Талант при свидетелях
Думал ли я, что буду как прикованный смотреть сериал, да еще по Первому каналу! И это при том, что уже который год наше телевидение наиболее релевантный ответ мировой пошлости на запрос мировой глупости. Что его руководители давно и с охотой продали душу дьяволу. Что оно самое точное зеркало отношения так называемой элиты, прежде всего власти, к своему народу и одновременно самый мощный инструмент реализации этого отношения. Извините, что повторяю ужасающие банальности про зомбоящик, оболванивание, победу принципа «пипл хавает», но ведь так и есть.
Вернее было до недавнего времени. До старта на Первом сериала «Без свидетелей».
Смысл революции, произошедшей в XX веке с искусством (и почти приведшей к его гибели), в разрушении иерархий.
Сначала в изо провозгласили: долой мастерство рисунка, композиции и колористики теперь художник работает мыслью, и неважно как, а важно, что он сообщает. А что именно просветит куратор. И он же объяснит, почему вы должны выложить за этот «объект» из слоновьего дерьма или куриного пера лимон долларов.
Потом всякое движение объявили танцем и тут стало не нужно ремесло, поскольку хромые и убогие, слава политкорректности, тоже имеют право на пластическое самовыражение.
Ура, нынче нет редакторов и цензоров, столетиями сдерживавших графоманский зуд, Интернет отменил умение складывать слова в предложения, описывать пластично, строить сюжет, отменил понятие «слог», и селевой поток продуктов жизнедеятельности всех, кто вообразил себя автором, хлынул в Сеть.
А в театре, кино, на эстраде нынче не существует понятия «данные». Со сцены больше никто не должен демонстрировать, что может что-то такое, чего не смог бы любой сидящий в зале, если освободить его от страха сцены. Сниматься в кино пожалуйте кто угодно участие в любой грубой вульгарной телесамодеятельности открывает путь на широкий экран, хотя профессиональные кондиции, к примеру, некоего Галустяна исчерпывающе описываются формулой выдающегося театрального педагога А. И. Кацмана: «Так в Одессе каждый еврей может, только стесняется». Антрепризы и сериалы привели к полной деградации профессии актера: там не умеют играть тонко, глубоко, а кто умеет ему не позволят, поскольку чем примитивнее продукт, тем он лучше продается. Любой сложности, неоднозначности, рефлексии боятся как огня, поскольку они проявление ума и души и адресуются к уму и душе зрителя. Но ведь чем у человека больше этих двух субстанций, тем он неуправляемее.
Шоу-бизнес такой же продукт шарлатанства продюсеров, как contemporary art кураторов: они, чванясь своим всемогуществом, доказывают, что нет никакого дара божьего, а звезду делают деньги и маркетинг. То же самое пропагандируют всевозможные телевизионные конкурсы: никто не лучше никого, не надо голоса, не надо слуха, артистизма, вообще никакой одаренности в той сфере, где тебе назначили быть звездой, достаточно попасть на ТВ. Ну так ведь приличные люди потому-то это самое телевидение и не смотрят.
И вдруг «Без свидетелей»!
Решение купить этот израильский формат, с успехом переснятый по всему миру, для России смело и рискованно. Во-первых, по той простой причине, что каждая серия прием у психолога, а у нас не в обычае решать свои проблемы таким способом, и попасть в дурку несмываемое клеймо. Во-вторых, вообще никакого экшна, никакой движухи: врач и пациент (или два) сидят друг напротив друга и разговаривают. Только. 26 минут. Представляете: не бегут-стреляют-падают, не обливаются кровью-слезами-спермой, тупые красавцы не разъезжают на шикарных авто, а их тупые телки не красуются брачным оперением (как называл это другой театральный педагог, Б. В. Зон). Кто это будет смотреть? Не знаю рейтинга, но вот в моем лице Первый канал вернул себе как минимум одного зрителя.
Русскую версию «Без свидетелей» ставили опытный телевизионный режиссер Илья Малкин и прекрасный кинорежиссер Борис Хлебников. Кастинг отменный: даже так называемые сериальные актеры вспомнили о профессиональной чести, а уж актеров «Мастерской Петра Фоменко» не надо уговаривать играть как следует они иначе не умеют. В главной роли психолога Татьяны Дубровиной Ксения Кутепова.
Не забуду, как впервые увидел ее десять лет назад в «Семейном счастии», одном из лучших, изумительнейших созданий Петра Наумовича Фоменко. Уж я куда как искушенный зритель, помню на сцене и Раневскую со Смоктуновским, но тут поймал себя на том, что через пять минут рот мой растянулся в дурацкой улыбке счастья. И это счастье, которое умеют дарить только необыкновенные «фоменки», нисходило потом всякий раз: в «Волках и овцах», в «Трех сестрах», в «Войне и мире», в чудесном фильме Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными», где Ксения Кутепова сыграла главную роль.
В «Без свидетелей» в сериале! она работает на том же уровне: с кружевным мастерством передавая тончайшие душевные движения и переливы, притом легато, сплошной линией, как в театре, будто и нету монтажа. Глупее себя не сыграешь: всегда видно, умный актер изображает глупость или она его природное свойство. Так вот, блестящий, изощренный ум этой Татьяны абсолютно убедителен очевидно, что это ум, понимание человеческой природы и природы вещей, которыми наделена сама актриса. Она виртуозно анатомирует и врачует внутренний мир пациентов не потому, что так написано в сценарии (надо сказать, отличном), текст освоен и присвоен до конца. Такое сейчас в считанных театрах умеют, не говоря о ТВ. И еще: здесь в ее существовании, как и в прежних ролях, есть некое мерцание тайны, невозможно предугадать следующие интонацию, движение, выражение лица… Кутеповой удается почти невозможное: она, как писывали в советскую старину, «создает на экране образ положительно прекрасного человека» но притом совершенно реального, в него веришь и ему сопереживаешь.
Так что фигушки, милые мои, есть иерархия. Изыди, сатана, со своей идеей равенства. В искусстве не может быть демократии. Не надо ля-ля, что это, мол, тоже искусство, но другое. Одаренность не равна бездарности. Мастерство не равно профессиональной беспомощности. Из «я тоже так хочу» отнюдь не следует «тоже так могу». Ничего не бывает на ровном месте с кондачка. Петр Фоменко из десятков тысяч абитуриентов выбрал этих, потом несколько лет их учил, а потом несколько десятилетий с ними работал в театре и вот постепенно возникло драгоценное чудо искусства. И давайте в наше самозванское время, когда торжествуют дутые мнимости, все-таки отличать его от неискусства. Потому что маркетинг маркетингом, но никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, а талант большим.
Вернее было до недавнего времени. До старта на Первом сериала «Без свидетелей».
Смысл революции, произошедшей в XX веке с искусством (и почти приведшей к его гибели), в разрушении иерархий.
Сначала в изо провозгласили: долой мастерство рисунка, композиции и колористики теперь художник работает мыслью, и неважно как, а важно, что он сообщает. А что именно просветит куратор. И он же объяснит, почему вы должны выложить за этот «объект» из слоновьего дерьма или куриного пера лимон долларов.
Потом всякое движение объявили танцем и тут стало не нужно ремесло, поскольку хромые и убогие, слава политкорректности, тоже имеют право на пластическое самовыражение.
Ура, нынче нет редакторов и цензоров, столетиями сдерживавших графоманский зуд, Интернет отменил умение складывать слова в предложения, описывать пластично, строить сюжет, отменил понятие «слог», и селевой поток продуктов жизнедеятельности всех, кто вообразил себя автором, хлынул в Сеть.
А в театре, кино, на эстраде нынче не существует понятия «данные». Со сцены больше никто не должен демонстрировать, что может что-то такое, чего не смог бы любой сидящий в зале, если освободить его от страха сцены. Сниматься в кино пожалуйте кто угодно участие в любой грубой вульгарной телесамодеятельности открывает путь на широкий экран, хотя профессиональные кондиции, к примеру, некоего Галустяна исчерпывающе описываются формулой выдающегося театрального педагога А. И. Кацмана: «Так в Одессе каждый еврей может, только стесняется». Антрепризы и сериалы привели к полной деградации профессии актера: там не умеют играть тонко, глубоко, а кто умеет ему не позволят, поскольку чем примитивнее продукт, тем он лучше продается. Любой сложности, неоднозначности, рефлексии боятся как огня, поскольку они проявление ума и души и адресуются к уму и душе зрителя. Но ведь чем у человека больше этих двух субстанций, тем он неуправляемее.
Шоу-бизнес такой же продукт шарлатанства продюсеров, как contemporary art кураторов: они, чванясь своим всемогуществом, доказывают, что нет никакого дара божьего, а звезду делают деньги и маркетинг. То же самое пропагандируют всевозможные телевизионные конкурсы: никто не лучше никого, не надо голоса, не надо слуха, артистизма, вообще никакой одаренности в той сфере, где тебе назначили быть звездой, достаточно попасть на ТВ. Ну так ведь приличные люди потому-то это самое телевидение и не смотрят.
И вдруг «Без свидетелей»!
Решение купить этот израильский формат, с успехом переснятый по всему миру, для России смело и рискованно. Во-первых, по той простой причине, что каждая серия прием у психолога, а у нас не в обычае решать свои проблемы таким способом, и попасть в дурку несмываемое клеймо. Во-вторых, вообще никакого экшна, никакой движухи: врач и пациент (или два) сидят друг напротив друга и разговаривают. Только. 26 минут. Представляете: не бегут-стреляют-падают, не обливаются кровью-слезами-спермой, тупые красавцы не разъезжают на шикарных авто, а их тупые телки не красуются брачным оперением (как называл это другой театральный педагог, Б. В. Зон). Кто это будет смотреть? Не знаю рейтинга, но вот в моем лице Первый канал вернул себе как минимум одного зрителя.
Русскую версию «Без свидетелей» ставили опытный телевизионный режиссер Илья Малкин и прекрасный кинорежиссер Борис Хлебников. Кастинг отменный: даже так называемые сериальные актеры вспомнили о профессиональной чести, а уж актеров «Мастерской Петра Фоменко» не надо уговаривать играть как следует они иначе не умеют. В главной роли психолога Татьяны Дубровиной Ксения Кутепова.
Не забуду, как впервые увидел ее десять лет назад в «Семейном счастии», одном из лучших, изумительнейших созданий Петра Наумовича Фоменко. Уж я куда как искушенный зритель, помню на сцене и Раневскую со Смоктуновским, но тут поймал себя на том, что через пять минут рот мой растянулся в дурацкой улыбке счастья. И это счастье, которое умеют дарить только необыкновенные «фоменки», нисходило потом всякий раз: в «Волках и овцах», в «Трех сестрах», в «Войне и мире», в чудесном фильме Веры Сторожевой «Путешествие с домашними животными», где Ксения Кутепова сыграла главную роль.
В «Без свидетелей» в сериале! она работает на том же уровне: с кружевным мастерством передавая тончайшие душевные движения и переливы, притом легато, сплошной линией, как в театре, будто и нету монтажа. Глупее себя не сыграешь: всегда видно, умный актер изображает глупость или она его природное свойство. Так вот, блестящий, изощренный ум этой Татьяны абсолютно убедителен очевидно, что это ум, понимание человеческой природы и природы вещей, которыми наделена сама актриса. Она виртуозно анатомирует и врачует внутренний мир пациентов не потому, что так написано в сценарии (надо сказать, отличном), текст освоен и присвоен до конца. Такое сейчас в считанных театрах умеют, не говоря о ТВ. И еще: здесь в ее существовании, как и в прежних ролях, есть некое мерцание тайны, невозможно предугадать следующие интонацию, движение, выражение лица… Кутеповой удается почти невозможное: она, как писывали в советскую старину, «создает на экране образ положительно прекрасного человека» но притом совершенно реального, в него веришь и ему сопереживаешь.
Так что фигушки, милые мои, есть иерархия. Изыди, сатана, со своей идеей равенства. В искусстве не может быть демократии. Не надо ля-ля, что это, мол, тоже искусство, но другое. Одаренность не равна бездарности. Мастерство не равно профессиональной беспомощности. Из «я тоже так хочу» отнюдь не следует «тоже так могу». Ничего не бывает на ровном месте с кондачка. Петр Фоменко из десятков тысяч абитуриентов выбрал этих, потом несколько лет их учил, а потом несколько десятилетий с ними работал в театре и вот постепенно возникло драгоценное чудо искусства. И давайте в наше самозванское время, когда торжествуют дутые мнимости, все-таки отличать его от неискусства. Потому что маркетинг маркетингом, но никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, а талант большим.
Дмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- Ксения Кутепова: «Любой опыт я рассматриваю как приобретение»«Философия отдыха», 01.2022
- «Есть ощущение тряски под ногами, я ее чувствую»Денис Мережковский, «Коммерсант-стиль», 24.02.2020
- Две порции абсурдаМарина Шимадина, «Театрал-onlain», 14.01.2020
- «Счастливые дни» как пример абсурдности жизниАндрей Дворецков, «Э-Вести», 10.01.2020
- ТРАГИЧЕСКИЙ ГИМН БЫТИЮНаталья Шаинян, «Петербургский театральный журнал (блог)», 8.01.2020
- Довели до абсурдаЛилия Акимова , «Musecube.org», 21.12.2019
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Я не люблю умозрительный театр»Александр Баркар, «TimeOut», 25.04.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 04.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- «Летние осы кусают нас даже в ноябре»: про веру и любовьНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 7.02.2014
- «Мастерская Петра Фоменко» представит спектакль режиссера РейбоНаталья Курова, «РИА-новости», 8.12.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Догнать ушедший кинопоездАлександр Малюгин, «Аргументы недели», 29.08.2013
- Ксения Кутепова: «Петр Фоменко боготворил женщин»«Трибуна», 22.08.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Талант при свидетеляхДмитрий Циликин, «Росбалт.ru», 13.10.2012
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Ксения Кутепова отвечает на вопросы читателей Lenta.Ru«Lenta.Ru», 22.05.2008
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- За стекломРахлина Анастасия, «Домовой», 10.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Высший пилотаж великого ФомыПавел Подкладов, «Newsinfo.Ru», 13.07.2004
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Роман с Львом ТолстымРоман Должанский, «Коммерсантъ», 10.10.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Побеждающая радость творенияСаулюс Мацайтис, «Эхо Литвы», 18.01.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,