Певица и толмач
«Фоменки» читают роман
В Мастерской Петра Фоменко прошла премьера спектакля «Самое важное» по роману Михаила Шишкина «Венерин волос». Инсценировка и постановка Евгения Каменьковича.
Чем хороши «фоменки» и чем отличается их Мастерская от большинства московских театров, так это тем, что даже неудачи здесь смотришь с удовольствием. Потому что, во- первых, это не неудачи вообще, а неудачи на фоне других превосходных работ. Во-вторых, это все равно театр, а не «поиски театра», чем занимаются сейчас, кажется, все: и отнесенные к разряду консерваторов, и числящие себя в очередных нонконформистах. Чего стоил недавний диалог Юлии Рутберг и Эдуарда Боякова в программе «Культурная революция», в котором одна спорящая сторона на восходящих тонах и с нескончаемым придыханием повторяла тезис о святом предназначении театра, другая призывала на сценические подмостки новые и только новые силы возрастом не старше 25- ти и чтобы эти новые ни-ни даже не думали оборачиваться на то, что было наработано до них, иначе театру точно придет конец!
Фоменко, его актеры и режиссеры никогда ничего не разрушали, тем более до основанья, никаких лозунгов не провозглашали, никаким модернизмом удивить не стремились, но отчего-то каждая их работа созвучна сегодняшнему дню, будь это Островский и Толстой или Вахтин и Шишкин.
Другое дело, что есть какие-то «но», которые не обойти даже превосходной игрой и тонкой режиссурой. А может, как раз в том и дело, что стиль Каменьковича тончайшая вязь, когда на каждую минуту сценического действия приходится масса нюансов в интонациях, движениях, жестах, взглядах. Это было превосходно в «Двенадцатой ночи» Шекспира, где текст драматурга и стиль режиссера словно бы ждали друг друга бог знает сколько веков, чтобы в результате возник шедевр. Но в «Самом важном» все иначе.
Михаил Шишкин наш современник, русский, живущий в Швейцарии, но от России не отрывающийся и за Россию болеющий. Его тексты все будто монологи от первого лица разных людей с абсолютно точной пропиской во времени и месте, то есть в нашей стране, в наше время. Они правдивы и натуралистичны, будто записанные на диктофон откровения реальных персонажей. В романе «Венерин волос», по которому сделана пьеса, рассказана сотня историй, для инсценировки выбрано всего несколько. «Шампур», на который эти истории нанизаны, допрос людей, которые каким-то образом попали в Швейцарию и решили навсегда в ней остаться. Задается вопрос почему? Ответы в разных фразировках, но с одинаковым смыслом: на родине очень страшно жить. Потому что в борьбе за выживание люди стали похожи на зверей. Потому что был Афган и остается Чечня. Потому что в армии дедовщина, а на гражданке смещение всех понятий и ценностей. Допросы ведет тоже наш, русский, Толмач. Его монологи перемежаются вымышленными дневниками реально жившей и прожившей в буквальном смысле целый век певицы Изабеллы Юрьевой. Здесь тоже все жестко, образно и больно. И вот эта-то жесткость с ажурной вязью режиссуры Каменьковича стыкуется плохо.
Впрочем, вообще переносим ли на сцену роман Шишкина? Чем-то он близок жанру документальной прозы, основоположником и мастером которой стала Светлана Алексиевич. Да, там истории реальные, здесь максимально приближенные к реальности, а по стилю изложения будто расшифрованные и специально не «причесанные» документальные записи. Книги Алексиевич потрясают, но их театральные инсценировки не выдерживают критики. То же, видимо, с «Венериным волосом». Оттого лучшее в спектакле история певицы. Она подернута флером времени и находится уже как бы над реальностью, ее можно придумывать сценически, как хочешь. «Лицом к лицу лица не увидать┘». О происходившем почти век назад, даже самом кровавом, рассказывать все равно легче, чем об убитом на чеченской войне прапорщике с распоротым животом и вывороченными кишками. К тому же проза Шишкина в «дневниковой» части романа самая качественная: режиссеру есть что ставить, актерам есть что играть.
Сначала то, что было до революции и Первой мировой войны: семья русских интеллигентов в южном городе Ростове. Все умные, добрые, порядочные, несмотря на то, что у папы (Рустэм Юскаев) есть любовь на стороне и мама (Полина Кутепова) из-за этого в постоянном внутреннем надломе. Но ничто не сказывается на их любви к детям (Галина Кашковская, Томас Моцкус и Мадлен Джабраилова). Младшая Изабелла и есть будущая известная певица. Но пока она учится в гимназии, дружит с одноклассницами, влюбляется в приятелей брата, ходит на каток и в кинематограф. Потом начинается война, на которой погибает ее возлюбленный. Потом революция, голод, разруха, погибает брат Саша, махновцы насилуют подругу Талу (Ксения Кутепова). Жизнь становится все ужасней. Но Изабелла молода и прекрасна, у нее талант, она выступает на сцене, уезжает в Москву, за ней ходят толпы поклонников. Кончится все равно все плохо. Певица лишится ребенка и мужа, постареет, слава ее пройдет, она умрет безумной и немощной в сто лет, и Толмач будет разбирать ее случайно попавшие к нему дневники.
Все актеры в спектакле играют по нескольку ролей, кроме Ивана Верховых (Толмач) и Мадлен Джабраиловой (Изабелла). Джабраилова обычно вторая за примадоннами, а тут она сама примадонна, да какая! Все прожитые на сцене возрасты от веселой девчушки до пожилой гранд-дамы решены без смены грима, только на пластике, на поведенческом уровне. А как она играет любовь: то к погибшему на войне мальчику Алеше, то к заехавшему на гастроли премьеру, то к бросившему ее Сергею, то к мужу, которого не сумела удержать! Другая любовная линия, уже из наших дней Толмача и его жены Изольды, которая после каждой семейной ссоры пишет на компьютере письма Тристану, своему погибшему любовнику, жалуясь на мужа, наверное, могла бы тронуть, если бы была сыграна не так вяло.
Ну а из сценографии Владимира Максимова самое лучшее пол- каток, по которому скользят то туристы в специальных тапочках в «музеях» Рима и Останкина, то юные гимназисты и гимназистки. Не подозревающие, что их ждет впереди.
Чем хороши «фоменки» и чем отличается их Мастерская от большинства московских театров, так это тем, что даже неудачи здесь смотришь с удовольствием. Потому что, во- первых, это не неудачи вообще, а неудачи на фоне других превосходных работ. Во-вторых, это все равно театр, а не «поиски театра», чем занимаются сейчас, кажется, все: и отнесенные к разряду консерваторов, и числящие себя в очередных нонконформистах. Чего стоил недавний диалог Юлии Рутберг и Эдуарда Боякова в программе «Культурная революция», в котором одна спорящая сторона на восходящих тонах и с нескончаемым придыханием повторяла тезис о святом предназначении театра, другая призывала на сценические подмостки новые и только новые силы возрастом не старше 25- ти и чтобы эти новые ни-ни даже не думали оборачиваться на то, что было наработано до них, иначе театру точно придет конец!
Фоменко, его актеры и режиссеры никогда ничего не разрушали, тем более до основанья, никаких лозунгов не провозглашали, никаким модернизмом удивить не стремились, но отчего-то каждая их работа созвучна сегодняшнему дню, будь это Островский и Толстой или Вахтин и Шишкин.
Другое дело, что есть какие-то «но», которые не обойти даже превосходной игрой и тонкой режиссурой. А может, как раз в том и дело, что стиль Каменьковича тончайшая вязь, когда на каждую минуту сценического действия приходится масса нюансов в интонациях, движениях, жестах, взглядах. Это было превосходно в «Двенадцатой ночи» Шекспира, где текст драматурга и стиль режиссера словно бы ждали друг друга бог знает сколько веков, чтобы в результате возник шедевр. Но в «Самом важном» все иначе.
Михаил Шишкин наш современник, русский, живущий в Швейцарии, но от России не отрывающийся и за Россию болеющий. Его тексты все будто монологи от первого лица разных людей с абсолютно точной пропиской во времени и месте, то есть в нашей стране, в наше время. Они правдивы и натуралистичны, будто записанные на диктофон откровения реальных персонажей. В романе «Венерин волос», по которому сделана пьеса, рассказана сотня историй, для инсценировки выбрано всего несколько. «Шампур», на который эти истории нанизаны, допрос людей, которые каким-то образом попали в Швейцарию и решили навсегда в ней остаться. Задается вопрос почему? Ответы в разных фразировках, но с одинаковым смыслом: на родине очень страшно жить. Потому что в борьбе за выживание люди стали похожи на зверей. Потому что был Афган и остается Чечня. Потому что в армии дедовщина, а на гражданке смещение всех понятий и ценностей. Допросы ведет тоже наш, русский, Толмач. Его монологи перемежаются вымышленными дневниками реально жившей и прожившей в буквальном смысле целый век певицы Изабеллы Юрьевой. Здесь тоже все жестко, образно и больно. И вот эта-то жесткость с ажурной вязью режиссуры Каменьковича стыкуется плохо.
Впрочем, вообще переносим ли на сцену роман Шишкина? Чем-то он близок жанру документальной прозы, основоположником и мастером которой стала Светлана Алексиевич. Да, там истории реальные, здесь максимально приближенные к реальности, а по стилю изложения будто расшифрованные и специально не «причесанные» документальные записи. Книги Алексиевич потрясают, но их театральные инсценировки не выдерживают критики. То же, видимо, с «Венериным волосом». Оттого лучшее в спектакле история певицы. Она подернута флером времени и находится уже как бы над реальностью, ее можно придумывать сценически, как хочешь. «Лицом к лицу лица не увидать┘». О происходившем почти век назад, даже самом кровавом, рассказывать все равно легче, чем об убитом на чеченской войне прапорщике с распоротым животом и вывороченными кишками. К тому же проза Шишкина в «дневниковой» части романа самая качественная: режиссеру есть что ставить, актерам есть что играть.
Сначала то, что было до революции и Первой мировой войны: семья русских интеллигентов в южном городе Ростове. Все умные, добрые, порядочные, несмотря на то, что у папы (Рустэм Юскаев) есть любовь на стороне и мама (Полина Кутепова) из-за этого в постоянном внутреннем надломе. Но ничто не сказывается на их любви к детям (Галина Кашковская, Томас Моцкус и Мадлен Джабраилова). Младшая Изабелла и есть будущая известная певица. Но пока она учится в гимназии, дружит с одноклассницами, влюбляется в приятелей брата, ходит на каток и в кинематограф. Потом начинается война, на которой погибает ее возлюбленный. Потом революция, голод, разруха, погибает брат Саша, махновцы насилуют подругу Талу (Ксения Кутепова). Жизнь становится все ужасней. Но Изабелла молода и прекрасна, у нее талант, она выступает на сцене, уезжает в Москву, за ней ходят толпы поклонников. Кончится все равно все плохо. Певица лишится ребенка и мужа, постареет, слава ее пройдет, она умрет безумной и немощной в сто лет, и Толмач будет разбирать ее случайно попавшие к нему дневники.
Все актеры в спектакле играют по нескольку ролей, кроме Ивана Верховых (Толмач) и Мадлен Джабраиловой (Изабелла). Джабраилова обычно вторая за примадоннами, а тут она сама примадонна, да какая! Все прожитые на сцене возрасты от веселой девчушки до пожилой гранд-дамы решены без смены грима, только на пластике, на поведенческом уровне. А как она играет любовь: то к погибшему на войне мальчику Алеше, то к заехавшему на гастроли премьеру, то к бросившему ее Сергею, то к мужу, которого не сумела удержать! Другая любовная линия, уже из наших дней Толмача и его жены Изольды, которая после каждой семейной ссоры пишет на компьютере письма Тристану, своему погибшему любовнику, жалуясь на мужа, наверное, могла бы тронуть, если бы была сыграна не так вяло.
Ну а из сценографии Владимира Максимова самое лучшее пол- каток, по которому скользят то туристы в специальных тапочках в «музеях» Рима и Останкина, то юные гимназисты и гимназистки. Не подозревающие, что их ждет впереди.
Галина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- Тонкие материиЕлена Грибкова, «Атмосфера», 10.2021
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Мадлен Джабраилова «Актёров Пётр Наумович всегда берёг»Татьяна Власова, «Театрал-online», 9.08.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- «Фоменки» восстановили легендарный спектакльСветлана Полякова, «Вечерняя Москва», 1.04.2013
- Любовь, война и немецПетр Сейбиль, «VTBrussia.ru», 15.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- «Первые в жизни премии остаются самыми приятными и значимыми»Лариса Каневская, «Новые Известия», 30.11.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Актриса Мадлен Джабраилова: «Петр Фоменко прост. Как Моцарт»Анна Балуева, «Комсомольская правда», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- Фоменки посмеялись вместе с БулгаковымАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «В театре единоначалие лучше демократии»Елена Губайдуллина, «Известия», 10.04.2012
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Мадлен Джабраилова: «Актеру лучше быть мужчиной»Светлана Полякова, «Культура», 4.10.2007
- Я человек непубличныйТатьяна Медведева, «Вечерняя Москва», 3.09.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Нежный бобслейЛиза Кротик, «Новая газета», 30.01.2006
- Интервью Мадлен Джабраиловой радио «Маяк»Григорий Заславский, 7.10.2004
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Ради этого и придумали театрОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 24.06.2000
- «Счастливая деревня» в Мастерской Петра ФоменкоЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.06.2000
- Счастливый театрАлексей Филиппов, «Известия», 20.06.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Владимир…» превосходной степениОлег Табаков, «Экран и сцена», 26.12.1991