Средний слой
В «Мастерской Фоменко» поставили главный роман ХХ века
Программка «Улисса» выглядит как газетка начала ХХ века с картинками, огромными заголовками и многочисленными заплатками рекламных квадратов (ведь странствующий по Дублину 16 июня 1904-го года Улисс Леопольд Блум был рекламным агентом). Под названием спектакля, стилизованным под название газеты, крупно, как положено в передовице, написано: «Улисс» роман знаменитый, необычный и трудный для чтения. Это общеизвестно". Тут слышится продолжение, которое должно начинаться с «но». И действительно, в компиляции из статей и комментариев переводчика романа Сергея Хоружего на все лады повторяется это «но»: «Однако не стоит преувеличивать и пугаться
Это все же роман, и в нем говорится о чувствах и отношениях людей, в нем есть действия, события. ..» Такая «передовица» выглядит как предъявление индульгенции на право постановки, но к чему оправдываться «Улисса» ставили и будут ставить. Вот и четыре с половиной года назад к столетию «дня Блума» в васильевской «Школе драматического искусства» сыграли 24-часовой спектакль-перфоманс симультанное чтение романа в залах и переходах театра, в котором приняла участие сотня артистов, музыкантов и художников. Одним из зрителей этого действа, как уверяет история, был режиссер Евгений Каменькович. Теперь он поставил «Улисса» сам.
Спектакль репетировали ровно год, заранее было известно, что никаких сотен актеров на сцене не будет, а в фирменной фоменковской манере всех дублинцев сыграют несколько актеров. Что Блумом станет Анатолий Горячев, известный ролью Поприщина, в роли Пенелопы Молли Блум выйдет любимая актриса Каменьковича Полина Кутепова и к «урожденным фоменкам» тут прибавятся стажеры, в частности Стивена Дедала Телемака, альтер эго самого Джойса, сыграет Юрий Буторин, пришедший из театра Et cetera. Еще было известно, что спектакль о 18-часовой одиссее дублинского еврея, мучимого мыслью об измене жены, продлится почти шесть часов с двумя антрактами и покажет практически весь путь героя от утреннего выхода в мясную лавку до ночного падения в супружескую кровать прямиком из публичного дома.
После того как Каменьковичу удалось распутать тяжеловесный и прихотливый роман Михаила Шишкина «Венерин волос» и сделать из него славный и ясный до простодушия спектакль «Самое важное», казалось, что чем черт не шутит сценическому «Улиссу» такой метод ощипывания сложностей и сведения романа к голому «сюжету с взаимоотношениями» тоже подойдет. Оказалось нет, с Джойсом этот номер не проходит.
Спектакль идет подряд по эпизодам романа, выпуская лишь те из них, где действие притормаживает перед очередной кульминацией, и высвечивая проекцией на заднике названия тех частей Гомеровой «Одиссеи», которые сам Джойс ставил в соответствие частям своего романа. Начинается все с «Телемака» утренних бесед в башне Мортелло унылого, нахохлившегося Стивена и его друга-врага, громогласного богатыря Быка Маллигана, которого играет Андрей Казаков. Расклад сил на ближайшие шесть часов спектакля становится ясен сразу: когда Маллиган валяет дурака, с наслаждением бреется (кажется, что Казакову надо сыграть героя романа Олеши «Зависть», который «поет по утрам в клозете»), потом бросается в тряпочное море в глубине сцены и продолжает болтать, пока его, «плывущего» на ленте «волны», возят из кулисы в кулису, все живо, легко и забавно. Как только молодые интеллектуалы принимаются говорить о чем-то, хоть немного более отвлеченном, умирает действие, потухают глаза актеров, и они напряженно принимаются «гнать» заученный текст, ввергая зрителя в тоску и отчаяние.
Каменькович, весьма оснащенный режиссер с хорошим чувством юмора, пытается как-то «развлечь» действие, скажем, превращает библиотечный диспут о Шекспире почти в кукольный театр, где кукольник Стивен Дедал двигает пародийных ученых «марионеток», почему-то одетых в камзолы и парики. Но развлечение это отвлечение от смысла, и рифмующийся с главными темами романа напряженный интеллектуальный сюжет, закрученный вокруг Стивена, который излагает любимую мысль Джойса о Шекспире, идентифицировавшем себя с призраком отца Гамлета, становится пустышкой.
«Ощипать» с джойсовского романа сложности не удается он целиком состоит из них, и даже если читатель или зритель не все понимает в многочисленных отзвуках, параллелях, ссылках и метасюжетах, именно они составляют объем «Улисса», без них романа не существует, в том числе и на сцене. С линией Блума, по видимости менее интеллектуальной, метод упрощения тоже не работает. Ведь тогда все дополнительные слои джойсовской ноосферы исчезают, уже нет Одиссея и Отца, нет наблюдательного и скрытного умника, остался только суетливый и ушлый заурядный еврей Польди Блум, потерявший даже знаменитую чувственность, заставлявшую его в романе вожделеть все женское в пределах видимости.
Чувственности театр так же испугался, как и интеллектуальности. И тут речь не только об органичном, но скучном Блуме, каким его играет Анатолий Горячев. Речь главным образом о Молли, о пышнотелой и жаркой зрелой женщине, всегда неудовлетворенной, сколько бы ни было с ней мужчин, в сущности, о самой женственности, о женском, о плодородии, о земле. Молли играет похожая на тоненькую девочку Полина Кутепова с огромной копной ирландско-еврейских мелких рыжих кудряшек. В какой-то момент кажется, что все шесть часов действия Каменькович и ставил для того, чтобы дать своей жене в финале сыграть гигантский монолог Пенелопы Молли, сокрушительный поток сознания без точек и запятых, который мечтали бы произнести со сцены огромное количество актрис. Но воздушной нимфе, смеющейся колокольчиком и, безгрешно жмурясь, щебечущей слова о желании, которое так и зудит, так и жарит ее, не оставляя, не удается быть сластолюбивой Молли. Сокращая сорокастраничный монолог, Каменькович целомудренно убрал из него все, о чем говорить Полине Кутеповой было бы трудно, все самое плотское, земляное менструальную кровь, анальный секс и испускаемые газы, без чего нет Молли Блум, к которой вожделеет все вокруг.
Так и вышло, что из романа, сыгранного в «Мастерской», ушел низ его почва с плодородными соками, ушел верх его ноосфера, и остался только средний сюжетный слой, который сам по себе вовсе не кажется захватывающим. К третьему акту зрителей в зале становится заметно меньше. Оставшиеся, вознагражденные монологом Полины Кутеповой, сыгранным пусть далеко от Джойса, но, как всегда, обаятельно и живо, аплодируют с благодарным воодушевлением. В конце концов уже сама попытка сыграть всего «Улисса» почти подвиг.
Спектакль репетировали ровно год, заранее было известно, что никаких сотен актеров на сцене не будет, а в фирменной фоменковской манере всех дублинцев сыграют несколько актеров. Что Блумом станет Анатолий Горячев, известный ролью Поприщина, в роли Пенелопы Молли Блум выйдет любимая актриса Каменьковича Полина Кутепова и к «урожденным фоменкам» тут прибавятся стажеры, в частности Стивена Дедала Телемака, альтер эго самого Джойса, сыграет Юрий Буторин, пришедший из театра Et cetera. Еще было известно, что спектакль о 18-часовой одиссее дублинского еврея, мучимого мыслью об измене жены, продлится почти шесть часов с двумя антрактами и покажет практически весь путь героя от утреннего выхода в мясную лавку до ночного падения в супружескую кровать прямиком из публичного дома.
После того как Каменьковичу удалось распутать тяжеловесный и прихотливый роман Михаила Шишкина «Венерин волос» и сделать из него славный и ясный до простодушия спектакль «Самое важное», казалось, что чем черт не шутит сценическому «Улиссу» такой метод ощипывания сложностей и сведения романа к голому «сюжету с взаимоотношениями» тоже подойдет. Оказалось нет, с Джойсом этот номер не проходит.
Спектакль идет подряд по эпизодам романа, выпуская лишь те из них, где действие притормаживает перед очередной кульминацией, и высвечивая проекцией на заднике названия тех частей Гомеровой «Одиссеи», которые сам Джойс ставил в соответствие частям своего романа. Начинается все с «Телемака» утренних бесед в башне Мортелло унылого, нахохлившегося Стивена и его друга-врага, громогласного богатыря Быка Маллигана, которого играет Андрей Казаков. Расклад сил на ближайшие шесть часов спектакля становится ясен сразу: когда Маллиган валяет дурака, с наслаждением бреется (кажется, что Казакову надо сыграть героя романа Олеши «Зависть», который «поет по утрам в клозете»), потом бросается в тряпочное море в глубине сцены и продолжает болтать, пока его, «плывущего» на ленте «волны», возят из кулисы в кулису, все живо, легко и забавно. Как только молодые интеллектуалы принимаются говорить о чем-то, хоть немного более отвлеченном, умирает действие, потухают глаза актеров, и они напряженно принимаются «гнать» заученный текст, ввергая зрителя в тоску и отчаяние.
Каменькович, весьма оснащенный режиссер с хорошим чувством юмора, пытается как-то «развлечь» действие, скажем, превращает библиотечный диспут о Шекспире почти в кукольный театр, где кукольник Стивен Дедал двигает пародийных ученых «марионеток», почему-то одетых в камзолы и парики. Но развлечение это отвлечение от смысла, и рифмующийся с главными темами романа напряженный интеллектуальный сюжет, закрученный вокруг Стивена, который излагает любимую мысль Джойса о Шекспире, идентифицировавшем себя с призраком отца Гамлета, становится пустышкой.
«Ощипать» с джойсовского романа сложности не удается он целиком состоит из них, и даже если читатель или зритель не все понимает в многочисленных отзвуках, параллелях, ссылках и метасюжетах, именно они составляют объем «Улисса», без них романа не существует, в том числе и на сцене. С линией Блума, по видимости менее интеллектуальной, метод упрощения тоже не работает. Ведь тогда все дополнительные слои джойсовской ноосферы исчезают, уже нет Одиссея и Отца, нет наблюдательного и скрытного умника, остался только суетливый и ушлый заурядный еврей Польди Блум, потерявший даже знаменитую чувственность, заставлявшую его в романе вожделеть все женское в пределах видимости.
Чувственности театр так же испугался, как и интеллектуальности. И тут речь не только об органичном, но скучном Блуме, каким его играет Анатолий Горячев. Речь главным образом о Молли, о пышнотелой и жаркой зрелой женщине, всегда неудовлетворенной, сколько бы ни было с ней мужчин, в сущности, о самой женственности, о женском, о плодородии, о земле. Молли играет похожая на тоненькую девочку Полина Кутепова с огромной копной ирландско-еврейских мелких рыжих кудряшек. В какой-то момент кажется, что все шесть часов действия Каменькович и ставил для того, чтобы дать своей жене в финале сыграть гигантский монолог Пенелопы Молли, сокрушительный поток сознания без точек и запятых, который мечтали бы произнести со сцены огромное количество актрис. Но воздушной нимфе, смеющейся колокольчиком и, безгрешно жмурясь, щебечущей слова о желании, которое так и зудит, так и жарит ее, не оставляя, не удается быть сластолюбивой Молли. Сокращая сорокастраничный монолог, Каменькович целомудренно убрал из него все, о чем говорить Полине Кутеповой было бы трудно, все самое плотское, земляное менструальную кровь, анальный секс и испускаемые газы, без чего нет Молли Блум, к которой вожделеет все вокруг.
Так и вышло, что из романа, сыгранного в «Мастерской», ушел низ его почва с плодородными соками, ушел верх его ноосфера, и остался только средний сюжетный слой, который сам по себе вовсе не кажется захватывающим. К третьему акту зрителей в зале становится заметно меньше. Оставшиеся, вознагражденные монологом Полины Кутеповой, сыгранным пусть далеко от Джойса, но, как всегда, обаятельно и живо, аплодируют с благодарным воодушевлением. В конце концов уже сама попытка сыграть всего «Улисса» почти подвиг.
Дина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Вкусно и точкаЗоя Бороздинова, «Петербургский театральный журнал (блог)», 10.07.2022
- Катехизис развратаВероника Словохотова, «Независимая газета», 27.06.2022
- «Где стол был яств, там гроб стоит»: как в «Опасных связях» мертвое вытесняет живоеЯна Жиляева, «Forbes», 26.06.2022
- По усам текло, а в рот не попалоАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.06.2022
- Полина Кутепова сыграла в новом спектакле «Опасные связи» «Мастерской Петра Фоменко»Инга Бугулова, «Российская газета», 18.06.2022
- Мастерская Петра Фоменко представила вкусную во всех смыслах премьеруАлександра Сидорова, «БизнесFM», 14.06.2022
- Госпожу Турвель виконт съел на обедМария Позина, «Метро», 14.06.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Выйти из сумракаЛариса Каневская, «Мнение», 23.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Увидеть – не значит понятьСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 18.12.2020
- Парное интервью: Полина Кутепова и Юрий Буторин отвечают на 10 вопросов о театре, любви и внутренней слепотеЮлия Ахметова, «Esquire», 16.12.2020
- Поднимите ей векиМарина Шимадина, «Театрал», 31.10.2020
- Самого главного глазами не увидишь: «Молли Суини» в Мастерской Петра ФоменкоЮлия Зу, «Musecube», 29.10.2020
- От какого театра мы отказываемсяМарина Токарева, «Новая газета», 28.10.2020
- Спасение утопающихЕлена Шаина, «Театр To Go», 24.10.2020
- «Молли Суини» в Мастерской Фоменко: спектакль, который учит принимать мир, не глядяInner Emigrant, «Ваш досуг», 23.10.2020
- Иван Поповски выпустит спектакль по пьесе Брайана ФрилаЕкатерина Авдеева, «Театр.», 18.10.2020
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- Кураж и другиеПавел Подкладов, «Театрон», 22.12.2018
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Полина Кутепова: «Всегда опаздываю с выводами»Татьяна Власова, «Театрал-online», 15.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- Полина Кутепова: «Играть как дети»Ольга Романцова, «Театральная афиша», 03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Спектакль Кирилла Вытоптова «Мамаша Кураж» в Мастерской Фоменко стал двойным бенефисомГлеб Ситковский, «Ведомости», 27.07.2016
- Нажиться там, где нельзя выжитьВиктория Мельникова, «Metro», 26.07.2016
- Театр с боевыми действиямиРоман Должанский, «Коммерсант», 25.06.2016
- «Мамаша Кураж и её дети»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 23.06.2016
- Время БрехтаМарина Шимадина, «Театрал», 23.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Мир по БрехтуВячеслав Суриков, «Эксперт», 30.05.2016
- «Мамаша Кураж» устраивает премьеру в Мастерской ФоменкоЕвгения Смурыгина, «Business FM», 26.05.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Полина КутеповаМаруся Соколова, «Port», 05.2016
- Полина Кутепова выступит в юбилейной программе «Золотая маска в Латвии»«freecity.lv», 25.09.2015
- Семейное счастье: интервью с актрисой Полиной КутеповойМаруся Соколова, «http://dochkimateri.com», 09.2015
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Особенности русского репертуарного театраТатьяна Никишина, «Аргументы недели», 4.12.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Рыжее счастье Мастерской Петра ФоменкоЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 1.08.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- Зачем мы здесьИгорь Вирабов, «Российская газета», 20.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- «Моряки и шлюхи»: танец чувствОльга Абакумова, «http://musecube.org», 14.02.2013
- «Моряки и шлюхи»: долой слова и юбкиАнна Балуева, 17.01.2013
- Моряки и шлюхиАлексей Киселев , «Афиша», 26.12.2012
- Концерт по заветамРоман Должанский, «Коммерсант», 25.12.2012
- «Моряки и шлюхи»: танцуют всеНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 25.12.2012
- Попробуй попляшиГлеб Ситковский, «Ведомости», 24.12.2012
- «Моряки и шлюхи» оказались начинающими балеринамиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 24.12.2012
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Поматросят и не бросятИгорь Вирабов, «Российская газета», 21.12.2012
- Танцплощадка народов мираНиколай Берман, «Газета.ru», 20.12.2012
- Танцы о свободеГалина Шматова, «http://afisha.mail.ru», 18.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Полина Кутепова: тоска по совершенствуАлександр Калягин, «Радио России», 6.05.2012
- Полина Кутепова: «Мир и любовь сильнее убеждений и принципов»«Красота и здоровье», 12.2011
- Отец и дети: Фоменко глазами КутеповойТ. Карпова, «Линия полета», 11.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Полина Кутепова : "Тоскую по нашей неумелости"Веста Боровикова, «Театрал», 11.2007
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- Полина Кутепова: «Материал актера его судьба»Елена Губайдуллина, 7.04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- У зеркала два лицаЛюбовь Мартынова, «Седьмой континент», 12.2005
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Сестринские чувстваМарина Зайонц, «Итоги», 21.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Сочинение по ПушкинуНина Агишева, «Московские новости», 8.10.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Муза в декольтеВиктория Никифорова, «Эксперт», 30.09.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Петр Фоменко назначил цену за ночьРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2002
- Ночь с КлеопатройНаталья Деревщикова, «Газета.Ru», 24.09.2002
- Жизнь за любовьМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 42», 09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Полина Кутепова, артистка:Екатерина Дмитриевская, 1999
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,