«Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»
Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко», профессор ГИТИСа Евгений Каменькович рассказал порталу «Культура.РФ», что интересует сейчас молодых режиссеров, как изменилась роль театра в жизни общества и почему традиции всегда будут уступать место новому.
— Вы ставили спектакли в разных театрах, видели, как работают их худруки. Какие их ошибки вы никогда не будете повторять в «Мастерской Фоменко»?
— Я не помню ничего такого, о чем бы сказал: «никогда этого делать не буду». Основная проблема, которая всегда стоит перед худруком, — как дать работу всем своим актерам. Понятно, что репертуарный театр — это достижение русской культуры, но ведь невозможно сделать так, чтобы артист сыграл, по крайней мере, в одной премьере за сезон. И они годами ждут работы. В Москве и в Питере можно сниматься, преподавать, заниматься еще чем-то, а что делать остальным?
Я всегда мучительно думаю: какой должна быть театральная система, чтобы весь творческий потенциал нашей страны был использован?.. Но что бы я ни думал, ни у нашего театра, ни у какого-то другого нет денег на 20 постановок в год. И это какой-то заколдованный круг. Или еще проблема: в репертуаре «Мастерской Фоменко» 43 названия. Закрывать я могу только свои постановки, что не всегда правильно: ведь зрители на них ходят. Поэтому премьерные спектакли идут часто, а все остальные только один-два раза в месяц. И я не знаю, как переломить эту ситуацию.
— А зачем тогда в «Мастерской Фоменко» набирают стажерские группы из актеров, которые уже закончили театральные институты?
— Сейчас мы набрали, наверное, последнюю стажерскую группу. Взяли целенаправленно, не проводя конкурса. Стажеры, которых мы взяли, учились в ГИТИСе, выросли на моих глазах, и мы учитывали не только их таланты, но и человеческие качества. Сейчас общее количество актеров и стажеров в театре приблизилось к количеству шахматных клеток — 64. И если мы будем дальше кого-то брать, то только на какую-то определенную роль.
— Для чего вообще нужна стажировка? Почему молодежь сразу не взять в труппу?
— Это придумал Петр Наумович Фоменко, и у меня нет ни права, ни желания сомневаться в его идее. В институтах сейчас болонская система обучения: вначале бакалавриат, потом магистратура. Три года стажировки тоже надо рассматривать как магистратуру. Эти три года — жесткие, потому что у стажеров совсем маленькая зарплата, но всегда самые продуктивные. Новичкам мы сказали: посмотрим, как вы будете работать. Но судя по тому, как они резво начали, отсева не будет. Ведь наш театр питается идеями не только сверху, есть «Пробы и ошибки» — тоже гениальное изобретение Петра Наумовича, когда любой отрывок, самостоятельно подготовленный актерами, может стать поводом для спектакля. «Пробы и ошибки» по-прежнему существуют, и в театре по крайней мере два-три раза в год происходят показы. Иногда мы даем этим работам зеленую улицу.
— Сейчас в «Мастерской» 13 артистов занимаются режиссурой, многие спектакли рождаются по их инициативе. Вам не кажется, что нужно чаще приглашать кого-то со стороны?
— Давайте уточним: 13 человек в рамках «Проб и ошибок» сделали по спектаклю. Но только Кирилл Пирогов, Юрий Буторин, Михаил Крылов и Федор Малышев делали это не единожды. Все остальные — лишь раз.
Я всегда хотел пригласить на постановку Дмитрия Крымова, Олега Глушкова и Юрия Бутусова. Крымов, с которым мы вместе выпускаем четвертый курс в ГИТИСе, будет делать у нас спектакль с рабочим названием «Дон Джованни, репетиция оперы» по опере Моцарта «Дон-Жуан», он будет репетировать весь сезон, премьера состоится 15 сентября 2020 года. Это будет музыкальная работа, где нужно, чтобы актеры пели. И Крымов устроил кастинг. Многие вначале обиделись, ведь в российском драматическом театре нет такой традиции. Но Крымов придумал массу необычных заданий, и кастинг прошел весело. На волне успеха «Завещания Чарльза Адамса» мы с Глушковым договорились, что в сезоне-2020/21 он тоже сделает новую работу. Мы долго вели переговоры с Бутусовым, но пока не сговорились. Сейчас нас крайне интересует режиссер Михаил Патласов, поставивший «Чука и Гека» в Александринке. В наш театр рвутся почти все выпускники ГИТИСа, приносят какие-то идеи, я все время с ними разговариваю… У меня, конечно, есть ощущение, что мы немножко варимся в собственном соку. Но у нас все-таки просвещенный театр, и иногда артисты приносят то, что даже я не читал, хотя я читаю практически все.
— Вы много преподаете. Скажите, какой театр интересует сейчас молодых режиссеров? Чем сегодняшние выпускники отличаются от вас в студенчестве и от тех, кто закончил институт, например, 10 лет назад?
— Я могу говорить только о тех, кто учится в ГИТИСе, это все-таки особая группа молодых режиссеров. У них на первом месте, с гигантским отрывом от всех, театр Бутусова, где важнее всего сочинение режиссера, его этюды, метафоры и образы. В конце четвертого курса у меня со студентами был толковый разговор о профессии (сейчас они пятикурсники и ставят дипломные спектакли). И оказалось, что под воздействием Бутусова, Крымова, Лепажа, Стаймона Стоуна у них сложилось представление, что они в спектаклях не ведут диалог с пьесой, а сочиняют сценарии по мотивам пьесы или литературного материала, отодвигая драматурга немножко в сторону. Меня это расстроило, потому что я со студенческих лет твердый сторонник классической формулы: в спектакле должно быть пятьдесят процентов от театра (в том числе от режиссера, художника и артистов, которые над ним работают) и пятьдесят процентов от автора. Может быть, я не прав, но мне нравится вот так.
Десять лет назад режиссеры приходили в профессию в основном из театрального института. Сейчас, помимо 30-40 человек, обучающихся на четырех курсах в режиссерских мастерских ГИТИСа, в стране огромное количество молодых, очень толковых режиссеров, пришедших в профессию каким-то другим путем. И я чувствую, что молодые режиссеры, которые раньше любой ценой цеплялись за Москву, стали более смелыми и понимают, что, условно говоря, в Прокопьевске или где-то еще есть больше возможностей для эксперимента. И я все время ожидаю какого-то прорыва и революции в театральном деле со стороны так называемой провинции.
— Что дает вам общение со студентами? Вы чему-нибудь у них учитесь?
— Да, конечно, это даже не обсуждается. Они же по-другому воспринимают мир, они гораздо смелее.
— Можно ли сохранить психологический театр сейчас, когда моден театр интерактивный, постдраматический, перформативный и вообще непонятно какой?
— Отвечу банальностью: пускай цветут все цветы. Я категорически приветствую все эти замечательные бродилки, но, по-моему, это обходной путь. Так много людей этим занимается, потому что это проще, чем, грубо говоря, по-новому расшифровать «Гамлета». На последнем курсе одной из самых заметных и спорных работ был «Ричард» Андрея Маника. В ней играли знаменитую сцену, когда двое убийц обсуждают, как им совершить убийство. Убийцы репетировали эту сцену, но никак не могли убить свою жертву. Они убивали раз десять, всю 39-ю аудиторию, где идут студенческие показы, заливали потоки крови. Зрители умирали со смеху! Алексей Вадимович Бартошевич, счастливый, сказал: «Наконец я увидел гиньоль из Шекспира!» Потому что чудовищный, киллеровский психологизм был накрыт в работе божественной театральной игрой. По-моему, любая готовая формула, например такая, как «психологический театр», существует для того, чтобы ее разрушить. Думаю, если заниматься психологией слишком всерьез, обязательно получится просто натурализм.
— Как, по-вашему, изменилась роль театра в жизни общества? Допустим, за последние 20 лет?
— У меня не самые радостные ощущения, потому что мне кажется, что те, кто ходил в театр, стараются по-прежнему ходить. Но чудовищный и неприличный рост цен на билеты отрезал от театра многих зрителей. Молодежь ходит в театр, но ее не так много, чтобы это было ощутимо. Настоящий культурный подвиг совершает сейчас «Гоголь-центр», потому что они привлекли какую-то абсолютно новую публику. А если говорить о нашем театре, то мы пытаемся расширять круг наших зрителей. Петр Наумович Фоменко за два, как я их называю, золотых года поставил подряд «Одну абсолютно счастливую деревню», «Семейное счастие» и «Войну и мир», подняв планку на недосягаемую высоту. Многие зрители нашего театра ждут продолжения, только без Фоменко это невозможно. Но мы ищем и пробуем. Недавно вышла премьера «Чайки», которую я назвал неоклассицизмом: она в высоком смысле вопиюще традиционна и преднамеренно так сделана. Вместе с тем вышло «Завещание Чарльза Адамса». И в театре сейчас взрастает новое лицо современной режиссуры — Федор Малышев, поставивший «Сон смешного человека» Достоевского, неординарные «Души» по Гоголю и крайне спорный спектакль «Мастер и Маргарита». В конце сентября он выпускает «Махагонию» по пьесе Ильи Кормильцева, замечательного поэта, автора многих текстов «Наутилуса Помпилиуса» и вообще очень важного человека для нашей культуры. И у Федора опять крайне спорный спектакль. Но вся молодая часть театра счастлива. Отвечу на ваш вопрос: роль театра в жизни общества — это то, чем наша страна может гордиться. Мне кажется, что, несмотря на цифровое развитие мира, театр свои позиции если не приумножил, то точно сохранил.
— Что вам самому нравится в театре как зрителю? Какие спектакли вы советовали бы посмотреть?
— Я восхищен метаморфозами, которые произошли со Львом Додиным, и крайне высоко оцениваю «Вишневый сад» и «Гамлета». Мне кажется, что это сделал какой-то молодой наглый дипломник. В этих спектаклях есть какой-то мощный глубинный смысл. Хотя я, безусловно предпочитаю все, что происходит на третьем этаже ГИТИСа и на защите замыслов студентов — художников Крымова и моих режиссеров. Если бы десять процентов из этого можно было реализовать в театре, мы бы давно обогнали весь мир. Я большой поклонник Лепажа, в Эдинбурге увидел спектакль Саймона Стоуна и буду за ним следить всегда.
— На вопрос, для кого вы ставите спектакли, вы отвечаете: для себя. А как это соотнести с политикой репертуарного театра, которому нужен зритель?
— Мне кажется, что угодить всем невозможно. У нас в театре есть люди, которые к репертуару в десять раз строже относятся, чем я. Мы все время его обсуждаем, и у нас очень тяжело пробиваются современные пьесы. Например, когда я начал репетировать и, к сожалению, не закончил мою любимую пьесу “Dostoevsky-trip” Владимира Сорокина, старая гвардия посчитала, что она не может идти в стенах «Мастерской Фоменко».
В этом сезоне у нас прорыв: после «Махагонии» будет премьера монооперы «Путь к сердцу» Дмитрия Данилова, автора пьес «Человек из Подольска», «Сережа очень тупой», «Свидетельские показания». Наш артист Игорь Войнаровский, потомственный певец, с режиссером Алексеем Кузминым-Тарасовым и композитором Павлом Кармановым выпустят этот спектакль в ноябре. Много лет ждем от Оли Мухиной продолжения «Тани-Тани», одного из самых загадочных наших спектаклей, надеюсь, что в этом сезоне наконец дождемся. Ну а в конце сезона Полина Агуреева выпустит свою «Шехерезаду» по сказкам «Тысяча и одна ночь».
— За последние несколько лет в «Мастерской» восстановлены спектакли Петра Наумовича Фоменко «Безумная из Шайо» и «Египетские ночи». Собираетесь ли вы еще что-то восстанавливать?
— Мне сложно ответить на этот вопрос Точно знаю, что я хочу, чтобы был восстановлен спектакль «Чичиков». Помню, прочитав инсценировку, я охнул от восхищения: как можно так здорово препарировать второй том «Мертвых душ»? Расшифрованы записи репетиций, все готово, но слишком много всего должно сойтись.
— Спектакль «Волки и овцы» идет уже 27 лет. Как добиться того, чтобы спектакль-долгожитель оставался живым?
— Конечно, мы постоянно его репетируем. Но, по-моему, он живет благодаря Гале Тюниной и Мадлен Джабраиловой. И пока они играют в спектакле, я уверен, он будет идти. А еще мне кажется, что его сохраняет любовь зрителей.
— Как вы относитесь к соединению разных жанров в искусстве: театра — с видео, современным танцем? Нужно ли соблюдать чистоту театрального языка, или в соединении нет ничего плохого?
— Я не очень люблю видео, но видел роскошные спектакли, где оно — важнейший выразительный элемент. Все зависит от материала, видения режиссера и его работы. То же самое и с современным танцем. Для меня идеальным воплощением театральности стал фильм «Анна Каренина» с Кирой Найтли: кино сделано через театральный прием. Мне кажется, что в магической театральной коробке так много еще нерешенных вопросов! И что театр всегда будет уходить от традиций. И пускай! Мне кажется, хорошо, когда репертуарный театр сочетает традиционный путь развития и эксперименты. В «Мастерской Фоменко» четыре сцены, и мы можем себе позволить что-нибудь придумать и сотворить.
Источник: Культура.рф
— Вы ставили спектакли в разных театрах, видели, как работают их худруки. Какие их ошибки вы никогда не будете повторять в «Мастерской Фоменко»?
— Я не помню ничего такого, о чем бы сказал: «никогда этого делать не буду». Основная проблема, которая всегда стоит перед худруком, — как дать работу всем своим актерам. Понятно, что репертуарный театр — это достижение русской культуры, но ведь невозможно сделать так, чтобы артист сыграл, по крайней мере, в одной премьере за сезон. И они годами ждут работы. В Москве и в Питере можно сниматься, преподавать, заниматься еще чем-то, а что делать остальным?
Я всегда мучительно думаю: какой должна быть театральная система, чтобы весь творческий потенциал нашей страны был использован?.. Но что бы я ни думал, ни у нашего театра, ни у какого-то другого нет денег на 20 постановок в год. И это какой-то заколдованный круг. Или еще проблема: в репертуаре «Мастерской Фоменко» 43 названия. Закрывать я могу только свои постановки, что не всегда правильно: ведь зрители на них ходят. Поэтому премьерные спектакли идут часто, а все остальные только один-два раза в месяц. И я не знаю, как переломить эту ситуацию.
— А зачем тогда в «Мастерской Фоменко» набирают стажерские группы из актеров, которые уже закончили театральные институты?
— Сейчас мы набрали, наверное, последнюю стажерскую группу. Взяли целенаправленно, не проводя конкурса. Стажеры, которых мы взяли, учились в ГИТИСе, выросли на моих глазах, и мы учитывали не только их таланты, но и человеческие качества. Сейчас общее количество актеров и стажеров в театре приблизилось к количеству шахматных клеток — 64. И если мы будем дальше кого-то брать, то только на какую-то определенную роль.
— Для чего вообще нужна стажировка? Почему молодежь сразу не взять в труппу?
— Это придумал Петр Наумович Фоменко, и у меня нет ни права, ни желания сомневаться в его идее. В институтах сейчас болонская система обучения: вначале бакалавриат, потом магистратура. Три года стажировки тоже надо рассматривать как магистратуру. Эти три года — жесткие, потому что у стажеров совсем маленькая зарплата, но всегда самые продуктивные. Новичкам мы сказали: посмотрим, как вы будете работать. Но судя по тому, как они резво начали, отсева не будет. Ведь наш театр питается идеями не только сверху, есть «Пробы и ошибки» — тоже гениальное изобретение Петра Наумовича, когда любой отрывок, самостоятельно подготовленный актерами, может стать поводом для спектакля. «Пробы и ошибки» по-прежнему существуют, и в театре по крайней мере два-три раза в год происходят показы. Иногда мы даем этим работам зеленую улицу.
— Сейчас в «Мастерской» 13 артистов занимаются режиссурой, многие спектакли рождаются по их инициативе. Вам не кажется, что нужно чаще приглашать кого-то со стороны?
— Давайте уточним: 13 человек в рамках «Проб и ошибок» сделали по спектаклю. Но только Кирилл Пирогов, Юрий Буторин, Михаил Крылов и Федор Малышев делали это не единожды. Все остальные — лишь раз.
Я всегда хотел пригласить на постановку Дмитрия Крымова, Олега Глушкова и Юрия Бутусова. Крымов, с которым мы вместе выпускаем четвертый курс в ГИТИСе, будет делать у нас спектакль с рабочим названием «Дон Джованни, репетиция оперы» по опере Моцарта «Дон-Жуан», он будет репетировать весь сезон, премьера состоится 15 сентября 2020 года. Это будет музыкальная работа, где нужно, чтобы актеры пели. И Крымов устроил кастинг. Многие вначале обиделись, ведь в российском драматическом театре нет такой традиции. Но Крымов придумал массу необычных заданий, и кастинг прошел весело. На волне успеха «Завещания Чарльза Адамса» мы с Глушковым договорились, что в сезоне-2020/21 он тоже сделает новую работу. Мы долго вели переговоры с Бутусовым, но пока не сговорились. Сейчас нас крайне интересует режиссер Михаил Патласов, поставивший «Чука и Гека» в Александринке. В наш театр рвутся почти все выпускники ГИТИСа, приносят какие-то идеи, я все время с ними разговариваю… У меня, конечно, есть ощущение, что мы немножко варимся в собственном соку. Но у нас все-таки просвещенный театр, и иногда артисты приносят то, что даже я не читал, хотя я читаю практически все.
— Вы много преподаете. Скажите, какой театр интересует сейчас молодых режиссеров? Чем сегодняшние выпускники отличаются от вас в студенчестве и от тех, кто закончил институт, например, 10 лет назад?
— Я могу говорить только о тех, кто учится в ГИТИСе, это все-таки особая группа молодых режиссеров. У них на первом месте, с гигантским отрывом от всех, театр Бутусова, где важнее всего сочинение режиссера, его этюды, метафоры и образы. В конце четвертого курса у меня со студентами был толковый разговор о профессии (сейчас они пятикурсники и ставят дипломные спектакли). И оказалось, что под воздействием Бутусова, Крымова, Лепажа, Стаймона Стоуна у них сложилось представление, что они в спектаклях не ведут диалог с пьесой, а сочиняют сценарии по мотивам пьесы или литературного материала, отодвигая драматурга немножко в сторону. Меня это расстроило, потому что я со студенческих лет твердый сторонник классической формулы: в спектакле должно быть пятьдесят процентов от театра (в том числе от режиссера, художника и артистов, которые над ним работают) и пятьдесят процентов от автора. Может быть, я не прав, но мне нравится вот так.
Десять лет назад режиссеры приходили в профессию в основном из театрального института. Сейчас, помимо 30-40 человек, обучающихся на четырех курсах в режиссерских мастерских ГИТИСа, в стране огромное количество молодых, очень толковых режиссеров, пришедших в профессию каким-то другим путем. И я чувствую, что молодые режиссеры, которые раньше любой ценой цеплялись за Москву, стали более смелыми и понимают, что, условно говоря, в Прокопьевске или где-то еще есть больше возможностей для эксперимента. И я все время ожидаю какого-то прорыва и революции в театральном деле со стороны так называемой провинции.
— Что дает вам общение со студентами? Вы чему-нибудь у них учитесь?
— Да, конечно, это даже не обсуждается. Они же по-другому воспринимают мир, они гораздо смелее.
— Можно ли сохранить психологический театр сейчас, когда моден театр интерактивный, постдраматический, перформативный и вообще непонятно какой?
— Отвечу банальностью: пускай цветут все цветы. Я категорически приветствую все эти замечательные бродилки, но, по-моему, это обходной путь. Так много людей этим занимается, потому что это проще, чем, грубо говоря, по-новому расшифровать «Гамлета». На последнем курсе одной из самых заметных и спорных работ был «Ричард» Андрея Маника. В ней играли знаменитую сцену, когда двое убийц обсуждают, как им совершить убийство. Убийцы репетировали эту сцену, но никак не могли убить свою жертву. Они убивали раз десять, всю 39-ю аудиторию, где идут студенческие показы, заливали потоки крови. Зрители умирали со смеху! Алексей Вадимович Бартошевич, счастливый, сказал: «Наконец я увидел гиньоль из Шекспира!» Потому что чудовищный, киллеровский психологизм был накрыт в работе божественной театральной игрой. По-моему, любая готовая формула, например такая, как «психологический театр», существует для того, чтобы ее разрушить. Думаю, если заниматься психологией слишком всерьез, обязательно получится просто натурализм.
— Как, по-вашему, изменилась роль театра в жизни общества? Допустим, за последние 20 лет?
— У меня не самые радостные ощущения, потому что мне кажется, что те, кто ходил в театр, стараются по-прежнему ходить. Но чудовищный и неприличный рост цен на билеты отрезал от театра многих зрителей. Молодежь ходит в театр, но ее не так много, чтобы это было ощутимо. Настоящий культурный подвиг совершает сейчас «Гоголь-центр», потому что они привлекли какую-то абсолютно новую публику. А если говорить о нашем театре, то мы пытаемся расширять круг наших зрителей. Петр Наумович Фоменко за два, как я их называю, золотых года поставил подряд «Одну абсолютно счастливую деревню», «Семейное счастие» и «Войну и мир», подняв планку на недосягаемую высоту. Многие зрители нашего театра ждут продолжения, только без Фоменко это невозможно. Но мы ищем и пробуем. Недавно вышла премьера «Чайки», которую я назвал неоклассицизмом: она в высоком смысле вопиюще традиционна и преднамеренно так сделана. Вместе с тем вышло «Завещание Чарльза Адамса». И в театре сейчас взрастает новое лицо современной режиссуры — Федор Малышев, поставивший «Сон смешного человека» Достоевского, неординарные «Души» по Гоголю и крайне спорный спектакль «Мастер и Маргарита». В конце сентября он выпускает «Махагонию» по пьесе Ильи Кормильцева, замечательного поэта, автора многих текстов «Наутилуса Помпилиуса» и вообще очень важного человека для нашей культуры. И у Федора опять крайне спорный спектакль. Но вся молодая часть театра счастлива. Отвечу на ваш вопрос: роль театра в жизни общества — это то, чем наша страна может гордиться. Мне кажется, что, несмотря на цифровое развитие мира, театр свои позиции если не приумножил, то точно сохранил.
— Что вам самому нравится в театре как зрителю? Какие спектакли вы советовали бы посмотреть?
— Я восхищен метаморфозами, которые произошли со Львом Додиным, и крайне высоко оцениваю «Вишневый сад» и «Гамлета». Мне кажется, что это сделал какой-то молодой наглый дипломник. В этих спектаклях есть какой-то мощный глубинный смысл. Хотя я, безусловно предпочитаю все, что происходит на третьем этаже ГИТИСа и на защите замыслов студентов — художников Крымова и моих режиссеров. Если бы десять процентов из этого можно было реализовать в театре, мы бы давно обогнали весь мир. Я большой поклонник Лепажа, в Эдинбурге увидел спектакль Саймона Стоуна и буду за ним следить всегда.
— На вопрос, для кого вы ставите спектакли, вы отвечаете: для себя. А как это соотнести с политикой репертуарного театра, которому нужен зритель?
— Мне кажется, что угодить всем невозможно. У нас в театре есть люди, которые к репертуару в десять раз строже относятся, чем я. Мы все время его обсуждаем, и у нас очень тяжело пробиваются современные пьесы. Например, когда я начал репетировать и, к сожалению, не закончил мою любимую пьесу “Dostoevsky-trip” Владимира Сорокина, старая гвардия посчитала, что она не может идти в стенах «Мастерской Фоменко».
В этом сезоне у нас прорыв: после «Махагонии» будет премьера монооперы «Путь к сердцу» Дмитрия Данилова, автора пьес «Человек из Подольска», «Сережа очень тупой», «Свидетельские показания». Наш артист Игорь Войнаровский, потомственный певец, с режиссером Алексеем Кузминым-Тарасовым и композитором Павлом Кармановым выпустят этот спектакль в ноябре. Много лет ждем от Оли Мухиной продолжения «Тани-Тани», одного из самых загадочных наших спектаклей, надеюсь, что в этом сезоне наконец дождемся. Ну а в конце сезона Полина Агуреева выпустит свою «Шехерезаду» по сказкам «Тысяча и одна ночь».
— За последние несколько лет в «Мастерской» восстановлены спектакли Петра Наумовича Фоменко «Безумная из Шайо» и «Египетские ночи». Собираетесь ли вы еще что-то восстанавливать?
— Мне сложно ответить на этот вопрос Точно знаю, что я хочу, чтобы был восстановлен спектакль «Чичиков». Помню, прочитав инсценировку, я охнул от восхищения: как можно так здорово препарировать второй том «Мертвых душ»? Расшифрованы записи репетиций, все готово, но слишком много всего должно сойтись.
— Спектакль «Волки и овцы» идет уже 27 лет. Как добиться того, чтобы спектакль-долгожитель оставался живым?
— Конечно, мы постоянно его репетируем. Но, по-моему, он живет благодаря Гале Тюниной и Мадлен Джабраиловой. И пока они играют в спектакле, я уверен, он будет идти. А еще мне кажется, что его сохраняет любовь зрителей.
— Как вы относитесь к соединению разных жанров в искусстве: театра — с видео, современным танцем? Нужно ли соблюдать чистоту театрального языка, или в соединении нет ничего плохого?
— Я не очень люблю видео, но видел роскошные спектакли, где оно — важнейший выразительный элемент. Все зависит от материала, видения режиссера и его работы. То же самое и с современным танцем. Для меня идеальным воплощением театральности стал фильм «Анна Каренина» с Кирой Найтли: кино сделано через театральный прием. Мне кажется, что в магической театральной коробке так много еще нерешенных вопросов! И что театр всегда будет уходить от традиций. И пускай! Мне кажется, хорошо, когда репертуарный театр сочетает традиционный путь развития и эксперименты. В «Мастерской Фоменко» четыре сцены, и мы можем себе позволить что-нибудь придумать и сотворить.
Источник: Культура.рф
Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Елена Алдашева о том, как гоголевская «Женитьба» у Каменьковича превратилась в «Совершенно Невероятное Событие» и что из этого вышлоЕлена Алдашева, «Театръ», 7.05.2024
- Наполеон уже не тортНаталья Шаинян, «Театръ», 4.05.2024
- «Женитьба» Гоголя на сцене: Агафья Тихоновна Купердягина желает познакомиться с дворянином с серьёзными намерениямиМария Позина, «Metro», 9.04.2024
- Совершенно невероятное событиеНаталия Борисова, «Porusski.me», 1.04.2024
- Сбежавший жених, или Невероятное происшествие в фотоательеТатьяна Ратькина, «Театр To Go», 27.03.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: женитьба середины XIX векаВячеслав Суриков, «Монокль», 18.03.2024
- Евгений Каменькович: «Театр должен развиваться вместе с новой драматургией»Наталья Витвицкая, «Ведомости», 15.03.2024
- «Совершенно невероятное событие»: Женитьба без любви, что кошелек без денегАлександра Горелая, «Кинорепортёр», 6.03.2024
- «Совершенно невероятное событие» Мастерская Петра ФоменкоНикита Балашов, «Ревизор.ru», 6.03.2024
- Совет да любовьСофия Шапенко, «Театральный журнал», 4.03.2024
- По мотивам Гоголя и Шекспира: главные театральные премьеры весны 2024 годаНаталья Ртищева, «Forbes», 1.03.2024
- Зрителей возвращают в старинуЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 26.02.2024
- «Совершенно Невероятное Событие»: «Мастерская Фоменко» на конеИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 26.02.2024
- «Совершенно невероятное событие»: смертельный бракНаталья Витвицкая, «Ведомости», 22.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»Юрий Юдин, «Российская газета», 21.02.2024
- Парадоксы, карнавал женихов и дочь Сергея Бодрова в роли невесты: в афише «Мастерской Петра Фоменко» появился спектакль по пьесе Гоголя «Женитьба»«ВТБRussia», 19.02.2024
- В «Мастерской Петра Фоменко» гоголевскую «Женитьбу» превратили в «Совершенно Невероятное Событие»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 19.02.2024
- В «Мастерской Фоменко» случится «Совершенно Невероятное Событие» по ГоголюЕлена Алдашева, «Театръ», 6.02.2024
- «Я совершил должностное преступление»Екатерина Кострикова, «Театральный журнал», 10.2023
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- В Воронеже показали пятичасовой спектакль по роману ПастернакаНадежда Роготовская, «Горком36», 15.09.2023
- «Суметь сохранить себя». «Доктор Живаго» в ВоронежеНаталья Андросова, «De Facto», 11.09.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» привезла в Воронеж «Доктора Живаго»Татьяна Ткачёва, «Российская газета», 11.09.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Другой век, другая странаЕлена Шаина, «Театр To Go», 22.03.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- Спектакль «Двадцать третий»: поздний Ремарк на сцене Мастерской ФоменкоТатьяна Михальская, «Cabinet de l'art», 6.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» прошла премьера спектакля «Двадцать третий»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 13.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Петра Фоменко» премьера по роману Ремарка «Чёрный обелиск»«ОТР», 10.02.2023
- «Мастерская Петра Фоменко» покажет новый спектакль «Двадцать третий» по роману Ремарка«ТАСС», 10.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- «Чающие движения воды»: хроники праведникаВячеслав Суриков, «Ведомости», 23.09.2022
- «Чающие движения воды»: чудная вещь старая сказкаИрина Петровская-Мишина, «Musecube», 1.03.2022
- «Сердце чисто созижди во мне». Чарующие Фоменки в спектакле «Чающие движения воды»Наталья Анисимова, «Русский блоггер», 18.02.2022
- Праведники и искусители Лескова в Мастерской Петра ФоменкоНаталья Шаинян, «Российская газета», 17.02.2022
- Собрать мир, расколотый надвоеЕлена Шаина, «Театр To Go», 9.02.2022
- Стихи играют в жизньНина Шалимова, «Новая газета», 31.05.2021
- Пастернак для сценыГригорий Соловьев, «Zond-новости», 16.04.2021
- И пели «Вечную память»: нефоменковские паузы в спектакле «Доктор Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 24.03.2021
- Живой Доктор ЖивагоЕлизавета Маркова, «Musecube», 18.03.2021
- Я люблю твой замысел упрямый… «Доктор Живаго» (Мастерская Петра Фоменко)Ксения Позднякова, «Scope», 18.03.2021
- «Доктор Живаго» вышел на подмосткиВероника Словохотова, «Независимая газета», 14.03.2021
- «Игра в людей»Татьяна Власова, «Театрал», 11.03.2021
- В «Мастерской Петра Фоменко» поставили пятичасовую версию «Доктора Живаго»Светлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 5.03.2021
- Дочь Сергея Бодрова-младшего дебютировала в театреСветлана Хохрякова, «Московский комсомолец», 1.03.2021
- «Я ими всеми побежден, и только в том моя победа».Елена Шаина, «Театр To Go», 26.02.2021
- Евгений Каменькович ставит в «Мастерской Фоменко» «Доктора Живаго»Елена Алдашева, «Театр.», 18.02.2021
- Режиссер Евгений Каменькович: «Мне кажется, драматические театры будут вынуждены заниматься интернет-проектами»Ольга Романцова, «Культура», 14.07.2020
- Режиссер Евгений Каменькович: «Сегодня нет храбрости в том, чтобы показать, как мы живем. Задача – чтобы человек посмотрел внутрь себя»Денис Сутыка, «Культура», 26.02.2020
- Пошли на «Подвиг»? Ксения Позднякова, «SCOPE артблог», 7.02.2020
- Вечные Авгиевы конюшниТамара Эйдельман, «Эхо Москвы», 5.02.2020
- Спектакль Евгения Каменьковича о Герое и толпеПавел Подкладов, «Ревизор.ru», 4.02.2020
- «Моя конюшня с краю». В Мастерской Петра Фоменко поставили «Седьмой подвиг Геракла»Александра Сидорова, «Бизнес FM», 4.02.2020
- В “Мастерской Петра Фоменко” сыграют первую пьесу РощинаЕлена Алдашева, «Театр», 30.01.2020
- «Любая готовая формула существует для того, чтобы ее разрушить»Ольга Романцова, «Культура.рф», 9.10.2019
- Премьерный пасьянсЕлена Коновалова, «Экран и Сцена», 26.07.2019
- Мир не делится на черное и белоеВиктория Севрюкова, «Глазурь», 3.05.2019
- Король Лир, да здравствует король!Елизавета Маркова, «Musecube.org», 17.04.2019
- Король Лир в Мастерской Петра Фоменко: «Отцы и дети» или историческая хроника?Анна Богатырева, «Porusski.me», 1.04.2019
- Трагедия наследияЛюдмила Привизенцева, «Зонд Новости», 20.03.2019
- Слепых ведут безумцыЛариса Каневская, «Мнение», 19.03.2019
- Евгений Каменькович: «Я предлагал сыграть Лира Андрею Гончарову и Петру Фоменко»Виктория Пешкова, «Культура», 15.03.2019
- Шах белому королюВиктория Пешкова, «Культура», 13.03.2019
- Шумит ветер приключенийЕкатерина Данилова, «StartUp», 12.03.2019
- О молодом Лире и других находках Мастерской ФоменкоАндрей Дворецков, «Э-вести», 5.03.2019
- Вонючая левретка лести: в чем трагедия Лира?Алёна Витшас, «Русский блоггер», 1.03.2019
- Лишь ветер и дождь – в Мастерской Петра Фоменко поставили «Короля Лира»Павел Подкладов, «Ревизор.ru», 1.03.2019
- Король Лир как раб на галерахМарина Райкина, «Московский комсомолец», 1.03.2019
- Спектакль «Король Лир» 2019 в театре «Мастерская Петра Фоменко» в Москве: король словно бурлак на ВолгеАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 27.02.2019
- Чёрный язык нетерпимостиИлья Голубев, «Artifex.ru», 26.02.2019
- Что вышло из «ничего»Марина Токарева, «Новая газета», 25.02.2019
- «Король Лир». Разбираем новый спектакль «Мастерской Петра Фоменко»«Информационный портал mos.ru», 23.02.2019
- Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый корольЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 18.02.2019
- В «Мастерской Петра Фоменко» снова ШекспирЮлия Зу, «Musecube.org», 17.02.2019
- Три сестры по версии ШекспираДарья Борисова, «На западе Москвы», 16.02.2019
- Бедный папашаНаталья Шаинян, «Российская газета», 15.02.2019
- «Мастерская Фоменко» представит «Короля Лира» в постановке Каменьковича«РИА новости», 12.02.2019
- На том и этом свете вы не курите, дети!Анна Богатырева, «Porusski.me», 22.08.2018
- Счастливы вместеНаталья Шаинян, «Российская газета», 2.08.2018
- В Мастерской Фоменко закурили всеМарина Райкина, «Московский комсомолец», 20.07.2018
- Нелёгкое дыханиеОльга Дашковская, «Вести образования», 19.07.2018
- Смертельная дуэль с курением героя нашего времениАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 18.07.2018
- Открытие сезона 2017/18 в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «Мнение», 13.09.2017
- Летняя премьера в «Мастерской Петра Фоменко»Марина Абрамова, «Ревизор.ru», 7.07.2017
- Три золотых аиста на лазоревом поле ФракассаАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 12.06.2017
- В «Мастерской Фоменко» танцуют, фехтуют и поютДарья Борисова, «На западе Москвы», 1.06.2017
- «Любое назначение в сфере искусства не может быть как раньше, чтобы кто-то сверху назначил»Анастасия Каменская, «Коммерсантъ Lifestyle», 31.10.2016
- Евгений Каменькович: «Как всякий крупный писатель, он немножко пророк»Елена Губайдуллина, «Современная драматургия № 4 (окт.-дек.)», 10.2016
- Пассажиры «Последнего троллейбуса»Ольга Фукс, «Театральная афиша», 05.2016
- Волемиру мирЗоя Апостольская , «Российская газета», 16.03.2016
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Явление ВолемираЮрий Векслер, «Радио Свобода», 3.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Евгений Каменькович: «Мы не задавались целью развенчивать шестидесятников»Алла Шендерова, «TimeOut», 10.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- О, засмейтесь, смехачиНинель Исмаилова, «Сцена», 02.2016
- «Мастерская Фоменко» впервые представит пьесу Горенштейна «Волемир»«РИА Новости», 30.01.2016
- «Театральный мир замер в ожидании нового героя»Алексей Крижевский, «http://moslenta.ru», 15.12.2015
- Театр «Мастерская П. Фоменко»: легенды и триумфыОльга Егошина, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: в «Мастерской Фоменко» не вывешивают приказы, а отправляют в путешествиеИрина Алпатова, «http://kommersant.ru», 17.09.2015
- Евгений Каменькович: «Не надо серьезно к себе относиться»Марина Токарева, «Новая газета», 28.07.2015
- Рыбный день – это не только четвергА. Мирошниченко, «http://www.teatron-journal.ru», 1.04.2015
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Неоконченная пьеса«Театрал», 30.03.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Сказка про стыдЕлизавета Авдошина, «http://chekhoved.net», 11.03.2015
- Страх внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Страх — внутри«Эксперт», 7.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Сидя в болотеНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 4.03.2015
- Бенефис злободневностиРоман Должанский, «Коммерсант», 26.02.2015
- Место встречи меня и государстваОльга Егошина, «Новые Известия», 26.02.2015
- Как болото, караси?Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент», 24.02.2015
- Лед болота «Современной идиллии»Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 23.02.2015
- Проверка на стыд: «Современная идиллия» в Мастерской Петра ФоменкоСергей Багулин, «Buro 24/7», 21.02.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Современная идиллия» в театре Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «GQ», 02.2015
- «Цель творчество само…»Сергей Лебедев, «Современная драматургия», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- Русские вопросыАлексей Семенов, «Псковская губерния», 19.11.2014
- Парящие над сценойИрина Корнеева, «Российская газета», 10.11.2014
- Старший сынОльга Фукс, «Театральная Афиша», 11.2014
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Премьера на вилле «Отчаяние»Ольга Фукс, «Театральная Афиша», 09.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- 13 персонажей в поисках зрителя. Новая премьера в Мастерской ФоменкоМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 2.06.2014
- «Гиганты горы»: смертельный номерНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 29.04.2014
- Гиганты как людиИрина Корнеева, «Российская газета», 29.04.2014
- Вилла масокРоман Должанский, «Коммерсант», 28.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- Гиганты горыЕлена Груева, «TimeOut», 9.04.2014
- «Владимир в гриднице высокой запировал…»Ольга Егошина, «Новые Известия», 18.03.2014
- «Это такое мощное знание, которое сидит во всех театральных людях»«Афиша», 12.02.2014
- Этот красноречивый шершавый язык цифрОльга Егошина, «Новые Известия», 6.02.2014
- «Фоменки» 20 лет спустяМарина Шимадина, «Театральная афиша», 01.2014
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу ВырыпаеваДарья Горшкова, «buro247.ru», 22.11.2013
- В Мастерской Фоменко поставят новую пьесу Ивана Вырыпаева«Lenta.ru», 22.11.2013
- Пьесу Ивана Вырыпаева поставят в театре Фоменко в ускоренных темпахВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Евгений Каменькович: нет новой драмы, есть хорошая и плохаяВера Копылова, «РИА-новости», 22.11.2013
- Взгляни на арлекинов на красном колесеЕлена Дьякова, «Театр (№ 13-14)», 11.2013
- Наше всёТатьяна Власова, «Новые Известия», 29.08.2013
- Старая сцена Мастерской Фоменко закроется на ремонт в 2014 году«Лента.ru», 28.08.2013
- «Мастерская П. Фоменко» готовит в новом сезоне творческие новинки«РИА-новости», 28.08.2013
- Премьерными постановками порадует поклонников в новом сезоне «Мастерская П. Фоменко»Валерия Бабушкина, «ИТАР-ТАСС», 28.08.2013
- Мастерская Петра Фоменко открывает новый сезон, а на старой сцене начинает капитальный ремонтАся Иванова, «Вечерняя Москва», 28.08.2013
- Кто кого любит?Игорь Вирабов, «Российская газета», 9.08.2013
- «Дар» стал точкой и прибытия, и отправленияАнна Балуева, «Комсомольская правда», 2.07.2013
- Милый Египет вещейГалина Шматова, «афиша@mail.ru», 21.06.2013
- Режиссер Евгений Каменькович «Я не могу быть продолжателем Петра Наумовича»Жанна Тевлина, «Театрал», 3.06.2013
- Евгений Каменькович: «На Язычников меня благословил Фоменко»Анна Чужкова, «Культура», 23.12.2012
- Евгений Каменькович рассказал о «Моряках и шлюхах»«http://www.teatral-online.ru», 14.12.2012
- Мерцающий отблеск дараОльга Романцова, «Планета Красота, № 11-12», 12.2012
- Режиссер Евгений Каменькович: «Безболезненно уничтожить репертуарный театр не получится! Кто-нибудь обязательно повесится…»Олег Вергелис, «Зеркало недели. Украина», 16.11.2012
- Неслучайный дарАлександра Солдатова , «Экран и Сцена (№ 19, 2012)», 10.2012
- «Дар»: фоменки на перепутьеНаталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.09.2012
- Наследник по прямойРоман Должанский, «Коммерсант», 25.09.2012
- Подарочный наборЕлена Груева, «TimeOut Москва», 24.09.2012
- «И корабль плывет»: рецензия на спектакль «Дом, где разбиваются сердца»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Театральный режиссер Евгений Каменькович: «Что сделать, если проза сильнее драматургии?»Александра Артамонова, «Новый Калининград.ru», 24.09.2012
- Время собирать… пробкиИрина Моргулева, «Калининградская правда», 21.09.2012
- «Самой страшной нашей проблемой будет нежелание трогать фоменковские спектакли»Елена Губайдуллина, «Известия», 19.09.2012
- Петр Фоменко: сороковиныМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 18.09.2012
- Застряли в пародииАлена Карась, «Российская газета», 18.09.2012
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Спорный «Дар» в «Мастерской Петра Фоменко»Татьяна Филиппова, «РБК-Daily», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- «Мастерская Петра Фоменко» показала первую премьеру после смерти учителяАлла Шевелева, «Известия», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко на перепутьеАся Иванова, «Вечерняя Москва», 16.09.2012
- Комедии народного потребленияАнна Чужкова, «Культура», 15.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- «Дар» напрасный, «Дар» случайныйМарина Давыдова, «colta.ru», 14.09.2012
- Охота на НабоковаАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.09.2012
- Проворным аллюром бедных гоголевских героевГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Спектакль «Дар» стал первой премьерой нового сезона театра «Мастерская Петра Фоменко»Анна Нехаева, «ИТАР-ТАСС», 11.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- Одиссея одного «Улисса»Алла Шендерова, «Ваш досуг», 13.06.2012
- Феномен «фоменок» как явлениеА. Калько, «Слава Севастополя», 12.06.2012
- Классика взяли за жабры и вывезли на мореПетр Сейбиль, «vtbrussia.ru», 7.06.2012
- Тургенев и Островский школы Петра ФоменкоМарина Тимашева, «Радио «Свобода»», 15.03.2012
- Рандеву на бульваре «Фоменок»Яна Жиляева, «Энергия успеха, № 3 (37)», 2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Не как в сказкеГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.12.2011
- Русский человек на rendez-vousАнна Банасюкевич, «TimeOut Москва», 2.12.2011
- «Русский человек на рандеву»Алексей Киселев , «Maptype.com», 12.2011
- Что русскому здоровоОльга Фукс, «Ведомости», 30.11.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- Театр утешительных ассоциацийЕлена Ковальская, «Афиша», 10.11.2011
- Лишние людиОльга Егошина, «Новые Известия», 7.11.2011
- Новое поколение на rendez-vousГалина Шматова, «Экран и Сцена (№ 20)», 11.2011
- Бурление вешних водЕлена Губайдуллина, «Известия», 28.10.2011
- Рандеву с ТургеневымАнна Гордеева, «Московские новости», 27.10.2011
- Вешние воды во время чумыЕлена Дьякова, «Новая газета», 26.10.2011
- «Русский человек на rendez-vous»: доигралисьНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 24.10.2011
- Ученики мастерской Фоменко по-хулигански отчитаются «Вешними водами»«РИА-Новости», 21.10.2011
- Дом, собирающий сердцаПетр Сейбиль, «http://vtbrussia.ru», 06.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Разговор об эпохеМария Хализева, «Экран и Сцена (№ 10, 2010)», 05.2010
- РыжийМария Хализева, «TimeOut (№ 17)», 05.2010
- В «Мастерской Петра Фоменко» состоялась премьера спектакля «Рыжий»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 26.04.2010
- Оттенки РыжегоВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 8.04.2010
- «Как хорошо мы плохо жили»Екатерина Васенина, «Новая газета», 2.04.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- «Рыжий»: back to the USSRАлена Данилова, «Ваш досуг», 20.03.2010
- Рождество у Петра Фоменко, или Двадцать лет спустяАлексей Бартошевич, «OpenSpase.ru», 13.01.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- «Публика уходит так мне и надо!»Алла Шендерова, «Коммерсант-Власть», 9.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»Вячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Евгений Каменькович: «Я не считаю наш путь единственно верным»«Частный корреспондент», 4.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Вес взят. А зачем?Марина Давыдова, «Известия», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Средний слойДина Годер, «Время новостей», 3.02.2009
- Трудная роль Полины КутеповойСкибюк Серафима, «Дни.ru», 2.02.2009
- «Улисс» Джойса в постановке Каменьковича«Новости Культуры (телеканал «Культура»)», 2.02.2009
- «Это Джойс во всём виноват
»«Радио Культура», 2.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» показала «Улисса»«Московский комсомолец», 2.02.2009
- «Улисс» дебютировал на российской сцене«OpenSpase.ru», 2.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Самое важноеВячеслав Шадронов, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Краткий курс модернизмаРоман Должанский, «Коммерсант Weekend», 30.01.2009
- Одиссея одного УлиссаАлла Шендерова, «Ваш досуг», 28.01.2009
- Одиссея по ДжойсуМарина Токарева, «Новая газета», 28.01.2009
- УлиссЕлена Груева, «TimeOut», 22.01.2009
- Арденский лес Петра ФоменкоАлла Шевелева, Лариса Каневская, Анастасия Иванова, «Станиславский № 23», 09.2008
- ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ: Все самое интересное происходит на третьем этаже ГИТИСаСветлана Полякова, «Культура», 29.05.2008
- Ученик чародеевЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.05.2008
- «Во всем виноват Табаков»Светлана Полякова, «Газета.ru», 14.03.2008
- Евгений Каменькович: А был ли кролик?!Алла Шендерова, «Ваш досуг», 12.01.2008
- Сказка о дружбеЕлена Губайдуллина, «Театрал», 1.10.2007
- Не возвращайтесь к былым возлюбленным
Григорий Заславский, «Независимая газета», 14.09.2007
- Аксенов ковчегИрина Алпатова, «Культура», 13.09.2007
- Бочкотара, куда несешься ты?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 12.09.2007
- Тары-бары в бочкотареГлеб Ситковский, «Газета», 12.09.2007
- Тара для счастьяОльга Егошина, «Новые Известия», 11.09.2007
- Фига без карманаМарина Давыдова, «Известия», 11.09.2007
- Кантовать и перекантовыватьАлла Шендерова, «Коммерсант», 10.09.2007
- Тюльку затарь, адъюнктОлег Зинцов, «Ведомости», 10.09.2007
- Не ко времениДина Годер, «Время новостей», 10.09.2007
- Возрождение легендарного спектакля«ТВ-Центр», 7.09.2007
- Бочкотара навсегдаСтепан Поляков, «ВАШ ДОСУГ», 21.06.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые известия», 9.04.2007
- Трепет молодыхОльга Егошина, «Новые Известия», 9.04.2007
- ВожатыйАлла Шендерова, «Настроение», 03.2007
- Всем поклонС. Овчинникова, «Планета Красота», 01.2007
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- Учитель словесностиСергей Конаев, «Ведомости», 1.12.2006
- Игра в игруЕлена Губайдуллина, «Новые известия Театрал», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Проза жизниАлла Шендерова, «Ваш досуг», 24.11.2006
- «Фоменкам» удалось самое важноеЮлия Черникова, «Утро.ру», 23.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Лучшая литератураМаргарита Удовиченко, «Финанс № 45 (182)», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- На рандеву с вечнымАлексей Мокроусов, «Новое время», 19.11.2006
- Трудности переводаАлексей Филиппов, «Московские новости», 17.11.2006
- Классный час Ксении КутеповойЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.11.2006
- Ухватиться за Венерин волосОльга Галахова, «Независимая газета», 16.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Сколько волосу ни витьсяМарина Давыдова, «Известия», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006
- В одно касаниеДина Годер, «Время новостей», 13.11.2006
- В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное»Григорий Заславский, «Радио «Маяк»», 13.11.2006
- Самое важноеКристина Матвиенко, «Time Out Москва», 8.11.2006
- Взрослые игрыТатьяна Сошникова, «Профиль N44 (505)», 11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Я от Бернарда ушел
Елена Груева, 24.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Да-да, нет-нет Оли МухинойКонстантин Александров, «dellAPT», 1.10.2001
- Москва слезам не веритЮрий Алесин, «www.MoscowOut.ru», 1.10.2001
- Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, «Независимая газета», 27.09.2001
- Молодая кровьГригорий Заславский, «Русский журнал», 26.09.2001
- А у нас в квартире газМарина Давыдова, «Время Новостей», 25.09.2001
- Разбиваются сердца под воздействием винцаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 25.09.2001
- Из жизни шпротАлексей Филиппов, «Известия», 24.09.2001
- Куда летим, командир?Глеб Ситковский, «Вечерний клуб», 21.09.2001
- Время ЮИрина Корнеева, «Время МН», 20.09.2001
- Львы зимойНаталия Каминская, «Культура», 21.09.2000
- Не теряя осанкиОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.09.2000
- Один день из жизни «Табакерки»Елена Ямпольская, «Новые Известия», 14.09.2000
- Мелисса и ЭндрюАлексей Филиппов, «Известия», 14.09.2000
- Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красномАлла Шевелева, «Diplomat», 05.2000
- Игра в театрАлена Злобина, «Эксперт», 21.02.2000
- Тот самый чайОльга Егошина, «Литературная газета», 16.02.2000
- Женщины на грани красного цветаСветлана Хохрякова, «Культура», 3.02.2000
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- ЧужиеЕлена Губайдуллина, «Театральный курьер», 02.2000
- Горький в цветахИрина Глущенко, «Независимая газета», 27.01.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Не будьте как детиМарина Давыдова, «Время новостей», 18.01.2000
- Немного Горького в любовной мелодрамеНина Агишева, «Московские новости», 18.01.2000
- Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 18.01.2000
- Красавицы и чудовищаЕлена Ковальская, «Афиша», 17.01.2000
- Эти разные, разные «Варвары»Екатерина Сухотина, «Народная газета», 14.01.2000
- Варвары и варваршиМария Седых, «Общая газета», 13.01.2000
- Горький в стиле ЧеховаМайа Одина, «Сегодня», 11.01.2000
- «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев»Олег Зинцов, «Ведомости», 10.01.2000
- В тюрьме и без герояГлеб Ситковский, «Вечерний клуб», 6.01.2000
- Падение авиаторовПавел Руднев, 01.2000
- Пять пудов любвиМарина Мурзина, «Аргументы и факты, № 1-2», 01.2000
- Старые «Варвары» и новое варварствоАлексей Филиппов, «Известия», 29.12.1999
- Премьеры у ТабаковаРоман Должанский, «Коммерсант», 28.01.1998
- Отрицательные эмоции должны иметь свой выходПётр Фоменко, «Театральная жизнь, № 2», 02.1994
- Добрые игры в недобром миреНаталья Крымова, 05.1993
- Мастера «Мастерской Фоменко»Мария Хализева, 1993