Диалектика
«Преступление и наказание» во МХАТе им. Чехова
Чеховский МХАТ форсирует малые пространства. Еще год назад давно имевшаяся в наличии у МХАТа Малая сцена была в запустении. Сегодня едва ли не самые интересные спектакли главного театра страны выходят на открытой в этом сезоне новой и еще более маленькой сцене.
Именно на этой сцене поставил почти безмолвный, но необыкновенно красноречивый спектакль «Старосветские помещики» молодой литовец Миндаугас Карбаускис. Здесь же играют композицию «Пролетный гусь» по пронзительным астафьевским рассказам. Теперь здесь сыграли премьеру Елены Невежиной «Преступление и наказание».
Елена Невежина ученица Петра Фоменко, 10 лет назад окончившая ГИТИС и с тех пор ставившая в «Сатириконе», Театре Маяковского, у Табакова в подвале на Чаплыгина, предпочитая Айрис Мердок, Мюссе, Стоппарда, Кундеру и прочую интеллектуальную прозу и драматургию, которую Невежина умеет разобрать с большим вниманием к психологическим нюансам.
«Преступление и наказание» Невежина открыла посередине и начала с того места, когда старушка-процентщица уже зарублена, кошелек спрятан под камень и Мармеладова тоже уже нет в живых. У Невежиной дело начинается с того, что Родион Романович заходит с приятелем Разумихиным на квартиру к приехавшим в Петербург матери и сестре. И дальше близко к тексту, но минуя сюжетные ответвления, связанные, например, со Свидригайловым и семейством Мармеладова. Вот Порфирий Петрович, Раскольников и Разумихин за чаем говорят о газетной статье Раскольникова о двух породах людей, одной из которых позволено переступить через кровь. Вот Раскольников дразнит краснеющего Разумихина разговорами о Дуне. Вот Раскольников приходит на место преступления и встречает Порфирия Петровича. Раскольников открывается Соне. Раскольников прощается с матерью. Сцены проложены между собой этаким народно-низовым фоном: дворник метет улицу и паренек у него под носом подбирает оставленные кем-то ботинки. Или один маляр объясняет другому, что такое журнал и что это за сладкая женщина суфлер. Художник Владимир Максимов разделил сцену на два плана черной стеной с криво прорезанными проемами, в одном из которых видна часть кривого мостика, в другом наверх уводящая лестница. А Светлана Калинина сшила для героинь платья из гофрированной органзы, для героев связала жилетки и шинели из грубой ткани. Картинка, созданная ими сообща на сцене, не блещет оригинальностью или новизной как и довольно унылые мизансцены Невежиной вроде той, когда Раскольников, признаваясь в своем преступлении Соне, сооружает пирамиду из табуретов, покрывает ее шинелью и водружает сверху ведро, называя эту конструкцию Наполеоном и комментируя таким образом свои устремления.
Впрочем, в таком малом пространстве главным предметом для рассматривания являются сами актеры, и если зычные голоса Максима Виторгана и Андрея Ильина и преувеличенная мимика последнего были бы более кстати на большой сцене, то зыбкая улыбка Елены Пановой (нежнейшая Соня) и тонкие модуляции голоса Натальи Кочетовой (мать) с галерки были бы неразличимы. Между тем именно эти модуляции, эти полуулыбки вместо нервного хохота, морщинки, сбегающиеся к уголкам глаз, вместо воздетых рук, быстрый шепоток вместо истерических припадков, этого привычного антуража спектаклей по сюжетам Достоевского, именно полутона и тонкости и сообщают прелесть спектаклю. И служат фоном для болезненной порывистости главного героя. Он, собственно, и является главным достоинством спектакля и главным аргументом в пользу того, чтобы со сцены услышать незабвенный вопрос «тварь я дрожащая или право имею? ». Это Евгений Цыганов. Нервный, всклокоченный, еще совсем мальчик, с широкой улыбкой, в один момент мальчишеской, в иной момент ядовитой. Артист из тех, кто надолго застревает в ролях подростков, как случилось это с Кириллом Пироговым и Андреем Кузичевым, взлетевшим в прошлом сезоне в роли Максима в «Пластилине». Эти мальчики цедят слова сквозь крепко сжатые зубы, не смотрят, а зыркают исподлобья и помышляют о смерти куда чаще, чем о жизни. В прошлом веке был такой убийца старухи-процентщицы, в нашем убийца отца, матери, полицейского и ребенка Роберто Зукко. Второй стопроцентно немотивированный. Первый описанный до последнего душевного движения. Невежина опускает в истории Раскольникова и само преступление, и само наказание. В опущенном Невежиной эпилоге, где Раскольников, уже в Сибири, ненавидимый другими каторжанами и холодный с навещающей его Соней, однажды обнаруживает себя в слезах у ее ног, Достоевский пишет: «Вместо диалектики наступила жизнь». Невежина сосредоточилась исключительно на диалектике, и Цыганов сумел сыграть эту диалектику замечательно подробно и точно. Он сыграл Родиона Романовича сегодняшним мальчиком и прозрачным, и непроницаемым одновременно, сведя в одной роли и Раскольникова, и Зукко.
Именно на этой сцене поставил почти безмолвный, но необыкновенно красноречивый спектакль «Старосветские помещики» молодой литовец Миндаугас Карбаускис. Здесь же играют композицию «Пролетный гусь» по пронзительным астафьевским рассказам. Теперь здесь сыграли премьеру Елены Невежиной «Преступление и наказание».
Елена Невежина ученица Петра Фоменко, 10 лет назад окончившая ГИТИС и с тех пор ставившая в «Сатириконе», Театре Маяковского, у Табакова в подвале на Чаплыгина, предпочитая Айрис Мердок, Мюссе, Стоппарда, Кундеру и прочую интеллектуальную прозу и драматургию, которую Невежина умеет разобрать с большим вниманием к психологическим нюансам.
«Преступление и наказание» Невежина открыла посередине и начала с того места, когда старушка-процентщица уже зарублена, кошелек спрятан под камень и Мармеладова тоже уже нет в живых. У Невежиной дело начинается с того, что Родион Романович заходит с приятелем Разумихиным на квартиру к приехавшим в Петербург матери и сестре. И дальше близко к тексту, но минуя сюжетные ответвления, связанные, например, со Свидригайловым и семейством Мармеладова. Вот Порфирий Петрович, Раскольников и Разумихин за чаем говорят о газетной статье Раскольникова о двух породах людей, одной из которых позволено переступить через кровь. Вот Раскольников дразнит краснеющего Разумихина разговорами о Дуне. Вот Раскольников приходит на место преступления и встречает Порфирия Петровича. Раскольников открывается Соне. Раскольников прощается с матерью. Сцены проложены между собой этаким народно-низовым фоном: дворник метет улицу и паренек у него под носом подбирает оставленные кем-то ботинки. Или один маляр объясняет другому, что такое журнал и что это за сладкая женщина суфлер. Художник Владимир Максимов разделил сцену на два плана черной стеной с криво прорезанными проемами, в одном из которых видна часть кривого мостика, в другом наверх уводящая лестница. А Светлана Калинина сшила для героинь платья из гофрированной органзы, для героев связала жилетки и шинели из грубой ткани. Картинка, созданная ими сообща на сцене, не блещет оригинальностью или новизной как и довольно унылые мизансцены Невежиной вроде той, когда Раскольников, признаваясь в своем преступлении Соне, сооружает пирамиду из табуретов, покрывает ее шинелью и водружает сверху ведро, называя эту конструкцию Наполеоном и комментируя таким образом свои устремления.
Впрочем, в таком малом пространстве главным предметом для рассматривания являются сами актеры, и если зычные голоса Максима Виторгана и Андрея Ильина и преувеличенная мимика последнего были бы более кстати на большой сцене, то зыбкая улыбка Елены Пановой (нежнейшая Соня) и тонкие модуляции голоса Натальи Кочетовой (мать) с галерки были бы неразличимы. Между тем именно эти модуляции, эти полуулыбки вместо нервного хохота, морщинки, сбегающиеся к уголкам глаз, вместо воздетых рук, быстрый шепоток вместо истерических припадков, этого привычного антуража спектаклей по сюжетам Достоевского, именно полутона и тонкости и сообщают прелесть спектаклю. И служат фоном для болезненной порывистости главного героя. Он, собственно, и является главным достоинством спектакля и главным аргументом в пользу того, чтобы со сцены услышать незабвенный вопрос «тварь я дрожащая или право имею? ». Это Евгений Цыганов. Нервный, всклокоченный, еще совсем мальчик, с широкой улыбкой, в один момент мальчишеской, в иной момент ядовитой. Артист из тех, кто надолго застревает в ролях подростков, как случилось это с Кириллом Пироговым и Андреем Кузичевым, взлетевшим в прошлом сезоне в роли Максима в «Пластилине». Эти мальчики цедят слова сквозь крепко сжатые зубы, не смотрят, а зыркают исподлобья и помышляют о смерти куда чаще, чем о жизни. В прошлом веке был такой убийца старухи-процентщицы, в нашем убийца отца, матери, полицейского и ребенка Роберто Зукко. Второй стопроцентно немотивированный. Первый описанный до последнего душевного движения. Невежина опускает в истории Раскольникова и само преступление, и само наказание. В опущенном Невежиной эпилоге, где Раскольников, уже в Сибири, ненавидимый другими каторжанами и холодный с навещающей его Соней, однажды обнаруживает себя в слезах у ее ног, Достоевский пишет: «Вместо диалектики наступила жизнь». Невежина сосредоточилась исключительно на диалектике, и Цыганов сумел сыграть эту диалектику замечательно подробно и точно. Он сыграл Родиона Романовича сегодняшним мальчиком и прозрачным, и непроницаемым одновременно, сведя в одной роли и Раскольникова, и Зукко.
Зоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- «Для каждого спектакля придумываем специальные механизмы»Елена Губайдуллина, «Сцена № 3 (2015)», 07.2015
- «Дом это про терпение»«Петербургский театральный журнал», 15.12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Евгений Цыганов: Есть истории, от которых нельзя отказаться!Елена Смородинова, «Вечерняя Москва», 30.10.2014
- Мечтать вредноНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 6.10.2014
- Пять троп «фоменок»Галина Шматова, «Экран и Сцена», 07.2014
- Руслан и ЛюдмилаЛариса Каневская, «Весь Театр», 3.06.2014
- Богатырская поэмкаАлександра Солдатова , «Экран и Сцена», 04.2014
- “Триптих” по А. Пушкину. Московский театр “Мастерская П. Н. Фоменко”Светлана Васильева, «Знамя», 11.2013
- Попытка эпитафииКсения Ларина, «Новое время (The New Times)», 17.09.2012
- Томление на перепутьеМарина Шимадина, «Эксперт», 17.09.2012
- Синеет за чертой страницыЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.09.2012
- Вокзал. Раскладываться не стоит…Ирина Алпатова, «http://www.teatral-online.ru», 14.09.2012
- Читать носом вредноОлег Зинцов, «Ведомости», 14.09.2012
- Критический дарНиколай Берман, «Газета.ru», 12.09.2012
- Полина Кутепова крутит носомЯна Жиляева, «vtbrussia.ru», 5.09.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Русский человек на deja vuРоман Должанский, «Коммерсант», 15.12.2011
- Игра в классикаМария Седых, «Итоги», 14.11.2011
- ЧепухаАся Волошина, «Петербургский театральный журнал, № 1 (63)», 02.2011
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- Колесо обозренияСветлана Щагина, «Петербургский театральный журнал, № 3 (61)», 09.2010
- Сказка, просто сказка!Александр Соколянский, «Страстной бульвар № 1 (131)», 09.2010
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- «Алиса» без лишних смысловАлла Шендерова, «infox.ru», 29.06.2010
- Борис Рыжий в театре ФоменкоМарина Тимашева, «Радио Свобода», 26.03.2010
- Бывают странные сближенья
Татьяна Круковская, «Сцена, № 2 (64)», 2010
- В ритме ДжойсаСергей Конаев, «Экран и Сцена (№ 7)», 04.2009
- Двое из Дублина«Итоги», 9.02.2009
- Театр одного романаРоман Должанский, «Коммерсант», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- «Мастерская Петра Фоменко» совершила одиссеюАлла Шендерова, «infox.ru», 3.02.2009
- Пенелопа, поборовшая УлиссаОльга Романцова, «Газета», 3.02.2009
- Берег утопииДмитрий Бавильский, «Частный корреспондент (www.chaskor.ru)», 2.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Фоменковцы отпраздновали новосельеЛюбовь Лебедина, «Труд», 31.01.2008
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Искушение золотыми идоламиОльга Галахова, «Дом Актера», 01.2008
- Самое важноеЕлена Ковальская, «Афиша», 1.12.2006
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Певица и толмачГалина Облезова, «Новое время», 26.11.2006
- Право на въезд«Итоги», 20.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Любовь в войлочных тапкахОльга Егошина, «Новые известия», 14.11.2006
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Безопасная война половОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 20.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Чаепитие на вулканеОльга Егошина, «Новые известия», 15.06.2005
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Три сестры и один сумасшедшийЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 17.09.2004
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- ДиалектикаЗоя Шульман, «Ведомости», 27.06.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Война и мир в мастерскойМарина Гаевская, «Российские вести», 23.05.2001
- Начало романа. Сцены
Вера Максимова, «Век», 16.03.2001
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Парадоксы ТолстогоНадежда Ефремова, «Экран и сцена, № 11 (581)», 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Соткано с любовьюИрина Корнеева, «Время МН», 20.02.2001
- Биография камня, реки, человекаМарина Тимашева, «Первое сентября», 23.09.2000
- Сельская сага Петра ФоменкоЛюбовь Лебедина, «Труд», 13.07.2000
- Qui pro quoЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.01.2000
- Один абсолютно театральный вечерАлексей Чанцев, «Театр», 2000