Профиль молнией сверкает
Последние спектакли Петра Фоменко обнаруживают в нем то, к чему мы не привыкли. Пресловутое «легкое дыхание» сменилось мрачноватой иронией. Сыпучая материя человеколюбия тяжелой, плотной тканью неоптимистичного взгляда на мир и его бренных обитателей. Вроде бы просится понятие «итоги», которые якобы подводит немолодой Мастер. Но (и это как раз вселяет оптимизм) в том, как режиссер Фоменко резко меняет акцент и манеру высказывания, видно как раз развитие и движение. Пусть не хватает «Бесприданнице» А. Н. Островского и нынешней премьере «Триптих» по А. С. Пушкину милых, воздушных прелестей привычной фоменковской режиссуры. Зато не наблюдается признаков заштампованности. Интересно, что «Бесприданница» и «Триптих» выпущены в новом, технологически продвинутом здании театра. Но между этими спектаклями Фоменко сделал «Сказку Арденнского леса» в старом, обжитом помещении и со всеми признаками прежнего стиля, который нам так полюбился. Видимо, здесь есть прямая связь: новое здание строилось слишком долго, в бесконечных мытарствах, и в нем самом, хайтековски шикарном, есть нечто, чему противится природа этого художника. Новоселье для театра всегда испытание на прочность художественного метода, в случае, конечно, если таковой метод прежде наличествовал. Уникальный же мир Петра Фоменко, человека, не дружащего с компьютерами и мобильниками, режиссера, способного уловить целую историю в одном вздохе или легком повороте головы, наверняка непросто сопрягается с новым, современным театральным пространством. Не оттого ли в пушкинском «Триптихе» именно работа с пространством играет чуть ли не главную роль? Режиссер здесь с каким-то жестким самоотвержением пускает в ход подвесные люльки, движущиеся полотнища ткани, анфилады театрального фойе, открывающиеся в глубине сценической коробки (художник Владимир Максимов). Это фойе, со ступенями, дверными проемами и визуальной недостижимостью потолка красиво работает во второй части «Триптиха» маленькой трагедии «Каменный гость». Возникает иллюзия католического храма или старого средневекового дома, где шелестит одеждами безутешная Донна Анна (Галина Тюнина), прячется опальный Дон Гуан (Кирилл Пирогов), маячит серебристая статуя Командора (Олег Нирян). В третьей же части «Сцена из Фауста» белая, холодная архитектурная глубина и вовсе превращается в лабиринты ада, а зрителей в финале едва не накрывает черным трепещущим полотном. «Всех утопить» желание Фауста расправиться с плывущим вдали кораблем материализуется таким, почти что прямым образом.
Логика композиции этого спектакля столь же прозрачна, сколь мрачна. Сначала анекдот, изящный пустячок, поэма «Граф Нулин». В середине «Каменный гость», трагедия о свойствах страсти. И, наконец, Фауст, которого Пушкин застает в тот момент, когда все желания уже исполнены, все страсти утолены, а счастья нет, и дальше тишина. В «Графе Нулине» еще угадывается привычный стиль «Мастерской». Здесь всю историю сочиняет, полеживая на верхотуре, Лидин Кирилл Пирогов в пушкинском гриме («Смеялся Лидин, их сосед, / Помещик двадцати трех лет»), а персонажи подхватывают и развивают строки в сюжет. Нулин Карэн Бадалов имеет откровенно опереточный вид, недалеко от него уходит и одуревшая от деревенской скуки помещица Наталья Павловна Галина Тюнина. Тут есть и дурацкие романсы под клавикорды, и даже звучат пассажи из оперетты «Летучая мышь» к моменту, когда наш ловелас проник в спальню и опростоволосился. В другой раз этот пустячок вырос бы у Фоменко в прелестную вещицу, но здесь чего-то не хватает, вероятно, того самого легкого дыхания и того самого оптимизма.
К «Каменному гостю» режиссер ставит жанровую приписку «Маленькая ироническая трагедия». Но иронии в этой части, в сущности, немного, больше горького предчувствия. Персонажи кажутся маленькими фигурками в огромном открывшемся пространстве, просто игрушками в руках судьбы. Одна лишь Лаура ведет свою сцену близко от зрительских глаз. Мадлен Джабраилова играет отлично, но в ее Лауре более всего впечатляет не очарование и темперамент, а циничная беспечность. Прямо на теле убиенного Дона Карлоса они с Гуаном сливаются в поцелуе, и слуги просцениума так и уносят эту «слитную», не столько ироническую, сколько зловещую композицию за кулисы.
«Сцена из Фауста» обозначена как «бурлеск». Бадалов становится меланхолично рассудительным Мефистофелем, а Пирогов растерянным Фаустом. Короткий текст-диалог Пушкина разбавлен стихами Иосифа Бродского «Два часа в резервуаре» и фрагментами из Гете, ими сопровождается путешествие Фауста по аду, и это действо способно ошеломить. Хотя бы потому, что от Петра Фоменко никто не ожидал такого количества сценических красивостей. Тут возникает тень Гретхен в глубине, в голубоватом свете, с вечно крутящейся прялкой, а до нее надо еще преодолеть «море» из трепещущего куска ткани. Тут, чуть ли не по законам кабаре, орудуют маски, именуемые Смерть и Грех, с набеленными лицами и костлявыми руками, а также появляется ведьма-дьяволица с чудовищными накладными грудями. Эта компания нет-нет, да и напомнит наши тщетные попытки экранизации, а также инсценизации булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Стихи Бродского переводят пушкинский отрывок в некое вселенское, вневременное измерение. И все же это дополнение, к тому же поставленное с не свойственной «Мастерской Петра Фоменко» грубой театральностью, кажется имплантантом, который плохо приживается. И даже черное шелковое полотнище, летящее в финале через весь зал, выглядит принадлежностью совсем другого театра. Того, который ищет красивые постановочные эффекты, «подпирая» ими собственные возможности актеров. Вот и профиль Пушкина на занавесе под конец заострился и засверкал, как молния. С этим спектаклем Петр Фоменко будто хотел прорваться в иные, надчеловеческие сферы. Новое здание театра отделяет от старого всего-то ширина небольшой улицы. Они стоят визави, но совсем не похожи друг на друга. За старым зданием идет целый массив добротных, видавших век домов. За новым сверкает своими нечеловеческими огнями Москва-Сити.
Логика композиции этого спектакля столь же прозрачна, сколь мрачна. Сначала анекдот, изящный пустячок, поэма «Граф Нулин». В середине «Каменный гость», трагедия о свойствах страсти. И, наконец, Фауст, которого Пушкин застает в тот момент, когда все желания уже исполнены, все страсти утолены, а счастья нет, и дальше тишина. В «Графе Нулине» еще угадывается привычный стиль «Мастерской». Здесь всю историю сочиняет, полеживая на верхотуре, Лидин Кирилл Пирогов в пушкинском гриме («Смеялся Лидин, их сосед, / Помещик двадцати трех лет»), а персонажи подхватывают и развивают строки в сюжет. Нулин Карэн Бадалов имеет откровенно опереточный вид, недалеко от него уходит и одуревшая от деревенской скуки помещица Наталья Павловна Галина Тюнина. Тут есть и дурацкие романсы под клавикорды, и даже звучат пассажи из оперетты «Летучая мышь» к моменту, когда наш ловелас проник в спальню и опростоволосился. В другой раз этот пустячок вырос бы у Фоменко в прелестную вещицу, но здесь чего-то не хватает, вероятно, того самого легкого дыхания и того самого оптимизма.
К «Каменному гостю» режиссер ставит жанровую приписку «Маленькая ироническая трагедия». Но иронии в этой части, в сущности, немного, больше горького предчувствия. Персонажи кажутся маленькими фигурками в огромном открывшемся пространстве, просто игрушками в руках судьбы. Одна лишь Лаура ведет свою сцену близко от зрительских глаз. Мадлен Джабраилова играет отлично, но в ее Лауре более всего впечатляет не очарование и темперамент, а циничная беспечность. Прямо на теле убиенного Дона Карлоса они с Гуаном сливаются в поцелуе, и слуги просцениума так и уносят эту «слитную», не столько ироническую, сколько зловещую композицию за кулисы.
«Сцена из Фауста» обозначена как «бурлеск». Бадалов становится меланхолично рассудительным Мефистофелем, а Пирогов растерянным Фаустом. Короткий текст-диалог Пушкина разбавлен стихами Иосифа Бродского «Два часа в резервуаре» и фрагментами из Гете, ими сопровождается путешествие Фауста по аду, и это действо способно ошеломить. Хотя бы потому, что от Петра Фоменко никто не ожидал такого количества сценических красивостей. Тут возникает тень Гретхен в глубине, в голубоватом свете, с вечно крутящейся прялкой, а до нее надо еще преодолеть «море» из трепещущего куска ткани. Тут, чуть ли не по законам кабаре, орудуют маски, именуемые Смерть и Грех, с набеленными лицами и костлявыми руками, а также появляется ведьма-дьяволица с чудовищными накладными грудями. Эта компания нет-нет, да и напомнит наши тщетные попытки экранизации, а также инсценизации булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Стихи Бродского переводят пушкинский отрывок в некое вселенское, вневременное измерение. И все же это дополнение, к тому же поставленное с не свойственной «Мастерской Петра Фоменко» грубой театральностью, кажется имплантантом, который плохо приживается. И даже черное шелковое полотнище, летящее в финале через весь зал, выглядит принадлежностью совсем другого театра. Того, который ищет красивые постановочные эффекты, «подпирая» ими собственные возможности актеров. Вот и профиль Пушкина на занавесе под конец заострился и засверкал, как молния. С этим спектаклем Петр Фоменко будто хотел прорваться в иные, надчеловеческие сферы. Новое здание театра отделяет от старого всего-то ширина небольшой улицы. Они стоят визави, но совсем не похожи друг на друга. За старым зданием идет целый массив добротных, видавших век домов. За новым сверкает своими нечеловеческими огнями Москва-Сити.
Наталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991