Совет да любовь
…В начале спектакля попадаешь под шумный весенний дождь. На видеопроекции косыми струями хлещет вода, и бегут по сцене — по «мокрым улицам» — прохожие. Среди них особенно выделяется маленькая фигура, ловко перепрыгивающая через лужи, — сваха Фёкла Ивановна в замшевом пальто, полуботинках и с рюкзаком на плече. Отовсюду слышен венчальный звон колоколов, возгласы «Совет да любовь! Совет да любовь!..», и эта музыка дарит надежду на счастье. Кажется, что от затяжной скуки и замкнутого пространства гоголевской комедии не должно остаться и следа.
Но вот кончился дождь, все убежали по своим делам, на сцене — один Подколёсин. Его холостяцкий быт идеально воплотила художница Ирина Корина: сцена пуста, и только на самом её краю, у зрительного зала, «прилёг» массивный каменный лев — такой же холодный и неуютный, как вода в Неве. На этом льве пытается улечься Иван Кузьмич, но у него не получается: твёрдые мышцы «зверя» то и дело впиваются в мягкие места. Иван Вакуленко играет всё того же Подколёсина, знакомого по бесчисленным «Женитьбам»: мужчина, склонный к полноте, чаще всего со светлыми волосами и всегда — с невыразительным лицом, робкий, напуганный и мечтающий о несбыточном. Как и в большинстве других «Женитьб», Подколёсин в спектакле Каменьковича — более ранняя версия Обломова, но, в отличие от героя Гончарова, он лишён внутренней потребности к философским исканиям и, возможно, субъектности вообще. Ведь если внимательно вчитаться в комедию Гоголя, можно увидеть, что там кроется трагедия: абсурд зашкаливает настолько, что возникает образ страшного, чуть ли не мифопоэтического Петербурга с его фантомными улицами и переулками. Но Евгений Каменькович, как и многие другие режиссёры, не стал переносить действие комедии в область трагедии, и его Подколёсин, ёрзающий на каменном льве, — фигура, безусловно, комическая.
Второй по значимости герой пьесы — Кочкарёв, «неизвестно из чего» хлопочущий о женитьбе Подколёсина. Юрий Буторин появляется внезапно, как вихрь; он как две капли воды похож на Пушкина и периодически цитирует его стихи. Примечательно, что в «Мастерской» уже накопилась целая галерея пушкинских «портретов»: это и забавный сатир Михаила Крылова в его же «Руслане и Людмиле», и томный поэт Кирилла Пирогова в «Триптихе» Петра Фоменко, а теперь и Кочкарёв Юрия Буторина в «Женитьбе». Каждый персонаж спектакля имеет свою цветовую гамму, и если пассивный Подколёсин одет в бледные лавандовые оттенки, то активный Кочкарёв носится по сцене в вишнёвой крылатке и бордовом сюртуке. Их парная сцена, где Кочкарёв внушает своему другу-ленивцу, как хорошо быть женатым, — интонационно ровная. Пожалуй, единственное, что делает диалог озорным, — воображение Кочкарёвым пяти «экспедиторчат», детей Подколёсина. Показывая рукой рост каждого, от младшего до старшего, Кочкарёв в запале произносит: «Серафим Иванович, Сидор Иванович, Сергей Иванович, Софья Ивановна…» Этот маленький фокус не только подпитывает комическую атмосферу спектакля (с подобными вставками он приобретает совершенно озорной, «фоменковский» вид), но и помогает разнообразить знакомый до оскомины текст Гоголя.
Появляется сваха Фёкла Ивановна. Она стремительно пролетает между партером и амфитеатром, успевая всучить зрителям свои визитные карточки, и взбегает на сцену. В исполнении Мадлен Джабраиловой сваха похожа на риелтора: держит в голове кучу имён и адресов, вечно спешит и всюду поспевает. Неброский макияж, короткая белая стрижка, тщательно подобранная одежда — и вместе с тем суетливость, трогательная шепелявость и доброта. Но только внешне и отличается эта Фёкла Ивановна от всех остальных… Тяжеловесный текст Гоголя, насыщенный историзмами и архаизмами, не позволяет выйти на новый уровень игры и «осовременить» роль. Вот и стильная дама средних лет вынуждена перечислять приданое невесты: «…один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте…»
Заскучав было в пустой квартире Подколёсина, переносишься в дивный новый мир — дом Агафьи Тихоновны. Поднимается занавес, и вместо привычных для «Женитьбы» подушек и перин видишь богатую купеческую лавку: цветастые материи, фотографический аппарат на треноге, зеркала — чего здесь только нет! Как будто из Петербурга попал на волжские просторы, в самую гущу нижегородской ярмарки, где купцы наперебой предлагают тебе свой товар. Пожалуй, Каменькович один из немногих не забыл, что Агафья — купеческая дочь и что им с тёткой после смерти отца перешло всё дело. Вот и обитают Арина Пантелеймоновна с Агафьей Тихоновной прямо в лавке — среди персидского шёлка, набивных платков и позвякивающих хрусталём люстр.
Арину Пантелеймоновну играет Елизавета Бойко — выпускница ГИТИСа прошлого года, принятая в труппу «Мастерской» в текущем сезоне. Рыжеволосой и зеленоглазой, ей бы впору играть королеву Елизавету, но и роль тётки выходит замечательно. Арина Пантелеймоновна крепко стоит на ногах и уверенно произносит каждое слово; она одна везёт на себе хозяйство, доставшееся от покойника шурина. В его добрую (или злую) память вывеску «Торговый дом Купердягиных» венчает огромный сжатый кулак. В наиболее драматических моментах он падает и издаёт громогласный звук; тогда Арина Пантелеймоновна, засучив рукава, дёргает за верёвку и поднимает его на место. Сразу думаешь: «Пётр Наумович сделал бы так же».
Воздушная, белоснежная Агафья Тихоновна в исполнении Ольги Бодровой и впрямь похожа на кусок сахара («Как рефинат! …сладость такая, что и рассказать нельзя», — расписывает невесту Фёкла Ивановна). Большеглазую, круглолицую, её хочется назвать не Агафьей Тихоновной, а Агашей — так нежна эта девушка, так заслуживает она любви. Только кто же виноват, что у Гоголя никто друг друга не любит?..
Не было бы «Женитьбы» без женихов, и в спектакле Каменьковича есть эта галерея хрестоматийных образов. Бывший морской офицер Жевакин (Степан Пьянков) — всё тот же одинокий старик, который вспоминает блаженную Сицилию и получает семнадцатый отказ от невесты. Отставной пехотный офицер Анучкин (Томас Моцкус) — мужчина средних лет с неопределённым цветом волос и такими же неопределёнными занятиями. Экзекутор Яичница (Василий Фирсов) — чиновник демонической внешности, напоминающий злодея Сагасту из сериала «Бумажный дом». Каждый из женихов занимает положенное ему место перед огромной живописной репродукцией (выстроенные в ряд, они образуют косую линию, уходящую в глубь сцены). Так, Яичница сидит у классицистского пейзажа с развалинами, Жевакин — на фоне Тибра и собора Святого Петра, а Анучкин — у мраморной беседки, где скрылась изящная красавица в декольте. Приём наглядный, но слишком уж очевидный. Картины как бы оттеняют персонажа, но не помогают развитию характера: во всех трёх случаях амплитуда роли незавидна. Как и положено у Гоголя, женихи покидают дом один за другим: разгневанный Яичница, расстроенный Анучкин и обиженный Жевакин. И как бы ни старался режиссёр наполнить действие весёлыми выдумками и бытовыми подробностями (Яичница, например, отмечает пункты приданого галочками, а Жевакин подслушивает разговор Кочкарёва с Агафьей Тихоновной, выглядывая из тантамарески), оно всё равно остаётся погружённым в вязкое гоголевское инобытие, откуда никто не знает дороги.
Наступает время самого длинного и изматывающего диалога: Кочкарёв уговаривает Подколёсина жениться на Агафье. Сыплются «тяжкие» обвинения, колкости чередуются с признаниями в дружбе, но и в этой кутерьме находится место трюку. Женихи не пропали без вести — каждого сфотографировала дворовая девочка Дуняша (её легко и свободно играет Екатерина Новокрещенова). Кочкарёв разворачивает большой, с человеческий рост, портрет Подколёсина, а на обратной стороне… Гоголь. И гневные слова, предназначенные для Подколёсина, Кочкарёв обращает к своему «отцу»: «Не сочинишь хуже этой рожи, ей-Богу, не сочинишь!» Абсурд этой сцены вызывает неподдельную улыбку.
Вдоволь насмешив зрителей, спектакль приближается к концу. Его финал похож на финал «Вишнёвого сада» Ивана Поповски: та же пустая сцена, белая прозрачная ткань и одиночество. Но Гоголь — не Чехов, и сердце не сжимается в предчувствии беды. Комедия выстроена так, что ни к одному из героев не испытываешь сожаления и не относишься всерьёз. «Женитьба» Евгения Каменьковича не предполагает нового видения «замыленного» сюжета — она просто смешит удачными творческими находками и радует искренностью и душевностью, неизменными для спектаклей «Мастерской».
Может, оно и к лучшему?
Источник: «Театральный журнал»
Но вот кончился дождь, все убежали по своим делам, на сцене — один Подколёсин. Его холостяцкий быт идеально воплотила художница Ирина Корина: сцена пуста, и только на самом её краю, у зрительного зала, «прилёг» массивный каменный лев — такой же холодный и неуютный, как вода в Неве. На этом льве пытается улечься Иван Кузьмич, но у него не получается: твёрдые мышцы «зверя» то и дело впиваются в мягкие места. Иван Вакуленко играет всё того же Подколёсина, знакомого по бесчисленным «Женитьбам»: мужчина, склонный к полноте, чаще всего со светлыми волосами и всегда — с невыразительным лицом, робкий, напуганный и мечтающий о несбыточном. Как и в большинстве других «Женитьб», Подколёсин в спектакле Каменьковича — более ранняя версия Обломова, но, в отличие от героя Гончарова, он лишён внутренней потребности к философским исканиям и, возможно, субъектности вообще. Ведь если внимательно вчитаться в комедию Гоголя, можно увидеть, что там кроется трагедия: абсурд зашкаливает настолько, что возникает образ страшного, чуть ли не мифопоэтического Петербурга с его фантомными улицами и переулками. Но Евгений Каменькович, как и многие другие режиссёры, не стал переносить действие комедии в область трагедии, и его Подколёсин, ёрзающий на каменном льве, — фигура, безусловно, комическая.
Второй по значимости герой пьесы — Кочкарёв, «неизвестно из чего» хлопочущий о женитьбе Подколёсина. Юрий Буторин появляется внезапно, как вихрь; он как две капли воды похож на Пушкина и периодически цитирует его стихи. Примечательно, что в «Мастерской» уже накопилась целая галерея пушкинских «портретов»: это и забавный сатир Михаила Крылова в его же «Руслане и Людмиле», и томный поэт Кирилла Пирогова в «Триптихе» Петра Фоменко, а теперь и Кочкарёв Юрия Буторина в «Женитьбе». Каждый персонаж спектакля имеет свою цветовую гамму, и если пассивный Подколёсин одет в бледные лавандовые оттенки, то активный Кочкарёв носится по сцене в вишнёвой крылатке и бордовом сюртуке. Их парная сцена, где Кочкарёв внушает своему другу-ленивцу, как хорошо быть женатым, — интонационно ровная. Пожалуй, единственное, что делает диалог озорным, — воображение Кочкарёвым пяти «экспедиторчат», детей Подколёсина. Показывая рукой рост каждого, от младшего до старшего, Кочкарёв в запале произносит: «Серафим Иванович, Сидор Иванович, Сергей Иванович, Софья Ивановна…» Этот маленький фокус не только подпитывает комическую атмосферу спектакля (с подобными вставками он приобретает совершенно озорной, «фоменковский» вид), но и помогает разнообразить знакомый до оскомины текст Гоголя.
Появляется сваха Фёкла Ивановна. Она стремительно пролетает между партером и амфитеатром, успевая всучить зрителям свои визитные карточки, и взбегает на сцену. В исполнении Мадлен Джабраиловой сваха похожа на риелтора: держит в голове кучу имён и адресов, вечно спешит и всюду поспевает. Неброский макияж, короткая белая стрижка, тщательно подобранная одежда — и вместе с тем суетливость, трогательная шепелявость и доброта. Но только внешне и отличается эта Фёкла Ивановна от всех остальных… Тяжеловесный текст Гоголя, насыщенный историзмами и архаизмами, не позволяет выйти на новый уровень игры и «осовременить» роль. Вот и стильная дама средних лет вынуждена перечислять приданое невесты: «…один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте…»
Заскучав было в пустой квартире Подколёсина, переносишься в дивный новый мир — дом Агафьи Тихоновны. Поднимается занавес, и вместо привычных для «Женитьбы» подушек и перин видишь богатую купеческую лавку: цветастые материи, фотографический аппарат на треноге, зеркала — чего здесь только нет! Как будто из Петербурга попал на волжские просторы, в самую гущу нижегородской ярмарки, где купцы наперебой предлагают тебе свой товар. Пожалуй, Каменькович один из немногих не забыл, что Агафья — купеческая дочь и что им с тёткой после смерти отца перешло всё дело. Вот и обитают Арина Пантелеймоновна с Агафьей Тихоновной прямо в лавке — среди персидского шёлка, набивных платков и позвякивающих хрусталём люстр.
Арину Пантелеймоновну играет Елизавета Бойко — выпускница ГИТИСа прошлого года, принятая в труппу «Мастерской» в текущем сезоне. Рыжеволосой и зеленоглазой, ей бы впору играть королеву Елизавету, но и роль тётки выходит замечательно. Арина Пантелеймоновна крепко стоит на ногах и уверенно произносит каждое слово; она одна везёт на себе хозяйство, доставшееся от покойника шурина. В его добрую (или злую) память вывеску «Торговый дом Купердягиных» венчает огромный сжатый кулак. В наиболее драматических моментах он падает и издаёт громогласный звук; тогда Арина Пантелеймоновна, засучив рукава, дёргает за верёвку и поднимает его на место. Сразу думаешь: «Пётр Наумович сделал бы так же».
Воздушная, белоснежная Агафья Тихоновна в исполнении Ольги Бодровой и впрямь похожа на кусок сахара («Как рефинат! …сладость такая, что и рассказать нельзя», — расписывает невесту Фёкла Ивановна). Большеглазую, круглолицую, её хочется назвать не Агафьей Тихоновной, а Агашей — так нежна эта девушка, так заслуживает она любви. Только кто же виноват, что у Гоголя никто друг друга не любит?..
Не было бы «Женитьбы» без женихов, и в спектакле Каменьковича есть эта галерея хрестоматийных образов. Бывший морской офицер Жевакин (Степан Пьянков) — всё тот же одинокий старик, который вспоминает блаженную Сицилию и получает семнадцатый отказ от невесты. Отставной пехотный офицер Анучкин (Томас Моцкус) — мужчина средних лет с неопределённым цветом волос и такими же неопределёнными занятиями. Экзекутор Яичница (Василий Фирсов) — чиновник демонической внешности, напоминающий злодея Сагасту из сериала «Бумажный дом». Каждый из женихов занимает положенное ему место перед огромной живописной репродукцией (выстроенные в ряд, они образуют косую линию, уходящую в глубь сцены). Так, Яичница сидит у классицистского пейзажа с развалинами, Жевакин — на фоне Тибра и собора Святого Петра, а Анучкин — у мраморной беседки, где скрылась изящная красавица в декольте. Приём наглядный, но слишком уж очевидный. Картины как бы оттеняют персонажа, но не помогают развитию характера: во всех трёх случаях амплитуда роли незавидна. Как и положено у Гоголя, женихи покидают дом один за другим: разгневанный Яичница, расстроенный Анучкин и обиженный Жевакин. И как бы ни старался режиссёр наполнить действие весёлыми выдумками и бытовыми подробностями (Яичница, например, отмечает пункты приданого галочками, а Жевакин подслушивает разговор Кочкарёва с Агафьей Тихоновной, выглядывая из тантамарески), оно всё равно остаётся погружённым в вязкое гоголевское инобытие, откуда никто не знает дороги.
Наступает время самого длинного и изматывающего диалога: Кочкарёв уговаривает Подколёсина жениться на Агафье. Сыплются «тяжкие» обвинения, колкости чередуются с признаниями в дружбе, но и в этой кутерьме находится место трюку. Женихи не пропали без вести — каждого сфотографировала дворовая девочка Дуняша (её легко и свободно играет Екатерина Новокрещенова). Кочкарёв разворачивает большой, с человеческий рост, портрет Подколёсина, а на обратной стороне… Гоголь. И гневные слова, предназначенные для Подколёсина, Кочкарёв обращает к своему «отцу»: «Не сочинишь хуже этой рожи, ей-Богу, не сочинишь!» Абсурд этой сцены вызывает неподдельную улыбку.
Вдоволь насмешив зрителей, спектакль приближается к концу. Его финал похож на финал «Вишнёвого сада» Ивана Поповски: та же пустая сцена, белая прозрачная ткань и одиночество. Но Гоголь — не Чехов, и сердце не сжимается в предчувствии беды. Комедия выстроена так, что ни к одному из героев не испытываешь сожаления и не относишься всерьёз. «Женитьба» Евгения Каменьковича не предполагает нового видения «замыленного» сюжета — она просто смешит удачными творческими находками и радует искренностью и душевностью, неизменными для спектаклей «Мастерской».
Может, оно и к лучшему?
Источник: «Театральный журнал»
София Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991