Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»
В минувший уикенд московские театры представили две премьеры обе так или иначе связаны с именем Евгения Каменьковича. В Театре им. Ермоловой состоялся показ его «Язычников» по пьесе Анны Яблонской, а «Мастерская Петра Фоменко», которую возглавляет режиссер, выпустила пластический спектакль «Моряки и шлюхи».
«Моряки и шлюхи», срежиссированные хореографом Олегом Глушковым, первый опыт постановки без слов в «Мастерской». Хотя название, настраивающее зрителя на разбитное действо, спектакль не оправдывает. Это, скорее, размышление в танце: о мужчине и женщине, встречах, расставаниях и страсти. Спектакль без слов и какой бы то ни было драматургии являет собой череду номеров: романтичных, трогательных, смешных. Танго за кормой сменяется медитативными зарисовками в стиле Билла Виолы, милые фривольности незаметными для русского уха сальностями в текстах песен коллектива под говорящим названием Salty Dick.
Ни тельняшек, ни портянок, ни крепкого папиросного дыма. Вместо пахнущих перегаром мужланов на сцене утонченные джентльмены в черных с атласными лацканами пиджаках. Портовые дамы в белых, напоминающих подвенечные, платьях, которые, правда, скоро сменятся на озорные цветастые. И все это под музыку Вивальди, Бизе и Штрауса. Но и без «Яблочка», конечно, не обошлось в исполнении хрупкой половины. Быть может, все-таки в этом счастье моряка?
Пока у фоменок зрители аплодировали под дружное шлепанье пяток по подмосткам, в Театре Ермоловой играли новый спектакль Евгения Каменьковича «Язычники» по пьесе Анны Яблонской. Накануне премьеры режиссер рассказал о том, как шла работа над постановкой, и планах своего театра.
культура: Как Вам поступило приглашение ставить в театре имени Ермоловой?
Каменькович: Поскольку я всю жизнь занимаюсь театральной педагогикой, мне кажется, что надо поддерживать все новое. И потом, любому нормальному человеку хочется, чтобы у Меньшикова все получилось. Ведь он очень цивилизованным путем пришел в этот театр и сразу стал совершать внятные действия.
На «Язычников» меня благословил Петр Наумович, он с невероятной любовью и уважением к Олегу относился, у них всегда душевная связь была. «Калигула» для обоих стал очень важной вехой. И когда я спросил у Фоменко: «Помогаем Олегу?» даже вопросов не возникло.
Поскольку в моем родном театре тяжеловато приживается современная драматургия, кроме Мухиной и Гладилина, мне захотелось поэкспериментировать с новой драмой. За «Язычников» брались уже многие театры, в основном небольшие, подпольные. И я восхитился, что Олег не побоялся включить достаточно острую пьесу в первую обойму премьер.
Я 15-го августа должен был начать репетировать, а 9-го уходит Фома И я, и Олег понимали, что налицо аргументы, чтобы «Язычников» не делать: надо заниматься своим театром. Но, несмотря на весь ужас, я уже не мог отказаться дал слово.
культура: Имя Яблонской сегодня звучит преимущественно в контексте катастрофы в «Домодедово».
Каменькович: Я понимаю, что гибель человека сделала свой, примитивно говоря, пиар. Но когда начинаешь работать, это все отходит на второй план. По отношению к Яблонской у меня совесть чиста. Я поехал на ее родину, в Одессу, и познакомился с близкими драматургу людьми, походил по улицам, адресам, которые в пьесе значатся, спальным районам, которые что в России, что на Украине абсолютно одинаковые, и проблемы-то у нас одинаковые. Не знаю, станет ли Яблонская новым классиком, но почему-то мне кажется, что это такой памятник эпохе, непростой жизни простых людей.
Мы решили делать притчу: не привязываться к месту, убрать приметы времени.
культура: Но в этой драматургии присутствует явная примета времени чернуха, мат.
Каменькович: У нас не так много мата, мы оставили его только там, где он необходим сюжетно, все остальные нехорошие фразы убрали. Так что спектакль не чернушный, я надеюсь. Иначе мы скоро про него забудем. Все-таки разговоры о том, в кого ты веришь, во что ты веришь, бесконечны, они будут всегда, и задавать такие вопросы необходимо. Ну и, кроме того, мы так немилосердно жестоки друг к другу
культура: В пьесе очень ярко звучит вопрос церкви и веры. Для Вас он решенный?
Каменькович: А мы этот вопрос не сделали главным в спектакле. Понимаете, показать священника грешником раз плюнуть. Но это гораздо более объемный персонаж. У нас не высокий штиль, но мы все-таки каждую острую ситуацию пытаемся рассмотреть с разных углов. Иногда даже актеры обвиняли меня в том, что я пытаюсь какие-то острые углы обойти. Главный художник «Школы драматического искусства» Игорь Попов, некогда соавтор Анатолия Васильева, предложил нам изобразительный вариант, за который мы очень держимся. Меньшиков, когда посмотрел макет и костюмы, замахал руками: «Ругайтесь сколько хотите!» Эти декорации вечные, они над временем вообще. Так что наш спектакль, я надеюсь, будет глаз радовать, а мозги и сердце очень сильно будоражить.
культура: Но все-таки, как говорить о добром, чистом, вечном на грязном языке? Насколько этично мат вынести на сцену?
Каменькович: Я не люблю пьесы с матом. Но это же дикость почему мы в жизни говорим так, а на сцене иначе? Все придет к тому, что наш бытовой язык придет на сцену.
культура: Не наоборот?
Каменькович: Дай Бог, но вы понимаете, что это утопия. Мне вообще не кажется, что это главная проблема нашего театра.
культура: То есть в «Мастерской» такой спектакль в принципе появиться может?
Каменькович: Нет, не появится. Знаете, это очень странно, но Фома никогда не ругался в жизни, никогда. Я его знал больше тридцати лет и не помню, чтобы он хоть раз сказал матерное слово, а на сцене он был выдающимся хулиганом. Петр Наумович был человеком прекрасно грешным во всех отношениях. Ну что говорить, если Барков один из его любимых поэтов. А по поводу «Моряков и шлюх» все уже беспокоятся: мол, как же в «Мастерской Фоменко» и такое название! Но поскольку это название, утвержденное Фомой, здесь все чисто.
культура: Определился ли курс театра сейчас, или, как писали после премьеры «Дара», «Мастерская» стоит на перепутье"?
Каменькович: Курс определился. У нас есть двадцать названий, слава Богу, уже не восемьдесят, как было. Сейчас мы только устанавливаем очередность. Уже работаем над «Египетской маркой» Мандельштама, над рассказами Бунина, наверняка будут «Гиганты горы» Пиранделло. Самое главное успеть все распределить.
культура: «Египетскую марку» не Вы ставить будете?
Каменькович: Там работают шесть человек, самые музыкальные люди театра. Отвечает за работу Дима Рудков, артист из нашей первой стажировки. И поскольку он петербуржец коренной, настолько влюблен в город и название. .. Они начали «Египетскую марку» делать со звуков Петербурга, и это уже божественно!
культура: А что планируете ставить Вы?
Каменькович: Я занимаюсь «Гигантами горы». Мы сделали перевод, поскольку эта пьеса никогда не переводилась на русский язык. Разве что однажды для Васильева, он должен был ставить ее в Италии. Я ему уже рассказал, он вроде очень поддерживает мое начинание.
культура: Над «Борисом Годуновым», которого собирался ставить Фоменко в «Мастерской», работали целый год. Нет мыслей попытаться довести спектакль до конца?
Каменькович: Да, ровно год. Но это, очевидно, тот случай, когда без Петра Наумовича сделать спектакль невозможно.
культура: Как Вы себя ощущаете в новой должности? Пожар идет по плану?
Каменькович: Честно говоря, я не думал, что столько на меня свалится непонятных мелочей. Блок говорил, что искусство это чуть-чуть. Всего по чуть-чуть И голова идет кругом. Мы договорились, что постараемся планку не опускать. Я не уверен, что в каждом театре может снизу посыпаться столько предложений, да еще каких. Приятно же, когда предлагают «Витязя в тигровой шкуре» ставить. Ну это же приятно! Но и работы это добавляет: теперь перечитываем «Витязя »
«Моряки и шлюхи», срежиссированные хореографом Олегом Глушковым, первый опыт постановки без слов в «Мастерской». Хотя название, настраивающее зрителя на разбитное действо, спектакль не оправдывает. Это, скорее, размышление в танце: о мужчине и женщине, встречах, расставаниях и страсти. Спектакль без слов и какой бы то ни было драматургии являет собой череду номеров: романтичных, трогательных, смешных. Танго за кормой сменяется медитативными зарисовками в стиле Билла Виолы, милые фривольности незаметными для русского уха сальностями в текстах песен коллектива под говорящим названием Salty Dick.
Ни тельняшек, ни портянок, ни крепкого папиросного дыма. Вместо пахнущих перегаром мужланов на сцене утонченные джентльмены в черных с атласными лацканами пиджаках. Портовые дамы в белых, напоминающих подвенечные, платьях, которые, правда, скоро сменятся на озорные цветастые. И все это под музыку Вивальди, Бизе и Штрауса. Но и без «Яблочка», конечно, не обошлось в исполнении хрупкой половины. Быть может, все-таки в этом счастье моряка?
Пока у фоменок зрители аплодировали под дружное шлепанье пяток по подмосткам, в Театре Ермоловой играли новый спектакль Евгения Каменьковича «Язычники» по пьесе Анны Яблонской. Накануне премьеры режиссер рассказал о том, как шла работа над постановкой, и планах своего театра.
культура: Как Вам поступило приглашение ставить в театре имени Ермоловой?
Каменькович: Поскольку я всю жизнь занимаюсь театральной педагогикой, мне кажется, что надо поддерживать все новое. И потом, любому нормальному человеку хочется, чтобы у Меньшикова все получилось. Ведь он очень цивилизованным путем пришел в этот театр и сразу стал совершать внятные действия.
На «Язычников» меня благословил Петр Наумович, он с невероятной любовью и уважением к Олегу относился, у них всегда душевная связь была. «Калигула» для обоих стал очень важной вехой. И когда я спросил у Фоменко: «Помогаем Олегу?» даже вопросов не возникло.
Поскольку в моем родном театре тяжеловато приживается современная драматургия, кроме Мухиной и Гладилина, мне захотелось поэкспериментировать с новой драмой. За «Язычников» брались уже многие театры, в основном небольшие, подпольные. И я восхитился, что Олег не побоялся включить достаточно острую пьесу в первую обойму премьер.
Я 15-го августа должен был начать репетировать, а 9-го уходит Фома И я, и Олег понимали, что налицо аргументы, чтобы «Язычников» не делать: надо заниматься своим театром. Но, несмотря на весь ужас, я уже не мог отказаться дал слово.
культура: Имя Яблонской сегодня звучит преимущественно в контексте катастрофы в «Домодедово».
Каменькович: Я понимаю, что гибель человека сделала свой, примитивно говоря, пиар. Но когда начинаешь работать, это все отходит на второй план. По отношению к Яблонской у меня совесть чиста. Я поехал на ее родину, в Одессу, и познакомился с близкими драматургу людьми, походил по улицам, адресам, которые в пьесе значатся, спальным районам, которые что в России, что на Украине абсолютно одинаковые, и проблемы-то у нас одинаковые. Не знаю, станет ли Яблонская новым классиком, но почему-то мне кажется, что это такой памятник эпохе, непростой жизни простых людей.
Мы решили делать притчу: не привязываться к месту, убрать приметы времени.
культура: Но в этой драматургии присутствует явная примета времени чернуха, мат.
Каменькович: У нас не так много мата, мы оставили его только там, где он необходим сюжетно, все остальные нехорошие фразы убрали. Так что спектакль не чернушный, я надеюсь. Иначе мы скоро про него забудем. Все-таки разговоры о том, в кого ты веришь, во что ты веришь, бесконечны, они будут всегда, и задавать такие вопросы необходимо. Ну и, кроме того, мы так немилосердно жестоки друг к другу
культура: В пьесе очень ярко звучит вопрос церкви и веры. Для Вас он решенный?
Каменькович: А мы этот вопрос не сделали главным в спектакле. Понимаете, показать священника грешником раз плюнуть. Но это гораздо более объемный персонаж. У нас не высокий штиль, но мы все-таки каждую острую ситуацию пытаемся рассмотреть с разных углов. Иногда даже актеры обвиняли меня в том, что я пытаюсь какие-то острые углы обойти. Главный художник «Школы драматического искусства» Игорь Попов, некогда соавтор Анатолия Васильева, предложил нам изобразительный вариант, за который мы очень держимся. Меньшиков, когда посмотрел макет и костюмы, замахал руками: «Ругайтесь сколько хотите!» Эти декорации вечные, они над временем вообще. Так что наш спектакль, я надеюсь, будет глаз радовать, а мозги и сердце очень сильно будоражить.
культура: Но все-таки, как говорить о добром, чистом, вечном на грязном языке? Насколько этично мат вынести на сцену?
Каменькович: Я не люблю пьесы с матом. Но это же дикость почему мы в жизни говорим так, а на сцене иначе? Все придет к тому, что наш бытовой язык придет на сцену.
культура: Не наоборот?
Каменькович: Дай Бог, но вы понимаете, что это утопия. Мне вообще не кажется, что это главная проблема нашего театра.
культура: То есть в «Мастерской» такой спектакль в принципе появиться может?
Каменькович: Нет, не появится. Знаете, это очень странно, но Фома никогда не ругался в жизни, никогда. Я его знал больше тридцати лет и не помню, чтобы он хоть раз сказал матерное слово, а на сцене он был выдающимся хулиганом. Петр Наумович был человеком прекрасно грешным во всех отношениях. Ну что говорить, если Барков один из его любимых поэтов. А по поводу «Моряков и шлюх» все уже беспокоятся: мол, как же в «Мастерской Фоменко» и такое название! Но поскольку это название, утвержденное Фомой, здесь все чисто.
культура: Определился ли курс театра сейчас, или, как писали после премьеры «Дара», «Мастерская» стоит на перепутье"?
Каменькович: Курс определился. У нас есть двадцать названий, слава Богу, уже не восемьдесят, как было. Сейчас мы только устанавливаем очередность. Уже работаем над «Египетской маркой» Мандельштама, над рассказами Бунина, наверняка будут «Гиганты горы» Пиранделло. Самое главное успеть все распределить.
культура: «Египетскую марку» не Вы ставить будете?
Каменькович: Там работают шесть человек, самые музыкальные люди театра. Отвечает за работу Дима Рудков, артист из нашей первой стажировки. И поскольку он петербуржец коренной, настолько влюблен в город и название. .. Они начали «Египетскую марку» делать со звуков Петербурга, и это уже божественно!
культура: А что планируете ставить Вы?
Каменькович: Я занимаюсь «Гигантами горы». Мы сделали перевод, поскольку эта пьеса никогда не переводилась на русский язык. Разве что однажды для Васильева, он должен был ставить ее в Италии. Я ему уже рассказал, он вроде очень поддерживает мое начинание.
культура: Над «Борисом Годуновым», которого собирался ставить Фоменко в «Мастерской», работали целый год. Нет мыслей попытаться довести спектакль до конца?
Каменькович: Да, ровно год. Но это, очевидно, тот случай, когда без Петра Наумовича сделать спектакль невозможно.
культура: Как Вы себя ощущаете в новой должности? Пожар идет по плану?
Каменькович: Честно говоря, я не думал, что столько на меня свалится непонятных мелочей. Блок говорил, что искусство это чуть-чуть. Всего по чуть-чуть И голова идет кругом. Мы договорились, что постараемся планку не опускать. Я не уверен, что в каждом театре может снизу посыпаться столько предложений, да еще каких. Приятно же, когда предлагают «Витязя в тигровой шкуре» ставить. Ну это же приятно! Но и работы это добавляет: теперь перечитываем «Витязя »
Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991