RuEn

ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ»

ОДИННАДЦАТУЮ «ЗОЛОТУЮ МАСКУ» МОЖНО НАЗВАТЬ «МОСКОВСКО-ПИТЕРСКО-НОВОСИБИРСКОЙ»

В драме все призы забрала столица, в балетном и кукольном искусстве — петербуржцы, а в оперном и опереточном — сибиряки.

За 10 лет существования «Золотой маски» торжественная церемония закрытия театрального форума проходила примерно по одному и тому же сценарию. На сцену выходили двое ведущих, с выражением читали написанные для них тексты, потом предоставляли слово известным мастерам сцены, которые вручали призы лауреатам. Честно сказать, такой стиль подведения итогов всероссийского смотра несколько поднадоел, и всем хотелось чего-то новенького. И вот, наконец, это случилось. В понедельник вечером в театре Моссовета состоялось грандиозное спортивное зрелище в честь номинантов «Золотой маски».

Известные спортсмены пришли поздравить победителей театрального соревнования, а заодно и показать свое мастерство. Но получилось так, что из гостей они превратились в хозяев вечера, а участники фестиваля — в наблюдателей, которым было позволено в паузах между спортивными выступлениями выходить на сцену и получать свои призы.

Наверное, это спортивно-оздоровительное мероприятие можно было бы принять за шутку, только, на наш взгляд, она оказалась неудачной, да и за театр обидно. Особенно за провинциальные драматические коллективы. Только три театра — из Омска, Советска и Якутска — сумели прорваться на нынешнюю «Золотую маску». И только потому, что режиссеры двух спектаклей: Вячеслав Кокорин («Король умирает») и Евгений Марчелли («Три сестры») давно зарекомендовали себя как сильные мастера. На этот раз им не повезло, да и как они могли на равных сражаться с МХТом имени Чехова, выставившим на смотр сразу два спектакля: «Мещане» и «Дядя Ваня», где в основном играют «звезды». Силы, конечно, тут неравные. Ведь если московские театры приглашают нужных им актеров из других коллективов, то у провинциалов этой возможности нет. Так, спектакль Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда» в ТЮЗе, получивший Гран-при фестиваля за лучший спектакль больших форм, на 80 процентов своего успеха обязан Валерию Баринову, артисту Малого театра, сыгравшему угрюмого гробовщика Якова так, что мурашки по коже бегают. Или, к примеру, взять спектакль «Ричард III» в театре «Сатирикон», который целиком держится на Константине Райкине. Без него Юрий Бутусов не смог бы поставить трагический фарс о приходе к власти чудовища, чувствующего себя свободным от любых человеческих обязательств. Это очень сильная актерская работа, и Райкин заслуженно получил приз за лучшую мужскую роль.

Так что же делать провинциальным коллективам? Не приезжать на этот фестиваль, заранее зная, что проиграют на «чужом поле»? Конечно, многое зависит от жюри. Нисколько не сомневаемся в его профессионализме, но не заметить два таких острых, интересных питерских спектакля, как «Дон Жуан» и «Pro Турандот», — это уж извините! Мы видели, насколько был огорчен после церемонии режиссер Андрей Могучий, собравший на своей версии знаменитой мужененавистницы Турандот полные залы публики… Но приз за лучшую режиссуру в драматическом театре получил московский режиссер Миндаугас Карбаускис литовского происхождения. Худрук МХТ Олег Табаков просто не выпускает из рук подающего большие надежды Карбаускиса, давая ему постановки одну за другой. Нынешний же экспертный совет «Золотой маски» был настолько покорен двумя его спектаклями — «Дядя Ваня» в Камергерском переулке и «Когда я умирала» в «Табакерке», что обе работы выставили на театральный форум. Щедро, ничего не скажешь, но почему другие талантливые режиссеры не были замечены? Вопрос риторический, поэтому на периферии давно уяснили: лучше устраивать свои фестивали и играть на своем поле, чем ехать за тридевять земель за «Золотой маской», поскольку не все то золото, что блестит. 

Что до главных музыкальных премий «Золотой маски-2005», то они оказались достаточно предсказуемы. Слухи о революционности «Аиды» Новосибирского театра оперы и балета начали доходить еще год назад, сразу после премьеры спектакля. И действительно, молодому, но уже известному московскому режиссеру и сценографу Дмитрию Чернякову удалось избежать как академизма, так и «подростковой» эпатажности, заметной в предыдущих его оперных постановках. Добавим, что остроумное режиссерское решение подкреплено замечательной работой молодого дирижера Теодора Курентзиса, сейчас занимающего пост приглашенного музыкального руководителя Новосибирской оперы.

Не вызывали сомнения и балетные предпочтения жюри — при всем уважении к попыткам Большого театра в последнее время вырваться из застоя. Но ни столичная «Магриттомания» Юрия Посохова, ни «Ромео и Джульетта» Деклана Донеллана — Раду Поклитару не смогли составить конкуренцию ослепительному «дуплету» Мариинского театра — программам «Приношение Баланчину» и «Форсайт в Мариинском». Питерцы, по мнению большинства экспертов, не просто освоили наследие ХХ века — они смело прорвались в век ХХI с его сумасшедшей пластической экспрессией, которую привнес на сцену один из лидеров современной хореографии — 56-летний американец Уильям Форсайт. Его программа и привела Мариинский театр к победе на нынешней «Маске».
А вот арбитрам современного танца пришлось (который уже год) решать непростую задачу — здесь явного лидера после трагической гибели пермского хореографа Евгения Панфилова нет. Перед зрителем чаще всего либо эстрадный номер, растянутый до длины отдельного спектакля («Тряпичный угол» екатеринбургского «Эксцентрик-балета» Сергея Смирнова), либо абсурдистский кунштюк, где труппе, подчас технически весьма подкованной, по сути, нечего выразить — нет серьезной идеи (“Lazy Susan” екатеринбургской же труппы «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой). Отдадим «должное» жюри — оно удивило многих отдававших все же предпочтение более изобретательной постановке Т. Багановой. Но в итоге отметили «Тряпичный угол», который украсил бы работу областного Дворца пионеров, однако не труппы национального значения. 

Откровенно удивило решение жюри наградить оперетту из Новосибирска «В джазе только девушки». Да, неплохо танцует один из актеров — его бы поощрением и ограничиться. При том исходный материал — мало кому ведомый бродвейский (неужели такое идет на Бродвее?) мюзикл очень слаб. Зато судьи в упор не разглядели эффектный по музыке и танцу, профессионально поставленный на сцене Московской оперетты мюзикл «Ромео и Джульетта»…

Немало вопросов вызвали и предпочтения отборщиков «Маски». Что новаторского усмотрели они, например, в спектакле «Песни дождя» омского театра пластической драмы «ЧелоВЕК»? Классно, не спорим: шикарные девицы в стрингах и парни им под стать выделывают эротичные акробатические поддержки, но место этому скорее в ресторанном варьете. Еще более непонятно, как вообще могли допустить на «Маску» провальный по большинству статей спектакль «Тоска» Саратовского театра оперы и балета, — оркестр под водительством Юрия Кочнева не взял, кажется, ни одной чистой ноты. Правда, Кочнева отчего-то любит известная часть столичной критики — та, которая из года в год составляет практически не сменяемый корпус экспертов. Вот и выходит, что национальный фестиваль приобретает порой заметный оттенок тусовочного междусобойчика.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.