Толстой. Мир без войны
В лекциях о русской литературе Владимир Набоков отметил главную особенность толстовской прозы: ее течение абсолютно адекватно реальному течению самой жизни. Стало быть, игра театра (искусства мгновенного и лаконичного) с Львом Толстым заранее проиграна?
Решающее достоинство «Войны и мира» в «Мастерской Петра Фоменко» эксклюзивность: вот уж действительно ни до, ни после, ни вокруг не суждено возникнуть больше на драматических подмостках этому роману-эпопее по причине его полнейшей непереводимости сценой. Лишь изящный театрик Фоменко на это отважился, удивив всех очередным мазком своей палитры и уложив «Войну и мир» на узенькой полоске крохотной сцены, основное пространство которой отдано зрительским местам.
Эпохальность культового романа подчеркнута лишь декорационными штрихами: картой Европы начала XIX века с наполеоновскими маршрутами и портретами двух императоров Наполеона и Александра, установленными по бокам. Впрочем, все это весьма эскизно и как бы подтверждает текст программки: «Война и мир». Начало романа. Сцены». Перечисление сцен тут же: «Петербург: Салон Шерер. Андрей и Пьер. Пари». «Москва: Ростовы. Безуховы. Именины. Предел человеческий». «Лысые горы: Урок геометрии. Письма Мари и Жюли. Отец и сын. Отъезд Андрея». То есть спектакль охватывает, как вы понимаете, лишь первую часть романа, завершающуюся уходом Андрея Болконского на войну. То есть пока еще мир без войны. И прописано все это именно «сценами», найденными как универсальный и предельно гибкий жанр.
Что такое «сцены» в контексте решения Петра Фоменко? Это наброски, выполненные нестрогим пунктирным штрихом (на театральном языке актерские этюды). Выбегает Полина Агуреева с томом «Войны и мира», зачитывает толстовское описание своей героини Наташи Ростовой и на наших глазах «примеряет на себя образ», пытаясь эту героиню сыграть. Примерно то же и с другими персонами. «Сцены» оставляют у зрителей ощущение легкой игры в великий роман игры как хитрого приема, открывающего этот роман для драматической сцены.
Все эпизоды коротки и стремительны. Вот Пьер Безухов (Андрей Казаков) перед картой наполеоновских завоеваний, рассуждающий на тему, какая сила движет народами? Вот салон Анны Павловны Шерер, где царит его хозяйка (Галина Тюнина) в окружении представителей петербургского света. А вот и московский дом Ростовых со всеми знакомыми нам фигурами графом и графиней (Рустэм Юскаев и Галина Тюнина), Николаем (Кирилл Пирогов), Петей (Олег Талисман), Соней (Ксения Кутепова) и остальными. Их жизнь с поцелуями, влюбленностями, домашними спектаклями и музицированием, кокетством, хохотом и беготней мелькает воздушно, как все в этом спектакле. А вот дом князя Андрея (Илья Любимов), куда он привозит беременную жену (Ксения Кутепова), а княжну Марью вновь играет Галина Тюнина┘
Действующих лиц в узком пространстве спектакля умещается множество, каждый актер играет несколько ролей словом, «все играют всех». И зрителю не стоит всерьез задумываться: кто же именно и в кого сейчас воплощается? Тут важно не «кто в кого», а сама по себе «игра в образ», являющая нам фирменный фоменковский стиль.
Ведь ничего общего с обстоятельностью и серьезностью Толстого на сцене нет, не так ли? Вместо серьезности тотальное легкомыслие всюду. И в насмешливой легкости костюма, решаемого какой-нибудь милой легкой деталькой. И в лицах и разговорах, представляющих сплошные студенческие прыжки, ухмылочки, подмигивания и беготню. И в дистанцированности исполнителей, играющих толстовский сюжет с лукавым отстранением, ловко находя иронический знаменатель в подходе к любым событиям, готовых усмехнуться и над собой, и над всеми героями сразу.
Впрочем, все это опять же чисто фоменковский стиль бесконечной иронии. Когда почти каждая фигура на сцене прежде всего комична и забавна. (Толстовские люди никогда не были исполнены такого юмора и насмешливости ни к себе, ни к тому, что вокруг.) И абсолютно из всего извлекается милая усмешка. Даже из ухода Андрея Болконского на войну, когда он предстает перед нами в виде нелепого Дон-Кихота с медным тазиком на голове. «Мальбрук в поход собрался!» дружно поют окружающие персонажи.
Истинный драматизм, связанный с войной, кровью, смертью и поражениями, остался в той части романа, на пороге которой закончился спектакль. Именно поэтому игра в великий роман и оказалась столь легкой и упоительной.
Решающее достоинство «Войны и мира» в «Мастерской Петра Фоменко» эксклюзивность: вот уж действительно ни до, ни после, ни вокруг не суждено возникнуть больше на драматических подмостках этому роману-эпопее по причине его полнейшей непереводимости сценой. Лишь изящный театрик Фоменко на это отважился, удивив всех очередным мазком своей палитры и уложив «Войну и мир» на узенькой полоске крохотной сцены, основное пространство которой отдано зрительским местам.
Эпохальность культового романа подчеркнута лишь декорационными штрихами: картой Европы начала XIX века с наполеоновскими маршрутами и портретами двух императоров Наполеона и Александра, установленными по бокам. Впрочем, все это весьма эскизно и как бы подтверждает текст программки: «Война и мир». Начало романа. Сцены». Перечисление сцен тут же: «Петербург: Салон Шерер. Андрей и Пьер. Пари». «Москва: Ростовы. Безуховы. Именины. Предел человеческий». «Лысые горы: Урок геометрии. Письма Мари и Жюли. Отец и сын. Отъезд Андрея». То есть спектакль охватывает, как вы понимаете, лишь первую часть романа, завершающуюся уходом Андрея Болконского на войну. То есть пока еще мир без войны. И прописано все это именно «сценами», найденными как универсальный и предельно гибкий жанр.
Что такое «сцены» в контексте решения Петра Фоменко? Это наброски, выполненные нестрогим пунктирным штрихом (на театральном языке актерские этюды). Выбегает Полина Агуреева с томом «Войны и мира», зачитывает толстовское описание своей героини Наташи Ростовой и на наших глазах «примеряет на себя образ», пытаясь эту героиню сыграть. Примерно то же и с другими персонами. «Сцены» оставляют у зрителей ощущение легкой игры в великий роман игры как хитрого приема, открывающего этот роман для драматической сцены.
Все эпизоды коротки и стремительны. Вот Пьер Безухов (Андрей Казаков) перед картой наполеоновских завоеваний, рассуждающий на тему, какая сила движет народами? Вот салон Анны Павловны Шерер, где царит его хозяйка (Галина Тюнина) в окружении представителей петербургского света. А вот и московский дом Ростовых со всеми знакомыми нам фигурами графом и графиней (Рустэм Юскаев и Галина Тюнина), Николаем (Кирилл Пирогов), Петей (Олег Талисман), Соней (Ксения Кутепова) и остальными. Их жизнь с поцелуями, влюбленностями, домашними спектаклями и музицированием, кокетством, хохотом и беготней мелькает воздушно, как все в этом спектакле. А вот дом князя Андрея (Илья Любимов), куда он привозит беременную жену (Ксения Кутепова), а княжну Марью вновь играет Галина Тюнина┘
Действующих лиц в узком пространстве спектакля умещается множество, каждый актер играет несколько ролей словом, «все играют всех». И зрителю не стоит всерьез задумываться: кто же именно и в кого сейчас воплощается? Тут важно не «кто в кого», а сама по себе «игра в образ», являющая нам фирменный фоменковский стиль.
Ведь ничего общего с обстоятельностью и серьезностью Толстого на сцене нет, не так ли? Вместо серьезности тотальное легкомыслие всюду. И в насмешливой легкости костюма, решаемого какой-нибудь милой легкой деталькой. И в лицах и разговорах, представляющих сплошные студенческие прыжки, ухмылочки, подмигивания и беготню. И в дистанцированности исполнителей, играющих толстовский сюжет с лукавым отстранением, ловко находя иронический знаменатель в подходе к любым событиям, готовых усмехнуться и над собой, и над всеми героями сразу.
Впрочем, все это опять же чисто фоменковский стиль бесконечной иронии. Когда почти каждая фигура на сцене прежде всего комична и забавна. (Толстовские люди никогда не были исполнены такого юмора и насмешливости ни к себе, ни к тому, что вокруг.) И абсолютно из всего извлекается милая усмешка. Даже из ухода Андрея Болконского на войну, когда он предстает перед нами в виде нелепого Дон-Кихота с медным тазиком на голове. «Мальбрук в поход собрался!» дружно поют окружающие персонажи.
Истинный драматизм, связанный с войной, кровью, смертью и поражениями, остался в той части романа, на пороге которой закончился спектакль. Именно поэтому игра в великий роман и оказалась столь легкой и упоительной.
Ольга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова