«Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на коне
«Женитьбу» Гоголя, мне кажется, не ставил только ленивый театр. Но действительно: эта пьеса буквально просится быть воплощённой на сцене. Понятный всем забавный и бодро развивающийся сюжет, созвездие ярких персонажей, довольно оригинальный (для своего времени — особенно) финал — отсутствие хэппи-энда в искрящейся комедии… Такая классика всегда востребована, и посчитать сценические воплощения сочинения Николая Васильевича (хотя бы — имеющиеся в столице на данный момент) крайне затруднительно.
Как по мне — пусть расцветают все цветы, лишь бы они приносили людям радость и наслаждение. Потому с превеликим интересом я отправилась знакомиться с премьерой «Мастерской Петра Фоменко» — спектаклем «Совершенно Невероятное Событие». Да, постановщик Евгений Каменькович поменял название действа (точней, недрогнувшей рукой отрезал от него первую часть, ибо Гоголь целиком озаглавил свою пьесу так: «Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях»), отметив, что «женитьба» у него — это жанр (и, если задуматься, в какой-то мере он прав — уж в отношении профессиональных свах точно).
Режиссура Каменьковича — это всегда бережное отношение к тексту, размеренность, репризность, россыпь внезапных находок и некая созерцательность. Причём, если меня последняя в работах предводителя «фоменок» бесконечно привлекает, гипнотизирует и погружает в происходящее, то некоторую часть публики она же затягивает в эдакое болотце, из которого выбраться не получается, что бы ни творилось на подмостках (ну, кроме периодического оглушительного стука «рекламным кулаком» Купердягиных, который разбудит и мёртвого, здорово оживляя происходящее). Здесь, конечно, всего лишь вопрос театральных пристрастий, но если вы знаете, что конкретно вам по вкусу «боевички», в рамках которых всё крутится, вертится, носится и кувыркается, то, пожалуй, стоит выбрать иную «Женитьбу» (благо, повторюсь, ассортимент велик).
А вот коли вам душевен «поступательный психологизм», то «Мастерская Фоменко» — ваш вариант. Заметьте, я совершенно не имею в виду, что действие у Каменьковича движется «медленно и печально»: темпоритм спектакля вполне бодр. Просто постановщик не разменивается на излишние перебежки и частую смену мизансцен, заостряя внимание на внутреннем состоянии персонажей. И оные получаются великолепными: трёхмерными, живыми, интересными, харизматичными и влюбляющими в себя.
Единственное, женихи (Яичница — Алексей Колубков / Василий Фирсов, Анучкин — Томас Моцкус, Жевакин — Степан Пьянков) показались чуть менее выразительными, нежели хотелось бы. Возможно, это премьерная беда, и, уже после нескольких показов, замечательные артисты «Мастерской Фоменко» обнаружат те самые краски, которых в день моего посещения театра не хватило. По крайней мере, я в это искренне верю. В нашем случае самым впечатляющим женихом оказался Стариков (Виталий Метлин), в принципе не поднимающийся со сцены из зрительного зала и вообще не слишком часто фигурирующий на страницах пьесы (к счастью, Каменькович несколько расширил данную роль).
Все же остальные герои абсолютно прекрасны — прямо начиная от слуг Дуняши (Екатерина Новокрещёнова / Александра Кесельман) и Степана (Борис Яновский), которые у «фоменок» не только практически так же значимы, как и главные герои, но и ставят окончательную точку в действе. Бескрайне харизматична и обаятельна Мадлен Джабраилова — сваха Фёкла Ивановна. Чуть большей активности хочется от Елизаветы Бойко (тётка Арина Пантелеймоновна Купердягина), но её весомость и обстоятельность — при внешней-то хрупкости — впечатляют. Невероятна Ольга Бодрова (невеста Агафья Тихоновна Купердягина) — она тут, действительно, если не главное действующее лицо, то основной событийный центр повествования.
Очень хорош Юрий Буторин (Кочкарёв), которого можно и не сразу опознать в гриме. Буторин и Бодрова (а также, лично для меня, ещё и Метлин) — главное богатство постановки. Комизм через серьёзность — и при этом стопроцентная правдивость во всём. И крайне интересен Подколёсин (Иван Вакуленко), абсолютно аморфный и ведомый, но его «тряпичность» кажется не бесхребетностью, а, напротив, стержнем личности, некоей позицией — мол, вы меня кружите, а я воспользуюсь вашими трудами, поскольку мне так удобно. Эдакий человек-паразит, который, как только ощутил дискомфорт, сбежал в свой тёплый угол, ибо знает: скоро доброжелатели снова придут и будут приносить пользу, как и прежде. И избавится ли Кочкарёв на самом деле от тяги к адреналину, возникающему вследствие помощи непутёвому другу — большой вопрос… Впрочем, выводы после просмотра каждый зритель волен делать сам. Мне, исходя из персонажей, присутствовавших на сцене в финале спектакля, представилось и будущее брошенной невесты (к слову, отнюдь не печальное), и дальнейшее развитие «бизнесов» Купердягиных, с ним определённо связанное. Вы же можете увидеть нечто совершенно иное — а значит, вынести из постановки собственные ценности.
И пусть эту трактовку «Женитьбы» нельзя назвать революционной (чего, впрочем, никто и не добивался), но мало я посещаю таких душевных, уютных спектаклей. Вот вам современная классика без попытки перелицевания первоисточника, на которую можно водить и школьников, и пожилых родителей, и коллег, и друзей — а главное, смотреть самим, оценивая внезапные акценты, проставленные режиссёром, наслаждаясь лаконичной, но невероятно эстетичной «картинкой» (сценография — Ирина Корина, художник по костюмам — Мария Боровская, художник по свету — Владислав Фролов) и восхищаясь артистами.
Евгений Каменькович — мастер по созданию атмосферы. Даже в антракте у него играют тематические песни («Чужая свадьба», «Ах, эта свадьба» — и подобные прелести). И на «Совершенно Невероятном Событии» — ну очень хорошо! У «Фоменок» получился светлый, забавный, глубокий спектакль, совершенно не противоречащий Гоголю даже там, где постановщик тем или иным образом расширяет исходный сюжет.
Премьера «Мастерской Фоменко» подтверждает, что ещё один спектакль по популярному материалу в череде «аналогов» точно не станет лишним (а, может, и возглавит шеренгу сию). Если хотите основательно почувствовать и подумать там, где привыкли хихикать — это сюда. Но и веселиться будете от души, это я вам обещаю.
Сочиняя для своей пьесы несчастливый (но при этом комический) финал Гоголь, мне думается, стремился быть ближе к жизни, которая нередко преподносит нам абсолютно нетривиальные сюрпризы. Евгений Каменькович усилил это ощущение жизненности, естественности, человеческой правды — пропустив, что характерно, текст через условности и намёки. Я подобное нежно люблю, и потому искренне наслаждалась премьерой «фоменок». Почему бы и вам не попробовать?
Источник: Musecube
Как по мне — пусть расцветают все цветы, лишь бы они приносили людям радость и наслаждение. Потому с превеликим интересом я отправилась знакомиться с премьерой «Мастерской Петра Фоменко» — спектаклем «Совершенно Невероятное Событие». Да, постановщик Евгений Каменькович поменял название действа (точней, недрогнувшей рукой отрезал от него первую часть, ибо Гоголь целиком озаглавил свою пьесу так: «Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях»), отметив, что «женитьба» у него — это жанр (и, если задуматься, в какой-то мере он прав — уж в отношении профессиональных свах точно).
Режиссура Каменьковича — это всегда бережное отношение к тексту, размеренность, репризность, россыпь внезапных находок и некая созерцательность. Причём, если меня последняя в работах предводителя «фоменок» бесконечно привлекает, гипнотизирует и погружает в происходящее, то некоторую часть публики она же затягивает в эдакое болотце, из которого выбраться не получается, что бы ни творилось на подмостках (ну, кроме периодического оглушительного стука «рекламным кулаком» Купердягиных, который разбудит и мёртвого, здорово оживляя происходящее). Здесь, конечно, всего лишь вопрос театральных пристрастий, но если вы знаете, что конкретно вам по вкусу «боевички», в рамках которых всё крутится, вертится, носится и кувыркается, то, пожалуй, стоит выбрать иную «Женитьбу» (благо, повторюсь, ассортимент велик).
А вот коли вам душевен «поступательный психологизм», то «Мастерская Фоменко» — ваш вариант. Заметьте, я совершенно не имею в виду, что действие у Каменьковича движется «медленно и печально»: темпоритм спектакля вполне бодр. Просто постановщик не разменивается на излишние перебежки и частую смену мизансцен, заостряя внимание на внутреннем состоянии персонажей. И оные получаются великолепными: трёхмерными, живыми, интересными, харизматичными и влюбляющими в себя.
Единственное, женихи (Яичница — Алексей Колубков / Василий Фирсов, Анучкин — Томас Моцкус, Жевакин — Степан Пьянков) показались чуть менее выразительными, нежели хотелось бы. Возможно, это премьерная беда, и, уже после нескольких показов, замечательные артисты «Мастерской Фоменко» обнаружат те самые краски, которых в день моего посещения театра не хватило. По крайней мере, я в это искренне верю. В нашем случае самым впечатляющим женихом оказался Стариков (Виталий Метлин), в принципе не поднимающийся со сцены из зрительного зала и вообще не слишком часто фигурирующий на страницах пьесы (к счастью, Каменькович несколько расширил данную роль).
Все же остальные герои абсолютно прекрасны — прямо начиная от слуг Дуняши (Екатерина Новокрещёнова / Александра Кесельман) и Степана (Борис Яновский), которые у «фоменок» не только практически так же значимы, как и главные герои, но и ставят окончательную точку в действе. Бескрайне харизматична и обаятельна Мадлен Джабраилова — сваха Фёкла Ивановна. Чуть большей активности хочется от Елизаветы Бойко (тётка Арина Пантелеймоновна Купердягина), но её весомость и обстоятельность — при внешней-то хрупкости — впечатляют. Невероятна Ольга Бодрова (невеста Агафья Тихоновна Купердягина) — она тут, действительно, если не главное действующее лицо, то основной событийный центр повествования.
Очень хорош Юрий Буторин (Кочкарёв), которого можно и не сразу опознать в гриме. Буторин и Бодрова (а также, лично для меня, ещё и Метлин) — главное богатство постановки. Комизм через серьёзность — и при этом стопроцентная правдивость во всём. И крайне интересен Подколёсин (Иван Вакуленко), абсолютно аморфный и ведомый, но его «тряпичность» кажется не бесхребетностью, а, напротив, стержнем личности, некоей позицией — мол, вы меня кружите, а я воспользуюсь вашими трудами, поскольку мне так удобно. Эдакий человек-паразит, который, как только ощутил дискомфорт, сбежал в свой тёплый угол, ибо знает: скоро доброжелатели снова придут и будут приносить пользу, как и прежде. И избавится ли Кочкарёв на самом деле от тяги к адреналину, возникающему вследствие помощи непутёвому другу — большой вопрос… Впрочем, выводы после просмотра каждый зритель волен делать сам. Мне, исходя из персонажей, присутствовавших на сцене в финале спектакля, представилось и будущее брошенной невесты (к слову, отнюдь не печальное), и дальнейшее развитие «бизнесов» Купердягиных, с ним определённо связанное. Вы же можете увидеть нечто совершенно иное — а значит, вынести из постановки собственные ценности.
И пусть эту трактовку «Женитьбы» нельзя назвать революционной (чего, впрочем, никто и не добивался), но мало я посещаю таких душевных, уютных спектаклей. Вот вам современная классика без попытки перелицевания первоисточника, на которую можно водить и школьников, и пожилых родителей, и коллег, и друзей — а главное, смотреть самим, оценивая внезапные акценты, проставленные режиссёром, наслаждаясь лаконичной, но невероятно эстетичной «картинкой» (сценография — Ирина Корина, художник по костюмам — Мария Боровская, художник по свету — Владислав Фролов) и восхищаясь артистами.
Евгений Каменькович — мастер по созданию атмосферы. Даже в антракте у него играют тематические песни («Чужая свадьба», «Ах, эта свадьба» — и подобные прелести). И на «Совершенно Невероятном Событии» — ну очень хорошо! У «Фоменок» получился светлый, забавный, глубокий спектакль, совершенно не противоречащий Гоголю даже там, где постановщик тем или иным образом расширяет исходный сюжет.
Премьера «Мастерской Фоменко» подтверждает, что ещё один спектакль по популярному материалу в череде «аналогов» точно не станет лишним (а, может, и возглавит шеренгу сию). Если хотите основательно почувствовать и подумать там, где привыкли хихикать — это сюда. Но и веселиться будете от души, это я вам обещаю.
Сочиняя для своей пьесы несчастливый (но при этом комический) финал Гоголь, мне думается, стремился быть ближе к жизни, которая нередко преподносит нам абсолютно нетривиальные сюрпризы. Евгений Каменькович усилил это ощущение жизненности, естественности, человеческой правды — пропустив, что характерно, текст через условности и намёки. Я подобное нежно люблю, и потому искренне наслаждалась премьерой «фоменок». Почему бы и вам не попробовать?
Источник: Musecube
Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991