НЕОНОВОЕ «Ю», ИЛИ СПИЧКИ ДЕТЯМ И ИГРУШКИ [Премьера «Ю» Ольги Мухиной в новосибирском «Глобусе»: интервью с автором]
Под одной из иллюстраций к пьесе Оли Мухиной «Ю» значится: «Эта девочка умеет зажигать спички». Дети Оли уже проявляют интерес к зажигалкам. Недавно они где-то раздобыли одну и подожгли мамину квартиру. Слава Богу, папа успел потушить. А все потому, что Оля неосмотрительно назвала одного из сыновей Игнатом. Что означает ОГОНЬ. ..
Стрельцовское (родилась 1 декабря 1970 года) Олино тепло плюс огнелюбие передалось ее детям по наследству. Причем всем сразу и тем, которым по последним данным четыре и почти три года, которые ломают все вокруг, грызут ручки, поджигают квартиры и похожи на папу кинорежиссера. И тем, которые живут под твердой и мягкой обложкой (включая Интернет и сценические вариации) около десяти лет. И похожи сразу на Хармса, Чехова, Заходера и «Школу для дураков» Саши Соколова.
Пока Оля училась в Литинституте, ею были написаны пять пьес: «Печальные танцы Ксаверия Калудского» (1989 г.), «Александр Август» (1991 г.), «Любовь Карловны» (1992 г.), «Таня-Таня» (1994 г.), и «Ю» (1996 г.). После чего она вышла замуж, занялась «практическим деторождением» и вот уже шесть лет ничего не пишет. Потому что «воспитание детей несовместимо с написанием пьес». В это время она, наверное, много танцевала несмотря на то, что «танцы до добра не доводят» и мешают сосредоточиться на собственно творчестве пьес Но все это скоро закончится, потому что скоро Оля уедет в «глухую деревню» и попытается закончить пьесу под названием «Летит». А все потому, что у Мухиной начинается «какой-то новый период». По крайней мере, так она сама нам сказала на пресс-конференции в новосибирском театре «Глобус» по поводу премьеры Олиной пьесы «Ю» на малой сцене театра.
О доблести
Вчера смотрела спектакль в постановке Алексея Крикливого. Замечательный спектакль. Единственно, какой момент меня смутил пьеса написана для большой сцены, с антрактом. Очень важно, чтобы в этом спектакле был антракт. А если текст помещается в условия, когда нет паузы, это бывает иногда просто тяжело для зрителя. Мы обсуждали этот момент после спектакля с режиссером. И, вполне возможно, спектакль будет немного деформирован. А в остальном я очень довольна. Мне очень понравилась сценография Елены Турчаниновой. Музыкальное оформление Романа Столяра. Актеры замечательные хотелось бы всех их упомянуть. Потрясающей красоты Евгений Калашник. У меня по-разному складывались отношения с режиссерами. Но актеров, когда-либо игравших в моих спектаклях, я всех помню, люблю и дружу. А когда дружу я «вырезаю картинки». Потому что мне для написания пьесы очень важно видеть лицо и представлять себе, как этот человек может потом разговаривать. Например, «Таня-Таня» была написана для пензенских актеров, которые потом уехали в Красноярск. И я потеряла с ними связь, к сожалению. Людмила Трошина одна из великолепнейших Елизавет Сергеевн. Эта роль писалась для замечательной московской актрисы, которая, к сожалению, уже ушла в мир иной, Елизаветы Сергеевны Никищихиной. И Людмила Трошина великолепна в этой роли нежна и прекрасна. Также хотелось бы отметить Елену Ивакину, потрясающую совершенно Ольгу Цинк эта интерпретация роли Сестры для меня была в новинку. Образ этой нелепейшей женщины, которая спотыкается, падает, задевает косяки А уж какой прекрасный Илья Паньков! И не кривя душой скажу, что это, пожалуй, один из лучших Сев, которых я видела. Я очень люблю свои спектакли не важно, удачные они или не удачные Но роль Севы всегда была какой-то самой невыгодной. Не было попадания. И поэтому я потрясена Севой Ильей Паньковым. На удивление органичный актер. А какой прекрасный Павел Харин! Это так чудесно, когда замысел режиссера и актера и мой замысел совпадают! Поэтому этот спектакль для меня является совершенно уникальным. Честно говоря, ехала, ни на что не надеялась. Потому что разное повидала в своей жизни. Хочется пожелать удачи Александру Бороновскому, потому что Дима это его первая крупная роль. Пирогова замечательная. А уж Барсуков, которого играет Юрий Соломеин. .. Прекрасный смешной Николай Юрий Буслаев. А со старушками произошла такая материализация, на которую я и не рассчитывала. Сейчас «Ю» я медленно и верно перекладываю в киносценарий хочу сделать кино. И у меня была маленькая мечта, чтобы Люся проститутка Люся, о которой вскользь говорится в пьесе, в кино обязательно материализовалась. Я была поражена прозорливостью Алексея Крикливого. Он вообще реализовал все мои мечты вплоть до неоновых лампочек. Я обожаю неоновые лампочки. А они с художником сделали эту невероятно красивую неоновую «Ю». А вчера мы с режиссером имели длительную беседу, обсудили образ Люси и решили его как бы это сказать?.. углубить. Поэтому, я думаю, что зрителя в дальнейшем ждут кое-какие сюрпризы. И еще я думаю, что новосибирский зритель будет приятно удивлен. Главное антракт сделать. Ведь когда человек приходит в театр он посидел, посмотрел. Получил удовольствие. И пошел себе дальше с хорошим настроением. Делать свои дела. И вечер его не пропал зря. Я думаю, этот спектакль такого рода. Он для получения каких-то позитивных эмоций. В нем есть какой-то такой «настрой на будущее».
О подвигах
Сейчас меня радует появление двух картин. Это кино «Бумер» (режиссер Петр Буслов) и фильм Андрея Звягинцева «Возвращение». Потому что это картины моих друзей. Петр Буслов это друг моего мужа, с которым я дружу из корыстных побуждений. А насчет Звягинцева мне вообще кажется, что это какой-то прорыв, новая волна. У меня почти все друзья кинорежиссеры, операторы, артисты, мы дружим по профессиональному принципу. Мне ведь «не по работе» неинтересно дружить. Я дружу только «по работе». И я очень обрадовалась, что начали люди «прорываться». Я считаю, сейчас мы переживаем всплеск драматургии. Что такое кино или спектакль? Это прежде всего текст. И ничего не сделаешь, если текст плохой. Должны быть хорошие идеи. Потому что сейчас все уже научились снимать кино и ставить спектакли┘ Но ставить в общем-то и нечего. Потому что у людей нет новых текстов. Зато тексты есть у нас! Сейчас и продюсеры должны это осознать. Конечно, можно эти фильмы и ругать, и хвалить Мне даже страшно стало: что же будет с Бусловым и Звягинцевым! Такое на голову свалилось! Но - все нормально. И я думаю, будет все хорошо. Потому что они умнейшие и талантливые люди. Дай Бог им здоровья. Они первопроходцы. Другим будет легче Хотя, может быть, это всего лишь иллюзия. Но кино и театр и есть иллюзия. Нужно подождать продюсеров. Потому что у нас в кино продюсеров сейчас хороших нет. Впрочем, как и театральных. Все занимаются каким-то суррогатом, на котором думают заработать. Хотя на самом деле настоящее волшебное искусство чего все ждут, и зритель ждет на самом деле оно гораздо дороже. И его можно гораздо дороже продать. Снял хорошее кино получил «Золотых львов». А так снял сериал, посмотрели купили его за шестьдесят тысяч. Ну заработал ты и крутишь его на своем канале ТНТ. .. А завтра ты снял плохой сериал, и все деньги прогорели. А с «Золотыми львами» хоть мир посмотришь, по фестивалям поездишь Победило кино, которое сделано как искусство. А не как тупое мыло.
Мне нравится радоваться чужим победам. Потому что я считаю, что успех заразителен. И ты можешь передать часть этого успеха кому-то еще
О себе и других
Драматурги на самом деле дружат между собой. Это такая «тусовка» в хорошем смысле. Драматурги очень беззащитны. Во всех смыслах. Они беззащитны и в авторском праве, потому что в России вообще сейчас нет никакого авторского права. Поэтому драматурги и держатся друг друга. Потому что помогают друг другу контактами. Какими-то связями. Дружеской поддержкой. Живешь, например, один. А все вокруг говорят: «Да ты неправильно живешь. Да ты заблуждаешься. Да у тебя гордыня». А потом встречаешься со своими друзьями-драматургами и понимаешь, что по-другому нам жить и невозможно. Потому что драматург это такой характер. И еще это реальная профессия, очень серьезная профессия. А бывают люди, которые относятся к тому, что написано, как к «Квадрату» Малевича: «А че, я так что ли не нарисую? Я сейчас возьму холст, черную краску и нарисую за пять минут» Ваня Вырыпаев. Ксюша Драгунская, братья Пресняковы, Курочкин Максим┘ Нас много. Сигарев Василий феномен просто какой-то, какой-то Маяковский настолько великолепен и сам по себе, и своими пьесами. А Коляда? Я вообще считаю, что Греминой, Угарову, Коляде нужно просто ставить памятники. Коляда вообще столько народу взрастил. ..
О славе
Сколько молодому драматургу можно ждать славы?
Как повезет.
P. S. Все смеются. Пьют чай. Танцуют.
Светлана ФРОЛОВА, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
22 октября 2003 года, «Честное Слово», № 353, Рубрика «Балаганчик»
Стрельцовское (родилась 1 декабря 1970 года) Олино тепло плюс огнелюбие передалось ее детям по наследству. Причем всем сразу и тем, которым по последним данным четыре и почти три года, которые ломают все вокруг, грызут ручки, поджигают квартиры и похожи на папу кинорежиссера. И тем, которые живут под твердой и мягкой обложкой (включая Интернет и сценические вариации) около десяти лет. И похожи сразу на Хармса, Чехова, Заходера и «Школу для дураков» Саши Соколова.
Пока Оля училась в Литинституте, ею были написаны пять пьес: «Печальные танцы Ксаверия Калудского» (1989 г.), «Александр Август» (1991 г.), «Любовь Карловны» (1992 г.), «Таня-Таня» (1994 г.), и «Ю» (1996 г.). После чего она вышла замуж, занялась «практическим деторождением» и вот уже шесть лет ничего не пишет. Потому что «воспитание детей несовместимо с написанием пьес». В это время она, наверное, много танцевала несмотря на то, что «танцы до добра не доводят» и мешают сосредоточиться на собственно творчестве пьес Но все это скоро закончится, потому что скоро Оля уедет в «глухую деревню» и попытается закончить пьесу под названием «Летит». А все потому, что у Мухиной начинается «какой-то новый период». По крайней мере, так она сама нам сказала на пресс-конференции в новосибирском театре «Глобус» по поводу премьеры Олиной пьесы «Ю» на малой сцене театра.
О доблести
Вчера смотрела спектакль в постановке Алексея Крикливого. Замечательный спектакль. Единственно, какой момент меня смутил пьеса написана для большой сцены, с антрактом. Очень важно, чтобы в этом спектакле был антракт. А если текст помещается в условия, когда нет паузы, это бывает иногда просто тяжело для зрителя. Мы обсуждали этот момент после спектакля с режиссером. И, вполне возможно, спектакль будет немного деформирован. А в остальном я очень довольна. Мне очень понравилась сценография Елены Турчаниновой. Музыкальное оформление Романа Столяра. Актеры замечательные хотелось бы всех их упомянуть. Потрясающей красоты Евгений Калашник. У меня по-разному складывались отношения с режиссерами. Но актеров, когда-либо игравших в моих спектаклях, я всех помню, люблю и дружу. А когда дружу я «вырезаю картинки». Потому что мне для написания пьесы очень важно видеть лицо и представлять себе, как этот человек может потом разговаривать. Например, «Таня-Таня» была написана для пензенских актеров, которые потом уехали в Красноярск. И я потеряла с ними связь, к сожалению. Людмила Трошина одна из великолепнейших Елизавет Сергеевн. Эта роль писалась для замечательной московской актрисы, которая, к сожалению, уже ушла в мир иной, Елизаветы Сергеевны Никищихиной. И Людмила Трошина великолепна в этой роли нежна и прекрасна. Также хотелось бы отметить Елену Ивакину, потрясающую совершенно Ольгу Цинк эта интерпретация роли Сестры для меня была в новинку. Образ этой нелепейшей женщины, которая спотыкается, падает, задевает косяки А уж какой прекрасный Илья Паньков! И не кривя душой скажу, что это, пожалуй, один из лучших Сев, которых я видела. Я очень люблю свои спектакли не важно, удачные они или не удачные Но роль Севы всегда была какой-то самой невыгодной. Не было попадания. И поэтому я потрясена Севой Ильей Паньковым. На удивление органичный актер. А какой прекрасный Павел Харин! Это так чудесно, когда замысел режиссера и актера и мой замысел совпадают! Поэтому этот спектакль для меня является совершенно уникальным. Честно говоря, ехала, ни на что не надеялась. Потому что разное повидала в своей жизни. Хочется пожелать удачи Александру Бороновскому, потому что Дима это его первая крупная роль. Пирогова замечательная. А уж Барсуков, которого играет Юрий Соломеин. .. Прекрасный смешной Николай Юрий Буслаев. А со старушками произошла такая материализация, на которую я и не рассчитывала. Сейчас «Ю» я медленно и верно перекладываю в киносценарий хочу сделать кино. И у меня была маленькая мечта, чтобы Люся проститутка Люся, о которой вскользь говорится в пьесе, в кино обязательно материализовалась. Я была поражена прозорливостью Алексея Крикливого. Он вообще реализовал все мои мечты вплоть до неоновых лампочек. Я обожаю неоновые лампочки. А они с художником сделали эту невероятно красивую неоновую «Ю». А вчера мы с режиссером имели длительную беседу, обсудили образ Люси и решили его как бы это сказать?.. углубить. Поэтому, я думаю, что зрителя в дальнейшем ждут кое-какие сюрпризы. И еще я думаю, что новосибирский зритель будет приятно удивлен. Главное антракт сделать. Ведь когда человек приходит в театр он посидел, посмотрел. Получил удовольствие. И пошел себе дальше с хорошим настроением. Делать свои дела. И вечер его не пропал зря. Я думаю, этот спектакль такого рода. Он для получения каких-то позитивных эмоций. В нем есть какой-то такой «настрой на будущее».
О подвигах
Сейчас меня радует появление двух картин. Это кино «Бумер» (режиссер Петр Буслов) и фильм Андрея Звягинцева «Возвращение». Потому что это картины моих друзей. Петр Буслов это друг моего мужа, с которым я дружу из корыстных побуждений. А насчет Звягинцева мне вообще кажется, что это какой-то прорыв, новая волна. У меня почти все друзья кинорежиссеры, операторы, артисты, мы дружим по профессиональному принципу. Мне ведь «не по работе» неинтересно дружить. Я дружу только «по работе». И я очень обрадовалась, что начали люди «прорываться». Я считаю, сейчас мы переживаем всплеск драматургии. Что такое кино или спектакль? Это прежде всего текст. И ничего не сделаешь, если текст плохой. Должны быть хорошие идеи. Потому что сейчас все уже научились снимать кино и ставить спектакли┘ Но ставить в общем-то и нечего. Потому что у людей нет новых текстов. Зато тексты есть у нас! Сейчас и продюсеры должны это осознать. Конечно, можно эти фильмы и ругать, и хвалить Мне даже страшно стало: что же будет с Бусловым и Звягинцевым! Такое на голову свалилось! Но - все нормально. И я думаю, будет все хорошо. Потому что они умнейшие и талантливые люди. Дай Бог им здоровья. Они первопроходцы. Другим будет легче Хотя, может быть, это всего лишь иллюзия. Но кино и театр и есть иллюзия. Нужно подождать продюсеров. Потому что у нас в кино продюсеров сейчас хороших нет. Впрочем, как и театральных. Все занимаются каким-то суррогатом, на котором думают заработать. Хотя на самом деле настоящее волшебное искусство чего все ждут, и зритель ждет на самом деле оно гораздо дороже. И его можно гораздо дороже продать. Снял хорошее кино получил «Золотых львов». А так снял сериал, посмотрели купили его за шестьдесят тысяч. Ну заработал ты и крутишь его на своем канале ТНТ. .. А завтра ты снял плохой сериал, и все деньги прогорели. А с «Золотыми львами» хоть мир посмотришь, по фестивалям поездишь Победило кино, которое сделано как искусство. А не как тупое мыло.
Мне нравится радоваться чужим победам. Потому что я считаю, что успех заразителен. И ты можешь передать часть этого успеха кому-то еще
О себе и других
Драматурги на самом деле дружат между собой. Это такая «тусовка» в хорошем смысле. Драматурги очень беззащитны. Во всех смыслах. Они беззащитны и в авторском праве, потому что в России вообще сейчас нет никакого авторского права. Поэтому драматурги и держатся друг друга. Потому что помогают друг другу контактами. Какими-то связями. Дружеской поддержкой. Живешь, например, один. А все вокруг говорят: «Да ты неправильно живешь. Да ты заблуждаешься. Да у тебя гордыня». А потом встречаешься со своими друзьями-драматургами и понимаешь, что по-другому нам жить и невозможно. Потому что драматург это такой характер. И еще это реальная профессия, очень серьезная профессия. А бывают люди, которые относятся к тому, что написано, как к «Квадрату» Малевича: «А че, я так что ли не нарисую? Я сейчас возьму холст, черную краску и нарисую за пять минут» Ваня Вырыпаев. Ксюша Драгунская, братья Пресняковы, Курочкин Максим┘ Нас много. Сигарев Василий феномен просто какой-то, какой-то Маяковский настолько великолепен и сам по себе, и своими пьесами. А Коляда? Я вообще считаю, что Греминой, Угарову, Коляде нужно просто ставить памятники. Коляда вообще столько народу взрастил. ..
О славе
Сколько молодому драматургу можно ждать славы?
Как повезет.
P. S. Все смеются. Пьют чай. Танцуют.
Светлана ФРОЛОВА, «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»
22 октября 2003 года, «Честное Слово», № 353, Рубрика «Балаганчик»
«Честное слово (Новосибирск)», 22.10.2003
- Силу веры не измеритьЮлия Смолякова, «Eclectic», 01.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- «Олимпия» Евгения ЦыгановаЭвелина Гурецкая, «The Hollywood reporter», 8.10.2014
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- АЛЕКСЕЙ КРИКЛИВЫЙ: «ПОСЛЕ НАС НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО МАТЕРИАЛЬНОГО» ["Ю" Ольги Мухиной - начало работы нового руководителя театра "Глобус". Интервью]«Континент Сибирь (Новосибирск)», 30.01.2004
- НЕОНОВОЕ «Ю», ИЛИ СПИЧКИ ДЕТЯМ И ИГРУШКИ [Премьера «Ю» Ольги Мухиной в новосибирском «Глобусе»: интервью с автором]«Честное слово (Новосибирск)», 22.10.2003
- ЗАГАДКИ НА БУКВУ Ю«Коммерсантъ (Новосибирск)», 25.09.2003
- МИХАИЛ РОЩИН. ВРЕМЯ АНТИГЕРОЯМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 24.07.2002
- Оля Мухина и ее «Ю»Марина Мурзина, «АиФ Москва», 3.10.2001
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. ЧеховаДжон Фридман, «“Moscow Times”», 27.09.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Улеты во сне и наявуИрина Алпатова, «Культура», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Осколки разбитого вдребезгиЕлена Дьякова, «Газета.Ru», 22.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- «Ю» Ольги Мухиной в РАТИ (ГИТИС)Джон Фридман, «“Moscow Times”», 16.10.1997
- Дебют Ольги МухинойДжон Фридман, «“Moscow Times”», 26.07.1996
- «Таня-Таня» Ольги Мухиной в Мастерской Петра ФоменкоДжон Фридман, «“Moscow Times”», 14.02.1996
- Статья об Ольге Мухиной на сайте Марата Гельмана
- Текст пьесы «Ю» на сайте www.theatre.ru