Партизаны Арденнского леса
Петр Фоменко, Юлий Ким в шекспировском вертепе
Что: Премьера пьесы Юлия Кима «Сказка Арденнского леса»
Где: «Театр-мастерская Петра Фоменко»
Жанр: мистерия
Краткое содержание: читайте Шекспира
В ролях: Кирилл Пирогов, Иван Поповски, Мария Андреева, Моника Санторо, Дмитрий Рудков
Пришла Двенадцатая ночь с начала Рождества ихнего, англиканского. И очень удачно совпала с нашим сочельником. «Мастерская Петра Фоменко» начала Святки сущим вертепом. Точнее балаганом, беснованием, машкерадом: премьерой пьесы Юлия Кима «Сказка Арденнского леса». Ким лихо вспенил комедию Шекспира «Как вам это понравится».
Куда благонравной немочи перевода Щепкиной-Куперник! Гремели тумаки, звенели кошельки, летали ларцы, ботфорты а во втором акте, почитай, целые боскеты. Братья-герцоги толкались на троне породистыми дерьерами, влюбленные наследницы обвивали тертых искателей Фортуны с питоньей неумолимостью┘ Начальник стражи, развалясь на трактирной лавке, блистал латным гульфиком, рвал зубами копченую оленину (заметим: до первой звезды) и хохотал, блестя белыми зубами Ивана Поповски. Шут Оселок стал бродячим актером Билли, закулисным философом школы стоиков. Жак Меланхолик в феерически заломленной черной шляпе явно питал тайную страсть к Розалинде┘ но декларация прав человека на независимость от корней (читай: цепей) была дороже. И шекспировский Снусмумрик понес свою постылую свободу по дебрям Арденн.
А прочие, натурально, пошли под венец из наспех наломанного боярышника.
Ассистенты Петра Наумовича Фоменко в этой постановке Елена Невежина и Валюс Тертелис. Костюмы Марии Даниловой: толчея парчовых и холщовых рубищ, парадных эполет и исподних панталон, колетов, корсетов и клетчатых жилетов, ботфорт и балетных пачек на крошечной Старой сцене «Мастерской» наводит на мысль о ночном карнавале, тайной святочной кадрили оживших портретов в губернском музейчике.
Невинный в своем отвязном веселье, пародийный в буффонадах страстей, но лишенный зоркого, земного сарказма «Волков и овец», точный в каждой ужимке и прыжке, но не претендующий на сверхсмыслы, на социалку какую или на метафизику (не на Святках будь помянута!), трехчасовой «Арденнский лес» похож на очень талантливый домашний спектакль. На святочное буйство людей отточенной культуры. Вроде действ на Башне Вячеслава Иванова 1900-х. Но где ж они теперь такие дома?
┘А ежели их нет, то где Фоменко берет этих юношей и девиц? С той пластикой, той внутренней точностью чувства (и прямым его следствием, неподдельным благородством жеста и реплики) какие только в теплицах высокой культуры и зреют.
Откуда у него на сцене эти лица? Всегда молодые. Всякие несколько лет новые. И ведь целыми оранжереями: хватает на два состава, остается и на малые роли. Даже мальчик-клавесинист, сверкающий очками в углу сцены, из них, гадких лебедей┘
Какая подпольная Поливановская гимназия на Пречистенке (засекреченная с 1918 года, сменившая явки и пароли в 1992-м) все поставляет «Мастерской» свои кадры?
В «Сказке Арденнского леса» замечательно играет Жака Меланхолика Кирилл Пирогов. (И монологи ему Юлий Черсанович Ким написал бенефисные.) С азартом валяет дурака в злодейских буффонадах Стражника Чарли Иван Поповски.
Но Розалинда (даже две: Мария Андреева и француженка Наджа Мэр), Селия (испанка Моника Санторо), умница-шут Билли (Дмитрий Рудков), простодушный рыцарь Орландо (Иван Вакуленко), стервозная фея Феба (Вера Строкова), коварный министр двух господ Лебо (Игорь Войнаровский) все совсем новые «фоменки».
Особенно хорош Билли Рудков в диалоге с Жаком Пироговым. Близкие по амплуа, похожие даже внешне, актеры разных поколений с оттяжкой честят театр, сидя плечом к плечу, помогая друг другу «держать поле» в зале. Эта сцена и разговоры Жака Меланхолика с Розалиндой о каторге родовых корней, о капканах сердечного тепла подымают прелестное святочное беснование на уровень совсем иного спектакля.
┘Так еще раз: откуда дети взялись? Так явно принадлежащие этой сцене. (В первом акте они похожи на лукавые фарфоровые фигурки. И кажется: переверни каждого вниз башкой увидишь клеймо «Мастерской». Этакое «Ф» с мечом и короной.)
Вот здесь самое любопытное. Да, студия Петра Наумовича. Но внештатная. Собранная в Летней театральной школе для актеров русских театров стран СНГ. Эта ежегодная затея СТД РФ шла в августе 2008-го в Доме творчества под Звенигородом.
И в некоторых ипостасях, каюсь, ударный месячник «СТД для СНГ» тогда показался вполне казенным действом «для галочки о поддержке соотечественников». Но ездить на акции Летней школы явно следовало чаще, а смотреть внимательнее. «Сказка Арденнского леса» с молодыми актерами из разных городов «одной шестой» (Фоменко, Ким и люди «Мастерской» работали с ними около полугода) сильный аргумент в пользу Летней школы СТД. В пользу воспитательной работы и социального творчества вообще.
┘Видимо, надо просто возделывать свой вишневый сад. Почва для него еще есть.
И ежели в святочном фейерверке «Сказки Арденнского леса» есть метафизический сверхсмысл, в этом он и заключается.
Где: «Театр-мастерская Петра Фоменко»
Жанр: мистерия
Краткое содержание: читайте Шекспира
В ролях: Кирилл Пирогов, Иван Поповски, Мария Андреева, Моника Санторо, Дмитрий Рудков
Пришла Двенадцатая ночь с начала Рождества ихнего, англиканского. И очень удачно совпала с нашим сочельником. «Мастерская Петра Фоменко» начала Святки сущим вертепом. Точнее балаганом, беснованием, машкерадом: премьерой пьесы Юлия Кима «Сказка Арденнского леса». Ким лихо вспенил комедию Шекспира «Как вам это понравится».
Куда благонравной немочи перевода Щепкиной-Куперник! Гремели тумаки, звенели кошельки, летали ларцы, ботфорты а во втором акте, почитай, целые боскеты. Братья-герцоги толкались на троне породистыми дерьерами, влюбленные наследницы обвивали тертых искателей Фортуны с питоньей неумолимостью┘ Начальник стражи, развалясь на трактирной лавке, блистал латным гульфиком, рвал зубами копченую оленину (заметим: до первой звезды) и хохотал, блестя белыми зубами Ивана Поповски. Шут Оселок стал бродячим актером Билли, закулисным философом школы стоиков. Жак Меланхолик в феерически заломленной черной шляпе явно питал тайную страсть к Розалинде┘ но декларация прав человека на независимость от корней (читай: цепей) была дороже. И шекспировский Снусмумрик понес свою постылую свободу по дебрям Арденн.
А прочие, натурально, пошли под венец из наспех наломанного боярышника.
Ассистенты Петра Наумовича Фоменко в этой постановке Елена Невежина и Валюс Тертелис. Костюмы Марии Даниловой: толчея парчовых и холщовых рубищ, парадных эполет и исподних панталон, колетов, корсетов и клетчатых жилетов, ботфорт и балетных пачек на крошечной Старой сцене «Мастерской» наводит на мысль о ночном карнавале, тайной святочной кадрили оживших портретов в губернском музейчике.
Невинный в своем отвязном веселье, пародийный в буффонадах страстей, но лишенный зоркого, земного сарказма «Волков и овец», точный в каждой ужимке и прыжке, но не претендующий на сверхсмыслы, на социалку какую или на метафизику (не на Святках будь помянута!), трехчасовой «Арденнский лес» похож на очень талантливый домашний спектакль. На святочное буйство людей отточенной культуры. Вроде действ на Башне Вячеслава Иванова 1900-х. Но где ж они теперь такие дома?
┘А ежели их нет, то где Фоменко берет этих юношей и девиц? С той пластикой, той внутренней точностью чувства (и прямым его следствием, неподдельным благородством жеста и реплики) какие только в теплицах высокой культуры и зреют.
Откуда у него на сцене эти лица? Всегда молодые. Всякие несколько лет новые. И ведь целыми оранжереями: хватает на два состава, остается и на малые роли. Даже мальчик-клавесинист, сверкающий очками в углу сцены, из них, гадких лебедей┘
Какая подпольная Поливановская гимназия на Пречистенке (засекреченная с 1918 года, сменившая явки и пароли в 1992-м) все поставляет «Мастерской» свои кадры?
В «Сказке Арденнского леса» замечательно играет Жака Меланхолика Кирилл Пирогов. (И монологи ему Юлий Черсанович Ким написал бенефисные.) С азартом валяет дурака в злодейских буффонадах Стражника Чарли Иван Поповски.
Но Розалинда (даже две: Мария Андреева и француженка Наджа Мэр), Селия (испанка Моника Санторо), умница-шут Билли (Дмитрий Рудков), простодушный рыцарь Орландо (Иван Вакуленко), стервозная фея Феба (Вера Строкова), коварный министр двух господ Лебо (Игорь Войнаровский) все совсем новые «фоменки».
Особенно хорош Билли Рудков в диалоге с Жаком Пироговым. Близкие по амплуа, похожие даже внешне, актеры разных поколений с оттяжкой честят театр, сидя плечом к плечу, помогая друг другу «держать поле» в зале. Эта сцена и разговоры Жака Меланхолика с Розалиндой о каторге родовых корней, о капканах сердечного тепла подымают прелестное святочное беснование на уровень совсем иного спектакля.
┘Так еще раз: откуда дети взялись? Так явно принадлежащие этой сцене. (В первом акте они похожи на лукавые фарфоровые фигурки. И кажется: переверни каждого вниз башкой увидишь клеймо «Мастерской». Этакое «Ф» с мечом и короной.)
Вот здесь самое любопытное. Да, студия Петра Наумовича. Но внештатная. Собранная в Летней театральной школе для актеров русских театров стран СНГ. Эта ежегодная затея СТД РФ шла в августе 2008-го в Доме творчества под Звенигородом.
И в некоторых ипостасях, каюсь, ударный месячник «СТД для СНГ» тогда показался вполне казенным действом «для галочки о поддержке соотечественников». Но ездить на акции Летней школы явно следовало чаще, а смотреть внимательнее. «Сказка Арденнского леса» с молодыми актерами из разных городов «одной шестой» (Фоменко, Ким и люди «Мастерской» работали с ними около полугода) сильный аргумент в пользу Летней школы СТД. В пользу воспитательной работы и социального творчества вообще.
┘Видимо, надо просто возделывать свой вишневый сад. Почва для него еще есть.
И ежели в святочном фейерверке «Сказки Арденнского леса» есть метафизический сверхсмысл, в этом он и заключается.
Елена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- НелюбовьПавел Подкладов, «Международный институт театра», 1.06.2019
- Мастерская Петра Фоменко поставила эксперимент над игрой актеров на сценеАнна Бояринова, «Вечерняя Москва», 27.02.2017
- Во всех подробностяхЛариса Каневская, «http://mnenieguru.ru», 11.02.2017
- «Мыло» времен НаполеонаСветлана Наборщикова, «Известия», 25.01.2017
- Партизаны Арденнского лесаЕлена Дьякова, «Новая газета», 12.01.2009
- Дом Островского на Москве-рекеЮлия Черникова, «Утро.ru», 28.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Зачем так много думатьАлександр Соколянский, «Время новостей», 17.11.2004
- Три сестрыМайа Одина, «Афиша», 21.09.2004
- Без верхушекГригорий Заславский, «Независимая газета», 20.09.2004
- Условие КлеопатрыЕлена Левинская, «Театр, № 4», 10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Под сенью бабушек в цветуЕкатерина Васенина, «Новая газета», 22.04.2002
- Что такое «Война и мир»?Елена Губайдуллина, 03.2001
- Невыразимая легкость эпопеиНаталия Каминская, «Культура», 22.02.2001
- Не до концаГригорий Заславский, «Независимая газета», 21.02.2001
- Шерше ля Мефистофель-фамМарина Давыдова, «Время новостей», 7.08.2000
- Это штука посильнее
Ирина Родионова, «Сегодня», 7.08.2000
- Новая чертовщина на ПатриаршихЕлена Ямпольская, «Новые известия», 18.05.2000