Безумный мир на подмостках
Фоменко и Туминас призывают на помощь высшие силы
Среди большого количества московских премьер два спектакля «Безумная из Шайо» в Мастерской Петра Фоменко и «Ревизор» у вахтанговцев в постановке Римаса Туминаса выделяются своей неординарной темой.
Туминас сильно рисковал, решив поставить известную каждому со школьной скамьи пьесу Гоголя. Но он все-таки сумел заметить в «Ревизоре» то, мимо чего проходили остальные режиссеры. Помните, Городничий, узнав о приезде ревизора, наказывает своим подчиненным, что ежели тот будет спрашивать о церкви (на которую были выделены из государственной казны деньги), то она, мол, сгорела┘ Ясное дело: денежки пошли ему и его чиновникам в карман. Выходит, они настолько погрязли в своих темных делишках, что уже и Бога не боятся и думают, что ежели поставят свечку в храме и попросят прощение у Всевышнего, то все их грехи будут «списаны». Но весь казус заключается в том, что и этой утешительной малости они себя лишили, не построив церкви в городе. И теперь во время спектакля свечи горят у груды кирпичей, когда-то предназначенных для храма. Где совесть у этих людей? А нет ее, и за это гоголевские персонажи расплачиваются: словно в мистическом триллере, с колосников сцены опускается огромный каркас церкви, который, двигаясь по кругу на тросах, сметает все и всех на своем пути. Казалось, такой апокалипсический финал несоединим с жанром комедии. Но дело в том, что литовский режиссер увидел в Гоголе не только замечательного комедиографа и мастера «обличительного смеха», но и философа, духовного наставника. Туминас уверен, что именно сегодня, когда общество особенно нуждается в нравственном очищении, «Ревизора» надо решать в стиле притчи, всеобъемлющей «человеческой комедии».
Маленькие, суетные людишки, забыв о своей душе, ведут себя в спектакле как одна шайка-лейка во главе с «паханом» Сквозник-Дмухановским. Городничий (Сергей Маковецкий) привык к своему высокому положению, поэтому у него все холодеет внутри, когда представляет, что сделают с ним после разжалования в «рядовые» его лучшие «друзья». В ужасе он лезет на позорный столб, установленный на сцене, и оттуда пытается оправдываться перед народом. Но приближенные не дают ему испытать радость самобичевания и устанавливают перед ним кафедру. В этой режиссерской метафоре, несомненно, читается едкая ирония по поводу той самой кафедры, которая должна служить для проповеди добра. Здесь же она предоставляется обаятельному подлецу, готовому ради собственной выгоды «подложить» под Хлестакова свою эмансипированную жену (Людмила Максакова) и взбалмошную дочь (Нонна Гришаева).
Вечер в честь знаменитого гостя в доме Городничего разыгрывается по всем канонам комической буффонады, где Хлестакову (Олег Макаров) позволяется все. Сидеть на столе, покрытом персидским ковром, где рядом с заморскими фруктами лежат горы картошки, в пьяном виде мочиться городничихе в подол платья, лежать на коленях обомлевших от счастья «отцов» города, которые потом выносят его на вытянутых руках, словно драгоценный сосуд. Не случайно перед отъездом, собирая с чиновников деньги и складывая их в огромный сундук, он искренне говорит, что ему нигде не было так хорошо, как здесь. Именно на этом сундуке зрители впервые увидят сидящего в одной ночной рубашечке Ивана Александровича, приезжающего в город N на железной детской кроватке. Сильный художественный образ, благодаря ему у зрителей возникнет подозрение, что с головкой у Хлестакова не все в порядке┘ Кстати, ничего удивительного в том нет, уж если у такого зубра, как Городничий, «крыша» поехала и он фитюльку принял за ревизора, то что говорить о мамином сыночке, свихнувшемся в своем департаменте от постоянных издевательств над собой?
Если в спектакле Туминаса безумие преследует героев, то персонажи фоменковского спектакля давно живут в нем. Не случайно пьеса Жана Жироду называется «Безумная из Шайо». Сумасшедшая графиня Орели в исполнении Галины Тюниной спасает жителей рабочего квартала Парижа от преступной мафии, решившей провернуть грандиозную махинацию с нефтью, якобы здесь обнаруженной. Понятно, что это блеф, но люди напуганы: а вдруг аферистам удастся осуществить свой безумный проект, и тогда они лишатся своих жалких жилищ┘ В Шайо начинается паника. Длинный пролог к дальнейшим криминальным событиям понадобился режиссеру для того, чтобы создать коллективный портрет людей, выброшенных на обочину жизни.
Каждый день в дешевом питейном заведении собираются мусорщики, продавцы, полицейские, сутенеры, проститутки. Тут все друг друга хорошо знают, поэтому можно часами сидеть и слушать маленький оркестр или изливать душу случайно подвернувшемуся собеседнику. Но в последнее время сюда зачастила странная троица в цилиндрах и потертых смокингах, а к ним присоединился еще один подозрительный субъект, пьющий только воду и почему-то постоянно нюхающий ее. Чужаки ведут себя очень высокомерно, говорят шепотом, но их все-таки удается разоблачить сумасшедшей из Шайо, обладающей необыкновенной интуицией и чутьем на дрянных людишек. Есть у нее еще три подружки такие же, как она, безумные дамы, давно живущие в своем иллюзорном мире добра, где нет места злу. Собравшись в подвале у графини Орели и раскачиваясь на ее широкой постели, подвешенной, словно люлька, к потолку, они разрабатывают план ликвидации аферистов.
Этот безумный квартет в исполнении Галины Тюниной, Натальи Курдюбовой, Мадлен Джабраиловой и Полины Кутеповой смешон, трогателен и по-детски наивен. Может показаться, что старушки играют в палачей, а на самом деле ничего противозаконного совершить не могут. Но ведь у сумасшедших своя логика┘ Обманным путем они завлекают учредителей мифической компании в жилище Орели и предлагают им спуститься в подземную клоаку, где якобы те могут обнаружить нужную им нефть. Огромная чугунная плита закрывается за ними, и больше никто никогда после этого их не увидит. Жестоко? Но ведь и справедливо┘
Если в спектакле «Ревизор» Туминас призывает на помощь высшие силы, чтобы наказать зло, то в постановке Фоменко душевнобольные защищают мир от злых людей. За художественным вымыслом читается то, что два замечательных режиссера не зря обратились к теме безумия в современном мире, где каждый человек, несмотря на все уродства окружающей действительности, должен отвечать за свои поступки и приумножать добро, сокращая тем самым зону зла и «протаптывая» тропинку к сердцам других людей.
Туминас сильно рисковал, решив поставить известную каждому со школьной скамьи пьесу Гоголя. Но он все-таки сумел заметить в «Ревизоре» то, мимо чего проходили остальные режиссеры. Помните, Городничий, узнав о приезде ревизора, наказывает своим подчиненным, что ежели тот будет спрашивать о церкви (на которую были выделены из государственной казны деньги), то она, мол, сгорела┘ Ясное дело: денежки пошли ему и его чиновникам в карман. Выходит, они настолько погрязли в своих темных делишках, что уже и Бога не боятся и думают, что ежели поставят свечку в храме и попросят прощение у Всевышнего, то все их грехи будут «списаны». Но весь казус заключается в том, что и этой утешительной малости они себя лишили, не построив церкви в городе. И теперь во время спектакля свечи горят у груды кирпичей, когда-то предназначенных для храма. Где совесть у этих людей? А нет ее, и за это гоголевские персонажи расплачиваются: словно в мистическом триллере, с колосников сцены опускается огромный каркас церкви, который, двигаясь по кругу на тросах, сметает все и всех на своем пути. Казалось, такой апокалипсический финал несоединим с жанром комедии. Но дело в том, что литовский режиссер увидел в Гоголе не только замечательного комедиографа и мастера «обличительного смеха», но и философа, духовного наставника. Туминас уверен, что именно сегодня, когда общество особенно нуждается в нравственном очищении, «Ревизора» надо решать в стиле притчи, всеобъемлющей «человеческой комедии».
Маленькие, суетные людишки, забыв о своей душе, ведут себя в спектакле как одна шайка-лейка во главе с «паханом» Сквозник-Дмухановским. Городничий (Сергей Маковецкий) привык к своему высокому положению, поэтому у него все холодеет внутри, когда представляет, что сделают с ним после разжалования в «рядовые» его лучшие «друзья». В ужасе он лезет на позорный столб, установленный на сцене, и оттуда пытается оправдываться перед народом. Но приближенные не дают ему испытать радость самобичевания и устанавливают перед ним кафедру. В этой режиссерской метафоре, несомненно, читается едкая ирония по поводу той самой кафедры, которая должна служить для проповеди добра. Здесь же она предоставляется обаятельному подлецу, готовому ради собственной выгоды «подложить» под Хлестакова свою эмансипированную жену (Людмила Максакова) и взбалмошную дочь (Нонна Гришаева).
Вечер в честь знаменитого гостя в доме Городничего разыгрывается по всем канонам комической буффонады, где Хлестакову (Олег Макаров) позволяется все. Сидеть на столе, покрытом персидским ковром, где рядом с заморскими фруктами лежат горы картошки, в пьяном виде мочиться городничихе в подол платья, лежать на коленях обомлевших от счастья «отцов» города, которые потом выносят его на вытянутых руках, словно драгоценный сосуд. Не случайно перед отъездом, собирая с чиновников деньги и складывая их в огромный сундук, он искренне говорит, что ему нигде не было так хорошо, как здесь. Именно на этом сундуке зрители впервые увидят сидящего в одной ночной рубашечке Ивана Александровича, приезжающего в город N на железной детской кроватке. Сильный художественный образ, благодаря ему у зрителей возникнет подозрение, что с головкой у Хлестакова не все в порядке┘ Кстати, ничего удивительного в том нет, уж если у такого зубра, как Городничий, «крыша» поехала и он фитюльку принял за ревизора, то что говорить о мамином сыночке, свихнувшемся в своем департаменте от постоянных издевательств над собой?
Если в спектакле Туминаса безумие преследует героев, то персонажи фоменковского спектакля давно живут в нем. Не случайно пьеса Жана Жироду называется «Безумная из Шайо». Сумасшедшая графиня Орели в исполнении Галины Тюниной спасает жителей рабочего квартала Парижа от преступной мафии, решившей провернуть грандиозную махинацию с нефтью, якобы здесь обнаруженной. Понятно, что это блеф, но люди напуганы: а вдруг аферистам удастся осуществить свой безумный проект, и тогда они лишатся своих жалких жилищ┘ В Шайо начинается паника. Длинный пролог к дальнейшим криминальным событиям понадобился режиссеру для того, чтобы создать коллективный портрет людей, выброшенных на обочину жизни.
Каждый день в дешевом питейном заведении собираются мусорщики, продавцы, полицейские, сутенеры, проститутки. Тут все друг друга хорошо знают, поэтому можно часами сидеть и слушать маленький оркестр или изливать душу случайно подвернувшемуся собеседнику. Но в последнее время сюда зачастила странная троица в цилиндрах и потертых смокингах, а к ним присоединился еще один подозрительный субъект, пьющий только воду и почему-то постоянно нюхающий ее. Чужаки ведут себя очень высокомерно, говорят шепотом, но их все-таки удается разоблачить сумасшедшей из Шайо, обладающей необыкновенной интуицией и чутьем на дрянных людишек. Есть у нее еще три подружки такие же, как она, безумные дамы, давно живущие в своем иллюзорном мире добра, где нет места злу. Собравшись в подвале у графини Орели и раскачиваясь на ее широкой постели, подвешенной, словно люлька, к потолку, они разрабатывают план ликвидации аферистов.
Этот безумный квартет в исполнении Галины Тюниной, Натальи Курдюбовой, Мадлен Джабраиловой и Полины Кутеповой смешон, трогателен и по-детски наивен. Может показаться, что старушки играют в палачей, а на самом деле ничего противозаконного совершить не могут. Но ведь у сумасшедших своя логика┘ Обманным путем они завлекают учредителей мифической компании в жилище Орели и предлагают им спуститься в подземную клоаку, где якобы те могут обнаружить нужную им нефть. Огромная чугунная плита закрывается за ними, и больше никто никогда после этого их не увидит. Жестоко? Но ведь и справедливо┘
Если в спектакле «Ревизор» Туминас призывает на помощь высшие силы, чтобы наказать зло, то в постановке Фоменко душевнобольные защищают мир от злых людей. За художественным вымыслом читается то, что два замечательных режиссера не зря обратились к теме безумия в современном мире, где каждый человек, несмотря на все уродства окружающей действительности, должен отвечать за свои поступки и приумножать добро, сокращая тем самым зону зла и «протаптывая» тропинку к сердцам других людей.
Любовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991