В одно касание
Недавняя премьера «Войны и мира» в «Мастерской П. Фоменко» вызвала у театральных журналистов приступ нежности. В разговоре об этом театре даже самые сдержанные критики становятся немножко сентиментальными. Такое ощущение, будто после лиричной и одновременно притчевой «Счастливой деревни» от «Мастерской П. Фоменко» все ожидают чуда.
Оправдывает ли эти ожидания новая премьера?
Весьма благополучный облик «Мастерской П. Фоменко» не лишен некоторого диссонанса. Легкого, но все же ощутимого. С одной стороны, эта труппа вызывает у своих поклонников чувство преданной и глубокой любви. «Мастерская П. Фоменко» одно из последних пристанищ тех, кто тоскует по доброму старому времени, когда театр был «нашим всем». Конечно, это пристанище не единственное в столице. Но если искания Анатолия Васильева доступны лишь избранным, а отчаянные, на грани физиологии опусы Камы Гинкаса зрелища, что называется, «на любителя», то у спектаклей «мастерской» есть все, чтобы запасть в душу каждому зрителю. Они исполнены благородства, изящества, теплоты. От них не ждешь провокаций, напротив, можно быть уверенным, что к авторскому тексту здесь отнесутся предельно бережно.
К тому же «Мастерская П. Фоменко» дает надежду на то, что время большого театра не ушло безвозвратно ведь основу одной из самых культурных трупп Москвы составляют молодые, которые с удовольствием перенимают традиции, любят и умеют учиться.
Тут-то, правда, и мелькает тень сомнения. Артисты мастерской прочно существуют в образе учеников. Они хотят так себя ощущать, они ценят это состояние. Это ученики, с трогательным почтением относящиеся к своему мэтру. Однако их вечно юный имидж иногда утомляет. Право, думаешь, слишком уж они хорошие, прямо какие-то ручные. Время от времени актеров мастерской упрекают в привычке кокетничать собственной юностью, которая, увы, не вечна, в том, что их актерская палитра состоит лишь из легких красок и на ней не находится места открытому темпераменту, зрелости, умению играть страдания и страсть. За годы самостоятельной жизни «Мастерская П. Фоменко» не утратила пленительного духа студенческой келейности. И сегодня артисты театра с особенным удовольствием изображают вчерашних детей в том числе и там, где их персонажи по идее уже вышли из детского возраста.
Впрочем, иногда «фоменки» прорываются на более «взрослый» уровень актерского существования. Когда-то подобное произошло на «Шуме и ярости» Сергея Женовача. Совсем недавно на «Одной абсолютно счастливой деревне». А вот в спектакле «Война и мир», на мой взгляд, этого не случилось.
Хотя, собственно, могло ли случиться? Очевидно, что сценическое воплощение великого романа подразумевает фрагментарность, что наиболее вероятный (и, возможно, самый естественный) здесь путь череда этюдов, своеобразная штудия классического текста, заведомо исключающая масштабность.
Петр Фоменко выбрал для своего спектакля первую часть романа: главы, где зарождаются конфликты, где появляются основные герои. Это начало своего рода молодость книги: персонажи еще не знают своей судьбы, они ее только предчувствуют, как предчувствует Лиза Болконская собственную смерть, а Наташа Ростова («Какой он смешной!») свою любовь к Пьеру (Андрей Казаков), случившуюся годы спустя.
Главные герои тут (снова!) совсем дети: Соня (Ксения Кутепова) с любопытством читает по книжке описание себя самой и сравнивает, отвечает ли оно действительности; Наташе (Полина Агуреева) всего тринадцать лет, и война их еще не коснулась, и все они пока что живы князь Андрей, его бедная женушка Лиза и даже старик Болконский.
Спектакль Фоменко провоцирует зрителя на заманчивую, но почти мучительную игру воображения. Он бередит фантазию, заставляя домысливать эпизоды, продолжать их и развивать. Ведь хочется на маленьком пространстве сцены уловить хотя бы отголосок силы, «которая движет народами». Очень хочется воочию увидеть, что будет дальше с этими людьми, как пройдут они через душевную смуту, кризисы и испытания. Однако мучительные внутренние поиски князя Андрея, Наташи, Пьера эту, возможно, самую, увлекательную из линий романа на спектакле Мастерской нам пережить не удастся. Режиссер четко определяет правила игры он дает нам только намеки, только расстановку фигур, только обещания. Действие обрывается отъездом князя Андрея из Лысых Гор на войну, и одна лишь песенка «Мальбрук в поход собрался вернется ли, Бог весть», да еще сходство Болконского с Дон-Кихотом (на голову ему надевают медный таз) укажут на то, что случится с ним потом.
Как на незавершенных портретах Бонапарта и императора Александра, расположенных по двум сторонам сцены, где выписаны лица, но нет фигур, в этом спектакле некоторые персонажи подаются более объемно, а иные обозначены в одно касание. Существуют здесь совсем бесплотные тени, которые, однако, особенно заманчиво было бы увидеть во плоти. Вот, скажем, Элен молчаливая и печальная звезда салона Анны Шерер, надменная и одновременно трогательная в этой своей надменности девочка. Девочка, глядя на которую можно предположить (довообразить), чем Элен увлекла Пьера. Тем более что та же пленительно непосредственная Полина Агуреева чуть позже предстанет перед нами и в облике Наташи Ростовой.
«Старшие фоменки» демонстрируют в этом спектакле всю отточенность своей техники. Их игра по-своему совершенна, но при этом не выходит за границы ожидаемого это виртуозность существования в ранее уже освоенном пространстве. Когда видишь, как Лиза Болконская (Ксения Кутепова) с деликатной укоризной в голосе произносит «Андрэ┘», предостерегая мужа от излишней резкости суждений; как смешно и устрашающе точно Мадлен Джабраилова играет мастера демагогии княгиню Друбецкую; как горек и одновременно комичен образ старика Болконского в исполнении Карэна Бадалова, к чувству восхищения примешивается разочарование. Ведь именно так ты все себе и представляла!
Хотя странное дело! Мари Болконская Галины Тюниной вроде столь же ожидаема, но здесь легкая манера игры отчего-то не отменяет драматизма. И сердце вдруг по-настоящему сжимается, когда княжна, опустив полные любви и покорности глаза, выслушивает, как распекает ее желчный отец. Да и не менее эскизно намеченный князь Андрей Ильи Любимова почему-то выглядит на редкость современным молодым человеком, а за его сдержанностью угадывается личность и характер.
Как и большинство постановок мастерской, этот спектакль подкупающе уютен. Поклонники театра наверняка будут очарованы тем, с каким нежным юмором Петр Фоменко решает эпизод именин в доме Ростовых, где веселая чехарда детей сменяется трогательно-фальшивым хоровым пением и воркованием родителей. Эти теплые сцены заслоняют все и гротескный холодок петербургского салона, и беспощадную борьбу за наследство умирающего графа Безухова, и пари Долохова.
Глядя на эти сцены, в конце концов поддаешься «фирменному» фоменковскому обаянию и думаешь: а стоит ли ожидать большего? Разве перед нами не отлично слаженный актерский ансамбль? Может, в этой способности артистов мастерской не проживать настоящие чувства, а лишь намекать на них, и кроется индивидуальная интонация театра? И кто, собственно, сказал, что если в «Войне и мире» актеры играют примерно так же, как Ксения Кутепова в «Семейном счастии» напевает романс обозначая неподвластные ей верхние ноты грациозным движением руки, то этого недостаточно?
Оправдывает ли эти ожидания новая премьера?
Весьма благополучный облик «Мастерской П. Фоменко» не лишен некоторого диссонанса. Легкого, но все же ощутимого. С одной стороны, эта труппа вызывает у своих поклонников чувство преданной и глубокой любви. «Мастерская П. Фоменко» одно из последних пристанищ тех, кто тоскует по доброму старому времени, когда театр был «нашим всем». Конечно, это пристанище не единственное в столице. Но если искания Анатолия Васильева доступны лишь избранным, а отчаянные, на грани физиологии опусы Камы Гинкаса зрелища, что называется, «на любителя», то у спектаклей «мастерской» есть все, чтобы запасть в душу каждому зрителю. Они исполнены благородства, изящества, теплоты. От них не ждешь провокаций, напротив, можно быть уверенным, что к авторскому тексту здесь отнесутся предельно бережно.
К тому же «Мастерская П. Фоменко» дает надежду на то, что время большого театра не ушло безвозвратно ведь основу одной из самых культурных трупп Москвы составляют молодые, которые с удовольствием перенимают традиции, любят и умеют учиться.
Тут-то, правда, и мелькает тень сомнения. Артисты мастерской прочно существуют в образе учеников. Они хотят так себя ощущать, они ценят это состояние. Это ученики, с трогательным почтением относящиеся к своему мэтру. Однако их вечно юный имидж иногда утомляет. Право, думаешь, слишком уж они хорошие, прямо какие-то ручные. Время от времени актеров мастерской упрекают в привычке кокетничать собственной юностью, которая, увы, не вечна, в том, что их актерская палитра состоит лишь из легких красок и на ней не находится места открытому темпераменту, зрелости, умению играть страдания и страсть. За годы самостоятельной жизни «Мастерская П. Фоменко» не утратила пленительного духа студенческой келейности. И сегодня артисты театра с особенным удовольствием изображают вчерашних детей в том числе и там, где их персонажи по идее уже вышли из детского возраста.
Впрочем, иногда «фоменки» прорываются на более «взрослый» уровень актерского существования. Когда-то подобное произошло на «Шуме и ярости» Сергея Женовача. Совсем недавно на «Одной абсолютно счастливой деревне». А вот в спектакле «Война и мир», на мой взгляд, этого не случилось.
Хотя, собственно, могло ли случиться? Очевидно, что сценическое воплощение великого романа подразумевает фрагментарность, что наиболее вероятный (и, возможно, самый естественный) здесь путь череда этюдов, своеобразная штудия классического текста, заведомо исключающая масштабность.
Петр Фоменко выбрал для своего спектакля первую часть романа: главы, где зарождаются конфликты, где появляются основные герои. Это начало своего рода молодость книги: персонажи еще не знают своей судьбы, они ее только предчувствуют, как предчувствует Лиза Болконская собственную смерть, а Наташа Ростова («Какой он смешной!») свою любовь к Пьеру (Андрей Казаков), случившуюся годы спустя.
Главные герои тут (снова!) совсем дети: Соня (Ксения Кутепова) с любопытством читает по книжке описание себя самой и сравнивает, отвечает ли оно действительности; Наташе (Полина Агуреева) всего тринадцать лет, и война их еще не коснулась, и все они пока что живы князь Андрей, его бедная женушка Лиза и даже старик Болконский.
Спектакль Фоменко провоцирует зрителя на заманчивую, но почти мучительную игру воображения. Он бередит фантазию, заставляя домысливать эпизоды, продолжать их и развивать. Ведь хочется на маленьком пространстве сцены уловить хотя бы отголосок силы, «которая движет народами». Очень хочется воочию увидеть, что будет дальше с этими людьми, как пройдут они через душевную смуту, кризисы и испытания. Однако мучительные внутренние поиски князя Андрея, Наташи, Пьера эту, возможно, самую, увлекательную из линий романа на спектакле Мастерской нам пережить не удастся. Режиссер четко определяет правила игры он дает нам только намеки, только расстановку фигур, только обещания. Действие обрывается отъездом князя Андрея из Лысых Гор на войну, и одна лишь песенка «Мальбрук в поход собрался вернется ли, Бог весть», да еще сходство Болконского с Дон-Кихотом (на голову ему надевают медный таз) укажут на то, что случится с ним потом.
Как на незавершенных портретах Бонапарта и императора Александра, расположенных по двум сторонам сцены, где выписаны лица, но нет фигур, в этом спектакле некоторые персонажи подаются более объемно, а иные обозначены в одно касание. Существуют здесь совсем бесплотные тени, которые, однако, особенно заманчиво было бы увидеть во плоти. Вот, скажем, Элен молчаливая и печальная звезда салона Анны Шерер, надменная и одновременно трогательная в этой своей надменности девочка. Девочка, глядя на которую можно предположить (довообразить), чем Элен увлекла Пьера. Тем более что та же пленительно непосредственная Полина Агуреева чуть позже предстанет перед нами и в облике Наташи Ростовой.
«Старшие фоменки» демонстрируют в этом спектакле всю отточенность своей техники. Их игра по-своему совершенна, но при этом не выходит за границы ожидаемого это виртуозность существования в ранее уже освоенном пространстве. Когда видишь, как Лиза Болконская (Ксения Кутепова) с деликатной укоризной в голосе произносит «Андрэ┘», предостерегая мужа от излишней резкости суждений; как смешно и устрашающе точно Мадлен Джабраилова играет мастера демагогии княгиню Друбецкую; как горек и одновременно комичен образ старика Болконского в исполнении Карэна Бадалова, к чувству восхищения примешивается разочарование. Ведь именно так ты все себе и представляла!
Хотя странное дело! Мари Болконская Галины Тюниной вроде столь же ожидаема, но здесь легкая манера игры отчего-то не отменяет драматизма. И сердце вдруг по-настоящему сжимается, когда княжна, опустив полные любви и покорности глаза, выслушивает, как распекает ее желчный отец. Да и не менее эскизно намеченный князь Андрей Ильи Любимова почему-то выглядит на редкость современным молодым человеком, а за его сдержанностью угадывается личность и характер.
Как и большинство постановок мастерской, этот спектакль подкупающе уютен. Поклонники театра наверняка будут очарованы тем, с каким нежным юмором Петр Фоменко решает эпизод именин в доме Ростовых, где веселая чехарда детей сменяется трогательно-фальшивым хоровым пением и воркованием родителей. Эти теплые сцены заслоняют все и гротескный холодок петербургского салона, и беспощадную борьбу за наследство умирающего графа Безухова, и пари Долохова.
Глядя на эти сцены, в конце концов поддаешься «фирменному» фоменковскому обаянию и думаешь: а стоит ли ожидать большего? Разве перед нами не отлично слаженный актерский ансамбль? Может, в этой способности артистов мастерской не проживать настоящие чувства, а лишь намекать на них, и кроется индивидуальная интонация театра? И кто, собственно, сказал, что если в «Войне и мире» актеры играют примерно так же, как Ксения Кутепова в «Семейном счастии» напевает романс обозначая неподвластные ей верхние ноты грациозным движением руки, то этого недостаточно?
Александра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Илья Любимов: «Я урбанизированный цифровой человек»Кирилл Горячок, «Ведомости. Город», 11.06.2024
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- Все начинается в фойеНиколай Пересторонин, «Вятский край», 4.10.2014
- Восемь часов «Войны и мира»Юлия Бочкарева, «Речь», 30.10.2012
- Илья Любимов: «В юности мы так часто меняем родительскую любовь на всякую грязь…»«Метро», 20.07.2011
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- Ни любви, ни тоски, ни жалостиЕвгения Александрова, «Weekend.ru», 25.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Чужая земляАлиса Никольская, «Взгляд», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- На краю бездныВеста Боровикова, ««Pro Кино (Новые Известия“)»», 15.01.2008
- Смешные люди«Итоги», 15.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Крыша для талантаАлена Карась, «Российская газета», 10.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Новоселье с ОстровскимСергей Конаев, «Ведомости. Пятница», 28.12.2007
- «В нашей жизни не до сантиментов»Анжелика Заозерская, «Труд», 11.10.2007
- Актер Илья Любимов: «Женщины это самый сильный соблазн»Анна Федина, «Известия», 11.10.2007
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Поцелуи в Таганском тупикеВера Максимова, «Газета «Век»», 21.01.2002
- Обаяние генияСергей Конаев, «Экран и сцена, № 44 (614)», 11.2001
- Семейное несчастиеПавел Руднев, «Дом Актера», 09.2001
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- В одно касаниеАлександра Машукова, «Новое русское слово», 6.04.2001
- Толстой. Мир без войныОльга Игнатюк, «Россия», 22.03.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Мир без войныЛюбовь Лебедина, «Труд», 16.03.2001
- Между миром и войнойВиктория Никифорова, «Эксперт», 12.03.2001
- До войныЕлена Ковальская, «Афиша», 5.03.2001
- Завтра была войнаМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 11», 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Другая жизньВалерий Семеновский, «Театр, № 2», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Ксения Кутепова стала Марьей, Соней и Жюли одновременноАлексей Белый, «Комсомольская правда», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- О доблести, о подвигах, о славеОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.02.2001
- Эпопея в камерном форматеОлег Зинцов, «Ведомости», 20.02.2001
- Толстой нашего времениМайа Одина, «Сегодня», 20.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Очень маленький ТолстойАлексей Филиппов, «Известия», 20.02.2001
- Всесильный бог деталейАлена Солнцева, «Время новостей», 19.02.2001
- У Петра Фоменко снова премьера«Афиша», 19.02.2001
- О шестом англезе, дурочке из дома отдыха и механике эпизодаКирилл Рогов, «Полит. Ру», 11.02.2001
- Наш городокМарина Тимашева, «Петербургский театральный журнал, № 22», 12.2000
- Дети в интернате, жизнь в ИнтернетеИнна Вишневская, «Век № 40», 13.10.2000
- Когда б Толстой увидел эти игры
Марина Давыдова, «Время новостей», 10.10.2000
- Нестерпимая легкость бытия, или Вся русская антропологияОлег Дуленин, «Знамя, № 10», 10.2000
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Фоменки играют счастьеИрина Дементьева, «Общая газета», 6.07.2000
- Счастливая деревня Петра ФоменкоГеннадий Демин, «Культура», 29.06.2000
- Взлетайте, бабоньки!Ольга Галахова, «Независимая газета», 29.06.2000
- Вечер в «счастливой деревеньке»Александр Мешков, «Комсомольская правда», 26.06.2000
- Счастливые людиОльга Романцова, «Планета Красота», 2000
- Неофициальная страница Ильи Любимова