Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбу
В спектакле «Заходите-заходите» варят настоящий суп и обнимают свадебное платье
Не успели отгреметь поздравительные речи в адрес 80-летия основателя Мастерской Петра Фоменко, как ученик мэтра Юрий Буторин преподнес мастеру подарок выпустил премьеру «Заходите-заходите».
Спектакль родился из зарисовки по роману известного современного израильского прозаика Мейра Шалева, которую Буторин показал на «вечере проб и ошибок» традиционном закрытом показе Мастерской, где актеры имеют возможность сыграть отрывки из полюбившихся произведений. Удачные наброски перерастают в спектакли, коими в последние годы пополнился репертуар театра.
Почему был принят к постановке роман «Как несколько дней», понять нетрудно. Поэтический причудливый мир палестинской деревушки, в которой живут герои Шалева, напоминает русскую деревню, воспетую Фоменко в спектакле по повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня».
Здесь любовь побеждает смерть хотя бы потому, что диалог между живыми и умершими не заканчивается. В обоих произведениях чувственное и плотское гармонично сочетается с возвышенным и эфемерным, природа и поэзия сливаются воедино. И если у Вахтина в качестве рассказчика может выступать огородное пугало, то у Шалева главный герой похож сразу на трех своих возможных отцов. От одного унаследовал золотистые волосы, от другого покатые плечи, от третьего большие, не по росту ступни.
Несмотря на явное сходство постановок, «Заходите-заходите», как и предыдущие работы Юрия Буторина, обнадеживает отсутствием копирования стиля мастера. Видно, что этот замечательный актер, решивший сменить профессию, обладает своим узнаваемым режиссерским почерком. С Фоменко его роднит умение воспевать жизнь, даже если она похожа на печальную сказку с плохим концом.
В инсценировку из густонаселенного романа, этих израильских «Ста лет одиночества» он включил линию Якова Шейнфельда и его сына Зейде, встречавшихся раз в 12 лет за трапезой, чтобы поделиться воспоминаниями о прошлом.
Вместе с художником Владимиром Максимовым режиссер поместил героев в большую изящную клетку, выдвинув на первый план стол, за которым они трапезничают во время своих редких встреч, а под потолком на тросах подвесил деревянную скамью, на которой время от времени лежит, обнимая подвенечное платье, покойный Яков.
В прошлом Яков был влюблен в мать Зейде, загадочную Юдит. Этой женщине-тайне посвящена львиная доля разговоров отца с сыном. Яков долго завоевывал красавицу, однажды подъехал к ее дому на телеге, открыл клетки с канарейками и выпустил всех птиц на волю. В назначенный час, когда Яков и Юдит должны были пожениться, невеста не пришла на свадьбу, а вместо себя прислала маленького Зейде со свадебным платьем.
Обезумевший жених обручился с этим платьем и всю дальнейшую жизнь терялся в загадках, почему возлюбленная в последний момент передумала.
В течение спектакля зритель из обрывков воспоминаний пытается воссоздать картину происшедшего и узнать разгадку. Попутно он с удовольствием погружается в вымышленный мир деревушки, где обитают чудаки и все возлюбленные похожи на героев картины Шагала. Два актера Владимир Топцов (Яков) и Николай Орловский (Зейде) ведут его через ироничный «вкусный» авторский текст к простому и закономерному финалу.
В результате спектакль оставляет приятное послевкусие. К светлой грусти и размышлениям о загадочной природе женской любви и мимолетности жизни добавляется радость, к спектаклю имеющая косвенное, но бесспорное отношение: официально завершивший в 2003 году свою педагогическую деятельность Петр Фоменко неофициально продолжает дарить театральному миру одаренных учеников.
Спектакль родился из зарисовки по роману известного современного израильского прозаика Мейра Шалева, которую Буторин показал на «вечере проб и ошибок» традиционном закрытом показе Мастерской, где актеры имеют возможность сыграть отрывки из полюбившихся произведений. Удачные наброски перерастают в спектакли, коими в последние годы пополнился репертуар театра.
Почему был принят к постановке роман «Как несколько дней», понять нетрудно. Поэтический причудливый мир палестинской деревушки, в которой живут герои Шалева, напоминает русскую деревню, воспетую Фоменко в спектакле по повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня».
Здесь любовь побеждает смерть хотя бы потому, что диалог между живыми и умершими не заканчивается. В обоих произведениях чувственное и плотское гармонично сочетается с возвышенным и эфемерным, природа и поэзия сливаются воедино. И если у Вахтина в качестве рассказчика может выступать огородное пугало, то у Шалева главный герой похож сразу на трех своих возможных отцов. От одного унаследовал золотистые волосы, от другого покатые плечи, от третьего большие, не по росту ступни.
Несмотря на явное сходство постановок, «Заходите-заходите», как и предыдущие работы Юрия Буторина, обнадеживает отсутствием копирования стиля мастера. Видно, что этот замечательный актер, решивший сменить профессию, обладает своим узнаваемым режиссерским почерком. С Фоменко его роднит умение воспевать жизнь, даже если она похожа на печальную сказку с плохим концом.
В инсценировку из густонаселенного романа, этих израильских «Ста лет одиночества» он включил линию Якова Шейнфельда и его сына Зейде, встречавшихся раз в 12 лет за трапезой, чтобы поделиться воспоминаниями о прошлом.
Вместе с художником Владимиром Максимовым режиссер поместил героев в большую изящную клетку, выдвинув на первый план стол, за которым они трапезничают во время своих редких встреч, а под потолком на тросах подвесил деревянную скамью, на которой время от времени лежит, обнимая подвенечное платье, покойный Яков.
В прошлом Яков был влюблен в мать Зейде, загадочную Юдит. Этой женщине-тайне посвящена львиная доля разговоров отца с сыном. Яков долго завоевывал красавицу, однажды подъехал к ее дому на телеге, открыл клетки с канарейками и выпустил всех птиц на волю. В назначенный час, когда Яков и Юдит должны были пожениться, невеста не пришла на свадьбу, а вместо себя прислала маленького Зейде со свадебным платьем.
Обезумевший жених обручился с этим платьем и всю дальнейшую жизнь терялся в загадках, почему возлюбленная в последний момент передумала.
В течение спектакля зритель из обрывков воспоминаний пытается воссоздать картину происшедшего и узнать разгадку. Попутно он с удовольствием погружается в вымышленный мир деревушки, где обитают чудаки и все возлюбленные похожи на героев картины Шагала. Два актера Владимир Топцов (Яков) и Николай Орловский (Зейде) ведут его через ироничный «вкусный» авторский текст к простому и закономерному финалу.
В результате спектакль оставляет приятное послевкусие. К светлой грусти и размышлениям о загадочной природе женской любви и мимолетности жизни добавляется радость, к спектаклю имеющая косвенное, но бесспорное отношение: официально завершивший в 2003 году свою педагогическую деятельность Петр Фоменко неофициально продолжает дарить театральному миру одаренных учеников.
Алла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000