Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»
Текст: Наталья Федорова
Молодого актера «Мастерской Петра Фоменко» Илья Любимова сделала популярным роль «плохого парня» в сериале «Не родись красивой» на СТС. Он не отрицает, что роль мерзавца была ему особенно интересна. При этом сегодня Любимов проповедует известные христианские истины и часто задумывается о глубоком смысле жизни.
МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ВСЕХ ЖАЛЕТЬ И ЛЮБИТЬ
Илья, как же вы попали в сериал? Да еще на роль отрицательного персонажа завистливого, расчетливого негодяя Александра Воропаева?
Все произошло просто. Я пришел на кастинг, сыграл сцену. После проб меня сразу утвердили. А роль Воропаева, кстати, мне была очень интересна, как интересны вообще гламурные мерзавцы. Думаю, в душе каждый мужчина хотел бы хоть немного побывать на месте моего героя. Ведь что такое отрицательный персонаж? Это персонаж, отрицаемый другими людьми, которые не приемлют логику их поступков. Воропаев бизнесмен, человек дела, волей-неволей ему приходится плести интриги. Он умеет переступать через личные привязанности, моральные обязательства, нравственные принципы. Кстати, в политике люди типа Воропаева процветают, даже пользуются уважением.
Про артистов часто пишут сплетни и всякую несусветную чушь. Как Вы реагируете на подобные публикации о Вас и Ваших друзьях?
Ну а как реагировать? Хотелось бы, конечно, ко всем относиться с любовью, всех жалеть. Вот представьте, например: мама приходит в садик за ребенком, а воспитательница ей говорит: «Ваш сын очень злой, плохо себя ведет, сегодня он ударил девочку». А мама отвечает: «Нет, он не злой, просто у него живот болит и температура видите? Ему плохо, он болеет». Мать не злится на ребенка. Она его жалеет и понимает, что причина агрессии в чем-то другом. Просто она его любит, а любовь все покрывает. Это правильная модель. Но я понимаю, что до такой любви мне очень далеко.
А каким было Ваше детство? Вас ведь трое детей в семье, да?
Да. Мое детство было самым прекрасным и замечательным. Это благодаря родителям они буквально окутали нас любовью. Сейчас я понимаю, что это был настоящий подвиг. Нам порой и пятью минутами трудно для кого-то пожертвовать, а тут… Они положили всю свою жизнь, чтобы вырастить нас, поддержать и укрепить. Внешне у нас все было как обычно, но внутри, вот эта родительская любовь она до слез трогает. И именно потому, что нас так любили, мы ценили это меньше всего. Тепло, которое излучал дом, мы порой с легкостью меняли на что угодно, на всякую грязь. Странным образом жизнь поворачивается… К 28 годам я, как мне кажется, попробовал действительно все, побывал в стольких комбинациях… Господь сохранил. В 28 лет я покрестился. Это было сознательным решением.
Когда человек в сознательном возрасте приходит в храм и меняет жизнь, ему сразу хочется, чтобы все вокруг тоже стали христианами. И начинаются замечания, проповеди не к месту, резкие оценки… Вы этого избежали?
Я это бросил. Ну а зачем? Я подумал: вот как Господь на нас, наверное, смотрит? Почему Он нам помогает? Мне кажется, потому, что мы для Него как дети малые, Он нам сострадает. Вот вышел ребенок на улицу погулять, в чистом комбинезончике, красивый такой. Шаг сделал а там лужа, он промок, полез куда-нибудь и - дын! головой об трубу, и снова в лужу сел. Мороженое ему дали он его уронил, причем на себя… В общем, через полчаса весь уже уделался так, что без жалости не взглянешь. Мне кажется, Господь на нас именно так и смотрит. И жалеет. И какие тут могут быть резкие оценки, когда сам в той же луже сидишь… Ну а что касается людей вокруг тут, думаешь, не навредить бы своим правдорубством. Конечно, правду говорить надо, и вещи называть своими именами тоже надо, белое белым, черное черным. Но только эта правда должна быть сказана с любовью, а если нет то лучше промолчать.
Я ЗАРАЖЕН ВИРУСОМ СВЕТА
В романтической комедии «Неадекватные люди» вы играете человека, который пытается начать жизнь заново. Вам лично знакомо это состояние?
Конечно. Думаю, как и любому. Это вообще свойственно нашей природе, как мне кажется. Другой вопрос, что гораздо реже нам свойственно желание что-то продолжить и закончить, довести начатое до точки, а не бросить на середине. Поэтому куда важнее смотреть на то, к чему мы приходим, чем на то, из какого безобразия вышли, и никого не судить, не ставить ни на ком крест при жизни, ведь пока мы живем, у нас есть возможность измениться.
Летом 2007 года на российские экраны вышел фильм «20 сигарет» с вашим участием. Вы сыграли роль рекламщика, который должен был ехать к жене в роддом, а вместо этого закурил, хотя обещал себе завязать с никотином, и отправился на встречу с капризной клиенткой. Не стыдно вам было пропагандировать курение?
Что вы! Мы, наоборот, хотели на наглядном примере показать, что курение первый шаг по наклонной дорожке. Человек от маленьких проступков постепенно скатывается к большим. Сначала позволяет себе маленькую слабость одну сигарету, потом одну измену, потом одно предательство, потом одну большую неправду, потом одно мгновение без веры, без Бога. А в результате это мгновение растягивается на целую жизнь. Так что «20 сигарет» фильм-предостережение.
Для вас все эти проблемы актуальны?
Я до сих пор ищу ответ на вопрос: как победить в себе слабость и малодушие? В принципе, все ясно: для того чтобы быть живым, чтобы прикоснуться к вечности, надо полностью изменить себя. Настоящее душевное равновесие не имеет отношения к комфорту и житейскому благополучию. Я понял это благодаря общению с моим мастером Петром Наумовичем Фоменко, который весь пронизан мыслями о духовном. Так что теперь я тоже заражен вирусом Света. Теперь я понимаю, для чего человеку дано такое сильное чувство, как ненависть. Чтобы он ненавидел свои слабости все то, что не дает тебе распрямить спину, расправить душу, стать по-настоящему свободным.
Что для вас самый сильный соблазн?
Женщины. Тем более у меня такая работа, что держать в своих объятиях красивую женщину мне приходится довольно часто. Это искушает, соблазняет и манит. Но если бы я следовал движениям своей души и постоянно потакал себе, то, наверное, испортил бы очень много… судеб. Это только поначалу кажется, что невозможно устоять перед красотой. Однако потом ты понимаешь, что наслаждение женщиной бывает и другого рода духовное.
НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ПРОСИТЬ!
Илья, а расскажите, как получилось, что на театральные подмостки вы выходили чаще, чем вас вызывали к школьной доске?
В детстве я обожал кривляться, причем везде и всюду. И поскольку сделать с этим было ничего нельзя, мама отвела меня в Театр юного москвича. Театры тогда любили, их было много, они конкурировали между собой. И хоть наш театр был детский, ставили там взрослые спектакли, например пьесы Теннесси Уильямса. Ролей у меня было много, так я и докривлялся до поступления на курс Петра Фоменко вольным слушателем, так как школу я тогда еще не окончил. Потом сдал экзамены экстерном и получил аттестат зрелости.
Ваши родители имеют отношение к театру?
Только как зрители.
Когда вы сказали родителям, что окончательно решили стать актером, они не кричали: «Опомнись! Что это за профессия для мужчины?»
Нет, родители отнеслись к этому философски.
Сериал «Не родись красивой» с вашим участием они смотрели?
Конечно. Но при этом не выделяли мою игру, а следили за развитием сюжета в целом.
А правда, что вы собирались стать математиком?
Да, я учился в математической школе. Если бы не поступил в театральный институт, пошел бы на факультет математики и кибернетики МГУ: программирование, компьютеры, высокие технологии.
Аналитический склад ума не мешает вам в актерской профессии?
Мне умение поставить задачу и решить ее только помогает. Сегодня очень немногие могут четко сформулировать проблему даже в повседневной жизни, не говоря уже о сцене. И вообще, хорошо быть умным! А Петр Наумович режиссер, который прислушивается к мнению актеров.
Вы производите впечатление человека рационального…
Это видимость. На самом деле за ней ежедневная борьба с самим собой. К вечеру я расставляю в своей голове все по местам, а утром постройка разваливается, и надо все начинать сначала.
Кто-то сказал, что сериал «Не родись красивой» вроде «Фабрики Звезд» для актеров, благодаря которой предложения о работе поступают им одно за другим. А вам часто предлагают новые сценарии?
Нет, и, признаюсь, меня это не огорчает.
А если узнаете, что снимается фильм, который вас заинтересует, вы позвоните режиссеру и предложите себя?
Почему бы и нет? Это же работа. То, что не позволяет актеру снять трубку и набрать номер, называется гордыней.
Давайте пофантазируем. Каким вы видите себя лет через десять?
В жизни столько необъяснимых поворотов, что ничего нельзя планировать. Главное хочется быть здоровым и чтобы тебя любили.
Молодого актера «Мастерской Петра Фоменко» Илья Любимова сделала популярным роль «плохого парня» в сериале «Не родись красивой» на СТС. Он не отрицает, что роль мерзавца была ему особенно интересна. При этом сегодня Любимов проповедует известные христианские истины и часто задумывается о глубоком смысле жизни.
МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ ВСЕХ ЖАЛЕТЬ И ЛЮБИТЬ
Илья, как же вы попали в сериал? Да еще на роль отрицательного персонажа завистливого, расчетливого негодяя Александра Воропаева?
Все произошло просто. Я пришел на кастинг, сыграл сцену. После проб меня сразу утвердили. А роль Воропаева, кстати, мне была очень интересна, как интересны вообще гламурные мерзавцы. Думаю, в душе каждый мужчина хотел бы хоть немного побывать на месте моего героя. Ведь что такое отрицательный персонаж? Это персонаж, отрицаемый другими людьми, которые не приемлют логику их поступков. Воропаев бизнесмен, человек дела, волей-неволей ему приходится плести интриги. Он умеет переступать через личные привязанности, моральные обязательства, нравственные принципы. Кстати, в политике люди типа Воропаева процветают, даже пользуются уважением.
Про артистов часто пишут сплетни и всякую несусветную чушь. Как Вы реагируете на подобные публикации о Вас и Ваших друзьях?
Ну а как реагировать? Хотелось бы, конечно, ко всем относиться с любовью, всех жалеть. Вот представьте, например: мама приходит в садик за ребенком, а воспитательница ей говорит: «Ваш сын очень злой, плохо себя ведет, сегодня он ударил девочку». А мама отвечает: «Нет, он не злой, просто у него живот болит и температура видите? Ему плохо, он болеет». Мать не злится на ребенка. Она его жалеет и понимает, что причина агрессии в чем-то другом. Просто она его любит, а любовь все покрывает. Это правильная модель. Но я понимаю, что до такой любви мне очень далеко.
А каким было Ваше детство? Вас ведь трое детей в семье, да?
Да. Мое детство было самым прекрасным и замечательным. Это благодаря родителям они буквально окутали нас любовью. Сейчас я понимаю, что это был настоящий подвиг. Нам порой и пятью минутами трудно для кого-то пожертвовать, а тут… Они положили всю свою жизнь, чтобы вырастить нас, поддержать и укрепить. Внешне у нас все было как обычно, но внутри, вот эта родительская любовь она до слез трогает. И именно потому, что нас так любили, мы ценили это меньше всего. Тепло, которое излучал дом, мы порой с легкостью меняли на что угодно, на всякую грязь. Странным образом жизнь поворачивается… К 28 годам я, как мне кажется, попробовал действительно все, побывал в стольких комбинациях… Господь сохранил. В 28 лет я покрестился. Это было сознательным решением.
Когда человек в сознательном возрасте приходит в храм и меняет жизнь, ему сразу хочется, чтобы все вокруг тоже стали христианами. И начинаются замечания, проповеди не к месту, резкие оценки… Вы этого избежали?
Я это бросил. Ну а зачем? Я подумал: вот как Господь на нас, наверное, смотрит? Почему Он нам помогает? Мне кажется, потому, что мы для Него как дети малые, Он нам сострадает. Вот вышел ребенок на улицу погулять, в чистом комбинезончике, красивый такой. Шаг сделал а там лужа, он промок, полез куда-нибудь и - дын! головой об трубу, и снова в лужу сел. Мороженое ему дали он его уронил, причем на себя… В общем, через полчаса весь уже уделался так, что без жалости не взглянешь. Мне кажется, Господь на нас именно так и смотрит. И жалеет. И какие тут могут быть резкие оценки, когда сам в той же луже сидишь… Ну а что касается людей вокруг тут, думаешь, не навредить бы своим правдорубством. Конечно, правду говорить надо, и вещи называть своими именами тоже надо, белое белым, черное черным. Но только эта правда должна быть сказана с любовью, а если нет то лучше промолчать.
Я ЗАРАЖЕН ВИРУСОМ СВЕТА
В романтической комедии «Неадекватные люди» вы играете человека, который пытается начать жизнь заново. Вам лично знакомо это состояние?
Конечно. Думаю, как и любому. Это вообще свойственно нашей природе, как мне кажется. Другой вопрос, что гораздо реже нам свойственно желание что-то продолжить и закончить, довести начатое до точки, а не бросить на середине. Поэтому куда важнее смотреть на то, к чему мы приходим, чем на то, из какого безобразия вышли, и никого не судить, не ставить ни на ком крест при жизни, ведь пока мы живем, у нас есть возможность измениться.
Летом 2007 года на российские экраны вышел фильм «20 сигарет» с вашим участием. Вы сыграли роль рекламщика, который должен был ехать к жене в роддом, а вместо этого закурил, хотя обещал себе завязать с никотином, и отправился на встречу с капризной клиенткой. Не стыдно вам было пропагандировать курение?
Что вы! Мы, наоборот, хотели на наглядном примере показать, что курение первый шаг по наклонной дорожке. Человек от маленьких проступков постепенно скатывается к большим. Сначала позволяет себе маленькую слабость одну сигарету, потом одну измену, потом одно предательство, потом одну большую неправду, потом одно мгновение без веры, без Бога. А в результате это мгновение растягивается на целую жизнь. Так что «20 сигарет» фильм-предостережение.
Для вас все эти проблемы актуальны?
Я до сих пор ищу ответ на вопрос: как победить в себе слабость и малодушие? В принципе, все ясно: для того чтобы быть живым, чтобы прикоснуться к вечности, надо полностью изменить себя. Настоящее душевное равновесие не имеет отношения к комфорту и житейскому благополучию. Я понял это благодаря общению с моим мастером Петром Наумовичем Фоменко, который весь пронизан мыслями о духовном. Так что теперь я тоже заражен вирусом Света. Теперь я понимаю, для чего человеку дано такое сильное чувство, как ненависть. Чтобы он ненавидел свои слабости все то, что не дает тебе распрямить спину, расправить душу, стать по-настоящему свободным.
Что для вас самый сильный соблазн?
Женщины. Тем более у меня такая работа, что держать в своих объятиях красивую женщину мне приходится довольно часто. Это искушает, соблазняет и манит. Но если бы я следовал движениям своей души и постоянно потакал себе, то, наверное, испортил бы очень много… судеб. Это только поначалу кажется, что невозможно устоять перед красотой. Однако потом ты понимаешь, что наслаждение женщиной бывает и другого рода духовное.
НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ПРОСИТЬ!
Илья, а расскажите, как получилось, что на театральные подмостки вы выходили чаще, чем вас вызывали к школьной доске?
В детстве я обожал кривляться, причем везде и всюду. И поскольку сделать с этим было ничего нельзя, мама отвела меня в Театр юного москвича. Театры тогда любили, их было много, они конкурировали между собой. И хоть наш театр был детский, ставили там взрослые спектакли, например пьесы Теннесси Уильямса. Ролей у меня было много, так я и докривлялся до поступления на курс Петра Фоменко вольным слушателем, так как школу я тогда еще не окончил. Потом сдал экзамены экстерном и получил аттестат зрелости.
Ваши родители имеют отношение к театру?
Только как зрители.
Когда вы сказали родителям, что окончательно решили стать актером, они не кричали: «Опомнись! Что это за профессия для мужчины?»
Нет, родители отнеслись к этому философски.
Сериал «Не родись красивой» с вашим участием они смотрели?
Конечно. Но при этом не выделяли мою игру, а следили за развитием сюжета в целом.
А правда, что вы собирались стать математиком?
Да, я учился в математической школе. Если бы не поступил в театральный институт, пошел бы на факультет математики и кибернетики МГУ: программирование, компьютеры, высокие технологии.
Аналитический склад ума не мешает вам в актерской профессии?
Мне умение поставить задачу и решить ее только помогает. Сегодня очень немногие могут четко сформулировать проблему даже в повседневной жизни, не говоря уже о сцене. И вообще, хорошо быть умным! А Петр Наумович режиссер, который прислушивается к мнению актеров.
Вы производите впечатление человека рационального…
Это видимость. На самом деле за ней ежедневная борьба с самим собой. К вечеру я расставляю в своей голове все по местам, а утром постройка разваливается, и надо все начинать сначала.
Кто-то сказал, что сериал «Не родись красивой» вроде «Фабрики Звезд» для актеров, благодаря которой предложения о работе поступают им одно за другим. А вам часто предлагают новые сценарии?
Нет, и, признаюсь, меня это не огорчает.
А если узнаете, что снимается фильм, который вас заинтересует, вы позвоните режиссеру и предложите себя?
Почему бы и нет? Это же работа. То, что не позволяет актеру снять трубку и набрать номер, называется гордыней.
Давайте пофантазируем. Каким вы видите себя лет через десять?
В жизни столько необъяснимых поворотов, что ничего нельзя планировать. Главное хочется быть здоровым и чтобы тебя любили.
«Метро», 20.07.2011
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова