«Старухи» переиграли всех
Всю последнюю неделю в Москве показывали спектакли-номинанты на «Золотую маску»
Для столичных жителей неожиданностей не было: «Шута Балакирева» Марка Захарова, «Горе от ума» Сергея Женовача, «Чайку» Льва Додина и «Сирано де Бержерака» Владимира Мирзоева они уже видели, не говоря о самом модном и дорогом (по цене билетов) коммерческом мхатовском спектакле «Номер 13», тоже неожиданно допущенном в конкурс. Да и провинцию представляли хорошо знакомые по прошлым фестивалям «Маски» Олег Рыбкин из Омска, показавший «Сновидение для театра и цирка» по роману Набокова «Приглашение на казнь», и воронежец Михаил Бычков с «Фрекен Жюли». Так что едва ли не больший резонанс, чем фестивальные постановки, вызвали состоявшиеся в это же время московские премьеры спектакль молодого режиссера Кирилла Серебренникова «Откровенные полароидные снимки» в театре Пушкина и «Безумная из Шайо» Петра Фоменко.
На фоне новой драматургии ни о чем и пылко влюбленной в себя молодой режиссуры театр Фоменко выглядит очень серьезным и респектабельным, и выбор интеллектуальной, громоздкой и старомодной пьесы французского классика Жана Жироду это только подтверждает. Речь там идет о том, что общество наживы и чистогана необходимо уничтожить, не новая, но вполне современная идея. Способ уничтожения, впрочем, предлагается театральный: еще одна старая графиня (любимый персонаж режиссера, чья «Пиковая дама» некогда свела с ума театральную Москву) заманивает проходимцев, учредителей «Объединенного банка парижских недр», к себе в каморку и с помощью рабочего-канализатора отправляет их навсегда под землю. Ей в этом помогают простые «люди Парижа»: судомойка, мусорщик, продавец шнурков и так далее. Когда слушаешь длинные монологи и диалоги о вреде коррупции, удивляешься, что Фоменко не опередила Татьяна Доронина в ее театре такой текст прозвучал бы особенно сильно, да и Орели, «безумную из Шайо», она сыграла бы замечательно.
Здесь в главной роли Галина Тюнина, у которой чем старше героиня (в «Войне и мире» это была Аннетт Шерер), тем более блистательна. Возрастной грим она заменила низко надвинутым на глаза париком и неподражаемой эксцентричной походкой: оказалось, вполне достаточно для того, чтобы сыграть великую старуху, хозяйку города, которая, конечно, слишком умна для борьбы с всемирным злом, но иронична и неистощима на выдумки. Сюжет с заманиванием жуликов в канализационную трубу еще одна ее фантазия, химера, как воспоминание о пропавшей шкатулке и украденном боа, как нескончаемые разговоры с возлюбленным по имени Берто, который когда-то ее бросил. Не ее вина, что вымышленная реальность, согретая невымышленным чувством, оказывается интереснее действительности.
Фоменко ставит спектакль о том, что «безумные» правы, а «умные» скучны и ничтожны. Поэтому он плоско-карикатурно изображает учредителей банка (или мужская часть труппы настолько уступает женской?) и выводит еще трех актрис, каждая из которых представляет «безумную» своего района Парижа. Их разговор лучшая часть спектакля, ради которой терпишь и безбожно затянутую сцену суда во втором действии, и не слишком выразительную за исключением Полины Агуреевой в роли цветочницы массовку. Четыре молодые красивые актрисы играют четырех сумасшедших старух, и как играют! Нравная Констанс, неразлучная со своей собачкой, хотя та, конечно, давно умерла, Наталья Курдюбова, кокетливая и мягкая Габриэль в этой роли Мадлен Джабраилова, чьи героини всегда резки и определенны, шумная Жозефина с синяком под глазом лирическая героиня Полины Кутеповой и, конечно, Орели Тюнина, без которой этот мир грез и сновидений наяву просто не мог бы существовать. К ансамблю уже известных актрис по праву можно добавить недавнюю выпускницу курса Фоменко Ирину Пегову, играющую судомойку, как Фоменко удается из обычных девочек делать звезд, совершенно непонятно, но такого количества сильных молодых артисток нет сегодня больше ни в одном московском театре.
Спектакль многонаселенный, как часто случается в этих тесных стенах: здесь и уличные музыканты, и рассыльные, и жонглер с полицейским. Они то придают действу некий парижский шик и легкомысленное очарование, то наводят на грустные размышления о том, что театр это все-таки грубое и бутафорское искусство, чья условность слишком очевидна и беззащитна. Разные чувства вызывает и текст: с одной стороны, устав от повсеместного жонглирования словами, радуешься его содержательности, с другой испытываешь неловкость от того, что сам он как будто та пожелтевшая газета 1896 года, которую каждое утро упрямо читает Орели. Хотя зрителям все это наверняка понравится: и неведомый Жироду, и тщательность почти четырехчасовой постановки, и воздушные созданья в роли безумных старух. Театр Фоменко вновь доказал, что его премьера становится театральным событием даже на фоне «Золотой маски».
На фоне новой драматургии ни о чем и пылко влюбленной в себя молодой режиссуры театр Фоменко выглядит очень серьезным и респектабельным, и выбор интеллектуальной, громоздкой и старомодной пьесы французского классика Жана Жироду это только подтверждает. Речь там идет о том, что общество наживы и чистогана необходимо уничтожить, не новая, но вполне современная идея. Способ уничтожения, впрочем, предлагается театральный: еще одна старая графиня (любимый персонаж режиссера, чья «Пиковая дама» некогда свела с ума театральную Москву) заманивает проходимцев, учредителей «Объединенного банка парижских недр», к себе в каморку и с помощью рабочего-канализатора отправляет их навсегда под землю. Ей в этом помогают простые «люди Парижа»: судомойка, мусорщик, продавец шнурков и так далее. Когда слушаешь длинные монологи и диалоги о вреде коррупции, удивляешься, что Фоменко не опередила Татьяна Доронина в ее театре такой текст прозвучал бы особенно сильно, да и Орели, «безумную из Шайо», она сыграла бы замечательно.
Здесь в главной роли Галина Тюнина, у которой чем старше героиня (в «Войне и мире» это была Аннетт Шерер), тем более блистательна. Возрастной грим она заменила низко надвинутым на глаза париком и неподражаемой эксцентричной походкой: оказалось, вполне достаточно для того, чтобы сыграть великую старуху, хозяйку города, которая, конечно, слишком умна для борьбы с всемирным злом, но иронична и неистощима на выдумки. Сюжет с заманиванием жуликов в канализационную трубу еще одна ее фантазия, химера, как воспоминание о пропавшей шкатулке и украденном боа, как нескончаемые разговоры с возлюбленным по имени Берто, который когда-то ее бросил. Не ее вина, что вымышленная реальность, согретая невымышленным чувством, оказывается интереснее действительности.
Фоменко ставит спектакль о том, что «безумные» правы, а «умные» скучны и ничтожны. Поэтому он плоско-карикатурно изображает учредителей банка (или мужская часть труппы настолько уступает женской?) и выводит еще трех актрис, каждая из которых представляет «безумную» своего района Парижа. Их разговор лучшая часть спектакля, ради которой терпишь и безбожно затянутую сцену суда во втором действии, и не слишком выразительную за исключением Полины Агуреевой в роли цветочницы массовку. Четыре молодые красивые актрисы играют четырех сумасшедших старух, и как играют! Нравная Констанс, неразлучная со своей собачкой, хотя та, конечно, давно умерла, Наталья Курдюбова, кокетливая и мягкая Габриэль в этой роли Мадлен Джабраилова, чьи героини всегда резки и определенны, шумная Жозефина с синяком под глазом лирическая героиня Полины Кутеповой и, конечно, Орели Тюнина, без которой этот мир грез и сновидений наяву просто не мог бы существовать. К ансамблю уже известных актрис по праву можно добавить недавнюю выпускницу курса Фоменко Ирину Пегову, играющую судомойку, как Фоменко удается из обычных девочек делать звезд, совершенно непонятно, но такого количества сильных молодых артисток нет сегодня больше ни в одном московском театре.
Спектакль многонаселенный, как часто случается в этих тесных стенах: здесь и уличные музыканты, и рассыльные, и жонглер с полицейским. Они то придают действу некий парижский шик и легкомысленное очарование, то наводят на грустные размышления о том, что театр это все-таки грубое и бутафорское искусство, чья условность слишком очевидна и беззащитна. Разные чувства вызывает и текст: с одной стороны, устав от повсеместного жонглирования словами, радуешься его содержательности, с другой испытываешь неловкость от того, что сам он как будто та пожелтевшая газета 1896 года, которую каждое утро упрямо читает Орели. Хотя зрителям все это наверняка понравится: и неведомый Жироду, и тщательность почти четырехчасовой постановки, и воздушные созданья в роли безумных старух. Театр Фоменко вновь доказал, что его премьера становится театральным событием даже на фоне «Золотой маски».
Нина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991