Без яда
«Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»
Завзятые театралы ждали премьеру «Театрального романа» в «Мастерской Фоменко» только к маю, и вдруг было объявлено, что спектакль готов. Такое редко бывает, как правило, напротив, премьеры откладывают. Но тут, видимо, Петр Наумович, будто опытный врач, взглянул в глаза больного и понял: пора! Завтра будет поздно. И это очень верное решение, особенно по отношению к комедии не дай бог ее передержать, замучить репетициями и потерять легкость. А легкость в спектакле, поставленном Петром Наумовичем Фоменко вместе с Кириллом Пироговым, главное свойство.
Спектакль начинается с первой фразы музыки Ильи Саца к «Синей птице», доносящейся из темноты, и зал счастливо смеется: для нас эта музыка знак театра, первого воспоминания о сцене, а кроме того, для понимающих, это МХАТ, Станиславский и все, о чем пойдет речь в «Театральном романе».
Режиссеры берут только первую часть булгаковских «Записок покойника» даже без последней главы. Вплоть до того места, когда Максудову окончательно становится ясно, что его пьесу «Черный снег» никогда не поставят в Независимом театре, и его друг, актер Бомбардов, объясняет автору тайные пружины: «Просто вы не знаете, что такое театр. Бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего » Человек, не знакомый с историей театра, так и не узнает, что «Дни Турбиных» все же каким-то чудом были поставлены в МХТ и имели оглушительный успех. Но мгновенно поймет остальное, услышав, что в мозгу героя уже начал рисоваться новый роман: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город »
Театр Фоменко ставит Булгакова не как едкую сатиру, где желчь перемешана с неутоленной любовью к театру, а как несколько меланхолическую комедию о забавной, полной странностей жизни театра, увиденной печальным взором поэта Максудова (длинноволосый, скорбный Кирилл Пирогов, выпевающий каждую строчку романа, выглядит именно поэтом). Жаль, что Фоменко не решился разыграть собственный театральный сюжет поставить роман Булгакова впрямую о своей «Мастерской», и раздать роли мхатовских «основоположников» «основоположникам» своего театра, сестрам Кутеповым, Юскаеву, Бадалову, Казакову. Чтобы стало ясно, как актеры, еще молодые, в полной силе и прелести, страдают от того, что должны подвинуться, уступая место следующим выпускникам Фоменко. Как уходят роли, которые по праву должны были бы принадлежать им. Точно так, как кричал Максудову Бомбардов, делая «сатанинское лицо»: «А основоположники, значит, будут сидеть и растерянно улыбаться значит, мол, мы не нужны уже? Значит, нас уж, может, в богадельню?»
Впрочем, то, что нет «своей истории», не значит, что нет «основоположников» пожалуй, лучше всех в спектакле именно они, играющие всемогущих секретарей двух директоров Независимого театра, Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина. Джабраилова с копной черных кудрей и огромным подложным бюстом играет Августу Авдеевну Менажраки, секретаря Ивана Васильевича. Она сидит на страже у левой кулисы, время от времени поправляя бюст и раздергивая занавесочки, закрывающие бледный портрет Станиславского. Неотразимая Тюнина в серебристом парике играет королеву интриг Поликсену Васильевну Торопецкую, секретаря Аристарха Платоновича, она сидит за пишущей машинкой у правой кулисы, бросая многозначительные взоры на портрет Немировича-Данченко. Не знаю, многие ли в курсе, сколь значимы для Художественного театра были эти стражницы, чьими прототипами стали Рипсиме Таманцова и Ольга Бокшанская, но в спектакле «Мастерской» это понимаешь сразу вместе со всеми оттенками взаимоотношений двух враждебных лагерей, лишь только Менажраки и Торопецкая обменяются первыми надменно-испепеляющими взглядами.
Еще одна изумительная роль восковой, медленно-величавый Иван Васильевич, которого играет почти неузнаваемый Максим Литовченко, похожий на карикатуру на старого Станиславского. Смешного в спектакле действительно много, к примеру, во втором акте, где сцена с «основоположниками» превращается в кукольный театр, и Бомбардов (Никита Тюнин) объясняет Максудову пружины загадочных театральных решений, таская актеров как большие куклы. Но все это легко, в одно касание, без яда «Мастерская Фоменко» остается «театром хорошего настроения».
В 60-х годах перед тем как давно лежащий «в столе», но уже расходившийся в рукописи и актерских чтениях роман Булгакова был опубликован, о нем было много споров в мхатовской среде. Говорилось, что эта книга очерняет Художественный театр и его великих актеров, публиковать ее - самоубийственно. Сегодня, я думаю, непремьерный зритель «Театрального романа» даже не узнает в фоменковских актерах мхатовских прототипов, но это не значит, что роман устарел. Он жив, пока жив театр, и то, что в «Мастерской Фоменко» его играют в несколько смягченной ретроинтерпретации, только говорит о том, что сегодняшняя жизнь театра воспринимается слишком болезненно. Впрочем, в «Мастерской Фоменко» уже пишут современный «Театральный роман»: по интернету гуляет ролик с январского капустника, где Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и Ксения Кутепова играют «актрис заслуженных во всех отношениях» так, как мечталось бы Булгакову.
Спектакль начинается с первой фразы музыки Ильи Саца к «Синей птице», доносящейся из темноты, и зал счастливо смеется: для нас эта музыка знак театра, первого воспоминания о сцене, а кроме того, для понимающих, это МХАТ, Станиславский и все, о чем пойдет речь в «Театральном романе».
Режиссеры берут только первую часть булгаковских «Записок покойника» даже без последней главы. Вплоть до того места, когда Максудову окончательно становится ясно, что его пьесу «Черный снег» никогда не поставят в Независимом театре, и его друг, актер Бомбардов, объясняет автору тайные пружины: «Просто вы не знаете, что такое театр. Бывают сложные машины на свете, но театр сложнее всего » Человек, не знакомый с историей театра, так и не узнает, что «Дни Турбиных» все же каким-то чудом были поставлены в МХТ и имели оглушительный успех. Но мгновенно поймет остальное, услышав, что в мозгу героя уже начал рисоваться новый роман: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город »
Театр Фоменко ставит Булгакова не как едкую сатиру, где желчь перемешана с неутоленной любовью к театру, а как несколько меланхолическую комедию о забавной, полной странностей жизни театра, увиденной печальным взором поэта Максудова (длинноволосый, скорбный Кирилл Пирогов, выпевающий каждую строчку романа, выглядит именно поэтом). Жаль, что Фоменко не решился разыграть собственный театральный сюжет поставить роман Булгакова впрямую о своей «Мастерской», и раздать роли мхатовских «основоположников» «основоположникам» своего театра, сестрам Кутеповым, Юскаеву, Бадалову, Казакову. Чтобы стало ясно, как актеры, еще молодые, в полной силе и прелести, страдают от того, что должны подвинуться, уступая место следующим выпускникам Фоменко. Как уходят роли, которые по праву должны были бы принадлежать им. Точно так, как кричал Максудову Бомбардов, делая «сатанинское лицо»: «А основоположники, значит, будут сидеть и растерянно улыбаться значит, мол, мы не нужны уже? Значит, нас уж, может, в богадельню?»
Впрочем, то, что нет «своей истории», не значит, что нет «основоположников» пожалуй, лучше всех в спектакле именно они, играющие всемогущих секретарей двух директоров Независимого театра, Мадлен Джабраилова и Галина Тюнина. Джабраилова с копной черных кудрей и огромным подложным бюстом играет Августу Авдеевну Менажраки, секретаря Ивана Васильевича. Она сидит на страже у левой кулисы, время от времени поправляя бюст и раздергивая занавесочки, закрывающие бледный портрет Станиславского. Неотразимая Тюнина в серебристом парике играет королеву интриг Поликсену Васильевну Торопецкую, секретаря Аристарха Платоновича, она сидит за пишущей машинкой у правой кулисы, бросая многозначительные взоры на портрет Немировича-Данченко. Не знаю, многие ли в курсе, сколь значимы для Художественного театра были эти стражницы, чьими прототипами стали Рипсиме Таманцова и Ольга Бокшанская, но в спектакле «Мастерской» это понимаешь сразу вместе со всеми оттенками взаимоотношений двух враждебных лагерей, лишь только Менажраки и Торопецкая обменяются первыми надменно-испепеляющими взглядами.
Еще одна изумительная роль восковой, медленно-величавый Иван Васильевич, которого играет почти неузнаваемый Максим Литовченко, похожий на карикатуру на старого Станиславского. Смешного в спектакле действительно много, к примеру, во втором акте, где сцена с «основоположниками» превращается в кукольный театр, и Бомбардов (Никита Тюнин) объясняет Максудову пружины загадочных театральных решений, таская актеров как большие куклы. Но все это легко, в одно касание, без яда «Мастерская Фоменко» остается «театром хорошего настроения».
В 60-х годах перед тем как давно лежащий «в столе», но уже расходившийся в рукописи и актерских чтениях роман Булгакова был опубликован, о нем было много споров в мхатовской среде. Говорилось, что эта книга очерняет Художественный театр и его великих актеров, публиковать ее - самоубийственно. Сегодня, я думаю, непремьерный зритель «Театрального романа» даже не узнает в фоменковских актерах мхатовских прототипов, но это не значит, что роман устарел. Он жив, пока жив театр, и то, что в «Мастерской Фоменко» его играют в несколько смягченной ретроинтерпретации, только говорит о том, что сегодняшняя жизнь театра воспринимается слишком болезненно. Впрочем, в «Мастерской Фоменко» уже пишут современный «Театральный роман»: по интернету гуляет ролик с январского капустника, где Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова и Ксения Кутепова играют «актрис заслуженных во всех отношениях» так, как мечталось бы Булгакову.
Дина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991