Разбиваются сердца под воздействием винца
Вторая мхатовская премьера на Малой сцене со смешным названием «Ю» могла бы возглавить список претендентов на премию «Лучший спектакль о Москве». Но поскольку круглая дата столицы миновала, «Ю» имеет шансы быть отмеченным за другие заслуги.
Пьеса Ольги Мухиной, режиссер Евгений Каменькович, художник Александр Боровский.
Небрежно напетая Гошей Куценко в начале песенка сообщает: «Жил человек по фамилии Ю». Наверное, китаец, думает зритель. Ни китайца, ни другого гражданина с подобной фамилией в спектакле не будет. А будут Степан Иванович, Елизавета Сергеевна, сестры (Аня и безымянная сестра), а также Сева, Андрей, Пирогова, Барсуков и две старушки-веселушки. Вся эта коммуна будет жить-поживать на одном балконе одной московской квартиры и вести как будто бы ни к чему не обязывающие разговоры:
А я в детстве любила смотреть
А я в детстве на велосипеде любил кататься.
Прямо-таки прозаический вариант стишка Михалкова-старшего: «А у нас в квартире газ. А у вас? А у нас водопровод. Вот!». Только в отличие от михалковского детского шлягера в «Ю» все и легкомысленно, и серьезно. Много любви, выпивки и стихов на эту тему.
Как разбиваются сердца под воздействием винца, декламирует Степан Иванович и разливает всем. Одни пьют с радости, другие с горя. Одни прыгают с балкона, но не разбиваются, другие выпивают не то что надо и попадают в Склиф. Влюбленный летчик стреляет по балкону, а кто-то стреляет в себя. Почему-то все это как в вальсе, а может, как во сне или в метели. Когда люди заблудились в белом вихре и, как сомнамбулы, выписывают в воздухе кривую траекторию своего движения.
Удивительное ощущение от текста Мухиной: реалистическая абстракция и абстрактный реализм в каком-то завораживающем ритме. Настолько необычном, что кажется, будто на балконе не говорят, а поют. Режиссер Каменькович, уже имевший дело с драматургией Мухиной, нашел к ней идеальный ключ, открыл ее и показал всем, как можно «сбороть» актуальную и непростую прозу. Атмосфера «Ю» как показатель успешности спектакля состоит из ритма, контекстуальной, а не лобовой страсти, предощущений и предчувствий, что всегда ценнее и тоньше открытых эмоций. А также милых технических примочек в виде проектируемых настенных надписей: «Все ждут Героя», «Он пришел» и в финале просто «Занавес».
В «Ю» есть актерский ансамбль, в котором работа каждого, от главной до маленькой, самоценна. Можно поздравить разновозрастных дебютантов на мхатовской сцене Владимира Краснова, влившегося в труппу из саратовской драмы, и Егора Бероева, получившего свою первую большую роль. Это он Герой, которого все ждали в пьесе, и не исключено, что им он окажется и в списке восходящих звезд. Замечательные работы у Евгении Добровольской (сестра), Ольги Барнет, Максима Виторгана (муж сестры), Александра Мохова (Андрей), Станислава Любшина (Барсуков), студентов Николая Исакова и Дарьи Мороз. Даже эпизодически возникающие ремарки в черном парочка старушек-веселушек (Нина Килимник и Елена Лемешко) совсем не проходные.
Похоже, что после этого чудного «Ю» москвичи с облегчением вздохнут: слава Богу, столица наводнена не одними бомжами, наркоманами и проститутками с новыми русскими, а нормальными людьми с их нормальной жизнью, которая может быть куда интереснее жизни социального дна.
Пьеса Ольги Мухиной, режиссер Евгений Каменькович, художник Александр Боровский.
Небрежно напетая Гошей Куценко в начале песенка сообщает: «Жил человек по фамилии Ю». Наверное, китаец, думает зритель. Ни китайца, ни другого гражданина с подобной фамилией в спектакле не будет. А будут Степан Иванович, Елизавета Сергеевна, сестры (Аня и безымянная сестра), а также Сева, Андрей, Пирогова, Барсуков и две старушки-веселушки. Вся эта коммуна будет жить-поживать на одном балконе одной московской квартиры и вести как будто бы ни к чему не обязывающие разговоры:
А я в детстве любила смотреть
А я в детстве на велосипеде любил кататься.
Прямо-таки прозаический вариант стишка Михалкова-старшего: «А у нас в квартире газ. А у вас? А у нас водопровод. Вот!». Только в отличие от михалковского детского шлягера в «Ю» все и легкомысленно, и серьезно. Много любви, выпивки и стихов на эту тему.
Как разбиваются сердца под воздействием винца, декламирует Степан Иванович и разливает всем. Одни пьют с радости, другие с горя. Одни прыгают с балкона, но не разбиваются, другие выпивают не то что надо и попадают в Склиф. Влюбленный летчик стреляет по балкону, а кто-то стреляет в себя. Почему-то все это как в вальсе, а может, как во сне или в метели. Когда люди заблудились в белом вихре и, как сомнамбулы, выписывают в воздухе кривую траекторию своего движения.
Удивительное ощущение от текста Мухиной: реалистическая абстракция и абстрактный реализм в каком-то завораживающем ритме. Настолько необычном, что кажется, будто на балконе не говорят, а поют. Режиссер Каменькович, уже имевший дело с драматургией Мухиной, нашел к ней идеальный ключ, открыл ее и показал всем, как можно «сбороть» актуальную и непростую прозу. Атмосфера «Ю» как показатель успешности спектакля состоит из ритма, контекстуальной, а не лобовой страсти, предощущений и предчувствий, что всегда ценнее и тоньше открытых эмоций. А также милых технических примочек в виде проектируемых настенных надписей: «Все ждут Героя», «Он пришел» и в финале просто «Занавес».
В «Ю» есть актерский ансамбль, в котором работа каждого, от главной до маленькой, самоценна. Можно поздравить разновозрастных дебютантов на мхатовской сцене Владимира Краснова, влившегося в труппу из саратовской драмы, и Егора Бероева, получившего свою первую большую роль. Это он Герой, которого все ждали в пьесе, и не исключено, что им он окажется и в списке восходящих звезд. Замечательные работы у Евгении Добровольской (сестра), Ольги Барнет, Максима Виторгана (муж сестры), Александра Мохова (Андрей), Станислава Любшина (Барсуков), студентов Николая Исакова и Дарьи Мороз. Даже эпизодически возникающие ремарки в черном парочка старушек-веселушек (Нина Килимник и Елена Лемешко) совсем не проходные.
Похоже, что после этого чудного «Ю» москвичи с облегчением вздохнут: слава Богу, столица наводнена не одними бомжами, наркоманами и проститутками с новыми русскими, а нормальными людьми с их нормальной жизнью, которая может быть куда интереснее жизни социального дна.
Марина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- НЕОНОВОЕ «Ю», ИЛИ СПИЧКИ ДЕТЯМ И ИГРУШКИ [Премьера «Ю» Ольги Мухиной в новосибирском «Глобусе»: интервью с автором]«Честное слово (Новосибирск)», 22.10.2003
- ЗАГАДКИ НА БУКВУ Ю«Коммерсантъ (Новосибирск)», 25.09.2003
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- «Ю» Ольги Мухиной в РАТИ (ГИТИС)Джон Фридман, «“Moscow Times”», 16.10.1997
- Дебют Ольги МухинойДжон Фридман, «“Moscow Times”», 26.07.1996
- «Таня-Таня» Ольги Мухиной в Мастерской Петра ФоменкоДжон Фридман, «“Moscow Times”», 14.02.1996
- Статья об Ольге Мухиной на сайте Марата Гельмана
- Текст пьесы «Ю» на сайте www.theatre.ru