На стороне театра
В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Театральный роман» Булгакова
Актер «Мастерской» Кирилл Пирогов пробует свои силы в режиссуре, ставя спектакль-мистификацию, в полном согласии со вкусом своего Мастера Петра Фоменко и под его бдительным руководством. Играют «старики» сам Пирогов в главной роли, Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Тагир Рахимов и молодые «фоменки», среди которых героиня «Шапито-шоу» Вера Строкова. Из приглашенных Людмила Максакова.
Театру всегда было интересно говорить о самом себе порой размышляя о психологических проблемах творчества, порой подтрунивая над законами и устоями своего маленького, но отдельного государства. Так, совсем недавно в «Мастерской», где теперь будет идти «Театральный роман», играли «Персону. Мэрилин» из Варшавы, спектакль польского театрального гуру Кристиана Люпы о Мэрилин Монро и ее не воплощенных на сцене ролях. Год назад здесь же гастролировал израильский театр «Гешер» с «Шестью персонажами в поисках автора» Луиджи Пиранделло, быть может, самым гениальным размышлением театра о своей природе.
Роман Булгакова о горемычном драматурге Максудове и мытарствах его пьесы «Черный снег» в стенах знаменитого Независимого театра стоит в том же ряду. Но мрачноватую булгаковскую сатиру на театральные нравы «фоменки» превращают в уморительно смешной шарж, в том числе и на самих себя.
Роман «Записки покойника», написанный после окончательного разрыва Булгакова со МХАТом, насквозь автобиографичен. На его страницах автор изживает глубокую обиду и непреодолимую тягу к великому театру, в котором он проработал больше десяти лет. На подмостках МХАТа с огромным успехом шли его пьесы, за кулисами же писатель пережил немало унижений. У каждого персонажа романа вплоть до мелких служек есть реальный прототип, ну а реальная основа событий это история написания и постановки «Дней Турбиных», первой булгаковской пьесы. Станиславский, а именно он стоит за образом режиссера-небожителя Ивана Васильевича, хорошенько помучил автора тот переписывал свою пьесу семь раз. В романе выведен почивший на лаврах старик, знаток испытанных театральных рецептов сценическая условность ему уже давно заменила жизненную правду. Иван Васильевич, например, твердо убежден, что на сцене эффектней заколоться кинжалом, чем застрелиться из пистолета, будь ты хоть трижды герой Гражданской войны. Новоиспеченного драматурга Максудова и без того-то неврастеника столкновение с театральной рутиной и закулисными интригами приводит в отчаяние. Хоть «Записки покойника» вещь незаконченная, мы с самого начала знаем: Максудов бросится с моста.
Надо сказать, что в спектакле тема надломленной судьбы художника отступает на второй план. Кирилл Пирогов превосходно играет романтических героев, но только не ипохондриков. На сцене «Мастерской» он создает замечательные образы утонченного арабского поэта Имра в «Отравленной тунике» или дерзкого и страстного Дон Жуана в «Триптихе». Благодаря своей музыкальности он прекрасно чувствует стихи, а однажды даже подыгрывал французской диве Фанни Ардан в оратории Оннегера «Жанна Д'Арк на костре», в два счета разучив по-французски сложные стихи Поля Клоделя. Нетрудно представить себе Кирилла Пирогова в тех ролях, которые играл когда-то Олег Даль. Кроме разве что одной роли Печорина. Холодность и желчность не его стихия. Максудов у Пирогова вял, совсем лишен нерва и злости булгаковского героя.
Да и в общем замысле спектакля ему отведена роль лица пассивного. В том круговороте событий, в который он попадет за кулисами, Максудов лишь претерпевающий. Зато мир закулисья подан тут ярко и гротескно, в лучших традициях «Мастерской». Необъяснимые для Максудова сцены в предбаннике, таинственная перегруппировка сил за его спиной, всеведущие секретарши, кабальные условия контракта, подписанного со странной легкостью и всей этой чертовщиной правит чья-то незримая рука. Петр Наумович всегда любил мистификации. Любил их и Михаил Афанасьевич, но только в истории о том, как из автора в театре выпили «кастрюлю крови», он был на стороне бедолаги-автора. А вот Фоменко, похоже, всецело на стороне театра с его упоительной стихией игры, порой столь жестокой по отношению к непосвященным. Робкий, длинноволосый драматург в мешковатом костюме, все прижимающий к груди растрепанную рукопись, увы, выглядит за кулисами чужаком.
Сам Иван Васильевич, эдакий Воланд, выезжает со всей своей обстановкой из-под земли. В пенсне, укутанный в плед, Максим Литовченко очень похож на Станиславского. Барственность режиссера, его манеру говорить тихо и отрывисто актер уловил очень точно. В своей стариковской блажи он необычайно смешон, но и непререкаемо авторитетен спорить бесполезно.
Апофеозом спектакля становится сцена разбора «Черного снега» стариками-основоположниками, то есть мхатовцами первого призыва. Гонения на пьесу объясняются обезоруживающе просто. Она не подходит старикам, ее персонажи скандально молоды!
Неожиданно все участники интриги и сами оказываются жалкими марионетками в руках непреложного театрального закона распределения ролей. Максудов расхаживает между застывшими манекенами, как угодно манипулируя этими волшебниками, разом лишившимися своей силы. Эта немая сцена в исполнении старшего поколения «фоменок» полна самоиронии: «Над чем смеемся? Да в том числе и над собой».
Оставляя без внимания последние сцены романа, Фоменко с Пироговым заканчивают спектакль оптимистично. Судьба «Черного снега» так и не известна, зато Максудов не погибает, а садится писать следующий роман. В финале спектакля звучат его первые строки начало «Мастера и Маргариты».
Театр и драматург разошлись бесконфликтно, по-хорошему, каждый вернулся к себе. Автор со своей правдой капитулировал в мир прозы, а театр остался со своими проверенными рецептами колдовства. Однако хэппи-энд «Театрального романа» выглядит пресновато и даже сомнительно, ведь в «Мастерской», как и в Независимом театре, новых авторов побаиваются. Окажись среди зрителей новоявленный Максудов, он бы, наверняка, увидел в таком финале предостережение и отправился бы в другой театр.
Театру всегда было интересно говорить о самом себе порой размышляя о психологических проблемах творчества, порой подтрунивая над законами и устоями своего маленького, но отдельного государства. Так, совсем недавно в «Мастерской», где теперь будет идти «Театральный роман», играли «Персону. Мэрилин» из Варшавы, спектакль польского театрального гуру Кристиана Люпы о Мэрилин Монро и ее не воплощенных на сцене ролях. Год назад здесь же гастролировал израильский театр «Гешер» с «Шестью персонажами в поисках автора» Луиджи Пиранделло, быть может, самым гениальным размышлением театра о своей природе.
Роман Булгакова о горемычном драматурге Максудове и мытарствах его пьесы «Черный снег» в стенах знаменитого Независимого театра стоит в том же ряду. Но мрачноватую булгаковскую сатиру на театральные нравы «фоменки» превращают в уморительно смешной шарж, в том числе и на самих себя.
Роман «Записки покойника», написанный после окончательного разрыва Булгакова со МХАТом, насквозь автобиографичен. На его страницах автор изживает глубокую обиду и непреодолимую тягу к великому театру, в котором он проработал больше десяти лет. На подмостках МХАТа с огромным успехом шли его пьесы, за кулисами же писатель пережил немало унижений. У каждого персонажа романа вплоть до мелких служек есть реальный прототип, ну а реальная основа событий это история написания и постановки «Дней Турбиных», первой булгаковской пьесы. Станиславский, а именно он стоит за образом режиссера-небожителя Ивана Васильевича, хорошенько помучил автора тот переписывал свою пьесу семь раз. В романе выведен почивший на лаврах старик, знаток испытанных театральных рецептов сценическая условность ему уже давно заменила жизненную правду. Иван Васильевич, например, твердо убежден, что на сцене эффектней заколоться кинжалом, чем застрелиться из пистолета, будь ты хоть трижды герой Гражданской войны. Новоиспеченного драматурга Максудова и без того-то неврастеника столкновение с театральной рутиной и закулисными интригами приводит в отчаяние. Хоть «Записки покойника» вещь незаконченная, мы с самого начала знаем: Максудов бросится с моста.
Надо сказать, что в спектакле тема надломленной судьбы художника отступает на второй план. Кирилл Пирогов превосходно играет романтических героев, но только не ипохондриков. На сцене «Мастерской» он создает замечательные образы утонченного арабского поэта Имра в «Отравленной тунике» или дерзкого и страстного Дон Жуана в «Триптихе». Благодаря своей музыкальности он прекрасно чувствует стихи, а однажды даже подыгрывал французской диве Фанни Ардан в оратории Оннегера «Жанна Д'Арк на костре», в два счета разучив по-французски сложные стихи Поля Клоделя. Нетрудно представить себе Кирилла Пирогова в тех ролях, которые играл когда-то Олег Даль. Кроме разве что одной роли Печорина. Холодность и желчность не его стихия. Максудов у Пирогова вял, совсем лишен нерва и злости булгаковского героя.
Да и в общем замысле спектакля ему отведена роль лица пассивного. В том круговороте событий, в который он попадет за кулисами, Максудов лишь претерпевающий. Зато мир закулисья подан тут ярко и гротескно, в лучших традициях «Мастерской». Необъяснимые для Максудова сцены в предбаннике, таинственная перегруппировка сил за его спиной, всеведущие секретарши, кабальные условия контракта, подписанного со странной легкостью и всей этой чертовщиной правит чья-то незримая рука. Петр Наумович всегда любил мистификации. Любил их и Михаил Афанасьевич, но только в истории о том, как из автора в театре выпили «кастрюлю крови», он был на стороне бедолаги-автора. А вот Фоменко, похоже, всецело на стороне театра с его упоительной стихией игры, порой столь жестокой по отношению к непосвященным. Робкий, длинноволосый драматург в мешковатом костюме, все прижимающий к груди растрепанную рукопись, увы, выглядит за кулисами чужаком.
Сам Иван Васильевич, эдакий Воланд, выезжает со всей своей обстановкой из-под земли. В пенсне, укутанный в плед, Максим Литовченко очень похож на Станиславского. Барственность режиссера, его манеру говорить тихо и отрывисто актер уловил очень точно. В своей стариковской блажи он необычайно смешон, но и непререкаемо авторитетен спорить бесполезно.
Апофеозом спектакля становится сцена разбора «Черного снега» стариками-основоположниками, то есть мхатовцами первого призыва. Гонения на пьесу объясняются обезоруживающе просто. Она не подходит старикам, ее персонажи скандально молоды!
Неожиданно все участники интриги и сами оказываются жалкими марионетками в руках непреложного театрального закона распределения ролей. Максудов расхаживает между застывшими манекенами, как угодно манипулируя этими волшебниками, разом лишившимися своей силы. Эта немая сцена в исполнении старшего поколения «фоменок» полна самоиронии: «Над чем смеемся? Да в том числе и над собой».
Оставляя без внимания последние сцены романа, Фоменко с Пироговым заканчивают спектакль оптимистично. Судьба «Черного снега» так и не известна, зато Максудов не погибает, а садится писать следующий роман. В финале спектакля звучат его первые строки начало «Мастера и Маргариты».
Театр и драматург разошлись бесконфликтно, по-хорошему, каждый вернулся к себе. Автор со своей правдой капитулировал в мир прозы, а театр остался со своими проверенными рецептами колдовства. Однако хэппи-энд «Театрального романа» выглядит пресновато и даже сомнительно, ведь в «Мастерской», как и в Независимом театре, новых авторов побаиваются. Окажись среди зрителей новоявленный Максудов, он бы, наверняка, увидел в таком финале предостережение и отправился бы в другой театр.
Мария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991