Чаепитие на вулкане
В театре «Мастерская П. Фоменко» сыграли самый изящный спектакль сезона
Для своей постановки «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу известный режиссер Евгений Каменькович воздвиг в «Мастерской П. Фоменко» дом-корабль и рассыпал по сцене бутылочные пробки. Чтобы вернуть зал из мира светских интриг и грез в реальность, в финале (сцене бомбежки) он уронил в зрительный зал массивную деревянную фигуру, заставив публику пережить неподдельный страх.
Бернард Шоу писал «Дом, где разбиваются сердца» в годы между Первой и Второй мировыми войнами. Надуманные проблемы, изящные светские разговоры вдруг обретают другой объем на фоне взрывов. Эдакое чаепитие на вулкане, который уже задымился, приобретает особую остроту. Милые флирты между праздными людьми, собравшимися в доме старого капитана Шотовера, их обманы, выяснения отношений, внезапные влюбленности, очарования и разочарования.
Здесь муж влюбляется в сестру жены, брат преследует жену брата. Молоденькая девушка обнаруживает, что ее возлюбленный муж подруги. Старый 80-летний капитан неравнодушен к юной гостье своей дочери. Бернард Шоу ввел в английскую драматургию «странный дом», где пьют чай в любое время, обедают яблоками и бутербродами с маслом. То одна, то другая дочь хозяина проходит с небольшим подносом, угощая гостей. Бродит кряхтящая няня, а залезший грабитель окажется сослуживцем капитана и мужем служанки-няни.
Сценограф Владимир Максимов остроумно вписал декорацию дома в угол сцены. Двухэтажное здание с коридором наверху, с переговорным устройством наподобие судового (дом капитана построен по подобию корабля), со столиком, который поднимается наверх при помощи подъемного механизма, с ковром из бутылочных пробок, рассыпанных на полу (то ли капитан столько выпил рому, то ли сор долгие годы копился в гостиной). Пробковый ковер создает неожиданную сценическую площадку. По пробкам очень неудобно ходить, надо балансировать, и героям все время приходится поддерживать друг друга. Гибкие женщины на каблуках пробегают это пространство, волнующе и грациозно качаясь. Кажется, Евгений Каменькович выбрал пьесу для Мастерской, думая: где как не у «фоменок» можно найти столько Цирцей, легко делающих из мужчин героев и комнатных собачек.
В пьесе Шоу выражение «разбитое сердце» скорее литературный оборот. Сердца здесь томятся от пустоты, безделья. Игры, которые кажутся опасными, разве что оцарапают кожу. «Моя дочь всю жизнь хотела, чтобы ей разбили сердце, но все не удавалось», эти слова капитана Шотовера (Карэн Бадалов) можно отнести к любому из персонажей. Может, поэтому центром спектакля становится младшая дочь приехавшая в родной дом Шотоверов леди Ариадна. Полина Кутепова внесла в эту роль все привычное богатство кокетливых женственных интонаций, небрежную томность растворяющейся нежности, ту женскую беспомощность, против которой еще не выдумано противоядия. «Я думал, вы просто дура», вздохнет муж ее сестры Гектор (Илья Любимов). «Все поначалу так думают», сокрушенно-завлекающе протянет Ариадна.
Евгений Каменькович поставил один из самых изящных спектаклей этого сезона, умело использовав фирменные приемы Мастерской для создания разнеживающей атмосферы летнего дня, полного томлений, музыки, полувзглядов, полуслов. Люди играют, томятся и чего-то ждут. То ли бомбежки, то ли взрыва динамита. Сомнамбулически медленный спектакль построен на нарастании темы томления, достигающей кульминации в момент бомбежки. Но томление этих мотыльковых людей разрешается ничем. Где-то в саду двоих гостей убило. Остальным надо идти продолжать жизнь авось, завтра что-нибудь произойдет. А пока мотыльки кружатся у огня, звучит музыка, женщины все еще нежны и прекрасны.
В одном из классических романов герой, чтобы добиться естественной реакции от зашнурованной в корсет светской дамы, резко тычет ей пальцем под ребра. Режиссер Евгений Каменькович с угрожающим треском роняет в зал массивную деревянную фигуру (такие ставят на носы корабля). «Ах», выдыхается вполне искренне, когда статуя в последний момент зависает прямо у тебя над головою. Милое театральное времяпрепровождение вдруг прерывается вполне животным страхом. А кто в этом мире может ощутить себя в безопасности?
Бернард Шоу писал «Дом, где разбиваются сердца» в годы между Первой и Второй мировыми войнами. Надуманные проблемы, изящные светские разговоры вдруг обретают другой объем на фоне взрывов. Эдакое чаепитие на вулкане, который уже задымился, приобретает особую остроту. Милые флирты между праздными людьми, собравшимися в доме старого капитана Шотовера, их обманы, выяснения отношений, внезапные влюбленности, очарования и разочарования.
Здесь муж влюбляется в сестру жены, брат преследует жену брата. Молоденькая девушка обнаруживает, что ее возлюбленный муж подруги. Старый 80-летний капитан неравнодушен к юной гостье своей дочери. Бернард Шоу ввел в английскую драматургию «странный дом», где пьют чай в любое время, обедают яблоками и бутербродами с маслом. То одна, то другая дочь хозяина проходит с небольшим подносом, угощая гостей. Бродит кряхтящая няня, а залезший грабитель окажется сослуживцем капитана и мужем служанки-няни.
Сценограф Владимир Максимов остроумно вписал декорацию дома в угол сцены. Двухэтажное здание с коридором наверху, с переговорным устройством наподобие судового (дом капитана построен по подобию корабля), со столиком, который поднимается наверх при помощи подъемного механизма, с ковром из бутылочных пробок, рассыпанных на полу (то ли капитан столько выпил рому, то ли сор долгие годы копился в гостиной). Пробковый ковер создает неожиданную сценическую площадку. По пробкам очень неудобно ходить, надо балансировать, и героям все время приходится поддерживать друг друга. Гибкие женщины на каблуках пробегают это пространство, волнующе и грациозно качаясь. Кажется, Евгений Каменькович выбрал пьесу для Мастерской, думая: где как не у «фоменок» можно найти столько Цирцей, легко делающих из мужчин героев и комнатных собачек.
В пьесе Шоу выражение «разбитое сердце» скорее литературный оборот. Сердца здесь томятся от пустоты, безделья. Игры, которые кажутся опасными, разве что оцарапают кожу. «Моя дочь всю жизнь хотела, чтобы ей разбили сердце, но все не удавалось», эти слова капитана Шотовера (Карэн Бадалов) можно отнести к любому из персонажей. Может, поэтому центром спектакля становится младшая дочь приехавшая в родной дом Шотоверов леди Ариадна. Полина Кутепова внесла в эту роль все привычное богатство кокетливых женственных интонаций, небрежную томность растворяющейся нежности, ту женскую беспомощность, против которой еще не выдумано противоядия. «Я думал, вы просто дура», вздохнет муж ее сестры Гектор (Илья Любимов). «Все поначалу так думают», сокрушенно-завлекающе протянет Ариадна.
Евгений Каменькович поставил один из самых изящных спектаклей этого сезона, умело использовав фирменные приемы Мастерской для создания разнеживающей атмосферы летнего дня, полного томлений, музыки, полувзглядов, полуслов. Люди играют, томятся и чего-то ждут. То ли бомбежки, то ли взрыва динамита. Сомнамбулически медленный спектакль построен на нарастании темы томления, достигающей кульминации в момент бомбежки. Но томление этих мотыльковых людей разрешается ничем. Где-то в саду двоих гостей убило. Остальным надо идти продолжать жизнь авось, завтра что-нибудь произойдет. А пока мотыльки кружатся у огня, звучит музыка, женщины все еще нежны и прекрасны.
В одном из классических романов герой, чтобы добиться естественной реакции от зашнурованной в корсет светской дамы, резко тычет ей пальцем под ребра. Режиссер Евгений Каменькович с угрожающим треском роняет в зал массивную деревянную фигуру (такие ставят на носы корабля). «Ах», выдыхается вполне искренне, когда статуя в последний момент зависает прямо у тебя над головою. Милое театральное времяпрепровождение вдруг прерывается вполне животным страхом. А кто в этом мире может ощутить себя в безопасности?
Ольга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000