Двор, где подкашиваются ноги
«Дом, где разбиваются сердца» в «Мастерской Фоменко»
Театр «Мастерская Петра Фоменко» показал премьеру спектакля «Дом, где разбиваются сердца» по пьесе классика английской драматургии Бернарда Шоу. О новой постановке режиссера Евгения Каменьковича рассказывает РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.
Сезон в «Мастерской» начался чеховскими «Тремя сестрами» в постановке руководителя театра Петра Фоменко, а закончился «Домом, где разбиваются сердца» пьесой, которую ее автор, по собственному признанию, писал под влиянием драматургии Чехова. Бернард Шоу даже дал сочинению жанровое определение «фантазии в русском стиле на английские темы». В программке спектакля подзаголовок опущен, и это правильно, потому что стиль нового «Дома» не какой-то там «русский» или даже «чеховский», а стиль «Мастерской Фоменко». Что это значит, театралам долго объяснять не надо. Значит это, что игра актеров будет очаровательна и естественна, но при том слегка шаловлива, что даже самые длинные и серьезные диалоги будут казаться легкими и непринужденными, что на сцене появится очень много приятных мелочей, которые будут с удовольствием и знанием дела обыграны, что зрителей непременно посетит легкая грусть, но они все равно не потеряют крепкую нить истории.
В пьесе «Дом, где разбиваются сердца» идет речь о людях, зависших над бездной. Первая мировая война все ближе и ближе подступает к дому старого моряка капитана Шотовера, но обитатели построенного в виде корабля здания живут как ни в чем не бывало: ведут бессмысленные разговоры, пьют чай, выясняют отношения, изнывают от безделья, ссорятся или флиртуют. Все актеры, кроме разве что Натальи Мартыновой, играющей гостью дома, значительно моложе своих героев, отчего легкомысленный артистизм усиливается, а социальный пафос Шоу, естественно, приглушается. Драматург на самом деле гневно осуждал своих персонажей, отдавших мир «во власть коварного невежества и бездушной силы». Почти все герои пьесы подводят промежуточные или даже окончательные итоги своей жизни, а героям спектакля как бы женщины ни убеждали нас в избытке жизненного опыта и как бы мужчины ни пудрили сединой головы итожить былое рановато. Да и не отдавали они никому мир, сами еще позавчера из песочницы. Впрочем, следить за игрой «фоменок» все равно одно удовольствие особенно за Полиной Кутеповой и Натальей Курдюбовой, играющими родных сестер, дочерей эксцентричного старика Шотовера (Карэн Бадалов).
Именно капитан завел странный обычай: бросать со второго этажа пробки от бутылок и не убирать их. В конце концов вся земля перед его домом оказалась засыпана легкими светлыми цилиндрами, точно гравием. Поэтому все первое действие герои с трудом балансируют по сцене, рискуя упасть, или бросают друг в друга пригоршни пробок. Выглядит это необязательно, но очаровательно, вполне в духе вышеназванного стиля. А во второй части пробки все-таки приходится собрать в мешки, ведь каждую минуту может начаться авианалет. Художник Владимир Максимов вообще проявил чудеса изобретательности, вписав в тесный зальчик «Мастерской Фоменко» целый двухэтажный дом с галереями, множеством занятных деталей и еще с огромной, нависающей над зрительскими рядами деревянной фигурой. Такими в старину украшали носовые части кораблей.
Режиссер Евгений Каменькович наверняка чувствовал, что спектакля о закате европейской цивилизации не получится. Во-первых, столь глобальные обобщения нехарактерны для «фоменок». Во-вторых, цивилизация эта с описанных в пьесе времен столько раз закатывалась, что пьеса Шоу, даром что он многоуважаемый классик, попросту устарела. И сколько бы ни заклеивали окна в доме крест-накрест, сколько бы ни предупреждало радио о воздушной тревоге, никакой настоящей тревоги в спектакле не чувствуется. «Дом, где разбиваются сердца» идет долго, пока еще неровно, где-то поживее, где-то поскучнее. Но с героями, почти четыре часа занимающими наше внимание, все-таки надо что-то делать. Поэтому в финале их сначала наряжают в белые платья и заставляют раскачиваться в невесть откуда взявшихся гамаках. А потом и вовсе отправляют куда подальше. От взрыва вражеской бомбы одна из галерей дома рушится, падает одним концом на пол и таким образом превращается в трап. По нему персонажи Шоу вереницей белых привидений поднимаются на борт дома-корабля и исчезают. Ну и что с того, что так и остается непонятным, зачем было ставить сегодня пьесу Шоу? Зато романтично, стильно и беззаботно.
Сезон в «Мастерской» начался чеховскими «Тремя сестрами» в постановке руководителя театра Петра Фоменко, а закончился «Домом, где разбиваются сердца» пьесой, которую ее автор, по собственному признанию, писал под влиянием драматургии Чехова. Бернард Шоу даже дал сочинению жанровое определение «фантазии в русском стиле на английские темы». В программке спектакля подзаголовок опущен, и это правильно, потому что стиль нового «Дома» не какой-то там «русский» или даже «чеховский», а стиль «Мастерской Фоменко». Что это значит, театралам долго объяснять не надо. Значит это, что игра актеров будет очаровательна и естественна, но при том слегка шаловлива, что даже самые длинные и серьезные диалоги будут казаться легкими и непринужденными, что на сцене появится очень много приятных мелочей, которые будут с удовольствием и знанием дела обыграны, что зрителей непременно посетит легкая грусть, но они все равно не потеряют крепкую нить истории.
В пьесе «Дом, где разбиваются сердца» идет речь о людях, зависших над бездной. Первая мировая война все ближе и ближе подступает к дому старого моряка капитана Шотовера, но обитатели построенного в виде корабля здания живут как ни в чем не бывало: ведут бессмысленные разговоры, пьют чай, выясняют отношения, изнывают от безделья, ссорятся или флиртуют. Все актеры, кроме разве что Натальи Мартыновой, играющей гостью дома, значительно моложе своих героев, отчего легкомысленный артистизм усиливается, а социальный пафос Шоу, естественно, приглушается. Драматург на самом деле гневно осуждал своих персонажей, отдавших мир «во власть коварного невежества и бездушной силы». Почти все герои пьесы подводят промежуточные или даже окончательные итоги своей жизни, а героям спектакля как бы женщины ни убеждали нас в избытке жизненного опыта и как бы мужчины ни пудрили сединой головы итожить былое рановато. Да и не отдавали они никому мир, сами еще позавчера из песочницы. Впрочем, следить за игрой «фоменок» все равно одно удовольствие особенно за Полиной Кутеповой и Натальей Курдюбовой, играющими родных сестер, дочерей эксцентричного старика Шотовера (Карэн Бадалов).
Именно капитан завел странный обычай: бросать со второго этажа пробки от бутылок и не убирать их. В конце концов вся земля перед его домом оказалась засыпана легкими светлыми цилиндрами, точно гравием. Поэтому все первое действие герои с трудом балансируют по сцене, рискуя упасть, или бросают друг в друга пригоршни пробок. Выглядит это необязательно, но очаровательно, вполне в духе вышеназванного стиля. А во второй части пробки все-таки приходится собрать в мешки, ведь каждую минуту может начаться авианалет. Художник Владимир Максимов вообще проявил чудеса изобретательности, вписав в тесный зальчик «Мастерской Фоменко» целый двухэтажный дом с галереями, множеством занятных деталей и еще с огромной, нависающей над зрительскими рядами деревянной фигурой. Такими в старину украшали носовые части кораблей.
Режиссер Евгений Каменькович наверняка чувствовал, что спектакля о закате европейской цивилизации не получится. Во-первых, столь глобальные обобщения нехарактерны для «фоменок». Во-вторых, цивилизация эта с описанных в пьесе времен столько раз закатывалась, что пьеса Шоу, даром что он многоуважаемый классик, попросту устарела. И сколько бы ни заклеивали окна в доме крест-накрест, сколько бы ни предупреждало радио о воздушной тревоге, никакой настоящей тревоги в спектакле не чувствуется. «Дом, где разбиваются сердца» идет долго, пока еще неровно, где-то поживее, где-то поскучнее. Но с героями, почти четыре часа занимающими наше внимание, все-таки надо что-то делать. Поэтому в финале их сначала наряжают в белые платья и заставляют раскачиваться в невесть откуда взявшихся гамаках. А потом и вовсе отправляют куда подальше. От взрыва вражеской бомбы одна из галерей дома рушится, падает одним концом на пол и таким образом превращается в трап. По нему персонажи Шоу вереницей белых привидений поднимаются на борт дома-корабля и исчезают. Ну и что с того, что так и остается непонятным, зачем было ставить сегодня пьесу Шоу? Зато романтично, стильно и беззаботно.
Роман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000