В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»
Ольга Бодрова сыграла купеческую дочь на выданье, мечтающую о дворянском счастье
Авторов спектакля заинтересовал исторический факт: пьеса Гоголя вышла спустя два года после появления первого фотоателье, возможности которого «совершенно невероятно» преувеличили, что и задало причудливый ход событиям. Дом покойного купца Купердягина превратился в модное и пока еще диковинное заведение. Для сценографа Ирины Кориной «Фотоателье Купердягиных» — символ великой иллюзии. В жизни может ничего и не произойти, сколько ни мечтай, а на страницах фотоальбома навсегда остается нечто небывалое.
Каждый из претендентов на руку и сердце купеческой дочки Агафьи Тихоновны фотографируется на фоне шедевров итальянской архитектуры, столь любимых Гоголем, и невеста имеет возможность каждого из них внимательно рассмотреть. На сцене целое собрание передвижных ширм на колесах с дагерротипными портретами женихов в полный рост. Фотограф Иван Михайловский специально для спектакля снимал актеров в антураже эпохи. Даже балкон на колесах выкатывают, и Агафья Тихоновна на нем выглядит словно Джульетта.
В фотоателье можно просунуть голову в тантамареску и сфотографироваться в чужом теле, позировать, раскачиваясь на качелях, или на фоне балюстрады и вазона с искусственными цветами, создавая иллюзию пребывания у моря. Истории известны прецеденты, когда интеллектуалы обнародовали свои морские снимки, но при этом никогда не бывали на побережье, а мы теперь рассматриваем их фотографии, пытаясь понять суть подмен и выдуманной биографии.
Помимо фотоателье Агафья Тихоновна унаследовала от папеньки и свадебный салон, о чем свидетельствует вывеска. Словом, у нее полный комплект для обустройства бракосочетания. И невеста свежая, ядреная, и сваха расстаралась, и женихи клубятся. До 27 годков в девицах засиделась красавица. Пора уже сделать выбор. У Агафьи Купердягиной в исполнении Ольги Бодровой душа нараспашку, глаза разбегаются. Она добра и невинна, готова принять и полюбить любого. В каждом женихе находит что-то привлекательное, каким бы чудовищем он ни был. Даже фамилию Яичница согласна носить, ведь этот самый Яичница ей кажется видным кавалером. А женихи — один чуднее другого, но ставки высоки. Подавай им невесту с приданым, способную изъясняться по-французски.
А ей так хочется дворянского счастья. За купца выходить она не желает. Едва ли не с самого начала Агафья Тихоновна в подвенечном белом платье — странном, квадратном. Ждет подходящего момента. Художник по костюмам Мария Боровская одела ее в непонятное нечто, словно для того, чтобы скрыть особенности фигуры. Кто-то подумает, что ради актрисы, только-только вернувшейся на сцену после рождения ребенка. Но нет, Ольга Бодрова все так же стройна, как и прежде. Позднее будет возможность в этом убедиться.
На сцене появляется портрет Гоголя, на который, словно на икону, смотрит коленопреклоненный Илья Фомич Кочкарев — неугомонный друг жениха Подколёсина. В спектакле много диковин, пустячков, составляющих всеобщую кутерьму, поступательное движение к иллюзорному счастью ближнего. А-ля хрустальная люстра, которую вывозят, а-ля гранитный лев, словно с берегов Невы, читаются как привет безвременно ушедшему из репертуара спектаклю Дмитрия Крымова «Моцарт. Дон Жуан“. Генеральная репетиция». Здесь много приветов в том числе Пушкину. Как без него?
Александр Сергеевич все время подает сигналы. Стремились к этому авторы спектакля или так случилось помимо их воли, не имеет особого значения. Кто, как не Пушкин, щедро делился идеями, сподвиг Гоголя к созданию «Ревизора» и «Мертвых душ», и в спектакле звучат его стихи. Евгений Каменькович, предваряя выход спектакля, напомнил, что есть основания полагать, что Пушкин «Женитьбу» не прочитал, хотя Гоголь ему рукопись отправлял. Об этом свидетельствует его письмо Александру Сергеевичу, в котором он просит вернуть экземпляр, приписав: «если он вам не нужен». Гоголь признавался, что «ни одну строку не писал без того, чтобы не воображал его перед собою».
Юрий Буторин играет кудрявого и неугомонного Кочкарева, одетого в красную крылатку с пелериной по моде пушкинского времени, так, словно это Пушкин. Он уже не может остановиться в намерении женить друга, отнимая хлеб у профессиональной свахи Феклы Ивановны, которую на сумасшедшей скорости сыграла Марлен Джабраилова. Довести до венца Ивана Кузьмича Подколёсина он готов любой ценой, и не то чтобы для него это дело чести. Просто почти Александра Сергеевича понесло.
Зажатого, напоминающего кокон и перманентно не готового к женитьбе Подколёсина играет Иван Вакуленко. Он взбирается на половину коня, и перед нами «Медный всадник» — еще один привет Пушкину. А-ля гранитный лев становится Подколёсину ложем, на котором можно прикорнуть, как на диване. Жизнь вечного жениха по-своему удивительна. А окно для бегства ему будет даром небес — его спустят с колосников как искушение.
Слугу Подколёсина Степана играет молодой актер Борис Яновский, о котором мы еще услышим. На курсе Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе он играл в «Женитьбе» Подколёсина, а теперь очень хорош в роли разливающегося как мед Степана. Дуняшка — девочка в доме Купердягиных — юркая девица, фотографирующая на смотринах женихов Агафьи Тихоновны, снующая по комнатам, создавая иллюзию всеохватывающей предсвадебной кутерьмы. Ее сыграла Екатерина Новокрещенова — тоже из нового призыва, выпускница мастерской Каменьковича и Крымова 2023 года. Круговерть событий — всепожирающий молох, и миновать его невозможно. Все решено помимо нас.
Источник: «Московский комсомолец»
Каждый из претендентов на руку и сердце купеческой дочки Агафьи Тихоновны фотографируется на фоне шедевров итальянской архитектуры, столь любимых Гоголем, и невеста имеет возможность каждого из них внимательно рассмотреть. На сцене целое собрание передвижных ширм на колесах с дагерротипными портретами женихов в полный рост. Фотограф Иван Михайловский специально для спектакля снимал актеров в антураже эпохи. Даже балкон на колесах выкатывают, и Агафья Тихоновна на нем выглядит словно Джульетта.
В фотоателье можно просунуть голову в тантамареску и сфотографироваться в чужом теле, позировать, раскачиваясь на качелях, или на фоне балюстрады и вазона с искусственными цветами, создавая иллюзию пребывания у моря. Истории известны прецеденты, когда интеллектуалы обнародовали свои морские снимки, но при этом никогда не бывали на побережье, а мы теперь рассматриваем их фотографии, пытаясь понять суть подмен и выдуманной биографии.
Помимо фотоателье Агафья Тихоновна унаследовала от папеньки и свадебный салон, о чем свидетельствует вывеска. Словом, у нее полный комплект для обустройства бракосочетания. И невеста свежая, ядреная, и сваха расстаралась, и женихи клубятся. До 27 годков в девицах засиделась красавица. Пора уже сделать выбор. У Агафьи Купердягиной в исполнении Ольги Бодровой душа нараспашку, глаза разбегаются. Она добра и невинна, готова принять и полюбить любого. В каждом женихе находит что-то привлекательное, каким бы чудовищем он ни был. Даже фамилию Яичница согласна носить, ведь этот самый Яичница ей кажется видным кавалером. А женихи — один чуднее другого, но ставки высоки. Подавай им невесту с приданым, способную изъясняться по-французски.
А ей так хочется дворянского счастья. За купца выходить она не желает. Едва ли не с самого начала Агафья Тихоновна в подвенечном белом платье — странном, квадратном. Ждет подходящего момента. Художник по костюмам Мария Боровская одела ее в непонятное нечто, словно для того, чтобы скрыть особенности фигуры. Кто-то подумает, что ради актрисы, только-только вернувшейся на сцену после рождения ребенка. Но нет, Ольга Бодрова все так же стройна, как и прежде. Позднее будет возможность в этом убедиться.
На сцене появляется портрет Гоголя, на который, словно на икону, смотрит коленопреклоненный Илья Фомич Кочкарев — неугомонный друг жениха Подколёсина. В спектакле много диковин, пустячков, составляющих всеобщую кутерьму, поступательное движение к иллюзорному счастью ближнего. А-ля хрустальная люстра, которую вывозят, а-ля гранитный лев, словно с берегов Невы, читаются как привет безвременно ушедшему из репертуара спектаклю Дмитрия Крымова «Моцарт. Дон Жуан“. Генеральная репетиция». Здесь много приветов в том числе Пушкину. Как без него?
Александр Сергеевич все время подает сигналы. Стремились к этому авторы спектакля или так случилось помимо их воли, не имеет особого значения. Кто, как не Пушкин, щедро делился идеями, сподвиг Гоголя к созданию «Ревизора» и «Мертвых душ», и в спектакле звучат его стихи. Евгений Каменькович, предваряя выход спектакля, напомнил, что есть основания полагать, что Пушкин «Женитьбу» не прочитал, хотя Гоголь ему рукопись отправлял. Об этом свидетельствует его письмо Александру Сергеевичу, в котором он просит вернуть экземпляр, приписав: «если он вам не нужен». Гоголь признавался, что «ни одну строку не писал без того, чтобы не воображал его перед собою».
Юрий Буторин играет кудрявого и неугомонного Кочкарева, одетого в красную крылатку с пелериной по моде пушкинского времени, так, словно это Пушкин. Он уже не может остановиться в намерении женить друга, отнимая хлеб у профессиональной свахи Феклы Ивановны, которую на сумасшедшей скорости сыграла Марлен Джабраилова. Довести до венца Ивана Кузьмича Подколёсина он готов любой ценой, и не то чтобы для него это дело чести. Просто почти Александра Сергеевича понесло.
Зажатого, напоминающего кокон и перманентно не готового к женитьбе Подколёсина играет Иван Вакуленко. Он взбирается на половину коня, и перед нами «Медный всадник» — еще один привет Пушкину. А-ля гранитный лев становится Подколёсину ложем, на котором можно прикорнуть, как на диване. Жизнь вечного жениха по-своему удивительна. А окно для бегства ему будет даром небес — его спустят с колосников как искушение.
Слугу Подколёсина Степана играет молодой актер Борис Яновский, о котором мы еще услышим. На курсе Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе он играл в «Женитьбе» Подколёсина, а теперь очень хорош в роли разливающегося как мед Степана. Дуняшка — девочка в доме Купердягиных — юркая девица, фотографирующая на смотринах женихов Агафьи Тихоновны, снующая по комнатам, создавая иллюзию всеохватывающей предсвадебной кутерьмы. Ее сыграла Екатерина Новокрещенова — тоже из нового призыва, выпускница мастерской Каменьковича и Крымова 2023 года. Круговерть событий — всепожирающий молох, и миновать его невозможно. Все решено помимо нас.
Источник: «Московский комсомолец»
Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991