Четыре слагаемых успеха
Одним из лауреатов Первого конкурса на лучший актерский портрет стала Ольга Егошина. Жюри присудило ей премию за ряд работ, в том числе и за представленное редакцией «ДА» эссе об актрисах популярной «Мастерской П. Фоменко».
Вопреки распространенному представлению, этот театр существует вообще без вешалок. Причудливо разбросанные, его спектакли мелькают здесь и там, куда пустят и где уступят сцену, всякий раз оставляя ощущение эфемерности, сиюминутности чуда, которое может возникнуть и исчезнуть в любой момент. Отсутствие капельдинерш и плюшевого занавеса, постоянной сцены и буфета, театральной кассы и администраторской ставит под сомнение прочность заведения, придают ему вид несолидный и несерьезный. Есть что-то крайне легкомысленное в этом порхании, в статусе экзотических гостей, случайно залетевших на огонек и собирающихся в дорогу, но эта же безбытность добавляет и ощущение счастливой легкости в его взаимоотношениях с миром. Мы все стали свидетелями, как антураж Малой Бронной вдруг отяжелил спектакли Сергея Женовача, сняв с них флер «студенчества» и юности. У «фоменок» еще сохраняется живительная атмосфера свободы и легкости, студийности и партнерства, школы и игры. Они еще не только живут театром, но и играют в «настоящих актеров». Ощущение начала, обещание неведомого завтра, столь сильные и естественные у выпускного курса, не исчезают, не испаряются и в государственном театре «Мастерская П. Фоменко».
А может быть, эта изящная легкость, изысканная непринужденность, веселая элегантность, отмечающая постановки театра, прямое следствие наличия в его труппе очаровательных «хозяек»: Мадлен Джабраиловой, Галины Тюниной, Ксении и Полины Кутеповых? Оставляя в стороне педагогический гений Петра Фоменко и режиссерские дарования Евгения Каменьковича, Ивана Поповски, Сергея Женовача, интересно посмотреть, что в творческом кредо театра определено индивидуальностями его актрис.
1. Питер Пэн
Низкий, чуть хрипловатый голос, неожиданные движения Мадлен Джабраиловой. В традиционное амплуа субретки она привнесла экзотический налет. Гурия Востока в представлении европейцев: лукавая, ребячески бесстыдная, пошловато-пикантная. Такова ее Мария в «капустнической» «Двенадцатой ночи», поставленной Евгением Каменьковичем. Воздух Иллирии в этом спектакле пронизан весенним томлением, в котором так легко загорается кровь, вспыхивают страсти. Зуд в крови, тревожная лихорадка чувств, пересохшие губы, радость и отчаяние, легко сменяющие друг друга. Бесенок, королева попоек, лукавый эльф сумерек, Мария мечется по сцене, не зная покоя. Вся роль строится на беспрерывных движениях. Ее Марии неймется. Она не ходит бегает, взлетает, постоянно пытаясь оторваться от земли, устроиться где-нибудь повыше: на руках, на груди, на шее возлюбленного сэра Тоби. Ее объятия так откровенны, ее позы так соблазнительны, ее жесты так двусмысленны, что невольно вспоминаются слова из Е. Шварца: «Принцесса, вы так невинны, что можете сказать ужасные вещи».
Герои этого спектакля очень юны и чем-то напоминают школьников из фильмов «про любовь». Те же подначки, то же подражание взрослым, то же переплетение искренности и позы. Любовь вспыхивает мгновенно, выражается бурно и легко переносится на другой предмет. Собственно, партнер для любви не важен. Гул крови в ушах мешает слушать, солнечные зайчики в глазах не дают смотреть, собственное сердце заглушает окружающий мир, и в этом самопогружении в себя персонажи практически не успевают всерьез поинтересоваться своими возлюбленными. Пробуждение страсти, самопоглощенность делают их жестокими к окружающим.
«А насчет месье Мальволио предоставьте его мне. Если я не разыграю его так, что он станет притчей во языцех, и не выставлю на посмешище, то считайте меня дурой, не знающей, как лежать в постели», Мария произносит эти слова звенящим радостным голосом, гордясь собственной выдумкой, красуясь своими талантами и бесшабашностью. И гнев хозяйки, и сомнительность компании бражников, в которой она находится, ничуть ее не тревожат. В разбитной бабенке неожиданно проглядывает подросток-сорванец, сквернословящий, чтобы набить себе цену и показаться взрослее. Озорная девчонка беспечно играет своей и чужими судьбами, как она совсем недавно играла куклами, азартно, увлеченно, с горящими глазами.
Тема взросления, прощания с детством, с беззаботным прошлым станет сквозной темой этого театра, по-разному преломляясь в творчестве его актрис. Мадлен Джабраиловой выпадет роль Питера Пэна, в его женском ключе: девчонка, которой никогда не суждено стать взрослой. Уже в «Двенадцатой ночи» в ее партнерах иногда вдруг ощущалось предвестие взрослой жизни: в трезвости Себастиана, в женской покорности Виолы, в снисходительной манерности Оливии. Их можно представить взрослыми. Марию никогда. Именно поэтому она практически пропадает в сцене свадьбы. Детство окончилось, и окончилась роль.
В ее характерных ролях, в ее юных девушках вдруг проглядывает хитрый глаз, лукавый прищур вечного ребенка. Именно поэтому она вносит в спектакли веселое озорство и беспечную жизнерадостность.
2. «До странности похожа на лунный свет┘»
Тяжелые веки, длинную шею и медальный профиль Галины Тюниной только очень сонный Казанова мог принять за облик юного гусара. Ее Генриэтта: женщина-греза, женщина-сон, мечта в пепельном парике с открытым гладким лбом. «До странности похожа на лунный луч» это о ней.
Спектакль Ивана Поповски «Приключение» одно из лучших воплощений Цветаевой на сцене. Неуловимое, переливающееся, всё на интонации и сломе слово Поэта обрело воплощение. В узком коридоре звучат шаги, мелькают силуэты, летят слова. Вам ни на секунду не дано увидеть все целиком. Все время что-то происходит вне поля вашего зрения. Часть вместо целого: старинный театральный прием становится организующим принципом, опирающимся на банальную истину: самое важное в стихах за и помимо текста.
Слово и ритм организуют движение персонажей, которых словно ведет неслышимая музыка. Каждый жест, движение, взгляд Генриэтты подчинены ритму стиха. Вся любовь и музыка (их слияние и образует цветаевский стих). Но при этом «любовь, которой страннее нет»: обреченная с самого момента встречи, призрачно-нереальная в своем холодном совершенстве. Эта ледяная ослепительная нежность отточенных реплик, эта дистанция в самом тесном объятьи. Этот мрамор бледных черт. Этот четкий силуэт, постоянно готовый исчезнуть, раствориться. Ледяное пламя, лунный пожар, холод страсти такова Генриэтта Тюниной.
Ее классический профиль и растянутость гласных будут вспоминаться долго. Да еще ощущение оживших роящихся слов, как золотые мячи, летающих от актера к актеру и заполняющих пространство. И рядом с этой Генриэттой все остальные, всё остальное только фон. Ее часы, ее причуды, ее неподаренный плащ, ее письмо, портнихи, ее обожатели, ее возлюбленный. Какое заблуждение считать, что «Приключение» написано Цветаевой о Казанове! Казанова грезящий. Генриэтта сон. Казанова только повод, чтобы рассказать о любви, которой «страннее нет». Перенесение акцента в спектакле Ивана Поповски было открытием авторского замысла пьесы.
Героинь Галины Тюниной всегда хочется потрогать рукой: а ну как привиделись. Сейчас исчезнут. И чем достовернее, чем несомненнее их бытие, тем сильнее уверенность, что они только морок, греза и наваждение. Еще чуть-чуть, и принесут письмо с семью печатями. И тогда «моя любовь, расстаться мы должны». Ее героини привносят в предельно «посюсторонние» спектакли отсвет другого измерения, другого мира.
3. Леди-совершенство
Птицей впархивает спешащая Гвендолен (Ксения Кутепова) на подиум Дома мод, где происходит действие спектакля по пьесе О. Уайльда «Как важно быть серьезным» (режиссер Е. Каменькович). В немыслимой шляпе, в умопомрачительном туалете она кажется райской птицей, внезапно появившейся и готовой столь же внезапно исчезнуть. Леди-совершенство. Юная грация и застенчивость, сквозь которые просвечивает врожденная барственная надменность, чуть брезгливая отчетливость слов; повелительный металл голоса чуть завуалирован взволнованностью и кокетством. В ней видна будущая гран-дама, которая скоро сумеет поставить себя в любых обстоятельствах, которую скоро ничто не сможет застать врасплох, удивить или смутить.
А пока ей еще только предстоит получить то, что ей так хочется, свободу, любимого мужчину, возможность жить иной (не подчиненной маменьке) жизнью. А пока она готова сражаться: с нахалкой, которая хитро сумела заморочить голову ее суженому; с неожиданно возникшим препятствием, когда реальный жених оказался несоответствующим тому идеалу, который она себе составила.
Ксения Кутепова играет настоящую английскую мисс (как мы ее себе представляем): фарфоровую статуэтку, в которой под хрупкой внешней оболочкой железный прут. Этакая Мэри Поппинс, чей термометр всегда показывает «совершенство во всех отношениях». Женщина, которой нужен скипетр, трон или, или, на худой конец, указка воспитательницы.
Она получит все, что хотела, и все будет идти так, как ей хочется. И мягкая пушистая лапка еще не раз покажет железную хватку коготков.
4. Легкое дыхание
Тонкая кожа, мгновенно вспыхивающий румянец, нега в плавных движениях и жестах совсем не главное в очаровании Купавиной Полины Кутеповой. Так же, как прищур глаз, умение выбрать шляпку к лицу все это мелочи и детали. Такую будут холить, любить и лелеять, даже если бы она была неловкой дурнушкой в затрапезном капоте. Беспомощность и беззащитность каждого движения, звука голоса действует неотразимо. Она не ослепляет, не заинтриговывает, не покоряет, но легко раскидывает сеть полуулыбок и полунаклонов, порханий рук и сиянья глаз┘ Она как бы и не догадывается о своей победительности, почти стесняется своей неотразимости. И часто скромно потупляет ресницы. Рядом с ней каждый мужчина просто обязан стать ее рыцарем, защитником и покровителем. Каждая женщина ее опекуншей и наставницей. Никакие другие отношения с ней практически невозможны.
Она так доверчива и наивна, так простодушна и нетребовательна, что ее необходимо тут же окружить заботой и вниманием, удалить подальше все, что может ее задеть, забрать из ее рук деньги, дела, деловые бумаги. Она так абсолютно не знает, что делать с векселями, она так растерянно смотрит на документы в руках, так покорно выслушивает любые указания, что ни одно сердце просто не может этого выдержать. И не обобрать такую грех, и обидеть совестно. Обидишь и покаешься. Обманывая ее, остаешься в убеждении, что остальные мизинца ее не стоят. Толстый слой жира и лени не помешают Лыняеву стать ее ходатаем и делоправителем.
Барыня-помещица, избалованная и изнеженная, эта Купавина излучает мягкую томность и┘ скрытое лукавство. Она делает, что ей говорят, слушает, наклонив голову, беззаботно идет в подготовленные ловушки┘ но мы уверены в том, что с ней ничего плохого не может случиться. Кто-нибудь непременно окажется рядом: поможет, спасет, поддержит. Не Лыняев, так Беркутов. Не Беркутов, так кто-то еще. И странным образом она и сама это знает. Ее женская кротость оружие куда более сильное, чем откровенные командирские замашки Глафиры. Эта Купавина никогда ничего не потребует, но получит все в подарок, ни на чем не будет настаивать, и все произойдет по ее желанию.
Может потому так жалок в финале Беркутов, расчетливый, дальновидный, несгибаемый! Какие веревки будет вить из него эта простушка, так скромно потупившая голову! И даже веревок вить не будет, а сам он будет расшибаться, стремясь угодить этому нежному существу. Островский вряд ли мог предвидеть превращение своей провинциальной вдовы в Женщину с большой буквы. Но это заставило преобразиться знакомую пьесу, открыв новые измерения классического текста.
Время актрис
Девяностые годы в искусстве время актрис. Галантно и незаметно мужественные герои, неотразимые любовники, великолепные драчуны, фразеры и интеллектуалы сошли со своего трона, уступив место прекрасным женщинам. Из девятисот девяносто девяти правдоподобных объяснений причин случившегося одно кажется бесспорным: женщины оказываются на высоте в любые времена слышат ли они голоса под дубом или спешат укоротить юбки и упразднить нижнее белье. Женщины в обществе часто похожи на кариатид: вроде бы чисто декоративная деталь убранства, но основная тяжесть лежит на их плечах.
Ища в актерах приметы своих современников, мы, как правило, выбираем красивые лица, ясные глаза, предпочитая узнавать себя в приукрашенных формах и вариантах. Если колхозница, то Орлова. Если блатной то Высоцкий. Юные актрисы-фоменки льстят нашему времени, утончая и облагораживая его черты. И может именно поэтому их театр так любят: знатоки и простаки, интеллектуалы и публика. Они так талантливы, так беспечно-красивы, и еще эта сень девушек в цвету┘
Вопреки распространенному представлению, этот театр существует вообще без вешалок. Причудливо разбросанные, его спектакли мелькают здесь и там, куда пустят и где уступят сцену, всякий раз оставляя ощущение эфемерности, сиюминутности чуда, которое может возникнуть и исчезнуть в любой момент. Отсутствие капельдинерш и плюшевого занавеса, постоянной сцены и буфета, театральной кассы и администраторской ставит под сомнение прочность заведения, придают ему вид несолидный и несерьезный. Есть что-то крайне легкомысленное в этом порхании, в статусе экзотических гостей, случайно залетевших на огонек и собирающихся в дорогу, но эта же безбытность добавляет и ощущение счастливой легкости в его взаимоотношениях с миром. Мы все стали свидетелями, как антураж Малой Бронной вдруг отяжелил спектакли Сергея Женовача, сняв с них флер «студенчества» и юности. У «фоменок» еще сохраняется живительная атмосфера свободы и легкости, студийности и партнерства, школы и игры. Они еще не только живут театром, но и играют в «настоящих актеров». Ощущение начала, обещание неведомого завтра, столь сильные и естественные у выпускного курса, не исчезают, не испаряются и в государственном театре «Мастерская П. Фоменко».
А может быть, эта изящная легкость, изысканная непринужденность, веселая элегантность, отмечающая постановки театра, прямое следствие наличия в его труппе очаровательных «хозяек»: Мадлен Джабраиловой, Галины Тюниной, Ксении и Полины Кутеповых? Оставляя в стороне педагогический гений Петра Фоменко и режиссерские дарования Евгения Каменьковича, Ивана Поповски, Сергея Женовача, интересно посмотреть, что в творческом кредо театра определено индивидуальностями его актрис.
1. Питер Пэн
Низкий, чуть хрипловатый голос, неожиданные движения Мадлен Джабраиловой. В традиционное амплуа субретки она привнесла экзотический налет. Гурия Востока в представлении европейцев: лукавая, ребячески бесстыдная, пошловато-пикантная. Такова ее Мария в «капустнической» «Двенадцатой ночи», поставленной Евгением Каменьковичем. Воздух Иллирии в этом спектакле пронизан весенним томлением, в котором так легко загорается кровь, вспыхивают страсти. Зуд в крови, тревожная лихорадка чувств, пересохшие губы, радость и отчаяние, легко сменяющие друг друга. Бесенок, королева попоек, лукавый эльф сумерек, Мария мечется по сцене, не зная покоя. Вся роль строится на беспрерывных движениях. Ее Марии неймется. Она не ходит бегает, взлетает, постоянно пытаясь оторваться от земли, устроиться где-нибудь повыше: на руках, на груди, на шее возлюбленного сэра Тоби. Ее объятия так откровенны, ее позы так соблазнительны, ее жесты так двусмысленны, что невольно вспоминаются слова из Е. Шварца: «Принцесса, вы так невинны, что можете сказать ужасные вещи».
Герои этого спектакля очень юны и чем-то напоминают школьников из фильмов «про любовь». Те же подначки, то же подражание взрослым, то же переплетение искренности и позы. Любовь вспыхивает мгновенно, выражается бурно и легко переносится на другой предмет. Собственно, партнер для любви не важен. Гул крови в ушах мешает слушать, солнечные зайчики в глазах не дают смотреть, собственное сердце заглушает окружающий мир, и в этом самопогружении в себя персонажи практически не успевают всерьез поинтересоваться своими возлюбленными. Пробуждение страсти, самопоглощенность делают их жестокими к окружающим.
«А насчет месье Мальволио предоставьте его мне. Если я не разыграю его так, что он станет притчей во языцех, и не выставлю на посмешище, то считайте меня дурой, не знающей, как лежать в постели», Мария произносит эти слова звенящим радостным голосом, гордясь собственной выдумкой, красуясь своими талантами и бесшабашностью. И гнев хозяйки, и сомнительность компании бражников, в которой она находится, ничуть ее не тревожат. В разбитной бабенке неожиданно проглядывает подросток-сорванец, сквернословящий, чтобы набить себе цену и показаться взрослее. Озорная девчонка беспечно играет своей и чужими судьбами, как она совсем недавно играла куклами, азартно, увлеченно, с горящими глазами.
Тема взросления, прощания с детством, с беззаботным прошлым станет сквозной темой этого театра, по-разному преломляясь в творчестве его актрис. Мадлен Джабраиловой выпадет роль Питера Пэна, в его женском ключе: девчонка, которой никогда не суждено стать взрослой. Уже в «Двенадцатой ночи» в ее партнерах иногда вдруг ощущалось предвестие взрослой жизни: в трезвости Себастиана, в женской покорности Виолы, в снисходительной манерности Оливии. Их можно представить взрослыми. Марию никогда. Именно поэтому она практически пропадает в сцене свадьбы. Детство окончилось, и окончилась роль.
В ее характерных ролях, в ее юных девушках вдруг проглядывает хитрый глаз, лукавый прищур вечного ребенка. Именно поэтому она вносит в спектакли веселое озорство и беспечную жизнерадостность.
2. «До странности похожа на лунный свет┘»
Тяжелые веки, длинную шею и медальный профиль Галины Тюниной только очень сонный Казанова мог принять за облик юного гусара. Ее Генриэтта: женщина-греза, женщина-сон, мечта в пепельном парике с открытым гладким лбом. «До странности похожа на лунный луч» это о ней.
Спектакль Ивана Поповски «Приключение» одно из лучших воплощений Цветаевой на сцене. Неуловимое, переливающееся, всё на интонации и сломе слово Поэта обрело воплощение. В узком коридоре звучат шаги, мелькают силуэты, летят слова. Вам ни на секунду не дано увидеть все целиком. Все время что-то происходит вне поля вашего зрения. Часть вместо целого: старинный театральный прием становится организующим принципом, опирающимся на банальную истину: самое важное в стихах за и помимо текста.
Слово и ритм организуют движение персонажей, которых словно ведет неслышимая музыка. Каждый жест, движение, взгляд Генриэтты подчинены ритму стиха. Вся любовь и музыка (их слияние и образует цветаевский стих). Но при этом «любовь, которой страннее нет»: обреченная с самого момента встречи, призрачно-нереальная в своем холодном совершенстве. Эта ледяная ослепительная нежность отточенных реплик, эта дистанция в самом тесном объятьи. Этот мрамор бледных черт. Этот четкий силуэт, постоянно готовый исчезнуть, раствориться. Ледяное пламя, лунный пожар, холод страсти такова Генриэтта Тюниной.
Ее классический профиль и растянутость гласных будут вспоминаться долго. Да еще ощущение оживших роящихся слов, как золотые мячи, летающих от актера к актеру и заполняющих пространство. И рядом с этой Генриэттой все остальные, всё остальное только фон. Ее часы, ее причуды, ее неподаренный плащ, ее письмо, портнихи, ее обожатели, ее возлюбленный. Какое заблуждение считать, что «Приключение» написано Цветаевой о Казанове! Казанова грезящий. Генриэтта сон. Казанова только повод, чтобы рассказать о любви, которой «страннее нет». Перенесение акцента в спектакле Ивана Поповски было открытием авторского замысла пьесы.
Героинь Галины Тюниной всегда хочется потрогать рукой: а ну как привиделись. Сейчас исчезнут. И чем достовернее, чем несомненнее их бытие, тем сильнее уверенность, что они только морок, греза и наваждение. Еще чуть-чуть, и принесут письмо с семью печатями. И тогда «моя любовь, расстаться мы должны». Ее героини привносят в предельно «посюсторонние» спектакли отсвет другого измерения, другого мира.
3. Леди-совершенство
Птицей впархивает спешащая Гвендолен (Ксения Кутепова) на подиум Дома мод, где происходит действие спектакля по пьесе О. Уайльда «Как важно быть серьезным» (режиссер Е. Каменькович). В немыслимой шляпе, в умопомрачительном туалете она кажется райской птицей, внезапно появившейся и готовой столь же внезапно исчезнуть. Леди-совершенство. Юная грация и застенчивость, сквозь которые просвечивает врожденная барственная надменность, чуть брезгливая отчетливость слов; повелительный металл голоса чуть завуалирован взволнованностью и кокетством. В ней видна будущая гран-дама, которая скоро сумеет поставить себя в любых обстоятельствах, которую скоро ничто не сможет застать врасплох, удивить или смутить.
А пока ей еще только предстоит получить то, что ей так хочется, свободу, любимого мужчину, возможность жить иной (не подчиненной маменьке) жизнью. А пока она готова сражаться: с нахалкой, которая хитро сумела заморочить голову ее суженому; с неожиданно возникшим препятствием, когда реальный жених оказался несоответствующим тому идеалу, который она себе составила.
Ксения Кутепова играет настоящую английскую мисс (как мы ее себе представляем): фарфоровую статуэтку, в которой под хрупкой внешней оболочкой железный прут. Этакая Мэри Поппинс, чей термометр всегда показывает «совершенство во всех отношениях». Женщина, которой нужен скипетр, трон или, или, на худой конец, указка воспитательницы.
Она получит все, что хотела, и все будет идти так, как ей хочется. И мягкая пушистая лапка еще не раз покажет железную хватку коготков.
4. Легкое дыхание
Тонкая кожа, мгновенно вспыхивающий румянец, нега в плавных движениях и жестах совсем не главное в очаровании Купавиной Полины Кутеповой. Так же, как прищур глаз, умение выбрать шляпку к лицу все это мелочи и детали. Такую будут холить, любить и лелеять, даже если бы она была неловкой дурнушкой в затрапезном капоте. Беспомощность и беззащитность каждого движения, звука голоса действует неотразимо. Она не ослепляет, не заинтриговывает, не покоряет, но легко раскидывает сеть полуулыбок и полунаклонов, порханий рук и сиянья глаз┘ Она как бы и не догадывается о своей победительности, почти стесняется своей неотразимости. И часто скромно потупляет ресницы. Рядом с ней каждый мужчина просто обязан стать ее рыцарем, защитником и покровителем. Каждая женщина ее опекуншей и наставницей. Никакие другие отношения с ней практически невозможны.
Она так доверчива и наивна, так простодушна и нетребовательна, что ее необходимо тут же окружить заботой и вниманием, удалить подальше все, что может ее задеть, забрать из ее рук деньги, дела, деловые бумаги. Она так абсолютно не знает, что делать с векселями, она так растерянно смотрит на документы в руках, так покорно выслушивает любые указания, что ни одно сердце просто не может этого выдержать. И не обобрать такую грех, и обидеть совестно. Обидишь и покаешься. Обманывая ее, остаешься в убеждении, что остальные мизинца ее не стоят. Толстый слой жира и лени не помешают Лыняеву стать ее ходатаем и делоправителем.
Барыня-помещица, избалованная и изнеженная, эта Купавина излучает мягкую томность и┘ скрытое лукавство. Она делает, что ей говорят, слушает, наклонив голову, беззаботно идет в подготовленные ловушки┘ но мы уверены в том, что с ней ничего плохого не может случиться. Кто-нибудь непременно окажется рядом: поможет, спасет, поддержит. Не Лыняев, так Беркутов. Не Беркутов, так кто-то еще. И странным образом она и сама это знает. Ее женская кротость оружие куда более сильное, чем откровенные командирские замашки Глафиры. Эта Купавина никогда ничего не потребует, но получит все в подарок, ни на чем не будет настаивать, и все произойдет по ее желанию.
Может потому так жалок в финале Беркутов, расчетливый, дальновидный, несгибаемый! Какие веревки будет вить из него эта простушка, так скромно потупившая голову! И даже веревок вить не будет, а сам он будет расшибаться, стремясь угодить этому нежному существу. Островский вряд ли мог предвидеть превращение своей провинциальной вдовы в Женщину с большой буквы. Но это заставило преобразиться знакомую пьесу, открыв новые измерения классического текста.
Время актрис
Девяностые годы в искусстве время актрис. Галантно и незаметно мужественные герои, неотразимые любовники, великолепные драчуны, фразеры и интеллектуалы сошли со своего трона, уступив место прекрасным женщинам. Из девятисот девяносто девяти правдоподобных объяснений причин случившегося одно кажется бесспорным: женщины оказываются на высоте в любые времена слышат ли они голоса под дубом или спешат укоротить юбки и упразднить нижнее белье. Женщины в обществе часто похожи на кариатид: вроде бы чисто декоративная деталь убранства, но основная тяжесть лежит на их плечах.
Ища в актерах приметы своих современников, мы, как правило, выбираем красивые лица, ясные глаза, предпочитая узнавать себя в приукрашенных формах и вариантах. Если колхозница, то Орлова. Если блатной то Высоцкий. Юные актрисы-фоменки льстят нашему времени, утончая и облагораживая его черты. И может именно поэтому их театр так любят: знатоки и простаки, интеллектуалы и публика. Они так талантливы, так беспечно-красивы, и еще эта сень девушек в цвету┘
Ольга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991