Завтра была война
Петр Наумович Фоменко поставил после недавней премьеры толстовского «Семейного счастия» «Войну и мир» в необычайно умной инсценировке с тремя соавторами это лишь начало романа, первые его главы. Спектакль идет четыре часа с двумя антрактами. Билеты раскуплены на два месяца вперед. Ожидающих монументальной эпопеи и пышного костюмированного «историзма» ждет сюрприз. Это спектакль удивительно стильный, изящный, веселый. В нем ни доли натужного глубокомыслия лишь какая-то юношеская свежесть, энергетика через край и лукавое озорство. В нем элегантная аристократическая простота (минимум антуража максимум чувства и смысла), а в своей гармоничности он схож с музыкальным произведением.
Это спектакль не о войне о мире. Война будет завтра, пока она еще кажется такой далекой, хотя на самом деле совсем рядом. Пока еще все живы и маленькая княгиня, и Петя Ростов, и князь Андрей, и старик Болконский, и граф Ростов, пока еще здравствует и бражничает красавец Анатоль Курагин┘ А кровь, и боль, и потери, и трагедии впереди. Но это знаем мы в отличие от них. Мы знаем, кого из них не будет, не будет очень скоро, и кому через что суждено пройти. И не оттого ли так горько, почти физически больно видеть их нынешнюю веселую беспечность? Их самих, таких живых и настоящих, с их надеждами, влюбленностями, поцелуями украдкой, милой суетой, невинными сплетнями и интригами (главная из которых дележка наследства умирающего старика Безухова)? Не оттого ли так грустно следить за этой их жизнью хлопотливой, кажущейся порой игрушечной, невсамделишной и пустой, но такой обаятельной? Мы-то знаем, что эта жизнь лишь преддверие горя и войны. И как бы она ни бурлила, она так хрупка и вот-вот истает, исчезнет.
Тему войны Фоменко заводит осторожно, деликатно. Лишь тревожным рефреном звучит вопрос Пьера князю Андрею: «Отчего вы идете на войну?» И ответ: «Эта жизнь не по мне. Я иду, потому что иду. Я не знаю. Так надо». Сцены с князем Болконским, его прощание с отцом единственный истинно драматический сюжет в спектакле. Как будто глазами князя Андрея (Илья Любимов) мы видим всю эту жизнь, где единственной возможностью полноценного, честного бытия для мужчины становится война, то есть, по Толстому, «высшее искусство убивать друг друга».
Поразительным кажется умение Фоменко и его актеров (каждый из них играет по нескольку ролей, и все превосходны) соткать столь воздушный, кружевной спектакль на таком сложном философском материале, так чувственно материализовать жизнь человеческого духа. Вновь, как и в недавней «Абсолютно счастливой деревне», философия лишь одна благоговение перед жизнью. И эти люди, те, кто совсем рядом (в театре этом сцены нет), они просто живут. Пристраивают детей кого на должность, кого замуж. Из последних сил, унижаясь, достают деньги, как обнищавшая княгиня Друбецкая (блестящая роль Мадлен Джабраиловой). Кутят у Долохова и пляшут «русскую» в доме Ростовых: тут вся семейка хороша Галина Тюнина и Рустэм Юскаев родители, Полина Агуреева Наташа, «казак, зелье-девка», а уж никак не кисейная барышня. С мудростью и всепрощением смотрят на них авторы спектакля что ж с того, что бывают они и жалки, и смешны, и капризны, и наивны? Они же просто люди, а значит, хотят жить и быть счастливыми. Они беззащитны перед будущим, перед войной и смертью, а значит, уже неподсудны. «Столько грешим, столько обманываем зачем? Ведь все кончается смертью┘»
Фоменко уже давно в том качестве и состоянии души, когда не хлопочешь ни о кассе, ни о «приманках» для публики. Внутренне он был абсолютно свободен всегда. Не отсюда ли это легкое дыхание в его последних работах верный признак настоящего в искусстве? В последнее время он вместе со своими актерами, чье мастерство становится все отточеннее, этой видимой легкостью и мудрой ясностью своих постановок, этой театральной ворожбой все чаще ставит в тупик, когда спектакли чаруют, обволакивают, властно затягивают в свою стихию, и увиденное, прочувствованное никак не укладывается в пресловутые теории и «концепции»: «Нет объяснения у чуда, и я на это не мастак»┘
Это спектакль не о войне о мире. Война будет завтра, пока она еще кажется такой далекой, хотя на самом деле совсем рядом. Пока еще все живы и маленькая княгиня, и Петя Ростов, и князь Андрей, и старик Болконский, и граф Ростов, пока еще здравствует и бражничает красавец Анатоль Курагин┘ А кровь, и боль, и потери, и трагедии впереди. Но это знаем мы в отличие от них. Мы знаем, кого из них не будет, не будет очень скоро, и кому через что суждено пройти. И не оттого ли так горько, почти физически больно видеть их нынешнюю веселую беспечность? Их самих, таких живых и настоящих, с их надеждами, влюбленностями, поцелуями украдкой, милой суетой, невинными сплетнями и интригами (главная из которых дележка наследства умирающего старика Безухова)? Не оттого ли так грустно следить за этой их жизнью хлопотливой, кажущейся порой игрушечной, невсамделишной и пустой, но такой обаятельной? Мы-то знаем, что эта жизнь лишь преддверие горя и войны. И как бы она ни бурлила, она так хрупка и вот-вот истает, исчезнет.
Тему войны Фоменко заводит осторожно, деликатно. Лишь тревожным рефреном звучит вопрос Пьера князю Андрею: «Отчего вы идете на войну?» И ответ: «Эта жизнь не по мне. Я иду, потому что иду. Я не знаю. Так надо». Сцены с князем Болконским, его прощание с отцом единственный истинно драматический сюжет в спектакле. Как будто глазами князя Андрея (Илья Любимов) мы видим всю эту жизнь, где единственной возможностью полноценного, честного бытия для мужчины становится война, то есть, по Толстому, «высшее искусство убивать друг друга».
Поразительным кажется умение Фоменко и его актеров (каждый из них играет по нескольку ролей, и все превосходны) соткать столь воздушный, кружевной спектакль на таком сложном философском материале, так чувственно материализовать жизнь человеческого духа. Вновь, как и в недавней «Абсолютно счастливой деревне», философия лишь одна благоговение перед жизнью. И эти люди, те, кто совсем рядом (в театре этом сцены нет), они просто живут. Пристраивают детей кого на должность, кого замуж. Из последних сил, унижаясь, достают деньги, как обнищавшая княгиня Друбецкая (блестящая роль Мадлен Джабраиловой). Кутят у Долохова и пляшут «русскую» в доме Ростовых: тут вся семейка хороша Галина Тюнина и Рустэм Юскаев родители, Полина Агуреева Наташа, «казак, зелье-девка», а уж никак не кисейная барышня. С мудростью и всепрощением смотрят на них авторы спектакля что ж с того, что бывают они и жалки, и смешны, и капризны, и наивны? Они же просто люди, а значит, хотят жить и быть счастливыми. Они беззащитны перед будущим, перед войной и смертью, а значит, уже неподсудны. «Столько грешим, столько обманываем зачем? Ведь все кончается смертью┘»
Фоменко уже давно в том качестве и состоянии души, когда не хлопочешь ни о кассе, ни о «приманках» для публики. Внутренне он был абсолютно свободен всегда. Не отсюда ли это легкое дыхание в его последних работах верный признак настоящего в искусстве? В последнее время он вместе со своими актерами, чье мастерство становится все отточеннее, этой видимой легкостью и мудрой ясностью своих постановок, этой театральной ворожбой все чаще ставит в тупик, когда спектакли чаруют, обволакивают, властно затягивают в свою стихию, и увиденное, прочувствованное никак не укладывается в пресловутые теории и «концепции»: «Нет объяснения у чуда, и я на это не мастак»┘
Марина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991