Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…
В Мастерской Петра Фоменко поставили спектакль «Триптих». Что такое истинная, а не биологическая, смерть для творческого человека? Что есть жизнь? И что такое творческий суицид?
Эти вопросы задают себе создатели спектакля, жанр которого лежит между водевилем и мистерией. Точнее, три части спектакля выполнены в разных жанрах. Первая часть «Граф N» («Граф Нулин») «сантиментальный анекдот» в стихах, вторая «О Дона Анна!» («Каменный гость») «маленькая ироническая трагедия», и, наконец, последняя «Мне скучно, бес…» (о Фаусте) бурлеск.
«Триптих» в Мастерской Петра Фоменко давно ожидаемая премьера. Спектакль репетировали несколько лет. Это наводит на мысль, что работа над спектаклем затевалась Петром Фоменко не столько для выпуска готового продукта, сколько для внутренних потребностей труппы. Думаю, что почти ежедневный тренинг труппы похож на спевку хора, когда слаженность и чистота звучания важнее, чем просто пополнение репертуара. Думая в этом направлении, легко представить сегодняшние театры-монастыри как некую структуру, заточенную на успех. Есть в мировом театре такие опыты буквально монастырской жизни актеров. Но у нас что-то не привилось… Избитое выражение «театр-храм» хочется заменить на более трезвое суждение: серьезная сосредоточенность сродни монастырской аскезе. Ведь в московском мегаполисе у актеров возникает столько соблазнов съемки в сериалах, кино, участие в антрепризе. Актерский инструмент зачастую разбалтывается, и подобно музыкальному инструменту нуждается в настройке. В очередной раз Петр Фоменко делает своим актерам прививку поэзии и красоты, задает высокую планку. Виден результат филигранной работы с актерской речью, со звучанием поэтического текста, когда ясность смысла не мешает «темноте стиха». После этой премьеры особенно любопытно читать не рецензии, а именно интервью участников спектакля. Как они повзрослели за время этой работы? Что изменилось в понимании профессии и себя в профессии?
Очевидно, есть потребность в настройке не только актерского аппарата, но и в настройке смыслов. Тексты Пушкина, Гете и Бродского взяты именно из этих соображений уж больно много вокруг бессмыслицы, голых сюжетов, не отягощенных смыслом. Это экологически вредно для здоровья нации. Вообще мысль об экологически чистом театре возникает с порога, точнее, с посещения гардероба театра. Там зрителей встречают юноши и девушки в марлевых медицинских повязках. В этом есть особая ирония: повсюду вирус гриппа, и не только. Люди в марлевых повязках производят впечатление безопасного пространства. Хочется мыслит шире: все-таки, несмотря ни на что, Мастерская Фоменко остается островком экологической чистоты в культурном пространстве.
Сегодня в аналитических статьях как никогда популярна тема интерпретации классических текстов. Что можно и что нельзя на этом пути? Где грань между творческим хулиганством и эгоцентричным выпячиванием своего «Я»? Примером фоменковского милого хулиганства можно назвать гомерически смешные сцены между графом Нулиным и Натальей Павловной. Пушкинская фраза «придвинув свой прибор» здесь проиллюстрирована движением сломанной, загипсованной ноги Нулина, выставленной вперед, как ружье. Эта сломанная нога будет создавать множество комических ситуаций для неудачного любовника, который посмел проникнуть в будуар к хозяйке дома и получил решительный отпор. Но сама сцена неловкого и неудачного обольщения хромого графа, постоянно теряющего свой парик, смешна до колик. При этом актеры нигде не впадают в поверхностный эстрадный юмор ради сиюминутного успеха. И это результат хорошей школы, прививки вкуса.
«Граф Нулин» выглядит как пародия на традиционный театр, который потчует зрителя привычной жвачкой тягучими лав стори. Актеры и пародируют, и умиляются, а зрители готовы в энный раз облиться слезами над банальностью. Да и сам любовный треугольник не так прост, как кажется. Граф крадется к избраннице, и на его пути возникает огромный гобелен, изображающий картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция». Античный сюжет как раз о неудачном обольщении: Лукреция дала отпор соблазнителю. Когда Нулин потерпит фиаско, и в воздухе уже повиснет мысль о моральном резюме, так тотчас гобелен после падения будет повешен вновь, но вверх ногами. Поворот на 180 градусов и ракурса картины, и ракурса смысла. Лукреция уже лежит вверх ногами, призывная, соблазнительная. Так и смыслы самой этой истории неоднозначные, ускользающие, зыбкие. Оказывается, расположением героини пользуется сосед Лидин, «двадцати трех лет..», как на распев произнесет актриса Галина Тюнина. Лишь хочешь вынести мораль как жизнь опрокидывает представление об истине. Да и есть ли истина в конечной инстанции? Или ее границы зависят от полноты информации? Этот лукавый агностицизм свидетельство мудрого возраста режиссера. Есть особая прелесть видеть историю как бы его глазами.
Раз уж спектакль назван словом «триптих», то речь идет, вероятно, о таких понятиях как Рай, Ад и миссия Спасителя. Религиозный оттенок названия спектакля наводит на мысль именно о театральной религии. Кажется, что режиссер проводит своих актеров через необходимость высказаться на все эти темы: о добре и зле, об их неоднозначности в мире, где нет разделения на черное и белое. Может быть, поэтому в спектакле так много серых красок во всех оттенках? Рассуждая о грехе, создатели спектакля нигде не впадают в морализаторский пафос. Достаточно того, что само понятие греха можно вычленить. Кстати, в последней части спектакля, в истории о Фаусте, аллегорические персонажи Греха и Смерти будут резаться в карты.
«Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю….» В чем спасение? Пожалуй, спасительным выглядит лишь творчество в широком смысле слова. В первой части, в деревенской идиллии о неудачном соблазнении в роли творца выступает персонаж по имени Лидин, сосед главной героини, поэт его играет артист Кирилл Пирогов в портретном гриме Пушкина. Во второй части спектакля, в истории о похождениях Дон Гуана, его, соблазнителя всех времен и народов, можно тоже назвать творцом. А сколько творческого воображения нужно, чтобы увидев крошечную пятку Доны Анны, вообразить все остальное! Эта сцена сыграна обстоятельно, тонко, прозрачно, музыкально деревянные сабо актрисы Галины Тюниной мерно постукивают по мраморному полу, создавая ритмический рисунок. Акварельная легкость картинки, прелесть стиха. Дон Гуан натура творческая, он поэт женской красоты, любви, жизни. Кажется, Пушкин рассуждает в этой истории о неуловимости счастья. Оно как нестойкое химическое соединение, существующее лишь долю секунды. Но все же существующее! «Я - Дон Гуан, и я тебя люблю», эти слова звучат как признание немыслимого счастья и несчастья в одну и ту же минуту. Эта сладко-горькое послевкусие одно из самых сильных впечатлений спектакля.
В финале этой истории нас пугает и одновременно смешит облик Командора. Это маленький человечек, с набеленным лицом и следами трупного разложения. Почти комический персонаж, но мурашки бегут по спине.
Но есть и третья часть, о Фаусте. Когда человек предает свой талант, он становится легкой добычей и беса, и смерти. Тема конечности жизни сама по себе не исключает оптимизма, но мысль об омертвении при жизни самая ужасающая. История Фауста пример творческого суицида. Спектакль выруливает в сторону Апокалипсиса. Тема смерти завернута не в фантик детской страшилки, а в эстетскую упаковку, сродни картинам Босха.
Хотя поток творческой витальной энергии временами выносит нас к светлым эмоциям, но в финале создатели спектакля инсценируют Апокалипсис по полной программе. Фауст просит Мефистофеля утопить пиратский корабль. Над головами зрителей, шурша, проносится шелковый полог. Когда сидишь, задрав голову, и видишь, как волны шелка смыкаются у тебя над головой, чувства охватывают нешуточные: накрывает волной. И хочется хватануть глоток воздуха напоследок. Вот он финал: и праведник, и грешник закончат одинаково. Может быть, все напрасно? Эта мысль, кощунственная с религиозной точки зрения, повисает в воздухе.
Этот спектакль хочется назвать безупречным, как не бывает претензий к высказыванию Мастера, близкого тебе по мироощущению. Можно лишь явственнее приблизиться к его замыслу. Не сразу, с годами, так как этот спектакль обречен на постепенное его осмысление: сейчас, через пять лет, десять… Этот спектакль зрителю на вырост. Так как новые смыслы открываются каждый раз заново в безупречных драпировках дорогих тканей, в изысканной световой партитуре, в пугающей глубине сценического пространства, в изобретательности грима, в точеном профиле Галины Тюниной, в аристократичных кистях рук Карэна Бадалова, в упрямых интонациях Кирилла Пирогова, двигающегося от актерской юности к зрелости.
Кстати, и профиль Пушкина на занавесе меняется после каждой части спектакля то исчезнет горестная складка губ, то, к финалу, появится яростная брутальность.
Эти вопросы задают себе создатели спектакля, жанр которого лежит между водевилем и мистерией. Точнее, три части спектакля выполнены в разных жанрах. Первая часть «Граф N» («Граф Нулин») «сантиментальный анекдот» в стихах, вторая «О Дона Анна!» («Каменный гость») «маленькая ироническая трагедия», и, наконец, последняя «Мне скучно, бес…» (о Фаусте) бурлеск.
«Триптих» в Мастерской Петра Фоменко давно ожидаемая премьера. Спектакль репетировали несколько лет. Это наводит на мысль, что работа над спектаклем затевалась Петром Фоменко не столько для выпуска готового продукта, сколько для внутренних потребностей труппы. Думаю, что почти ежедневный тренинг труппы похож на спевку хора, когда слаженность и чистота звучания важнее, чем просто пополнение репертуара. Думая в этом направлении, легко представить сегодняшние театры-монастыри как некую структуру, заточенную на успех. Есть в мировом театре такие опыты буквально монастырской жизни актеров. Но у нас что-то не привилось… Избитое выражение «театр-храм» хочется заменить на более трезвое суждение: серьезная сосредоточенность сродни монастырской аскезе. Ведь в московском мегаполисе у актеров возникает столько соблазнов съемки в сериалах, кино, участие в антрепризе. Актерский инструмент зачастую разбалтывается, и подобно музыкальному инструменту нуждается в настройке. В очередной раз Петр Фоменко делает своим актерам прививку поэзии и красоты, задает высокую планку. Виден результат филигранной работы с актерской речью, со звучанием поэтического текста, когда ясность смысла не мешает «темноте стиха». После этой премьеры особенно любопытно читать не рецензии, а именно интервью участников спектакля. Как они повзрослели за время этой работы? Что изменилось в понимании профессии и себя в профессии?
Очевидно, есть потребность в настройке не только актерского аппарата, но и в настройке смыслов. Тексты Пушкина, Гете и Бродского взяты именно из этих соображений уж больно много вокруг бессмыслицы, голых сюжетов, не отягощенных смыслом. Это экологически вредно для здоровья нации. Вообще мысль об экологически чистом театре возникает с порога, точнее, с посещения гардероба театра. Там зрителей встречают юноши и девушки в марлевых медицинских повязках. В этом есть особая ирония: повсюду вирус гриппа, и не только. Люди в марлевых повязках производят впечатление безопасного пространства. Хочется мыслит шире: все-таки, несмотря ни на что, Мастерская Фоменко остается островком экологической чистоты в культурном пространстве.
Сегодня в аналитических статьях как никогда популярна тема интерпретации классических текстов. Что можно и что нельзя на этом пути? Где грань между творческим хулиганством и эгоцентричным выпячиванием своего «Я»? Примером фоменковского милого хулиганства можно назвать гомерически смешные сцены между графом Нулиным и Натальей Павловной. Пушкинская фраза «придвинув свой прибор» здесь проиллюстрирована движением сломанной, загипсованной ноги Нулина, выставленной вперед, как ружье. Эта сломанная нога будет создавать множество комических ситуаций для неудачного любовника, который посмел проникнуть в будуар к хозяйке дома и получил решительный отпор. Но сама сцена неловкого и неудачного обольщения хромого графа, постоянно теряющего свой парик, смешна до колик. При этом актеры нигде не впадают в поверхностный эстрадный юмор ради сиюминутного успеха. И это результат хорошей школы, прививки вкуса.
«Граф Нулин» выглядит как пародия на традиционный театр, который потчует зрителя привычной жвачкой тягучими лав стори. Актеры и пародируют, и умиляются, а зрители готовы в энный раз облиться слезами над банальностью. Да и сам любовный треугольник не так прост, как кажется. Граф крадется к избраннице, и на его пути возникает огромный гобелен, изображающий картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция». Античный сюжет как раз о неудачном обольщении: Лукреция дала отпор соблазнителю. Когда Нулин потерпит фиаско, и в воздухе уже повиснет мысль о моральном резюме, так тотчас гобелен после падения будет повешен вновь, но вверх ногами. Поворот на 180 градусов и ракурса картины, и ракурса смысла. Лукреция уже лежит вверх ногами, призывная, соблазнительная. Так и смыслы самой этой истории неоднозначные, ускользающие, зыбкие. Оказывается, расположением героини пользуется сосед Лидин, «двадцати трех лет..», как на распев произнесет актриса Галина Тюнина. Лишь хочешь вынести мораль как жизнь опрокидывает представление об истине. Да и есть ли истина в конечной инстанции? Или ее границы зависят от полноты информации? Этот лукавый агностицизм свидетельство мудрого возраста режиссера. Есть особая прелесть видеть историю как бы его глазами.
Раз уж спектакль назван словом «триптих», то речь идет, вероятно, о таких понятиях как Рай, Ад и миссия Спасителя. Религиозный оттенок названия спектакля наводит на мысль именно о театральной религии. Кажется, что режиссер проводит своих актеров через необходимость высказаться на все эти темы: о добре и зле, об их неоднозначности в мире, где нет разделения на черное и белое. Может быть, поэтому в спектакле так много серых красок во всех оттенках? Рассуждая о грехе, создатели спектакля нигде не впадают в морализаторский пафос. Достаточно того, что само понятие греха можно вычленить. Кстати, в последней части спектакля, в истории о Фаусте, аллегорические персонажи Греха и Смерти будут резаться в карты.
«Есть упоение в бою, и бездны мрачной на краю….» В чем спасение? Пожалуй, спасительным выглядит лишь творчество в широком смысле слова. В первой части, в деревенской идиллии о неудачном соблазнении в роли творца выступает персонаж по имени Лидин, сосед главной героини, поэт его играет артист Кирилл Пирогов в портретном гриме Пушкина. Во второй части спектакля, в истории о похождениях Дон Гуана, его, соблазнителя всех времен и народов, можно тоже назвать творцом. А сколько творческого воображения нужно, чтобы увидев крошечную пятку Доны Анны, вообразить все остальное! Эта сцена сыграна обстоятельно, тонко, прозрачно, музыкально деревянные сабо актрисы Галины Тюниной мерно постукивают по мраморному полу, создавая ритмический рисунок. Акварельная легкость картинки, прелесть стиха. Дон Гуан натура творческая, он поэт женской красоты, любви, жизни. Кажется, Пушкин рассуждает в этой истории о неуловимости счастья. Оно как нестойкое химическое соединение, существующее лишь долю секунды. Но все же существующее! «Я - Дон Гуан, и я тебя люблю», эти слова звучат как признание немыслимого счастья и несчастья в одну и ту же минуту. Эта сладко-горькое послевкусие одно из самых сильных впечатлений спектакля.
В финале этой истории нас пугает и одновременно смешит облик Командора. Это маленький человечек, с набеленным лицом и следами трупного разложения. Почти комический персонаж, но мурашки бегут по спине.
Но есть и третья часть, о Фаусте. Когда человек предает свой талант, он становится легкой добычей и беса, и смерти. Тема конечности жизни сама по себе не исключает оптимизма, но мысль об омертвении при жизни самая ужасающая. История Фауста пример творческого суицида. Спектакль выруливает в сторону Апокалипсиса. Тема смерти завернута не в фантик детской страшилки, а в эстетскую упаковку, сродни картинам Босха.
Хотя поток творческой витальной энергии временами выносит нас к светлым эмоциям, но в финале создатели спектакля инсценируют Апокалипсис по полной программе. Фауст просит Мефистофеля утопить пиратский корабль. Над головами зрителей, шурша, проносится шелковый полог. Когда сидишь, задрав голову, и видишь, как волны шелка смыкаются у тебя над головой, чувства охватывают нешуточные: накрывает волной. И хочется хватануть глоток воздуха напоследок. Вот он финал: и праведник, и грешник закончат одинаково. Может быть, все напрасно? Эта мысль, кощунственная с религиозной точки зрения, повисает в воздухе.
Этот спектакль хочется назвать безупречным, как не бывает претензий к высказыванию Мастера, близкого тебе по мироощущению. Можно лишь явственнее приблизиться к его замыслу. Не сразу, с годами, так как этот спектакль обречен на постепенное его осмысление: сейчас, через пять лет, десять… Этот спектакль зрителю на вырост. Так как новые смыслы открываются каждый раз заново в безупречных драпировках дорогих тканей, в изысканной световой партитуре, в пугающей глубине сценического пространства, в изобретательности грима, в точеном профиле Галины Тюниной, в аристократичных кистях рук Карэна Бадалова, в упрямых интонациях Кирилла Пирогова, двигающегося от актерской юности к зрелости.
Кстати, и профиль Пушкина на занавесе меняется после каждой части спектакля то исчезнет горестная складка губ, то, к финалу, появится яростная брутальность.
Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991