Улеты во сне и наяву
«Ю» Ольги Мухиной на сцене чеховского МХАТа
Что такое это самое «Ю», нам так никто и не объяснил. «Жил человек по фамилии Ю» звучало в песенке-прологе. «Люблю-ю-ю!» признавались персонажи. Или это заморское «ты-вы»? Вряд ли. Все тут родное, нашенское, и главная героиня одна Москва. Москва столица нашей Родины, и Москва «наш городок». С островскими старухами-приживалками («А люди там все с песьими головами»), с чеховской ностальгической тоской, с довоенной тревожностью («У меня сына арестовали»). Москва коммунальная, Москва праздничная, Москва, не верящая слезам. Живая до невозможности.
Оля Мухина словно бы взяла наивный детский дневник и толстый старый альбом с семейными фотографиями, брызнула на их странички «Красной Москвой» из маминого флакона и устроила игру в свой собственный театр. Режиссер Евгений Каменькович игру эту подхватил. Художник Александр Боровский ее оформил: балкон узнаваемой коммуналки-«сталинки», нависающий над бульваром, похож на гнездо. Герои толкутся на тесном пятачке, сталкиваясь в дверях, задевая друг друга плечами, локтями и взглядами, прижимаются к перилам. Танцуют под старенький радиоприемник, пьют чай и водку, философствуют и травят анекдоты. Любят как водится, не тех, кого следует. Стреляются и режут вены. Мирятся. И как апофеоз всего прыжок за балконные перила, смелый вылет из гнезда, завершающийся, естественно, не падением, а парением в Москве без стен и крыш.
Москва современная диктует перевод альбомно-дневниковых страничек в клиповый жанр и ритм. И немного комикса. Каменькович монтирует все это, нанизывая на «атмосферный» стержень. На темной стене то и дело вспыхивают надписи названия эпизодов. Ремарки озвучиваются. Сюжета нет. Мирно уживается, казалось бы, несоединимое: странный текст Мухиной не без авангардных реверансов и тончайшее старомхатовское «переживание», натуралистичнейший быт и все эти полеты, высокий стиль не менее высокого чувства и обаятельные банальности, сон и явь. Взамен надрыва легкая нынешняя ироничность. Но без сарказма. И главное прощай, чернуха! Здравствуй, архаичная сентиментальность!
Контрасты ищут друг друга, сталкиваются и мирно уживаются.
40-летний Андрей (Александр Мохов), «чужак» и неудачник, по-епиходовски сипящий («Воду пил, что-то проглотил»), жалуется на негостеприимную Москву и заносит ногу на балконные перила, чтобы грохнуться на бульвар. И юный Дмитрий (Егор Бероев), вернувшийся откуда-то издалека, готовый всех «кисс» как это по-русски? а, «целовать». Его восторженно-наивная, чистая первая любовь к 35-летней женщине (Евгения Добровольская). Их танцы между землей и небом. Пародийная дуэль с мужем (Максим Виторган), не хватает только чеховского «Бац!». Обветшавший от времени любовный треугольник: Станислав Иванович (Владимир Краснов), Елизавета Сергеевна (Ольга Барнет) и Барсуков (Станислав Любшин), которые никак не разойдутся на балконном пятачке. 20-летний Николай (Николай Исаков), готовый сбежать от неразделенной любви то ли на войну, то ли в бордель. «Старушки» (Нина Килимник и Елена Лемешко) в черном то и дело путаются под ногами: суют бидончики с клюквой, стращают разными небылицами, подпевают и пританцовывают. Все это перепуталось, смешалось, потерялось во времени и пространстве. Достоверно только одно Москва.
И еще одно на Малой сцене чеховского МХАТа родился спектакль, подобного которому здесь давно не было. Со старомхатовским духом, от которого не веет ультрамодным современным парфюмом. С единой командой, которую хочется по старинке назвать ансамблем. Куда с легкостью вписались мхатовские старожилы (О. Барнет и С. Любшин) и здешние дебютанты (В. Краснов и М. Виторган), гости из Табакерки (Л. Хуснутдинова и А. Мохов) и пока еще студенты (Д. Мороз и Н. Исаков). И совсем не хочется говорить о старом и новом курсе театра. Вообще ни о каких «курсах». Хочется просто смотреть этот спектакль, как смотрит самый обычный зритель. И даже, может быть, не один раз.
Оля Мухина словно бы взяла наивный детский дневник и толстый старый альбом с семейными фотографиями, брызнула на их странички «Красной Москвой» из маминого флакона и устроила игру в свой собственный театр. Режиссер Евгений Каменькович игру эту подхватил. Художник Александр Боровский ее оформил: балкон узнаваемой коммуналки-«сталинки», нависающий над бульваром, похож на гнездо. Герои толкутся на тесном пятачке, сталкиваясь в дверях, задевая друг друга плечами, локтями и взглядами, прижимаются к перилам. Танцуют под старенький радиоприемник, пьют чай и водку, философствуют и травят анекдоты. Любят как водится, не тех, кого следует. Стреляются и режут вены. Мирятся. И как апофеоз всего прыжок за балконные перила, смелый вылет из гнезда, завершающийся, естественно, не падением, а парением в Москве без стен и крыш.
Москва современная диктует перевод альбомно-дневниковых страничек в клиповый жанр и ритм. И немного комикса. Каменькович монтирует все это, нанизывая на «атмосферный» стержень. На темной стене то и дело вспыхивают надписи названия эпизодов. Ремарки озвучиваются. Сюжета нет. Мирно уживается, казалось бы, несоединимое: странный текст Мухиной не без авангардных реверансов и тончайшее старомхатовское «переживание», натуралистичнейший быт и все эти полеты, высокий стиль не менее высокого чувства и обаятельные банальности, сон и явь. Взамен надрыва легкая нынешняя ироничность. Но без сарказма. И главное прощай, чернуха! Здравствуй, архаичная сентиментальность!
Контрасты ищут друг друга, сталкиваются и мирно уживаются.
40-летний Андрей (Александр Мохов), «чужак» и неудачник, по-епиходовски сипящий («Воду пил, что-то проглотил»), жалуется на негостеприимную Москву и заносит ногу на балконные перила, чтобы грохнуться на бульвар. И юный Дмитрий (Егор Бероев), вернувшийся откуда-то издалека, готовый всех «кисс» как это по-русски? а, «целовать». Его восторженно-наивная, чистая первая любовь к 35-летней женщине (Евгения Добровольская). Их танцы между землей и небом. Пародийная дуэль с мужем (Максим Виторган), не хватает только чеховского «Бац!». Обветшавший от времени любовный треугольник: Станислав Иванович (Владимир Краснов), Елизавета Сергеевна (Ольга Барнет) и Барсуков (Станислав Любшин), которые никак не разойдутся на балконном пятачке. 20-летний Николай (Николай Исаков), готовый сбежать от неразделенной любви то ли на войну, то ли в бордель. «Старушки» (Нина Килимник и Елена Лемешко) в черном то и дело путаются под ногами: суют бидончики с клюквой, стращают разными небылицами, подпевают и пританцовывают. Все это перепуталось, смешалось, потерялось во времени и пространстве. Достоверно только одно Москва.
И еще одно на Малой сцене чеховского МХАТа родился спектакль, подобного которому здесь давно не было. Со старомхатовским духом, от которого не веет ультрамодным современным парфюмом. С единой командой, которую хочется по старинке назвать ансамблем. Куда с легкостью вписались мхатовские старожилы (О. Барнет и С. Любшин) и здешние дебютанты (В. Краснов и М. Виторган), гости из Табакерки (Л. Хуснутдинова и А. Мохов) и пока еще студенты (Д. Мороз и Н. Исаков). И совсем не хочется говорить о старом и новом курсе театра. Вообще ни о каких «курсах». Хочется просто смотреть этот спектакль, как смотрит самый обычный зритель. И даже, может быть, не один раз.
Ирина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- НЕОНОВОЕ «Ю», ИЛИ СПИЧКИ ДЕТЯМ И ИГРУШКИ [Премьера «Ю» Ольги Мухиной в новосибирском «Глобусе»: интервью с автором]«Честное слово (Новосибирск)», 22.10.2003
- ЗАГАДКИ НА БУКВУ Ю«Коммерсантъ (Новосибирск)», 25.09.2003
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- «Ю» Ольги Мухиной в РАТИ (ГИТИС)Джон Фридман, «“Moscow Times”», 16.10.1997
- Дебют Ольги МухинойДжон Фридман, «“Moscow Times”», 26.07.1996
- «Таня-Таня» Ольги Мухиной в Мастерской Петра ФоменкоДжон Фридман, «“Moscow Times”», 14.02.1996
- Статья об Ольге Мухиной на сайте Марата Гельмана
- Текст пьесы «Ю» на сайте www.theatre.ru