Все краски акварели
Галина Тюнина безупречно воплощает фирменный «фоменковский» стиль актерской игры: максимум выразительности при минимуме изобразительных средств
За двадцать лет работы в театре и кино Тюнина в совершенстве овладела искусством играть, не играя тем, чему учит своих артистов Петр Фоменко, а именно при создании образов не прибегать к сочным краскам, пользоваться акварелью. И понимать, что пышная демонстрация в одной роли разом всех лицедейских приспособлений патентованная театральная пошлость.
Сыграв на сцене «Мастерской П. Фоменко» Глафиру в «Волках и овцах», Орели в «Безумной из Шайо», три роли в инсценировке начальных глав «Войны и мира», Ольгу в «Трех сестрах», императрицу Феодору в «Отравленной тунике», воплотив в кино балерину Ольгу Спесивцеву, Веру Бунину, Марину Цветаеву, Тюнина доказала всем, кто еще в этом сомневался, что талант артиста, обладающего богатой изобразительной палитрой, это талант отбора красок.
Мы беседовали в театре, после репетиции.
Что репетируете?
Галина Тюнина: «Театральный роман» Булгакова. Началось все с показа самостоятельных работ. В театре два-три раза в год мы проводим «вечер проб и ошибок», где любой может что-то сыграть, поставить, попробовать себя в качестве режиссера.
Перенести на сцену «Театральный роман» это было чье-то предложение?
Галина Тюнина: Когда-то, еще в Питере, Петр Наумович собирался поставить «Театральный роман». Эта идея возникла вновь, когда нам показалось, что мы можем взглянуть на театр сквозь призму Булгакова, с самоиронией что ли. Начинали работу пять-шесть человек. В итоге обросли хозяйством в двадцать пять артистов и принялись работать уже со сценической композицией, которая сочинялась по ходу репетиций. Над спектаклем работают старшая группа артистов, средняя и младшая. Участвуют даже стажеры второго года обучения. Тут смешение поколений, и мы рады, что оно происходит на этом материале.
Поколенческий водораздел у вас в театре существует?
Галина Тюнина: Да, и это естественно. Но смешение поколений в работе должно происходить, без этого театр не может существовать. И чем явственней разрыв поколений, тем острее потребность друг в друге.
Через год вашему театру исполнится двадцать лет. Нет ощущения некой исчерпанности?
Галина Тюнина: Нет. Если ты исчерпался, ты перестаешь этим заниматься. Исчерпанность связана с апатией, с потерей интереса к миру и людям все это плохо совместимо с актерской работой. Хочется думать, что человек по ходу дела развивается. Каждый спектакль требует нового подхода, с ним что-то сценически приобретаешь. И этот новый опыт предполагает твое развитие.
Дух студийности, овевавший «Мастерскую Петра Фоменко» в пору ее рождения и становления, жив ли еще? И нужен ли он театру, достигшему творческого совершеннолетия?
Галина Тюнина: Студийность идет из театральных школ. Люди, приходя в театр, приносят с собой этот опыт своего студенчества. Дух студийности живет в репетициях по ночам, в самостоятельных пробах, когда не задумываешься о результате, и в любви к ошибкам больше, чем к успеху. Искусственно его поддерживать нельзя. Но память детства, счастливого актерского детства, каким оно было у нас в ГИТИСе, наверное, существует. Артисты взрослеют и, мягко говоря, не молодеют. И нам всегда радостно окунуться в такую оголтелую работу, как в свою молодость.
В фоменковской труппе лидируют женщины, мужской же состав, где тоже немало хороших артистов, пребывает как бы в тени прекрасных дам. Скажите, Фоменко (а он, судя по его спектаклям, тонко и точно чувствует женскую природу) нарочно выстраивает репертуар так, чтобы блистали Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Полина Агуреева, Мадлен Джабраилова?
Галина Тюнина: Внимание мужчины к женщине на сцене, которого добивается Петр Наумович, полагая, что в жизни оно так и бывает, может создавать такое ощущение. Но ведь только настоящие мужчины могут позволить себе подобную роскошь дать женщинам возможность чувствовать себя главными.
У вас есть любимые партнеры по сцене?
Галина Тюнина: Любимый партнер это тот, с кем ты сегодня работаешь, и тот, с кем путем нелегких притираний ты сумел что-то внутренне выстроить. Если ты не любишь партнера, ты не можешь выйти на сцену, но до любви надо доработаться. Наверное, нет понятия «любимый партнер», есть те или иные связи с людьми, есть люди, с которыми пройден огромный путь в театре, с кем мы вместе начинали. С возрастом появилось ощущение, что мы стали больше сбиваться в кучу, возникло ощущение родства. Мы можем подчас раздражать друг друга, можем ссориться, но, когда выходим на сцену, все отступает
У вас нет худсовета. Значит, театр творчески управляется исключительно волей Фоменко?
Галина Тюнина: Театр управляется волей, направленной на создание спектакля. Все подчинено этому. Коллективное занятие, имеющее общую цель, не нуждается во внутреннем парламенте. Но в какие-то моменты Петр Наумович может сказать: «Это решение я приму сам». Потому что есть решения, ответственность за которые невозможно поделить на всех. Кто-то должен эту ответственность взять на себя. Иначе возникнет хаос.
В процессе репетиций Фоменко снимал вас с какой-нибудь роли?
Галина Тюнина: Нет.
Неужели ни разу не было, чтобы он ошибся с назначением на роль?
Галина Тюнина: Он из ошибочного выбора может сделать безошибочный: на противодействии гораздо чаще возникает неожиданный результат, нежели на формальном попадании артиста в «свою» роль. Иногда тебе предлагают такой обескураживающий материал, что ты поначалу впадаешь в недоумение, но со временем оказывается, что полезно поменять стереотип, даже в восприятии себя.
К «Мастерской Петра Фоменко», на ваш взгляд, применимо понятие «театр-дом»?
Галина Тюнина: Да.
А само это понятие оно не кажется вам архаичным?
Галина Тюнина: Дом, семья. У каждого в семье своя роль, и всегда связи более сильные. А на сцене самое главное, чтобы люди друг друга чувствовали. Может быть, когда слишком хорошо знаешь друг друга, исчезает элемент неожиданности? Театр вообще архаическая организация. Архаичность театра-дома не нами придумана и не нам ее отменять. Мне пришла в голову фраза из эпиграммы Александра Володина: «А новое так отрицает старое!/ что, не успев заметить, станет старым». Я говорю сейчас не о сценическом языке, он должен обязательно обновляться, но есть что-то неотъемлемое, на что театр опирался во все времена, и до сих пор опирается.
Репертуарный театр по-вашему, тоже полезная архаика, которую не грех сохранить? Сегодня почти повсюду эта модель организации театрального дела переживает кризис. «Мастерская Петра Фоменко», правда, доказывает, что репертуарный театр вполне способен быть обиталищем искусства.
Галина Тюнина: Мне трудно ставить диагноз, находясь внутри. Идея обновления а в обмен на что? В репертуарном театре для меня важны единство стиля, выучка, общее представление об эстетике А кризис придумали те, кто не знает, что делать с репертуарным театром. Репертуарный театр это большой труд и умение подчинить себя общему делу. Конечно, гораздо удобней решать лично свою судьбу, чем беспокоиться за судьбу театра. Гораздо спокойней поставить спектакль и через два месяца о нем забыть, нежели в течение десяти лет его поддерживать в надлежащем состоянии. Гораздо легче эксплуатировать двадцатилетних артистов, чем разделять с ними ответственность за их дальнейшую судьбу и думать о том, что они будут играть, когда им стукнет пятьдесят.
«Волки и овцы» у вас идут почти двадцать лет, «Семейное счастие» почти двенадцать, «Война и мир. Начало романа» одиннадцать Вы ощущаете моральную изношенность этих и других, тоже не столь уж «молодых» спектаклей?
Галина Тюнина: Не ощущаю. Отведенное спектаклю время никто не знает. Спектакли живут вместе с артистом, взрослеют, стареют Залог жизни театра движение внутри спектакля.
Моральную изношенность театральной формы вы здесь в расчет не берете?
Галина Тюнина: А что, бывает а-моральная изношенность? Моральное старение по-моему, термин технический, инженерный. Так можно сказать о машине, самолете, искусство же длительно. Мне кажется, что содержание нельзя убить формой. Форма, подчиненная содержанию, всегда пластична. Работа над спектаклем не заканчивается с премьерой. Эта работа продолжается все время, поэтому спектакль и живет. Процесс обновления трудный, болезненный, но профессия артиста это предполагает. Меняется твой личный опыт, ты смотришь по-другому на людей и роль меняется.
Что такое «фоменковская» манера игры? Как бы вы ее определили?
Галина Тюнина: Фоменко против любой «манеры» игры. Артист должен уметь работать с текстом, его содержанием, и все понятое суметь сделать слышимым. Партитура расписывается им как музыкальная. С паузами, кантиленами, лигами. Музыкальность одна из составляющих его режиссуры, где режиссер это почти дирижер. Как музыкант за нотами слышит музыку, актер за словами должен угадывать действие. Его задача обнаружить действенную природу слова и мысли.
Вам было бы интересно поработать с другим режиссером?
Галина Тюнина: Это все равно что спросить: «А вам было бы интересно выйти замуж за кого-нибудь еще?» Наверное, интересно. Но потребности нет. А из театральных режиссеров я работала с Декланом Донелланом на «Трех сестрах». У него заболела актриса, и на роль Ольги ввели меня.
Это был разовый ввод?
Галина Тюнина: Да, пять гастрольных спектаклей.
Как мне представляется, Фоменко выращивает роль в актере, а, скажем, Додин «силовой» режиссер.
Галина Тюнина: А что значит «силовой»? Я не знаю, это тема для людей, изучающих театр, пусть они этим и занимаются.
Почему вы мало снимаетесь? В сериалах стыдно, как я понимаю. А в кино?
Галина Тюнина: Я снимаюсь, но редко. Для меня кино счастливая случайность, если оно есть, а театр каждый день в 11.00.
А в «Дозорах» зачем снимались?
Галина Тюнина: Мне было интересно работать с Тимуром Бекмамбетовым. Передо мной стояла новая задача, с которой раньше не приходилось сталкиваться. Я до сих пор рада, что состоялось наше сотрудничество.
Что-нибудь изменилось в вашем характере с тех пор, как вы стали актрисой?
Галина Тюнина: Эта профессия коварна по отношению к характеру. Она проявляет его достаточно сильно, увеличивая достоинства и укрупняя недостатки. И часто непонятно, чего в тебе уже больше и что нужно изменить. Да, еще с годами развивается непростительная болтливость особенно при даче интервью.
За двадцать лет работы в театре и кино Тюнина в совершенстве овладела искусством играть, не играя тем, чему учит своих артистов Петр Фоменко, а именно при создании образов не прибегать к сочным краскам, пользоваться акварелью. И понимать, что пышная демонстрация в одной роли разом всех лицедейских приспособлений патентованная театральная пошлость.
Сыграв на сцене «Мастерской П. Фоменко» Глафиру в «Волках и овцах», Орели в «Безумной из Шайо», три роли в инсценировке начальных глав «Войны и мира», Ольгу в «Трех сестрах», императрицу Феодору в «Отравленной тунике», воплотив в кино балерину Ольгу Спесивцеву, Веру Бунину, Марину Цветаеву, Тюнина доказала всем, кто еще в этом сомневался, что талант артиста, обладающего богатой изобразительной палитрой, это талант отбора красок.
Мы беседовали в театре, после репетиции.
Что репетируете?
Галина Тюнина: «Театральный роман» Булгакова. Началось все с показа самостоятельных работ. В театре два-три раза в год мы проводим «вечер проб и ошибок», где любой может что-то сыграть, поставить, попробовать себя в качестве режиссера.
Перенести на сцену «Театральный роман» это было чье-то предложение?
Галина Тюнина: Когда-то, еще в Питере, Петр Наумович собирался поставить «Театральный роман». Эта идея возникла вновь, когда нам показалось, что мы можем взглянуть на театр сквозь призму Булгакова, с самоиронией что ли. Начинали работу пять-шесть человек. В итоге обросли хозяйством в двадцать пять артистов и принялись работать уже со сценической композицией, которая сочинялась по ходу репетиций. Над спектаклем работают старшая группа артистов, средняя и младшая. Участвуют даже стажеры второго года обучения. Тут смешение поколений, и мы рады, что оно происходит на этом материале.
Поколенческий водораздел у вас в театре существует?
Галина Тюнина: Да, и это естественно. Но смешение поколений в работе должно происходить, без этого театр не может существовать. И чем явственней разрыв поколений, тем острее потребность друг в друге.
Через год вашему театру исполнится двадцать лет. Нет ощущения некой исчерпанности?
Галина Тюнина: Нет. Если ты исчерпался, ты перестаешь этим заниматься. Исчерпанность связана с апатией, с потерей интереса к миру и людям все это плохо совместимо с актерской работой. Хочется думать, что человек по ходу дела развивается. Каждый спектакль требует нового подхода, с ним что-то сценически приобретаешь. И этот новый опыт предполагает твое развитие.
Дух студийности, овевавший «Мастерскую Петра Фоменко» в пору ее рождения и становления, жив ли еще? И нужен ли он театру, достигшему творческого совершеннолетия?
Галина Тюнина: Студийность идет из театральных школ. Люди, приходя в театр, приносят с собой этот опыт своего студенчества. Дух студийности живет в репетициях по ночам, в самостоятельных пробах, когда не задумываешься о результате, и в любви к ошибкам больше, чем к успеху. Искусственно его поддерживать нельзя. Но память детства, счастливого актерского детства, каким оно было у нас в ГИТИСе, наверное, существует. Артисты взрослеют и, мягко говоря, не молодеют. И нам всегда радостно окунуться в такую оголтелую работу, как в свою молодость.
В фоменковской труппе лидируют женщины, мужской же состав, где тоже немало хороших артистов, пребывает как бы в тени прекрасных дам. Скажите, Фоменко (а он, судя по его спектаклям, тонко и точно чувствует женскую природу) нарочно выстраивает репертуар так, чтобы блистали Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Полина Агуреева, Мадлен Джабраилова?
Галина Тюнина: Внимание мужчины к женщине на сцене, которого добивается Петр Наумович, полагая, что в жизни оно так и бывает, может создавать такое ощущение. Но ведь только настоящие мужчины могут позволить себе подобную роскошь дать женщинам возможность чувствовать себя главными.
У вас есть любимые партнеры по сцене?
Галина Тюнина: Любимый партнер это тот, с кем ты сегодня работаешь, и тот, с кем путем нелегких притираний ты сумел что-то внутренне выстроить. Если ты не любишь партнера, ты не можешь выйти на сцену, но до любви надо доработаться. Наверное, нет понятия «любимый партнер», есть те или иные связи с людьми, есть люди, с которыми пройден огромный путь в театре, с кем мы вместе начинали. С возрастом появилось ощущение, что мы стали больше сбиваться в кучу, возникло ощущение родства. Мы можем подчас раздражать друг друга, можем ссориться, но, когда выходим на сцену, все отступает
У вас нет худсовета. Значит, театр творчески управляется исключительно волей Фоменко?
Галина Тюнина: Театр управляется волей, направленной на создание спектакля. Все подчинено этому. Коллективное занятие, имеющее общую цель, не нуждается во внутреннем парламенте. Но в какие-то моменты Петр Наумович может сказать: «Это решение я приму сам». Потому что есть решения, ответственность за которые невозможно поделить на всех. Кто-то должен эту ответственность взять на себя. Иначе возникнет хаос.
В процессе репетиций Фоменко снимал вас с какой-нибудь роли?
Галина Тюнина: Нет.
Неужели ни разу не было, чтобы он ошибся с назначением на роль?
Галина Тюнина: Он из ошибочного выбора может сделать безошибочный: на противодействии гораздо чаще возникает неожиданный результат, нежели на формальном попадании артиста в «свою» роль. Иногда тебе предлагают такой обескураживающий материал, что ты поначалу впадаешь в недоумение, но со временем оказывается, что полезно поменять стереотип, даже в восприятии себя.
К «Мастерской Петра Фоменко», на ваш взгляд, применимо понятие «театр-дом»?
Галина Тюнина: Да.
А само это понятие оно не кажется вам архаичным?
Галина Тюнина: Дом, семья. У каждого в семье своя роль, и всегда связи более сильные. А на сцене самое главное, чтобы люди друг друга чувствовали. Может быть, когда слишком хорошо знаешь друг друга, исчезает элемент неожиданности? Театр вообще архаическая организация. Архаичность театра-дома не нами придумана и не нам ее отменять. Мне пришла в голову фраза из эпиграммы Александра Володина: «А новое так отрицает старое!/ что, не успев заметить, станет старым». Я говорю сейчас не о сценическом языке, он должен обязательно обновляться, но есть что-то неотъемлемое, на что театр опирался во все времена, и до сих пор опирается.
Репертуарный театр по-вашему, тоже полезная архаика, которую не грех сохранить? Сегодня почти повсюду эта модель организации театрального дела переживает кризис. «Мастерская Петра Фоменко», правда, доказывает, что репертуарный театр вполне способен быть обиталищем искусства.
Галина Тюнина: Мне трудно ставить диагноз, находясь внутри. Идея обновления а в обмен на что? В репертуарном театре для меня важны единство стиля, выучка, общее представление об эстетике А кризис придумали те, кто не знает, что делать с репертуарным театром. Репертуарный театр это большой труд и умение подчинить себя общему делу. Конечно, гораздо удобней решать лично свою судьбу, чем беспокоиться за судьбу театра. Гораздо спокойней поставить спектакль и через два месяца о нем забыть, нежели в течение десяти лет его поддерживать в надлежащем состоянии. Гораздо легче эксплуатировать двадцатилетних артистов, чем разделять с ними ответственность за их дальнейшую судьбу и думать о том, что они будут играть, когда им стукнет пятьдесят.
«Волки и овцы» у вас идут почти двадцать лет, «Семейное счастие» почти двенадцать, «Война и мир. Начало романа» одиннадцать Вы ощущаете моральную изношенность этих и других, тоже не столь уж «молодых» спектаклей?
Галина Тюнина: Не ощущаю. Отведенное спектаклю время никто не знает. Спектакли живут вместе с артистом, взрослеют, стареют Залог жизни театра движение внутри спектакля.
Моральную изношенность театральной формы вы здесь в расчет не берете?
Галина Тюнина: А что, бывает а-моральная изношенность? Моральное старение по-моему, термин технический, инженерный. Так можно сказать о машине, самолете, искусство же длительно. Мне кажется, что содержание нельзя убить формой. Форма, подчиненная содержанию, всегда пластична. Работа над спектаклем не заканчивается с премьерой. Эта работа продолжается все время, поэтому спектакль и живет. Процесс обновления трудный, болезненный, но профессия артиста это предполагает. Меняется твой личный опыт, ты смотришь по-другому на людей и роль меняется.
Что такое «фоменковская» манера игры? Как бы вы ее определили?
Галина Тюнина: Фоменко против любой «манеры» игры. Артист должен уметь работать с текстом, его содержанием, и все понятое суметь сделать слышимым. Партитура расписывается им как музыкальная. С паузами, кантиленами, лигами. Музыкальность одна из составляющих его режиссуры, где режиссер это почти дирижер. Как музыкант за нотами слышит музыку, актер за словами должен угадывать действие. Его задача обнаружить действенную природу слова и мысли.
Вам было бы интересно поработать с другим режиссером?
Галина Тюнина: Это все равно что спросить: «А вам было бы интересно выйти замуж за кого-нибудь еще?» Наверное, интересно. Но потребности нет. А из театральных режиссеров я работала с Декланом Донелланом на «Трех сестрах». У него заболела актриса, и на роль Ольги ввели меня.
Это был разовый ввод?
Галина Тюнина: Да, пять гастрольных спектаклей.
Как мне представляется, Фоменко выращивает роль в актере, а, скажем, Додин «силовой» режиссер.
Галина Тюнина: А что значит «силовой»? Я не знаю, это тема для людей, изучающих театр, пусть они этим и занимаются.
Почему вы мало снимаетесь? В сериалах стыдно, как я понимаю. А в кино?
Галина Тюнина: Я снимаюсь, но редко. Для меня кино счастливая случайность, если оно есть, а театр каждый день в 11.00.
А в «Дозорах» зачем снимались?
Галина Тюнина: Мне было интересно работать с Тимуром Бекмамбетовым. Передо мной стояла новая задача, с которой раньше не приходилось сталкиваться. Я до сих пор рада, что состоялось наше сотрудничество.
Что-нибудь изменилось в вашем характере с тех пор, как вы стали актрисой?
Галина Тюнина: Эта профессия коварна по отношению к характеру. Она проявляет его достаточно сильно, увеличивая достоинства и укрупняя недостатки. И часто непонятно, чего в тебе уже больше и что нужно изменить. Да, еще с годами развивается непростительная болтливость особенно при даче интервью.
Валерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- «Вишневый сад» в Мастерской Петра Фоменко: можно ли построить счастье на чужом несчастье?Елена Вилле, «МИР-24», 13.07.2023
- «Вишнёвый сад» Ивана Поповски в Мастерской Петра Фоменко: островок тепла в пустоте белого шумаЕлена Шаина, «Театр To Go», 7.07.2023
- Лёгкие люди, или Всех утопить!Елена Алдашева, «Театр.», 24.06.2023
- «Вишнёвый сад» в Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 12.06.2023
- Театр под занавес: 4 премьеры под конец сезонаНастя Комаревич, «Ведомости», 7.06.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» обратилась к «Вишневому саду»Елизавета Авдошина, «Независимая газета», 6.06.2023
- «Вишнёвый сад»: «фоменки» об инфантилизмеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 3.06.2023
- Пищик для умаИгорь Вирабов, «Российская газета», 29.05.2023
- Премьерный спектакль «Вишнёвый сад»«The Vanderlust», 29.05.2023
- Звук упавшего рояля, замирающий и печальныйПолина Кондрякова, «Porusski.me», 15.05.2023
- Съемки для своихПолина Сурнина, «Аэрофлот», 11.2021
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- «Чайка» в Мастерской Петра Фоменко: все это уже было. И пускай!Юлия Зу, «Musecube.org», 8.06.2019
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Галина Тюнина: в реальность телесериалов я не верюНиколай Караев, «Postimees», 26.10.2017
- Галина Тюнина: «Шекспир подал нам руку»Надежда Сикорская, «Наша газета», 13.09.2017
- Сон в летнюю ночьВалентина Федорова, «Планета Красота, № 5-6», 10.2015
- Чарующий «Сон
»Ирина Шведова, «Московская правда», 25.09.2015
- Война и мир Петра ФоменкоИлья Камышев, «Ульяновская правда», 15.09.2015
- Дыша духами и туманамиЗоя Апостольская , «Российская газета», 15.09.2015
- Не бороться, не сдаватьсяВячеслав Суриков, «Эксперт», 31.08.2015
- Укол счастьемСветлана Бердичевская, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- «Мир головокружительной свободы»Алексей Бартошевич, «Экран и Сцена», 31.07.2015
- Сон в летнюю ночьНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 22.07.2015
- Ночные забавыМария Юрченко, «http://portal-kultura.ru», 22.07.2015
- Это был не сон?Марина Шимадина, «http://ptj.spb.ru», 20.07.2015
- Балканское бароккоПавел Руднев, «www.teatrall.ru», 4.07.2015
- Полет во сне и наяву: герои Шекспира совершили побегЕлена Смородинова, «Вечерняя Москва», 3.07.2015
- Про эльфов и людейАнтон Хитров, «Ведомости», 26.06.2015
- «Полета вольное упорство»Ольга Егошина, «Новые Известия», 25.06.2015
- «Зовут меня Рыло, я вышел на сцену…»Марина Токарева, «Новая газета», 24.06.2015
- Цирковые таланты пошли на пользу ШекспируГригорий Заславский, «Независимая газета», 22.06.2015
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Галина Тюнина: «Надо иметь мужество принимать свою судьбу»Анжелика Заозерская, «Москвичка», 29.08.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Возрожденный спектакль Петра Фоменко: безумие спасет ПарижАлла Панасенко, «m24.ru», 30.04.2013
- Пять тысяч штампов для вечностиПетр Сейбиль, Яна Жиляева, «VTBrussia.ru», 17.04.2013
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- Театр Петра Фоменко воспел безумиеВиктория Мельникова, «Metro Weekend», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Петербург наконец-то увидит «Театральный роман»Екатерина Омецинская, «Аргументы недели», 19.03.2013
- «Театральный роман» Фоменко вернулся в ПетербургСветлана Мазурова, «Российская газета», 19.03.2013
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Вера ФомыАлена Карась, «Российская газета», 13.07.2012
- Драматург, прочь из театра!Татьяна Москвина, «Аргументы недели», 24.05.2012
- Террариум единомышленников под прицелом Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Литературная газета», 16.05.2012
- Внесистемный СтаниславскийОльга Фукс, «Ведомости», 12.05.2012
- Театр восковых фигурМарина Шимадина, «Эксперт», 7.05.2012
- В стране интриг и иллюзийЕлена Губайдуллина, «Трибуна», 4.05.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» закрутила «Театральный роман»Роман Должанский, «Коммерсант», 24.04.2012
- Роман с театром: Михаил Булгаков и Петр ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 19.04.2012
- На стороне театраМария Зерчанинова, «Lenta.ru», 17.04.2012
- «Театральный роман» в «Мастерской Петра Фоменко»Глеб Ситковский, «OpenSpace», 16.04.2012
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Кайф по-булгаковскиНаталия Каминская, «Культура», 13.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Без ядаДина Годер, «Московские новости», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- Москвичи увидели живого CтаниславскогоВера Копылова, «Московский комсомолец», 12.04.2012
- «Театральный роман»: еще раз про любовьГлеб Ситковский, «Ваш досуг», 11.04.2012
- Театральный анекдотНиколай Берман, «Газета.ru», 11.04.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» представляет булгаковский «Театральный роман»«Телеканал «Культура» / Новости культуры», 10.04.2012
- Все краски акварелиВалерий Выжутович, «Российская газета», 6.03.2012
- В театре нужен бойцовский характерЕлена Коновалова, «Страстной бульвар, № 2 (142)», 2011
- «Бывают странные сближения»Виктория Пешкова, «Литературная газета», 20.01.2010
- Триптих. Нюансы любви, оттенки тлена…Марина Квасницкая, «Gogol.ru», 13.01.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Человеческое, слишком человеческоеГалина Шматова, «Экран и Сцена», 01.2010
- Кирилл Пирогов все-таки соблазнил Галину ТюнинуАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 25.12.2009
- Профиль молнией сверкаетНаталия Каминская, «Культура», 17.12.2009
- Импровизаторы любовных песенМарина Тимашева, «Радио Свобода», 16.12.2009
- Спектакль вынесли в фойеМария Сидельникова, «Коммерсант», 16.12.2009
- Фоменко поставил памятник Дон ЖуануМарина Райкина, «Московский комсомолец», 10.12.2009
- Петр Фоменко поставил «Триптихъ»Глеб Ситковский, «OpenSpase.ru», 9.12.2009
- Красное дерево с адским пламенемЕлена Дьякова, «Новая газета», 9.12.2009
- Игры с ПушкинымМарина Давыдова, «Известия», 9.12.2009
- Идут своей дорогойОльга Егошина, «Новые Известия», 8.12.2009
- Мне скучно, бесАлена Карась, «Российская газета», 8.12.2009
- Всех утопил«Итоги», 7.12.2009
- Девятый вал на набережной Тараса ШевченкоОльга Галахова, «Независимая газета», 7.12.2009
- Петр Фоменко строит пушкинский домАлла Шендерова, «infox.ru», 4.12.2009
- Сабо для Донны АнныОльга Романцова, «Газета», 4.12.2009
- «Искусство есть искусство есть искусство
»Алена Солнцева, «Время новостей», 4.12.2009
- Фоторепортаж с премьеры «Триптиха»«Lenta.Ru», 3.12.2009
- Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта!Мария Хализева, «Экран и Сцена», 01.2008
- Галина Тюнина: Переписываю роли от рукиЕкатерина Васенина, «Новая газета», 25.10.2007
- Мучительно прекрасная жизньЕлена Кутловская, «Независимая газета Антракт», 12.10.2007
- Быть лишь красивой некрасивоЛюбовь Лебедина, «Труд», 11.04.2007
- Галина Тюнина: «Актерам вредно быть здоровыми»Григорий Заславский, «Станиславский», 01.2007
- Галина Тюнина: «Слава пройдет и забудется»Зоя Кошелева, «Искусство кино, № 5 за 2006 год», 05.2006
- Праздник непослушанияЕлена Губайдуллина, «Арбат Престиж», 04.2006
- Движение это позитивОльга Романцова, «Культпоход», 04.2006
- Сестры ФоменкоМарина Зайонц, «Итоги», 27.03.2006
- Носороги среди насГригорий Заславский, «Независимая газета», 15.03.2006
- Рогатая экзотикаОльга Егошина, «Новые Известия», 7.03.2006
- Все мы немножко носорогиГлеб Ситковский, «Газета Gzt.Ru № 38», 7.03.2006
- Фоменко среди трех сестерМарина Токарева, «Московские новости», 24.09.2004
- Леденцовый период русской историиЕлена Дьякова, «Новая газета», 20.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- Честь безумцу!Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 15-16 (633-634)», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- «Война и мир. Начало романа. Сцены»«Афиша», 29.04.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- ЭнергоносителиЕлена Ковальская, «Афиша», 15.04.2002
- Могильщица капитализмаВиктория Никифорова, «Эксперт», 15.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Ловушка для учредителейМария Хализева, «Вечерний клуб», 11.04.2002
- Бомжихи в стиле декадансАлла Шендерова, «Общая газета», 11.04.2002
- Премьера«Новая газета», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Адюльтер нам только снитсяАртур Соломонов, «Газета», 8.04.2002
- Парад безумицАлексей Филиппов, «Известия», 6.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Евы ПарижаОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 5.04.2002
- Старые клячиАнтон Красовский, «Независимая газета», 4.04.2002
- Норма безумияМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 16», 04.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- «Война и мир. Начало романа. Сцены» (по роману Л. Толстого)Елена Ковальская, «Афиша», 27.08.2001
- Галина Тюнина«Афиша», 9.07.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Начало романаЛ. Осипова, «Семья и школа, № 4», 04.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- От мира до войныОльга Лаврова, «Ваш Досуг», 8.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Шпрехопера в трех актахАлексей Парин, 03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Мальбрук в поход собралсяОльга Егошина, «Театр, № 2», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Миро-приятиеДина Годер, «Итоги», 27.02.2001
- Мозаика «Войны и мира»Нина Агишева, «Московские новости», 27.02.2001
- Потертый альбом на сквозняке нового векаЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.02.2001
- Князь Андрей под медным тазомГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 23.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Толстовство в чистом видеРоман Должанский, «Коммерсант», 20.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Амазонки неавангардаЛариса Юсипова, «Ведомости», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- Гадание по «Войне и миру»Елена Дьякова, «Газета.ру», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Героиня Серебряного века любит сказкиАнастасия Сергеева, «Разгуляй», 07.1998
- Лики Прекрасной ДамыЕкатерина Сальникова, «Театр, № 1», 01.1997
- А еще
Наталия Якубова, «Театральная жизнь, № 1», 01.1997
- Четыре слагаемых успехаОльга Егошина, «Дом Актера, № 3-4», 1995
- Дело в
шляпе!Т. Белозерова, «Культура», 19.03.1994
- Как глупо быть Эрнестом«Сегодня», 16.02.1994
- Театр от ФомыЮрий Зерчанинов, 1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993