«Олимпия» Евгения Цыганова
Успешный и востребованный актер Евгений Цыганов, после роли в телесериале «Оттепель» ставший и вовсе знаменитым, представил на суд зрителей свой первый режиссерский опыт на сцене родного театра «Мастерская Петра
Спектаклем «Олимпия» о том, что «все мы будем счастливы когда-нибудь, Бог даст» «фоменки» открыли свой новый сезон. Зачем вполне успешные актеры вдруг берутся за режиссуру об этом мы не узнаем никогда. А вот почему они на это решаются, Евгений Цыганов пояснил примерно так: « Здесь есть возможность поговорить о том, что происходило с нашим поколением, с теми людьми, которые сейчас живут. Пьеса эта сложная, про период жизни страны с 1970-х до наших дней. Конечно, каждый будет оценивать сам, но, мне кажется, это редкая история и редкая пьеса, потому что драматургических произведений много, но все равно мы рассказываем про день сегодняшний материалом, написанным сто и двести лет назад».
Пьесу с оптимистичным названием «Олимпия» (одно из святилищ Древней Греции, где возникли и много веков проводились Олимпийские игры) драматург Ольга Мухина написала специально для этого театра. Взялась, казалось бы, за неподъемный материал: уместить в рамках одного спектакля сложнейший период из жизни страны с 1970-го года до наших дней. Кстати сказать, Мухина родилась как раз в 1970-м. Кто-то уже назвал этот спектакль «сказкой сказок». Он легкий, исполненный оптимизма и радости жизни, с юмором и ироничными диалогами-монологами великолепно подобранных артистов во главе с неповторимой и неподражаемой Екатериной Васильевой в роли бабушки главного героя Алеши. Поколению родившихся в 1970-е этот спектакль посвящается – им же и адресован. Большая часть труппы Мастерской Петра Фоменко как раз из этого поколения, равно как и большая часть зрителей, уже выкладывающих в социальные сети своим восторженные отзывы. Им интересно взглянуть на события новейшей истории глазами своего сверстника, рожденного в СССР, когда все было просто и ясно: планово-поступательное движением к своему Олимпу каждого советского гражданина.
Алеша, сын заслуженного спортсмена-лыжника, как и полагается, идет по стопам отца и мечтает стать олимпийским чемпионом. Но вдруг все изменилось и где тот Олимп? Надо приспосабливаться и жить в предлагаемых обстоятельствах, сменив тренировочный костюм сначала на жилет и бабочку официанта, потом на неформальный «прикид» диджея, etc.. Родители то бросаются защищать Белый дом, то мечутся в поисках заработка на каждодневные нужды. И лишь бабушка смотрит на все происходящее со свойственной возрасту мудростью – и ожиданием того главного события, ради которого, как ей кажется, только и стоит жить: «А вот говорят, что ровно через 100 лет после Октябрьской революции к нам опять вернется царь. Дожить бы…».
Тектонический сдвиг в одной отдельно взятой стране в мгновение ока прокатился по судьбе каждого человека сметающим все на своем пути цунами. И драматургу, и режиссеру удалось передать это без надрыва, а с юмором и легкой грустью. За пару минут перед зрителями проходит целый год, а то и два, и каждый из сидящих в зрительном зале успеет за эти мгновения вспомнить самые важные моменты из своей жизни за эти сорок лет.
Казалось бы, все было продумано и режиссером-постановщиком, и сценографами, и художниками: узнаваемые детали быта советских времен, первая бутылка «Пепси» своего рода символ Московской Олимпиады 1980-го, вошедшие в моду ролики начала 90-х, и материальные ценности нашего времени: шмотки, плазменные телевизоры и забитые деликатесами необъятные холодильники, пришедшие на смену песням Виктора Цоя. В постановке много всего музыки, движения, есть даже «Конь белого цвета» из детских снов Алеши. Но из-за этого множества, очевидно, в спектакле нет цельности, он словно состоит из нескольких разных перформансов. Но зрителей, похоже, это нисколько не смущает. Талантливый драматург дал им возможность взглянуть на себя со стороны: то, что происходит на сцене с главным героем, знакомо и узнаваемо практически каждым. Талант молодого поколения «фоменок» (Иван Вакуленко в роли Алеши, Серафима Огарева его любимая девушка Лариса) заряжает энергией даже те сцены, которые режиссеру не совсем удались. В театре Фоменко всегда на первом месте актеры, а уж потом всякие изыски.
Пьесу с оптимистичным названием «Олимпия» (одно из святилищ Древней Греции, где возникли и много веков проводились Олимпийские игры) драматург Ольга Мухина написала специально для этого театра. Взялась, казалось бы, за неподъемный материал: уместить в рамках одного спектакля сложнейший период из жизни страны с 1970-го года до наших дней. Кстати сказать, Мухина родилась как раз в 1970-м. Кто-то уже назвал этот спектакль «сказкой сказок». Он легкий, исполненный оптимизма и радости жизни, с юмором и ироничными диалогами-монологами великолепно подобранных артистов во главе с неповторимой и неподражаемой Екатериной Васильевой в роли бабушки главного героя Алеши. Поколению родившихся в 1970-е этот спектакль посвящается – им же и адресован. Большая часть труппы Мастерской Петра Фоменко как раз из этого поколения, равно как и большая часть зрителей, уже выкладывающих в социальные сети своим восторженные отзывы. Им интересно взглянуть на события новейшей истории глазами своего сверстника, рожденного в СССР, когда все было просто и ясно: планово-поступательное движением к своему Олимпу каждого советского гражданина.
Алеша, сын заслуженного спортсмена-лыжника, как и полагается, идет по стопам отца и мечтает стать олимпийским чемпионом. Но вдруг все изменилось и где тот Олимп? Надо приспосабливаться и жить в предлагаемых обстоятельствах, сменив тренировочный костюм сначала на жилет и бабочку официанта, потом на неформальный «прикид» диджея, etc.. Родители то бросаются защищать Белый дом, то мечутся в поисках заработка на каждодневные нужды. И лишь бабушка смотрит на все происходящее со свойственной возрасту мудростью – и ожиданием того главного события, ради которого, как ей кажется, только и стоит жить: «А вот говорят, что ровно через 100 лет после Октябрьской революции к нам опять вернется царь. Дожить бы…».
Тектонический сдвиг в одной отдельно взятой стране в мгновение ока прокатился по судьбе каждого человека сметающим все на своем пути цунами. И драматургу, и режиссеру удалось передать это без надрыва, а с юмором и легкой грустью. За пару минут перед зрителями проходит целый год, а то и два, и каждый из сидящих в зрительном зале успеет за эти мгновения вспомнить самые важные моменты из своей жизни за эти сорок лет.
Казалось бы, все было продумано и режиссером-постановщиком, и сценографами, и художниками: узнаваемые детали быта советских времен, первая бутылка «Пепси» своего рода символ Московской Олимпиады 1980-го, вошедшие в моду ролики начала 90-х, и материальные ценности нашего времени: шмотки, плазменные телевизоры и забитые деликатесами необъятные холодильники, пришедшие на смену песням Виктора Цоя. В постановке много всего музыки, движения, есть даже «Конь белого цвета» из детских снов Алеши. Но из-за этого множества, очевидно, в спектакле нет цельности, он словно состоит из нескольких разных перформансов. Но зрителей, похоже, это нисколько не смущает. Талантливый драматург дал им возможность взглянуть на себя со стороны: то, что происходит на сцене с главным героем, знакомо и узнаваемо практически каждым. Талант молодого поколения «фоменок» (Иван Вакуленко в роли Алеши, Серафима Огарева его любимая девушка Лариса) заряжает энергией даже те сцены, которые режиссеру не совсем удались. В театре Фоменко всегда на первом месте актеры, а уж потом всякие изыски.
Эвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- НЕОНОВОЕ «Ю», ИЛИ СПИЧКИ ДЕТЯМ И ИГРУШКИ [Премьера «Ю» Ольги Мухиной в новосибирском «Глобусе»: интервью с автором]«Честное слово (Новосибирск)», 22.10.2003
- ЗАГАДКИ НА БУКВУ Ю«Коммерсантъ (Новосибирск)», 25.09.2003
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- «Ю» Ольги Мухиной в РАТИ (ГИТИС)Джон Фридман, «“Moscow Times”», 16.10.1997
- Дебют Ольги МухинойДжон Фридман, «“Moscow Times”», 26.07.1996
- «Таня-Таня» Ольги Мухиной в Мастерской Петра ФоменкоДжон Фридман, «“Moscow Times”», 14.02.1996
- Статья об Ольге Мухиной на сайте Марата Гельмана
- Текст пьесы «Ю» на сайте www.theatre.ru