Концерт по заветам
«Моряки и шлюхи» в «Мастерской Петра Фоменко»
В театре «Мастерская Петра Фоменко» прошла премьера танцевального спектакля «Моряки и шлюхи» в постановке молодого хореографа Олега Глушкова. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
О том, хороший получился спектакль или не очень, можно спорить и рассуждать, но в том, что это любопытный для зрителя и полезный для театра опыт, сомнений быть не может. В самой идее сделать танцевальный спектакль для драматических артистов ничего революционного, разумеется, нет например, совсем недавно в Театре имени Вахтангова лихо (можно даже сказать, чересчур лихо) станцевали «Анну Каренину». Отказаться от привычного, попробовать новое, да и просто размять труппу, сменить тип нагрузки безусловное благо. Тем большее, чем более логоцентричным является решившийся на эксперимент театр. А «Мастерская» славится помимо прочего взыскательностью к литературе и слову.
Сам театр на всякий случай (а ну как кого-нибудь оскорбят «шлюхи» на афише или танцы в репертуарном храме обидчивых сейчас стало как грязи) везде сообщает, что замысел хореографа Олега Глушкова был одобрен недавно ушедшим из жизни основателем театра Петром Фоменко. Что же, честь и хвала мудрому мастеру, понимавшему, что не одним только сохранением его собственного наследия должен будет жить театр. Кстати говоря, если буква нового спектакля решительно отличается от всего, происходившего до сих пор на сцене «Мастерской», то дух его, или, лучше сказать, настрой вполне традиционный для «фоменок». Они в лучших своих работах умеют нести с собой очаровательную подвижность, ироничный лиризм, этакую приподнятость над прозой жизни и умение по-птичьи перелетать от одной темы к другой.
В спектакле Олега Глушкова нет никакого сквозного сюжета. Иногда кажется, что режиссер-хореограф все-таки собирается связать частности в истории, но он сам быстро в этом разубеждает. «Моряки и шлюхи» коллаж из эпизодов, которые при желании можно исполнять и по отдельности, на концертах, потому что многие из них сделаны как отдельные номера. 15 актеров 7 женщин и 8 мужчин, среди них есть как молодые стажеры, так и ветераны театра, актрисы первого призыва Ксения и Полина Кутеповы и Мадлен Джабраилова. Музыка использована тоже весьма разных стилей и возрастов тут и Гендель с Вивальди, и танго, и Штраус с Бизе, и группа «Аукцыон», и песня «Яблочко».
Кстати, ни шлюх, ни моряков так, чтобы можно было именно этими звучными определениями назвать персонажей, в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» нет. Вынесенные в название профессии важны скорее как экстремальные проявления мужского и женского начал, о которых говорит автор спектакля. Правда, что в здешних мужчинах иногда действительно преобладает нахальная бравада сродни моряцкой, а в женщинах нет-нет да и мелькнет разбитная доступность портовых путан. Но какие-то сцены можно было бы назвать, например, «дамы и гусары», а другие «женихи и принцессы». Но самого Олега Глушкова, кажется, больше занимает не философия гендерных притяжений и отталкиваний и не типы взаимоотношений, а возможность сочинять и воплощать оригинальные пластические номера.
Иногда оказываются нужны не тела целиком, а лишь их части в одном из лучших эпизодов спектакля зрителю видны лишь ноги, выглядывающие из-под перерезающей сценическое пространство ширмы. Иногда сделать неожиданный акцент помогает забавный реквизит огромные рыбины, появляющиеся в руках у актеров; бутафорские рыбы то сбиваются в стайку, то плывут каждая своим курсом, а потом оказываются свалены кучей к ногам одной из женщин. Хорошо работают и просто остроумные гэги Мадлен Джабраилова лузгает семечки, выплевывает скорлупки, и от каждого плевка, точно из зернышка, тут же вырастает мужская голова. Иногда эпизоды напоминают обрывки снов, «разбросанных» по разным углам сцены, но другой раз пространство буквально искрится от актерской энергии как в удалом номере с «Яблочком».
К концу первого действия возникает ощущение, что спектакль все-таки движется к некоему драматическому развитию: в последней сцене Полина Кутепова уже не танцует, а, сидя, разыгрывает под песню Алексея Хвостенко занятный безмолвный этюд с чашкой. Однако очень короткий второй акт доказывает, что Олег Глушков вел спектакль к другой цели после антракта зрителю представляют, в сущности, отдельный 15-минутный мини-спектакль на музыку Вивальди, по-своему впечатляющий, но все равно проигрывающий первому. Финал показывает, что актеры «Мастерской» проделали действительно огромную работу на пути к танцевальному театру. Но любим-то мы их все-таки не за это.
О том, хороший получился спектакль или не очень, можно спорить и рассуждать, но в том, что это любопытный для зрителя и полезный для театра опыт, сомнений быть не может. В самой идее сделать танцевальный спектакль для драматических артистов ничего революционного, разумеется, нет например, совсем недавно в Театре имени Вахтангова лихо (можно даже сказать, чересчур лихо) станцевали «Анну Каренину». Отказаться от привычного, попробовать новое, да и просто размять труппу, сменить тип нагрузки безусловное благо. Тем большее, чем более логоцентричным является решившийся на эксперимент театр. А «Мастерская» славится помимо прочего взыскательностью к литературе и слову.
Сам театр на всякий случай (а ну как кого-нибудь оскорбят «шлюхи» на афише или танцы в репертуарном храме обидчивых сейчас стало как грязи) везде сообщает, что замысел хореографа Олега Глушкова был одобрен недавно ушедшим из жизни основателем театра Петром Фоменко. Что же, честь и хвала мудрому мастеру, понимавшему, что не одним только сохранением его собственного наследия должен будет жить театр. Кстати говоря, если буква нового спектакля решительно отличается от всего, происходившего до сих пор на сцене «Мастерской», то дух его, или, лучше сказать, настрой вполне традиционный для «фоменок». Они в лучших своих работах умеют нести с собой очаровательную подвижность, ироничный лиризм, этакую приподнятость над прозой жизни и умение по-птичьи перелетать от одной темы к другой.
В спектакле Олега Глушкова нет никакого сквозного сюжета. Иногда кажется, что режиссер-хореограф все-таки собирается связать частности в истории, но он сам быстро в этом разубеждает. «Моряки и шлюхи» коллаж из эпизодов, которые при желании можно исполнять и по отдельности, на концертах, потому что многие из них сделаны как отдельные номера. 15 актеров 7 женщин и 8 мужчин, среди них есть как молодые стажеры, так и ветераны театра, актрисы первого призыва Ксения и Полина Кутеповы и Мадлен Джабраилова. Музыка использована тоже весьма разных стилей и возрастов тут и Гендель с Вивальди, и танго, и Штраус с Бизе, и группа «Аукцыон», и песня «Яблочко».
Кстати, ни шлюх, ни моряков так, чтобы можно было именно этими звучными определениями назвать персонажей, в спектакле «Мастерской Петра Фоменко» нет. Вынесенные в название профессии важны скорее как экстремальные проявления мужского и женского начал, о которых говорит автор спектакля. Правда, что в здешних мужчинах иногда действительно преобладает нахальная бравада сродни моряцкой, а в женщинах нет-нет да и мелькнет разбитная доступность портовых путан. Но какие-то сцены можно было бы назвать, например, «дамы и гусары», а другие «женихи и принцессы». Но самого Олега Глушкова, кажется, больше занимает не философия гендерных притяжений и отталкиваний и не типы взаимоотношений, а возможность сочинять и воплощать оригинальные пластические номера.
Иногда оказываются нужны не тела целиком, а лишь их части в одном из лучших эпизодов спектакля зрителю видны лишь ноги, выглядывающие из-под перерезающей сценическое пространство ширмы. Иногда сделать неожиданный акцент помогает забавный реквизит огромные рыбины, появляющиеся в руках у актеров; бутафорские рыбы то сбиваются в стайку, то плывут каждая своим курсом, а потом оказываются свалены кучей к ногам одной из женщин. Хорошо работают и просто остроумные гэги Мадлен Джабраилова лузгает семечки, выплевывает скорлупки, и от каждого плевка, точно из зернышка, тут же вырастает мужская голова. Иногда эпизоды напоминают обрывки снов, «разбросанных» по разным углам сцены, но другой раз пространство буквально искрится от актерской энергии как в удалом номере с «Яблочком».
К концу первого действия возникает ощущение, что спектакль все-таки движется к некоему драматическому развитию: в последней сцене Полина Кутепова уже не танцует, а, сидя, разыгрывает под песню Алексея Хвостенко занятный безмолвный этюд с чашкой. Однако очень короткий второй акт доказывает, что Олег Глушков вел спектакль к другой цели после антракта зрителю представляют, в сущности, отдельный 15-минутный мини-спектакль на музыку Вивальди, по-своему впечатляющий, но все равно проигрывающий первому. Финал показывает, что актеры «Мастерской» проделали действительно огромную работу на пути к танцевальному театру. Но любим-то мы их все-таки не за это.
Роман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991