«Фоменки» восстановили легендарный спектакль
Спектакль прожил четыре года, а затем режиссер отправил спектакль отдыхать. Впоследствии Петр Наумович не раз возвращался к идее его восстановления. Осуществиться которой суждено было после ухода Мэтра команда его учеников во главе с актером и режиссером Кириллом Пироговым постаралась воссоздать «Безумную…» максимально аутентично. Но время и измененное пространство Мастерской внесли свои коррективы расширилась палитра музыкальных инструментов в уличном оркестре, несколько иначе разыгран финал и почти наполовину сменилась команда актеров. Однако Мадлен Джабраилова одна из «старожилов» спектакля сегодня вновь играет Безумную из Сан-Сюльписа. О возрождении «Безумной…» и о работе в предыдущей премьере Мастерской «Моряки и шлюхи» Мадлен рассказала читателям ВМ.
«Безумная из Шайо» просуществовала в репертуаре Мастерской года три и пропала. Почему она ушла из репертуара и почему именно ее фоменки решили вернуть?
Ушла естественным путем театр покинули Ирина Пегова и Андрей Щенников, и на тот момент Петр Наумович не видел им замены. Но он очень хотел восстановить этот спектакль! Просто не хватало ни сил, ни времени на это. Мы, поразмыслив, решили, что было бы неплохо это его желание осуществить.
Вы играете в месяц по 14 спектаклей и признавались мне, что это почти предельная нагрузка. Однако в эту реку вы нашли силы войти дважды в отличие от Полины Агуреевой и Полины Кутеповой. Чем вам дорога эта история?
Во-первых, я посчитала, что желание Петра Наумовича я должна поддержать. А во-вторых, мне нравилась компания, с которой мы делали тот спектакль. Хотя сама я почти ничего не видела! Первое действие я гримировалась. А во втором одна только сцена четырех Безумных длилась, кажется, минут тридцать-сорок. И доставляла мне огромное удовольствие, которое мне захотелось испытать еще раз.
Кирилл Пирогов, восстановивший «Безумную», прежде исполнял роль музыканта…
Он играл самую «незаметную» роль сидел сбоку, музицировал на фортепьяно и держал оркестр, стоящий в углу в первом действии, в кафе. И оказалось, что из всех участников он - «единственный свидетель», то есть человек, который видел этот спектакль «со стороны». Поэтому Кирилл пожертвовал этой ролью в пользу Дмитрия Захарова и перешел на сторону «восстанавливающего режиссера».
Вы старались восстановить этот арт-объект аутентично, как музейный экспонат? Или появились новые акценты?
Неизбежно меняются немного персонажи актеров, которые вводятся в спектакль их почти половина. Хотя и они входят в рисунок, сделанный Петром Наумовичем. Главной нашей задачей было не разрушить то, что было. Кстати, сама пьеса сегодня по-иному звучит! Даже страшновато, потому что те же самые слова, которые десять лет назад имели мало отношения к действительности, сегодня произносятся будто про нас с вами, зритель узнает и себя и то, что происходит вокруг. При этом мы хотели уйти от социальности, злободневности, чтобы не попасть в брехтовскую природу театра. Какие-то декларативные вещи пытаемся смягчить сомнением самих героев, которые не митингуют, а просто живут, и, как-то по бытовому высказываются по поводу денег, властей, устройства мира вокруг нас.
Сюжет пьесы разворачивается вокруг четырех маргиналок, которые «разводят» и уничтожают олигархов, суля им нефтяные месторождения под Парижем. А в чем глубинный смысл для вас, одной из Безумных? И в чем ваше коллективное безумие?
Сюжет это одно. А тема, мне кажется, в том, что какие несправедливые вещи не происходили бы в жизни, все перекрывается любовью, и в любви надо искать выход из сложностей и депрессивных состояний. Если у человека совесть чиста, и ему трудно сохраниться в этом социуме, то нужно иметь какую-то память о прошлом, в которой все есть и любовь, и нежность, и преданность. Безумие этих Безумных в намеренном отказе от того, что разрушает человека в современном мире. Они предпочитают оставаться далеко от реальной жизни, в воспоминаниях, в придуманных, несуществующих людях, в призраках. Тот мир для них реальнее, чем этот.
Первую версию «Безумной…» вы играли в старом здании, разные отделения в разных залах. Почему решили перенести на Большую сцену?
Именно это обстоятельство и перекрыло спектаклю гастрольную жизнь. Мы никуда не могли его вывезти ни по России, ни заграницу. Мы долго думали, что нам с новой версией делать восстанавливать спектакль в старом здании, или перенести, хотя бы «покрутить» аудиторию по разным сторонам Малого зала чтобы зритель все же переходил на новое место, чтобы люди сидели в разных действиях по-разному и видели новый ракурс, а не только новые декорации. Однако пришли к выводу, что лучше все-таки это делать на Большой сцене, чуть меняя декорации нашего художника Владимира Максимова, адаптированные к большому пространству.
В новой версии роль ушедшего из театра Щенникова сыграл ваш супруг, Иван Вакуленко. Вы продолжали репетировать дома?
Я - строга. И этим, мне кажется, порчу все. Поэтому стараюсь не вмешиваться. Единственное, что я делала снимала на видео репетиции, потом он сам смотрел и что-то исправлял. В те дни, когда Фоменко репетировал эти сцены, меня не вызывали. Думаю, скорее Галя Тюнина, его непосредственный партнёр, могла бы ему делать какие-то замечания. У нас с Иваном ни в одном общем спектакле нет пересечений. Только в «Моряках и шлюхах» есть кусочки, но там я полностью доверялась ему он занимался бальными танцами, в отличие от меня, и знает, что делать. Поэтому он сам делает мне серьезные замечания по поводу того, как я танго танцую, и как себя располагаю в пространстве.
Каким был самый приятные комплимент, который вы услышали после последней вашей премьеры спектакля «Моряки и шлюхи»? Например, по поводу роли женских ножек, которые самостоятельно плясали из-под ширмы, вам не делали комплиментов? Кроме того, что ножки сами по себе хороши, вы так ими играете, что узнается «рука мастера» Мадлен Джабраиловой!
Большинство не понимает, что это я. А я особо не хвастаюсь. Поэтому в мою сторону тут комплиментов нет, зато этот номер все отмечают. Хотя именно по этому поводу у меня сейчас творческий кризис! Режиссер делает мне замечания по этому танцу! Там, на самом деле, много всего одновременно приходится контролировать: и музыку слышать, и ощущать партнера, и кренделя крутить ногами и понимать, что существует некий рисунок, в котором есть железная логика 35 задач надо решить! А единственный комплимент по поводу спектакля мои подружки говорили: «Боже, какая ты маленькая и хрупкая!». Мне, действительно, пришлось похудеть на 5 кг, чтобы партнеру легче было поднимать меня в пятикилограммовом платье.
Вас крайне редко можно увидеть на экране. Можете назвать последний фильм, в котором снялись?
Единственный мой эпизод в фильме, над которым работает сейчас Оксана Бычкова, мы снимали ровно одну ночь как раз после предварительного показа «Безумной из Шайо». Оксана, у которой я сыграла в фильме «Плюс один», предложила маленькую сцену с которой, кстати, будет начинаться это кино. При этом главный герой ведет машину, а мы с партнером выясняем отношения на заднем сидении. И все. У фильма ещё нет окончательного названия, но история написана по мотивам знаменитого фильма «С любимыми не расставайтесь» по сценарию Александра Володина.
Ваш папа знаменитый актер театра им. Маяковского Расми Джабраилов. Он ходит на ваши спектакли?
Почти нет. У нас в этом смысле довольно странная семейная ситуация мы не бежим смотреть, кто что сыграл. Случается, что он выбирается и, в основном, радуется. И я его не везде видела вот в «Братьях Карамазовых» не видела, кажется, этот спектакль уже сняли… Честно говоря, мне с детства было трудно смотреть, как папа играет на подмостках. Актёрская профессия вынуждает человека оголяться на сцене, иногда проявлять скрытые черты характера или чувств, и мне было неудобно что столько народу смотрит на то как мой папа сейчас обнажает эти чувства, мне казалось, что он не защищён в этот момент. Поскольку я его знаю, как мне было психологически неудобно, что он «выставляет себя напоказ». Может быть и у него такое же странное ощущение от того, что все глазеют на его дочь…
«Безумная из Шайо» просуществовала в репертуаре Мастерской года три и пропала. Почему она ушла из репертуара и почему именно ее фоменки решили вернуть?
Ушла естественным путем театр покинули Ирина Пегова и Андрей Щенников, и на тот момент Петр Наумович не видел им замены. Но он очень хотел восстановить этот спектакль! Просто не хватало ни сил, ни времени на это. Мы, поразмыслив, решили, что было бы неплохо это его желание осуществить.
Вы играете в месяц по 14 спектаклей и признавались мне, что это почти предельная нагрузка. Однако в эту реку вы нашли силы войти дважды в отличие от Полины Агуреевой и Полины Кутеповой. Чем вам дорога эта история?
Во-первых, я посчитала, что желание Петра Наумовича я должна поддержать. А во-вторых, мне нравилась компания, с которой мы делали тот спектакль. Хотя сама я почти ничего не видела! Первое действие я гримировалась. А во втором одна только сцена четырех Безумных длилась, кажется, минут тридцать-сорок. И доставляла мне огромное удовольствие, которое мне захотелось испытать еще раз.
Кирилл Пирогов, восстановивший «Безумную», прежде исполнял роль музыканта…
Он играл самую «незаметную» роль сидел сбоку, музицировал на фортепьяно и держал оркестр, стоящий в углу в первом действии, в кафе. И оказалось, что из всех участников он - «единственный свидетель», то есть человек, который видел этот спектакль «со стороны». Поэтому Кирилл пожертвовал этой ролью в пользу Дмитрия Захарова и перешел на сторону «восстанавливающего режиссера».
Вы старались восстановить этот арт-объект аутентично, как музейный экспонат? Или появились новые акценты?
Неизбежно меняются немного персонажи актеров, которые вводятся в спектакль их почти половина. Хотя и они входят в рисунок, сделанный Петром Наумовичем. Главной нашей задачей было не разрушить то, что было. Кстати, сама пьеса сегодня по-иному звучит! Даже страшновато, потому что те же самые слова, которые десять лет назад имели мало отношения к действительности, сегодня произносятся будто про нас с вами, зритель узнает и себя и то, что происходит вокруг. При этом мы хотели уйти от социальности, злободневности, чтобы не попасть в брехтовскую природу театра. Какие-то декларативные вещи пытаемся смягчить сомнением самих героев, которые не митингуют, а просто живут, и, как-то по бытовому высказываются по поводу денег, властей, устройства мира вокруг нас.
Сюжет пьесы разворачивается вокруг четырех маргиналок, которые «разводят» и уничтожают олигархов, суля им нефтяные месторождения под Парижем. А в чем глубинный смысл для вас, одной из Безумных? И в чем ваше коллективное безумие?
Сюжет это одно. А тема, мне кажется, в том, что какие несправедливые вещи не происходили бы в жизни, все перекрывается любовью, и в любви надо искать выход из сложностей и депрессивных состояний. Если у человека совесть чиста, и ему трудно сохраниться в этом социуме, то нужно иметь какую-то память о прошлом, в которой все есть и любовь, и нежность, и преданность. Безумие этих Безумных в намеренном отказе от того, что разрушает человека в современном мире. Они предпочитают оставаться далеко от реальной жизни, в воспоминаниях, в придуманных, несуществующих людях, в призраках. Тот мир для них реальнее, чем этот.
Первую версию «Безумной…» вы играли в старом здании, разные отделения в разных залах. Почему решили перенести на Большую сцену?
Именно это обстоятельство и перекрыло спектаклю гастрольную жизнь. Мы никуда не могли его вывезти ни по России, ни заграницу. Мы долго думали, что нам с новой версией делать восстанавливать спектакль в старом здании, или перенести, хотя бы «покрутить» аудиторию по разным сторонам Малого зала чтобы зритель все же переходил на новое место, чтобы люди сидели в разных действиях по-разному и видели новый ракурс, а не только новые декорации. Однако пришли к выводу, что лучше все-таки это делать на Большой сцене, чуть меняя декорации нашего художника Владимира Максимова, адаптированные к большому пространству.
В новой версии роль ушедшего из театра Щенникова сыграл ваш супруг, Иван Вакуленко. Вы продолжали репетировать дома?
Я - строга. И этим, мне кажется, порчу все. Поэтому стараюсь не вмешиваться. Единственное, что я делала снимала на видео репетиции, потом он сам смотрел и что-то исправлял. В те дни, когда Фоменко репетировал эти сцены, меня не вызывали. Думаю, скорее Галя Тюнина, его непосредственный партнёр, могла бы ему делать какие-то замечания. У нас с Иваном ни в одном общем спектакле нет пересечений. Только в «Моряках и шлюхах» есть кусочки, но там я полностью доверялась ему он занимался бальными танцами, в отличие от меня, и знает, что делать. Поэтому он сам делает мне серьезные замечания по поводу того, как я танго танцую, и как себя располагаю в пространстве.
Каким был самый приятные комплимент, который вы услышали после последней вашей премьеры спектакля «Моряки и шлюхи»? Например, по поводу роли женских ножек, которые самостоятельно плясали из-под ширмы, вам не делали комплиментов? Кроме того, что ножки сами по себе хороши, вы так ими играете, что узнается «рука мастера» Мадлен Джабраиловой!
Большинство не понимает, что это я. А я особо не хвастаюсь. Поэтому в мою сторону тут комплиментов нет, зато этот номер все отмечают. Хотя именно по этому поводу у меня сейчас творческий кризис! Режиссер делает мне замечания по этому танцу! Там, на самом деле, много всего одновременно приходится контролировать: и музыку слышать, и ощущать партнера, и кренделя крутить ногами и понимать, что существует некий рисунок, в котором есть железная логика 35 задач надо решить! А единственный комплимент по поводу спектакля мои подружки говорили: «Боже, какая ты маленькая и хрупкая!». Мне, действительно, пришлось похудеть на 5 кг, чтобы партнеру легче было поднимать меня в пятикилограммовом платье.
Вас крайне редко можно увидеть на экране. Можете назвать последний фильм, в котором снялись?
Единственный мой эпизод в фильме, над которым работает сейчас Оксана Бычкова, мы снимали ровно одну ночь как раз после предварительного показа «Безумной из Шайо». Оксана, у которой я сыграла в фильме «Плюс один», предложила маленькую сцену с которой, кстати, будет начинаться это кино. При этом главный герой ведет машину, а мы с партнером выясняем отношения на заднем сидении. И все. У фильма ещё нет окончательного названия, но история написана по мотивам знаменитого фильма «С любимыми не расставайтесь» по сценарию Александра Володина.
Ваш папа знаменитый актер театра им. Маяковского Расми Джабраилов. Он ходит на ваши спектакли?
Почти нет. У нас в этом смысле довольно странная семейная ситуация мы не бежим смотреть, кто что сыграл. Случается, что он выбирается и, в основном, радуется. И я его не везде видела вот в «Братьях Карамазовых» не видела, кажется, этот спектакль уже сняли… Честно говоря, мне с детства было трудно смотреть, как папа играет на подмостках. Актёрская профессия вынуждает человека оголяться на сцене, иногда проявлять скрытые черты характера или чувств, и мне было неудобно что столько народу смотрит на то как мой папа сейчас обнажает эти чувства, мне казалось, что он не защищён в этот момент. Поскольку я его знаю, как мне было психологически неудобно, что он «выставляет себя напоказ». Может быть и у него такое же странное ощущение от того, что все глазеют на его дочь…
Светлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991