Человеческая комедия
«Театральный роман» Булгакова перечитали в «Мастерской П. Фоменко»
«Театральный роман» в театре «Мастерская П. Фоменко» можно назвать самой долгожданной премьерой сезона. Ждали прошлой весной и нынешней осенью, ждали зимой. И вот незадолго до Пасхи выяснилось, что это все «не напрасно было», и появилась одна из самых радостных, живых и остроумных премьер сезона.
Среди литературных источников, питающих «Театральный роман», кажется, никто еще не называл «Божественную комедию». Хотя блуждания чудом спасенного от гибели героя по кругам (точнее, ярусам) театрального ада перекликается с великой поэмой. От Данте не только принцип самоотождествления героя и автора (Максудов от домашнего прозвища Булгакова Мака), но и последовательное заселение адских равнин и расщелин знакомыми, родственниками, врагами, явно подсказано гениальным итальянцем… Правда, Данте наделил всех персонажей реальными фамилиями, а Булгаков воспользовался псевдонимами (хотя в рукописный вариант «Театрального романа» подшит листок, где расшифрованы все десятки персонажей от директоров-самодержцев Независимого театра до его буфетчиков, курьеров и сторожей).
Личная лирическая авторская интонация, пожалуй, главный секрет воздействия и «Божественной комедии», и «Театрального романа». Начнешь ставить это «про других», окажется, что рисуешь карикатуры и пасквили.
Наверное, закономерно, что к роману Булгакова обратились именно в «Мастерской П. Фоменко», в театре, где храбрость неотрывна от самоиронии, где умеют смеяться над собой и над всеми кругами собственного театрального ада. Все началось с самостоятельной затеи Кирилла Пирогова, который в результате не только сыграл главную роль Максудова, но и стал соавтором Петра Фоменко в постановке спектакля. Взята только первая часть романа; спектакль заканчивается «поминками» по обруганной основоположниками пьесе, в нем нет ни чудесной радости реабилитации, ни гомерически смешных сцен репетиций «Черного снега». Впрочем, глава вторая и самим Булгаковым была оборвана на полуслове, и герой «Театрального романа» так и не дошел до «рая» премьеры.
Личная интонация стала главной удачей и точным попаданием «Театрального романа» в «Мастерской». Как только после растянутой «литературной экспозиции» действие переносится в закулисье Независимого театра, вспыхивает вольтова дуга между сценой и залом, и рождается тот драгоценный смех узнавания, который сам Булгаков считал высшей наградой автора.
С двух сторон являются (иначе как «являются» про эти выходы и не скажешь) две парки, прядущие сеть внутритеатральных интриг, Августа Менажраки и Поликсена Торопецкая. Мадлен Джабраилова играет секретаршу Ивана Васильевича знойной женщиной, мечтой поэта, с властным металлическим голосом. Галина Тюнина наделила свою Торопецкую серебряным париком и томной усталостью, из- под которой только изредка прорывается лава кипящих чувств. Секретарши сидят за своими столиками прямо на авансцене, одна у левой, другая у правой кулисы, и каждая молится своему театральному Богу.
Ошеломленно наблюдает за этим миром Максудов; Кирилл Пирогов очень точно поймал ноту растерянности и печали, которая есть в герое Булгакова. И теперь остается только еще добавить туда не менее важные обертоны упоения этим чарующим миром сцены, осененной золотым конем, и восторга перед священными чудищами этого мира.
…Вкрадчиво скользит Миша Панин (Дмитрий Рудков), гордым кречетом пикирует на автора Гавриил Степанович (Олег Нирян), нежной тенью проскальзывает Вишнякова (Вера Строкова), и в ее интонациях вдруг слышен колокольчик Полины Агуреевой, приплясывает и пританцовывает Людмила Сильвестровна Пряхина (Галина Кашковская)… Наконец, из театральной преисподней на глазах хохочущего зала торжественно и важно выплывает площадка, где расположился на диванчике сам Иван Васильевич. Максим Литовченко изображает ожившую восковую фигуру Станиславского, точно сбежавшую прямиком из Музея мадам Тюссо. Вальяжный и важный, этот Иван Васильевич легко и снисходительно объясняет растерявшемуся автору, что он не знает элементарных законов сцены… И я не знаю, как это делает артист, но в какую-то минуту начинаешь видеть не только великого мага сцены, основоположника МХТ, но мага и основателя Мастерской, автора спектакля.
«Театральный роман» закономерно и естественно стал спектаклем, рассказывающим не столько о МХТ периода тридцатых годов прошлого века, сколько о «Мастерской» периода 10-х годов века нынешнего. Перекликаются темы и проблемы: «старики» еще полны сил и желания играть, уже стоит племя «молодое и незнакомое», и не сегодня-завтра появится на пороге новый автор с пухлой рукописью под мышкой…
Не случайно апофеозом постановки становится обсуждение пьесы «основоположниками» (по первоначальному замыслу их должны были играть все первачи «Мастерской»). Гордые люди в белом несут несусветные глупости, а потом замирают брошенными куклами. И Вергилий-Бомбардов (Никита Тюнин) объясняет Максудову, что происходило на совете, по очереди поднимая и бросая безжизненные тела в самых невообразимых позах и комбинациях.
Спектакль, как и роман, обрывается на полуслове. Осенью 1937 года Булгаков неожиданно оставил рукопись «Театрального романа», целиком погрузившись в мир, еще более фантасмагорический и невероятный, в московские приключения лучшего в мире театрального мага Мессира Воланда.
Среди литературных источников, питающих «Театральный роман», кажется, никто еще не называл «Божественную комедию». Хотя блуждания чудом спасенного от гибели героя по кругам (точнее, ярусам) театрального ада перекликается с великой поэмой. От Данте не только принцип самоотождествления героя и автора (Максудов от домашнего прозвища Булгакова Мака), но и последовательное заселение адских равнин и расщелин знакомыми, родственниками, врагами, явно подсказано гениальным итальянцем… Правда, Данте наделил всех персонажей реальными фамилиями, а Булгаков воспользовался псевдонимами (хотя в рукописный вариант «Театрального романа» подшит листок, где расшифрованы все десятки персонажей от директоров-самодержцев Независимого театра до его буфетчиков, курьеров и сторожей).
Личная лирическая авторская интонация, пожалуй, главный секрет воздействия и «Божественной комедии», и «Театрального романа». Начнешь ставить это «про других», окажется, что рисуешь карикатуры и пасквили.
Наверное, закономерно, что к роману Булгакова обратились именно в «Мастерской П. Фоменко», в театре, где храбрость неотрывна от самоиронии, где умеют смеяться над собой и над всеми кругами собственного театрального ада. Все началось с самостоятельной затеи Кирилла Пирогова, который в результате не только сыграл главную роль Максудова, но и стал соавтором Петра Фоменко в постановке спектакля. Взята только первая часть романа; спектакль заканчивается «поминками» по обруганной основоположниками пьесе, в нем нет ни чудесной радости реабилитации, ни гомерически смешных сцен репетиций «Черного снега». Впрочем, глава вторая и самим Булгаковым была оборвана на полуслове, и герой «Театрального романа» так и не дошел до «рая» премьеры.
Личная интонация стала главной удачей и точным попаданием «Театрального романа» в «Мастерской». Как только после растянутой «литературной экспозиции» действие переносится в закулисье Независимого театра, вспыхивает вольтова дуга между сценой и залом, и рождается тот драгоценный смех узнавания, который сам Булгаков считал высшей наградой автора.
С двух сторон являются (иначе как «являются» про эти выходы и не скажешь) две парки, прядущие сеть внутритеатральных интриг, Августа Менажраки и Поликсена Торопецкая. Мадлен Джабраилова играет секретаршу Ивана Васильевича знойной женщиной, мечтой поэта, с властным металлическим голосом. Галина Тюнина наделила свою Торопецкую серебряным париком и томной усталостью, из- под которой только изредка прорывается лава кипящих чувств. Секретарши сидят за своими столиками прямо на авансцене, одна у левой, другая у правой кулисы, и каждая молится своему театральному Богу.
Ошеломленно наблюдает за этим миром Максудов; Кирилл Пирогов очень точно поймал ноту растерянности и печали, которая есть в герое Булгакова. И теперь остается только еще добавить туда не менее важные обертоны упоения этим чарующим миром сцены, осененной золотым конем, и восторга перед священными чудищами этого мира.
…Вкрадчиво скользит Миша Панин (Дмитрий Рудков), гордым кречетом пикирует на автора Гавриил Степанович (Олег Нирян), нежной тенью проскальзывает Вишнякова (Вера Строкова), и в ее интонациях вдруг слышен колокольчик Полины Агуреевой, приплясывает и пританцовывает Людмила Сильвестровна Пряхина (Галина Кашковская)… Наконец, из театральной преисподней на глазах хохочущего зала торжественно и важно выплывает площадка, где расположился на диванчике сам Иван Васильевич. Максим Литовченко изображает ожившую восковую фигуру Станиславского, точно сбежавшую прямиком из Музея мадам Тюссо. Вальяжный и важный, этот Иван Васильевич легко и снисходительно объясняет растерявшемуся автору, что он не знает элементарных законов сцены… И я не знаю, как это делает артист, но в какую-то минуту начинаешь видеть не только великого мага сцены, основоположника МХТ, но мага и основателя Мастерской, автора спектакля.
«Театральный роман» закономерно и естественно стал спектаклем, рассказывающим не столько о МХТ периода тридцатых годов прошлого века, сколько о «Мастерской» периода 10-х годов века нынешнего. Перекликаются темы и проблемы: «старики» еще полны сил и желания играть, уже стоит племя «молодое и незнакомое», и не сегодня-завтра появится на пороге новый автор с пухлой рукописью под мышкой…
Не случайно апофеозом постановки становится обсуждение пьесы «основоположниками» (по первоначальному замыслу их должны были играть все первачи «Мастерской»). Гордые люди в белом несут несусветные глупости, а потом замирают брошенными куклами. И Вергилий-Бомбардов (Никита Тюнин) объясняет Максудову, что происходило на совете, по очереди поднимая и бросая безжизненные тела в самых невообразимых позах и комбинациях.
Спектакль, как и роман, обрывается на полуслове. Осенью 1937 года Булгаков неожиданно оставил рукопись «Театрального романа», целиком погрузившись в мир, еще более фантасмагорический и невероятный, в московские приключения лучшего в мире театрального мага Мессира Воланда.
Ольга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991