас читаю художественной литературы и мало смотрю спектаклей. А вот в кино да. Было сногсшибательное потрясение от Вонг Карвая. От «Любовного настроения» и «2046». Я уверен в том, что этот фильм странным образом сценарно недоработан, но там есть какая-то отчаянная смелость. Очень большое впечатление на меня произвел фильм «Клан Сопрано». Я смотрел все 64 серии медленно, в течение всего лета. Это настоящий роман очень современный и очень тонко проработанный. Там есть невероятные персонажи вроде жены главного героя, которые настолько изящно выписаны, что диву даешься. Выдающиеся актеры. В этом фильме отсутствует понятие добра и зла, при этом очень жестко заявлена тема мужицкой справедливости. И это для меня просто поразительно.
Какие книги повлияли на формирование вашей личности?
Безусловно, «Остров сокровищ» Стивенсона, повесть Достоевского «Неточка Незванова». Я бы назвал еще сотни три. Еще очень важное с точки зрения скрупулезнейшего отношения к тексту произведение «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Стерна.
Все ваши произведения построены на памяти ощущений. Что вы больше всего боитесь забыть в этой жизни?
Что забыл, то и забыл. Иногда мне говорят: «как вы помните все это!». Я отвечаю: поймите, вы работаете в газете, или в банке, или у вас автосервис. А я с 1998 года ничего другого не делаю, только профессионально занимаюсь тем, что помню, вижу, запоминаю и реагирую. При этом мне удалось в силу этого перевести всю память из пассива в актив. Я живу в состоянии активной памяти. Это, черт возьми, не так уж просто! Поверьте. Но я убираю из своей жизни историческое время. Между событиями нет дистанции, они все находятся во мне сейчас. Если забыл что-то значит, это не так значительно.
Ксения Аитова, «АНН», 24.11.2006
- Петр ФОМЕНКО: «Самое интересное и важное – людиАнастасия Хахалкина, «Экран и сцена», 9.2020
- Как хулиганил ФоменкоЗоя Ерошок, «Новая газета», 23.12.2016
- «Победы на сцене важны, но победы над собой еще важнее»Валерия Гуменюк, «Театральная афиша», 06.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Для любви нужна любовьЗоя Ерошок, «Новая газета», 3.02.2016
- «На вручение знамени»Зоя Ерошок, «Новая газета», 13.01.2016
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Речь о блаженном идиотизмеИгорь Вирабов, «Российская газета», 3.09.2015
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Семейное счастие. Записки бастарда«Новая газета», 8.08.2014
- От Сулера до
ФоменкоДарья Шмитова, «Российская газета», 9.01.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- «Как жаль
»Екатерина Наркевич, «http://newsmcs.ru», 25.11.2013
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- «Толстой как предчувствие»: «Война и мир» в постановке Петра Фоменко в Калининграде«Калининград.ru», 5.10.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Незавершенный сюжетВера Сенькина, «Экран и Сцена», 7.08.2013
- Не повторяется«НГ-Антракт», 19.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Три этюда о Петре Фоменко«Театр (№ 10)», 2013
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Театр для жизниЕлена Горфункель, «Сеанс», 23.08.2012
- Борис Любимов: Петр Фоменко умел быть на равных со своими ученикамиАся Иванова, «Вечерняя Москва», 9.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Петр Фоменко: учитель, мучитель и духовный отецМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 13.07.2012
- «За что я люблю Петра Наумовича Фоменко?»Лилия Ященко, «Новые Известия», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- «Тебя здесь видно отовсюду…»Вера Максимова, «Независимая газета», 13.07.2012
- Сцена стала раем «по Фоме» играем«Вечерняя Москва», 12.07.2012
- Он и есть гамбургский счетМарина Токарева, «Новая газета», 11.07.2012
- Феномен Фоменко«Литературная газета», 11.07.2012
- Первый из «фоменок»«Огонек», 9.07.2012
- За счастьем и свободой бежим в Арденский лесЕвгений Авраменко, «Вечерний Петербург», 12.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- Театральный роман в Мастерской Петра ФоменкоОльга Галахова, «РИА-Новости. Weekend», 27.04.2012
- Никита Тюнин:«Театр веселая каторга»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 25.04.2012
- В тени меланхолииАлена Карась, «Российская газета», 24.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- Мастер до МаргаритыЕлена Ковальская, «Афиша», 17.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- Театрально-анатомический романКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 16.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Путеводитель по театральным страстямЕлена Ларина, «радио «Голос России»», 12.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера новое прочтение «Театрального романа» Михаила Булгакова««ТВ-центр. Москва»», 10.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Роман с театром: Булгаков и Фоменко«Радио «Свобода»», 10.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- Премьера «Театрального романа» состоится на сцене «Мастерской Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 9.04.2012
- Жертвы гипнозаАлександра Машукова, «Ведомости. Пятиница», 6.04.2012
- Присуждены почетные «Золотые маски»«OpenSpace», 12.12.2011
- Петр Фоменко получит почетную «Золотую маску»«Lenta.ru», 12.12.2011
- Названы первые лауреаты фестиваля «Золотая маска»Рита Русакова, «Коммерсант-Online», 12.12.2011
- О чем молчат «Записки сумасшедшего»Анна Казарина, «Наша молодежь», 04.2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- В поисках трагического героя: что принёс на московскую сцену 2009?..Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 19.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Петр Фоменко рассказал зрителям «Сказки Арденского леса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 29.01.2009
- Фоменко почти без «фоменок»Елена Ковальская, «Афиша», 20.01.2009
- Начнем сначала?«Итоги», 19.01.2009
- Веселые, как детиОльга Егошина, «Новые Известия», 19.01.2009
- Вам это понравитсяМарина Зайонц, «Известия (Неделя)», 16.01.2009
- Братья и сестры Арденнского лесаАлена Карась, «Российская газета», 16.01.2009
- Пазл сложилсяДина Годер, «Время новостей», 16.01.2009
- Пошли лесомГлеб Ситковский, «Труд», 16.01.2009
- Старые сказки о главномМарина Давыдова, «Известия», 16.01.2009
- Вильям, прости и пойНаталия Каминская, «Культура», 15.01.2009
- Герои против плюшевых львовОльга Романцова, «Газета», 14.01.2009
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Запретных тем Петр Фоменко никогда не зналЕкатерина Васенина, «infox.ru», 5.01.2009
- Театр жизньГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 1, 2009)», 01.2009
- Как Юлий Ким стал соавтором Шекспира«Вечерняя Москва», 26.12.2008
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- Пётр ФОМЕНКО: «Вчерашние разрушители становятся ортодоксами»Никита Елисеев, «Империя драмы (№ 16)», 05.2008
- Улыбка ФаустаАлена Карась, «Российская газета», 19.02.2008
- Еще не театр, а только домНаталия Власова, «Литературная Россия», 8.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Искушение успехомОльга Галахова, «Станиславский, № 2 (17)», 02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- К Фоменко повалил зрительЕвгения Белоглазова, «Московский корреспондент», 8.01.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- Пьеса нового сортаАлла Шендерова, «Журнал «Коммерсантъ-Weekend» № 70(46)», 28.12.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Петр Фоменко: «Я читаю медленно»Татьяна Ковалева, «Культура», 11.10.2007
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Здоровое искусство Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.07.2007
- Театр для артистаИрина Корнеева, «Российская газета», 13.07.2007
- Он стал Фоменко, когда появились «фоменки»Глеб Ситковский, «Газета № 126», 13.07.2007
- Поцелуй через стеклоЛюбовь Лебедина, «Труд № 122», 13.07.2007
- Пушкин всё┘Глеб Ситковский, «Газета», 25.04.2007
- Теневые развлечения богемыОльга Егошина, «Новые известия», 24.04.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Безлюбовная отповедь«Русский курьер», 28.12.2006
- Все, кроме любвиИрина Алпатова, «Культура», 22.12.2006
- Достойно сожаленияГригорий Заславский, «Независимая газета», 4.12.2006
- Все, кроме любвиЕлена Сизенко, «Итоги», 27.11.2006
- Богатые плачут тихоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 27.11.2006
- Действительно: как жаль!Марина Токарева, «Московские новости», 24.11.2006
- Евгений Гришковец: Мне не нравятся интеллектуалыКсения Аитова, «АНН», 24.11.2006
- Карнавальный бенефисАлена Карась, «Российская газета», 22.11.2006
- Односторонний бракАлла Шендерова, «Коммерсантъ», 22.11.2006
- К чертям собачьимДина Годер, «Газета.ру (Gazeta.Ru)», 21.11.2006
- Дорогое, многоуважаемое креслоГлеб Ситковский, «Газета.ру (Gzt.Ru)», 21.11.2006
- Как жаль
Глеб Ситковский, «TimeOut Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Женщина с веером и характеромОльга Егошина, «Новые Известия», 22.10.2006
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- Ошиблись дверьюДина Годер, «Газета.Ru», 18.02.2006
- Методом проб и ошибок2006
- Режиссер Петр Фоменко: «Надеюсь, котлован, который роют для нашего театра, не станет нашей братской могилой»Юрий Коваленко, «Известия», 14.10.2005
- Своя жизньСветлана Васильева, «Вестник Европы (№ 13-14)», 2005
- Магия Фоменко«Фигаро», 5.11.2004
- Фоменко ворожба по сёстрамЖан-Пьер Тибода, «Либерасьон», 5.11.2004
- Пётр Фоменко и его московская студия гости Шайо«Агентство Франс Пресс», 4.11.2004
- Несчастное счастьеМарина Давыдова, «Новый очевидец», 27.09.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Закулисная съемкаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Человек человеку сестраАртур Соломонов, «Известия», 16.09.2004
- Непрерванный диалогАлена Карась, «Российская газета», 16.09.2004
- Курсовая по ЧеховуМарина Шимадина, «Коммерсант-Weekend», 10.09.2004
- Черный хлеб Петра ФоменкоГригорий Заславский, «Независимая газета», 10.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Египетские ночиЕлена Груева, «Политбюро», 28.10.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- Мастерская Петра Фоменко устроила «Египетские ночи»Алексей Филиппов, «Известия», 25.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Мастерская П. Фоменко. «Безумная из Шайо» Ж. Жироду«Театральная афиша», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Вечность пахнет нефтьюПавел Руднев, «Ваш досуг», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Бешеные бабки«Итоги», 8.04.2002
- Трест, который сгинулОлег Зинцов, «Ведомости», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Спасатели из «Мастерской»Ирина Корнеева, «Время МН», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир. Начало романаКристина Матвиенко, «Золотая маска», 4.04.2002
- «Война и мир. Начало романа», Мастерская П. ФоменкоАлексей Бартошевич, «Золотая маска», 4.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Homo ludens из ШайоМарина Давыдова, «Время новостей», 4.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Зашевелилась театральная жизнь под «Золотой маской»Олег Прялкин, «Россiя», 13.03.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Известен адрес, где хранится спасительная красотаЯн Смирницкий, 03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Андрей в поход собрался«Финансовая Россия, № 7», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- «Одна абсолютно счастливая деревня» в постановке Петра Фоменко«Культура», 28.12.2000
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Сударь из ЛенинградаГалина Нечаева, «Общая газета», 2.11.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Русская мысль», 28.09.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- В воскресение на войнуТатьяна Вайзер, «Литературная газета», 2.08.2000
- Деревня, где всегда войнаНина Агишева, «Московские новости», 18.07.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Одна абсолютно счастливая деревняДина Годер, «Итоги», 27.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- Лучезарное коромыслоАлена Солнцева, «Время новостей», 23.06.2000
- Седьмой континентЛариса Юсипова, «Ведомости», 23.06.2000
- Фоменко построил деревнюЕлена Ковальская, «Коммерсант», 23.06.2000
- Нежный реализмМайа Одина, «Сегодня», 22.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Одна абсолютно театральная деревняИгорь Овчинников, «Вести.ру», 22.06.2000
- Петр Фоменко подался в деревнюОльга Романцова, «Век», 21.06.2000
- История подождет сначала про коровуИрина Корнеева, «Время МН», 21.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- Возвращение «датских» спектаклейМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 28», 06.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Стеклянное счастье«Алфавит, № 29», 2000
- Объяснение в любвиПолина Богданова, «Современная драматургия», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Вот парадный подъезд┘Мария Седых, «Литературная газета», 4.12.1996
- «Фоменки» проездом из Парижа в Сан-ПаулуМарина Мурзина, «Арт-фонарь», 06.1994
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Блестящий импровизаторВера Никифорова, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Фоменки*Аркадий Островский, «Театр»,
- «Египетские ночи», «Мастерская Петра Фоменко», постановка Петра Фоменко.Григорий Заславский,