«Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX века
В Мастерской Петра Фоменко — премьера спектакля Евгения Каменьковича по пьесе Николая Гоголя
«Женитьба» Николая Гоголя — одна из редчайших в мировой драматургии пьес, которая подвергает сомнению естественность законного брака и последующую совместную жизнь мужчины и женщины. Персонажи пьесы рассматривают брак с разных сторон, и самый рациональный элемент, который в нем обнаруживает один из героев пьесы, — имущественная сделка. Невеста на выданье Агафья Тихоновна — обладательница каменного дома. На этот дом, а не на Агафью Тихоновну засматривается экзекутор Иван Павлович Яичница, и он намерен его заполучить. Другие женихи мотивированы куда слабее. Иван Подколесин просто не понимает, зачем должен жениться и таким образом переменить собственный образ жизни. Он обходит всех остальных исключительно благодаря энергии своего приятеля Кочкарева. Тот одержим желанием отомстить когда-то досадившей ему свахе: «Ах, ты!.. Ну послушай, на кой черт ты меня женила?» — перехватив у нее клиента и устроив ему свадьбу.
У Евгения Каменьковича есть уже сложившаяся картина жизни России XIX века. Он ее демонстрирует в том числе в спектакле «Чающие движения воды» по роману Николая Лескова «Соборяне». Она очень точно попадает в ожидания зрителей, представления которых об этом времени сложились благодаря русской литературе и драматургии того времени: земные странники, блуждающие в поисках своего идеала и то и дело сталкивающиеся с непреодолимыми обстоятельствами. В «Совершенно Невероятном Событии» в образе главного героя угадывается сам автор пьесы. При этом нельзя сказать, что актер Иван Вакуленко обладает внешним сходством с Гоголем. И исполнитель роли Кочкарева Юрий Буторин тоже не слишком похож на Пушкина, но в дуэте они выглядят именно как Пушкин и Гоголь. Режиссерская игра с образами писателей придает сюжету дополнительное измерение: судьбы классиков обросли мифами, они давно стали не только историческими персонажами, но и литературными, да и прожитая ими нетривиальная личная жизнь располагает к такому сопоставлению.
Агафья Тихоновна (в этой роли — Ольга Бодрова) тоже до конца не понимает, почему она должна выходить замуж. Ее основной мотив — повысить статус: ей, купеческой дочери, хочется выйти замуж за дворянина и таким образом перейти в новую социальную категорию. Кем именно должен быть этот дворянин, не имеет решающего значения: увидев четырех мужчин, она считает, что только ими и ограничен ее жизненный выбор. И, что еще более удивительно, они все ей нравятся. Но в отличие от самих женихов ее куда больше интересует их внешность, которую она мечтает еще и усовершенствовать. Ее реплика: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась» — самый запоминающийся мем из пьесы Гоголя. Возможно, именно эта фраза послужила Евгению Каменьковичу поводом использовать изображения женихов как элементы сценографии. Чтобы оправдать появление на сцене фотопортретов, он вводит в действие камеру-обскуру, аккуратно оговариваясь репликой одного из персонажей о том, что исходно в пьесе ничего подобного не было.
Настоящее достижение кастинга «Совершенно Невероятного События» — исполнители ролей Подколесина и Кочкарева Иван Вакуленко и Юрий Буторин. Это классическая комическая пара: один — слегка заторможенный и потому то и дело попадающий в нелепые ситуации (аллюзия на этот раз из французского кино — персонажи в исполнении Пьера Ришара), другой — деловой и уверенный в себе манипулятор, который энергично подталкивает незадачливого напарника к опасным приключениям (вслед за Пьером Ришаром в этом случае вспоминается Жерар Депардье). Ольга Бодрова в роли Агафьи Тихоновны — еще одно удачное попадание в персонаж. У нее получилась роль женщины, которая дезориентирована в социальном пространстве и для нее замужество — шаг в темную комнату, где ее может подстерегать все что угодно, но ей изо всех сил хочется верить, что найдет там то самое женское счастье. Великолепна Мадлен Джабраилова в роли свахи — очень тонко сделанный комический образ. Она играет на грани гротеска, но при этом мы все равно видим узнаваемую во все века женщину, пытающуюся выжить за счет своей предприимчивости. Еще один спектакль, в котором нет места злодеям и даже экзекутор (один из исполнителей этой роли — обладатель выразительной внешности Василий Фирсов) по-своему обаятелен.
Источник: «Монокль»
У Евгения Каменьковича есть уже сложившаяся картина жизни России XIX века. Он ее демонстрирует в том числе в спектакле «Чающие движения воды» по роману Николая Лескова «Соборяне». Она очень точно попадает в ожидания зрителей, представления которых об этом времени сложились благодаря русской литературе и драматургии того времени: земные странники, блуждающие в поисках своего идеала и то и дело сталкивающиеся с непреодолимыми обстоятельствами. В «Совершенно Невероятном Событии» в образе главного героя угадывается сам автор пьесы. При этом нельзя сказать, что актер Иван Вакуленко обладает внешним сходством с Гоголем. И исполнитель роли Кочкарева Юрий Буторин тоже не слишком похож на Пушкина, но в дуэте они выглядят именно как Пушкин и Гоголь. Режиссерская игра с образами писателей придает сюжету дополнительное измерение: судьбы классиков обросли мифами, они давно стали не только историческими персонажами, но и литературными, да и прожитая ими нетривиальная личная жизнь располагает к такому сопоставлению.
Агафья Тихоновна (в этой роли — Ольга Бодрова) тоже до конца не понимает, почему она должна выходить замуж. Ее основной мотив — повысить статус: ей, купеческой дочери, хочется выйти замуж за дворянина и таким образом перейти в новую социальную категорию. Кем именно должен быть этот дворянин, не имеет решающего значения: увидев четырех мужчин, она считает, что только ими и ограничен ее жизненный выбор. И, что еще более удивительно, они все ей нравятся. Но в отличие от самих женихов ее куда больше интересует их внешность, которую она мечтает еще и усовершенствовать. Ее реплика: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась» — самый запоминающийся мем из пьесы Гоголя. Возможно, именно эта фраза послужила Евгению Каменьковичу поводом использовать изображения женихов как элементы сценографии. Чтобы оправдать появление на сцене фотопортретов, он вводит в действие камеру-обскуру, аккуратно оговариваясь репликой одного из персонажей о том, что исходно в пьесе ничего подобного не было.
Настоящее достижение кастинга «Совершенно Невероятного События» — исполнители ролей Подколесина и Кочкарева Иван Вакуленко и Юрий Буторин. Это классическая комическая пара: один — слегка заторможенный и потому то и дело попадающий в нелепые ситуации (аллюзия на этот раз из французского кино — персонажи в исполнении Пьера Ришара), другой — деловой и уверенный в себе манипулятор, который энергично подталкивает незадачливого напарника к опасным приключениям (вслед за Пьером Ришаром в этом случае вспоминается Жерар Депардье). Ольга Бодрова в роли Агафьи Тихоновны — еще одно удачное попадание в персонаж. У нее получилась роль женщины, которая дезориентирована в социальном пространстве и для нее замужество — шаг в темную комнату, где ее может подстерегать все что угодно, но ей изо всех сил хочется верить, что найдет там то самое женское счастье. Великолепна Мадлен Джабраилова в роли свахи — очень тонко сделанный комический образ. Она играет на грани гротеска, но при этом мы все равно видим узнаваемую во все века женщину, пытающуюся выжить за счет своей предприимчивости. Еще один спектакль, в котором нет места злодеям и даже экзекутор (один из исполнителей этой роли — обладатель выразительной внешности Василий Фирсов) по-своему обаятелен.
Источник: «Монокль»
Вячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991