Безопасная война полов
Вначале были сотни винных пробок, рассыпанных по полу. Они были похожи на что угодно: например, на морскую гальку, но только не на собственно пробки. Пока старый капитан Шотовер (Карэн Бадалов стремительный и точный, как пушкинский рисунок) не вытащил зубами пробку из очередной бутылки. И не плюнул ею со своего «капитанского мостика» анфилады на втором этаже.
Зал расхохотался, а образ странного, запущенного, «богемного» дома-корабля, где попраны приличия, оказался нарисован одним штрихом. (Уж не знаю, кто придумал этот штрих художник Владимир Мартынов или режиссер Евгений Каменькович). Каждый, кто попадает в этот дом, в буквальном смысле теряет почву под ногами.
Многолюдная и многословная пьеса Бернарда Шоу, этакий английский «Вишневый сад» выбор рискованный. Шоу писал ее четыре года начал в 1913-м, «когда о том, что орудия уже заряжены, знали только профессиональные дипломаты да немногие увлекающиеся внешней политикой дилетанты». А закончил в 1917-м и только через два года издал.
Авторы спектакля предложили свое время действия 3 сентября 1916-го, когда над Англией пролетело рекордное количество немецких «цеппелинов» и было сброшено особенно много бомб.
Напомним, действие в «Доме, где разбиваются сердца» (а это метафора «всей культурной и праздной Европы накануне войны»), вся эта тьма остроумных и безжалостных диалогов, сдирания масок, прозрений, откровений, отрезвлений, заканчивается ночной бомбежкой, во время которой, видимо, гибнут два самых несимпатичных персонажа.
А для уцелевших обитателей «Дома» эта бомбежка как камень, брошенный в болото. Несколько секунд адреналинового допинга и снова болото затягивается ряской. «И до чего же опять стало невыразимо скучно», констатирует один из героев после того, как часть анфилады эффектно рушится, а огромная скульптура с открытым в немом крике ртом (некогда украшавшая нос корабля) опасно зависает прямо над зрителями.
Впрочем, «фоменки» играют не про мир на краю пропасти Не про приговор деморализованным «лишним» людям, наделенным умом, фантазией, культурой, но начисто лишенным воли к поступку. Они играют в свою фирменную игру войну полов, изящную и не смертельную. Ведь все ее бастионы, стратегия и тактика защищены броней иронии и благоприобретенного аристократизма.
Ну в каком еще театре сможет с таким ироничным изяществом носить (а при поцелуе закручивать на ухо или вовсе сдирать) свои роскошные усы-«канделябры» прирученный красавец-муж Гектор Хешебай (Илья Любимов)? Где еще с такой воздушной грацией пробалансирует на пробках опьяненная флиртом леди Эттеруорд (Полина Кутепова)? С такой русалочьей загадочностью расставит свои сети прозорливая Гесиона Хешебай (Наталья Курдюбова)? Однажды она начнет свою охоту за одним мужчиной прямо на теле другого, и оно, под натиском бойцов гендерного фронта, мешком сползает и сползает вниз. Так умеют только «фоменки»! Флирт вместо страсти. Ирония вместо пафоса. Отточенное совершенство вместо поисков нехоженых троп. Отменный вкус вместо боли. Как это, в сущности, удобно, приятно. И как хочется большего от этого театра, который уже внушил столько к себе любви, что теперь к нему привыкли относиться с особым пристрастием.
Зал расхохотался, а образ странного, запущенного, «богемного» дома-корабля, где попраны приличия, оказался нарисован одним штрихом. (Уж не знаю, кто придумал этот штрих художник Владимир Мартынов или режиссер Евгений Каменькович). Каждый, кто попадает в этот дом, в буквальном смысле теряет почву под ногами.
Многолюдная и многословная пьеса Бернарда Шоу, этакий английский «Вишневый сад» выбор рискованный. Шоу писал ее четыре года начал в 1913-м, «когда о том, что орудия уже заряжены, знали только профессиональные дипломаты да немногие увлекающиеся внешней политикой дилетанты». А закончил в 1917-м и только через два года издал.
Авторы спектакля предложили свое время действия 3 сентября 1916-го, когда над Англией пролетело рекордное количество немецких «цеппелинов» и было сброшено особенно много бомб.
Напомним, действие в «Доме, где разбиваются сердца» (а это метафора «всей культурной и праздной Европы накануне войны»), вся эта тьма остроумных и безжалостных диалогов, сдирания масок, прозрений, откровений, отрезвлений, заканчивается ночной бомбежкой, во время которой, видимо, гибнут два самых несимпатичных персонажа.
А для уцелевших обитателей «Дома» эта бомбежка как камень, брошенный в болото. Несколько секунд адреналинового допинга и снова болото затягивается ряской. «И до чего же опять стало невыразимо скучно», констатирует один из героев после того, как часть анфилады эффектно рушится, а огромная скульптура с открытым в немом крике ртом (некогда украшавшая нос корабля) опасно зависает прямо над зрителями.
Впрочем, «фоменки» играют не про мир на краю пропасти Не про приговор деморализованным «лишним» людям, наделенным умом, фантазией, культурой, но начисто лишенным воли к поступку. Они играют в свою фирменную игру войну полов, изящную и не смертельную. Ведь все ее бастионы, стратегия и тактика защищены броней иронии и благоприобретенного аристократизма.
Ну в каком еще театре сможет с таким ироничным изяществом носить (а при поцелуе закручивать на ухо или вовсе сдирать) свои роскошные усы-«канделябры» прирученный красавец-муж Гектор Хешебай (Илья Любимов)? Где еще с такой воздушной грацией пробалансирует на пробках опьяненная флиртом леди Эттеруорд (Полина Кутепова)? С такой русалочьей загадочностью расставит свои сети прозорливая Гесиона Хешебай (Наталья Курдюбова)? Однажды она начнет свою охоту за одним мужчиной прямо на теле другого, и оно, под натиском бойцов гендерного фронта, мешком сползает и сползает вниз. Так умеют только «фоменки»! Флирт вместо страсти. Ирония вместо пафоса. Отточенное совершенство вместо поисков нехоженых троп. Отменный вкус вместо боли. Как это, в сущности, удобно, приятно. И как хочется большего от этого театра, который уже внушил столько к себе любви, что теперь к нему привыкли относиться с особым пристрастием.
Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000