Счастливая деревня Петра Фоменко
Сюрприз под занавес сезона
Становится ясно, сколь очевидный гражданский подвиг совершает молодежь, восстанавливая связь времен.
Скудный театральный сезон в столице вдруг завершился вереницей неожиданных сюрпризов.
Едва ли не самое ценное событие нынешнего сезона премьера в маленьком зале «Мастерской П. Фоменко». Театралы помоложе тут же вспомнят о лучезарном начале этой труппы изысканном и таинственном «Приключении», тонких и изящных «Волках и овцах». Тем, кто постарше, неминуемо придут на память еще более знаменитые «Братья и сестры», прославившие Малый драматический Додина, поскольку у Фоменко та же тема российская деревня предвоенных и военных лет. Существенная, впрочем, разница: ленинградские артисты дети тех, кто пережил страшное время; для сегодняшних москвичей-актеров живая семейная связь истаяла, истончилась, уже не родители, но деды и бабки хранят родовую память. Добавьте еще пропасть между сегодняшним мегаполисом и тогдашней глубинкой; наконец разрыв в психологии, вызванный сменой ориентиров в обществе, и станет ясно, сколь очевидный гражданский подвиг свершает молодежь, восстанавливая связь времен.
Повесть Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня», положенная в основу одноименного спектакля, зарисовки сельского быта и история любви. Наутро после свадьбы ушел на фронт первый парень Михеев поскорее разделаться с фашистом и вернуться к любимой Полине. Да нелегко ему пришлось там, задержался и довелось ей одной вытягивать двух близнецов. А потом и вовсе пришла жестокая бумажка-похоронка.
Спектакль «фоменок» (так давно уже любовно зовет их критика и публика) родился из студенческой дипломной работы последнего выпуска Мастера и напоминает о том открытостью, наивностью, свежестью. В маленьком зальчике на 80 мест фойе бывшего кинотеатра с сохранившимися колоннами публика размещена по обе стороны разновысоких деревянных станков. Это и стол, и мостки на речке, и окопы, а то сарай или делянка в поле. Тазы с водой вот вам и река, и вечные деревенские лужи, и домашняя утварь. На противоположной от колонн стене окна, которые выходят на шумную и перерытую стройкой очередного кольца Москву. Передвижные жалюзи-ставни закроют их, открыв другие, на стекле которых прозрачный набросок милого российского пейзажа.
Столь же просто и чисто, ясными красками и тонкими штрихами набрасывают участники портреты своих персонажей. Самая энергичная в деревне Баба Фима, вечная и неутомимая сельская труженица, совершенно неузнаваема в ней бесстрашная и заводная Мадлен Джабраилова. Неудержимая сплетница Егоровна, всюду сующая чуткий и любопытный нос, звонкая работа нежной Ольги Левитиной. Неизменно положительный и разумный, чуть занудливый Сосед Сергей Якубенко. Сразу три броские, до совершенства отшлифованные скульптуры уморительное Огородное Пугало, свидетель многих деревенских событий, столь же древний Колодезный Журавель и Дремучий Дед, что, припав ухом к земле, слышит стук военных эшелонов, изощренные создания Карэна Бадалова.
Впрочем, большинство занятых в спектакле играют по нескольку ролей, умудряясь порой за секунды щедрой сценической самоотдачи создать законченный полнокровный характер вроде того сластолюбивого цехового мастера (Тагир Рахимов). Режиссер смешал воспитанников разных выпусков от зрелых, уверенных артистов до совершенно зеленых. Из новичков открытие Андрей Щенников, окопный соратник главного героя, ясноглазый ярославский парнишка со смешной фамилией Куропаткин, грезящий по ночам о девушках (одна из самых проникновенных сцен спектакля). Много обещает и Илья Любимов Франц, вначале ухоженный и добропорядочный бюргер, затем военнопленный, оставленный в той самой деревне и сохранивший немецкую страсть к порядку посреди российской безалаберности.
Наибольший спрос с центральной пары. Полине Агуреевой, актрисе сильного комедийного и лирического начала, в ее тезке больше удаются начальные сцены тут и купание в широкой реке, представленной длинной мокрой простыней, и забавные и искренние сельские ухаживания. Для второй части после ухода любимого, военной и послевоенной недостает, наверное, жизненного опыта.
Сергей Тарамаев самый звездный из состава спектакля, по-голливудски победительный. Его Михеев, сказочный добрый молодец, что пускается на хитрости, преследуя полюбившуюся девушку, простодушен и лукав, надежен и безмятежен. Трудно, наверное, пока сыграть то возмужание, что происходит на войне. А потом в безыскусном раю облако-решето, подвешенное на канатах, сидя с болтающейся биркой на голом пальце ноги, советовать оставшейся на грешной земле жене: найди себе человека, который поможет вырастить ребятишек. Ему еще бы разгульности, удали, былинной силы, чтобы стать не только главным персонажем истории, но притчи, которую задумал постановщик.
Однако, чудится, все придет со временем. Ведь «Одна самая счастливая деревня» создавалась совершено очевидно из этюдов. Все вместе они складываются в могучий эпос, в завораживающую картину народной жизни, от которой сжимается горло и предательски пощипывает под веками.
И эпитет «самая счастливая» в отношении деревни воспринимается без тени иронии она сохранила завещанную предками духовную крепость и передала ее следующим поколениям.
А еще счастлив режиссер, который может выпустить такую постановку. Счастливы актеры, в ней играющие, особенно те, что начинают с нее творческий путь. Счастливы, наконец, зрители, которым довелось увидеть столь человечный и сердечный спектакль.
Скудный театральный сезон в столице вдруг завершился вереницей неожиданных сюрпризов.
Едва ли не самое ценное событие нынешнего сезона премьера в маленьком зале «Мастерской П. Фоменко». Театралы помоложе тут же вспомнят о лучезарном начале этой труппы изысканном и таинственном «Приключении», тонких и изящных «Волках и овцах». Тем, кто постарше, неминуемо придут на память еще более знаменитые «Братья и сестры», прославившие Малый драматический Додина, поскольку у Фоменко та же тема российская деревня предвоенных и военных лет. Существенная, впрочем, разница: ленинградские артисты дети тех, кто пережил страшное время; для сегодняшних москвичей-актеров живая семейная связь истаяла, истончилась, уже не родители, но деды и бабки хранят родовую память. Добавьте еще пропасть между сегодняшним мегаполисом и тогдашней глубинкой; наконец разрыв в психологии, вызванный сменой ориентиров в обществе, и станет ясно, сколь очевидный гражданский подвиг свершает молодежь, восстанавливая связь времен.
Повесть Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня», положенная в основу одноименного спектакля, зарисовки сельского быта и история любви. Наутро после свадьбы ушел на фронт первый парень Михеев поскорее разделаться с фашистом и вернуться к любимой Полине. Да нелегко ему пришлось там, задержался и довелось ей одной вытягивать двух близнецов. А потом и вовсе пришла жестокая бумажка-похоронка.
Спектакль «фоменок» (так давно уже любовно зовет их критика и публика) родился из студенческой дипломной работы последнего выпуска Мастера и напоминает о том открытостью, наивностью, свежестью. В маленьком зальчике на 80 мест фойе бывшего кинотеатра с сохранившимися колоннами публика размещена по обе стороны разновысоких деревянных станков. Это и стол, и мостки на речке, и окопы, а то сарай или делянка в поле. Тазы с водой вот вам и река, и вечные деревенские лужи, и домашняя утварь. На противоположной от колонн стене окна, которые выходят на шумную и перерытую стройкой очередного кольца Москву. Передвижные жалюзи-ставни закроют их, открыв другие, на стекле которых прозрачный набросок милого российского пейзажа.
Столь же просто и чисто, ясными красками и тонкими штрихами набрасывают участники портреты своих персонажей. Самая энергичная в деревне Баба Фима, вечная и неутомимая сельская труженица, совершенно неузнаваема в ней бесстрашная и заводная Мадлен Джабраилова. Неудержимая сплетница Егоровна, всюду сующая чуткий и любопытный нос, звонкая работа нежной Ольги Левитиной. Неизменно положительный и разумный, чуть занудливый Сосед Сергей Якубенко. Сразу три броские, до совершенства отшлифованные скульптуры уморительное Огородное Пугало, свидетель многих деревенских событий, столь же древний Колодезный Журавель и Дремучий Дед, что, припав ухом к земле, слышит стук военных эшелонов, изощренные создания Карэна Бадалова.
Впрочем, большинство занятых в спектакле играют по нескольку ролей, умудряясь порой за секунды щедрой сценической самоотдачи создать законченный полнокровный характер вроде того сластолюбивого цехового мастера (Тагир Рахимов). Режиссер смешал воспитанников разных выпусков от зрелых, уверенных артистов до совершенно зеленых. Из новичков открытие Андрей Щенников, окопный соратник главного героя, ясноглазый ярославский парнишка со смешной фамилией Куропаткин, грезящий по ночам о девушках (одна из самых проникновенных сцен спектакля). Много обещает и Илья Любимов Франц, вначале ухоженный и добропорядочный бюргер, затем военнопленный, оставленный в той самой деревне и сохранивший немецкую страсть к порядку посреди российской безалаберности.
Наибольший спрос с центральной пары. Полине Агуреевой, актрисе сильного комедийного и лирического начала, в ее тезке больше удаются начальные сцены тут и купание в широкой реке, представленной длинной мокрой простыней, и забавные и искренние сельские ухаживания. Для второй части после ухода любимого, военной и послевоенной недостает, наверное, жизненного опыта.
Сергей Тарамаев самый звездный из состава спектакля, по-голливудски победительный. Его Михеев, сказочный добрый молодец, что пускается на хитрости, преследуя полюбившуюся девушку, простодушен и лукав, надежен и безмятежен. Трудно, наверное, пока сыграть то возмужание, что происходит на войне. А потом в безыскусном раю облако-решето, подвешенное на канатах, сидя с болтающейся биркой на голом пальце ноги, советовать оставшейся на грешной земле жене: найди себе человека, который поможет вырастить ребятишек. Ему еще бы разгульности, удали, былинной силы, чтобы стать не только главным персонажем истории, но притчи, которую задумал постановщик.
Однако, чудится, все придет со временем. Ведь «Одна самая счастливая деревня» создавалась совершено очевидно из этюдов. Все вместе они складываются в могучий эпос, в завораживающую картину народной жизни, от которой сжимается горло и предательски пощипывает под веками.
И эпитет «самая счастливая» в отношении деревни воспринимается без тени иронии она сохранила завещанную предками духовную крепость и передала ее следующим поколениям.
А еще счастлив режиссер, который может выпустить такую постановку. Счастливы актеры, в ней играющие, особенно те, что начинают с нее творческий путь. Счастливы, наконец, зрители, которым довелось увидеть столь человечный и сердечный спектакль.
Геннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991