«Безумная из Шайо»: с возвращением
Легендарный спектакль Петра Фоменко снова на сцене «Мастерской»
«Безумная» появилась в афише Театра Фоменко в 2002 году. Спустя всего четыре года исчезла из репертуара. Объяснить эту несправедливость невозможно. Разве что предположить тогда из театра ушла Ирина Пегова, игравшая не главную, но заметную роль в спектакле. После фоменки переезжали из бывшего кинотеатра «Киев», в котором ютились много лет, в новое здание, и было, наверное, не до того. Сам Петр Наумович, по слухам, очень хотел восстановить постановку. Но не успел.
Кирилл Пирогов сделал это за него. Новая «Безумная» не совсем в точности повторяет фоменковский шедевр. Во-первых, изменилась половина актерского состава. Как не пытайся, а Полину Кутепову в роли безумной Жозефины из района Конкорд молодая актриса Ирина Горбачева заменить не может. Как и судомойку Ирму очаровательная Роза Шмуклер не играет так, как играла ее уже упомянутая Ирина Пегова. И Серафима Огарева, при всем своем внешнем совершенстве, не Полина Агуреева. Во-вторых, поменялась сценография. Одно то, что спектакль играют, не переходя из зала в зал (как это было прежде, в здании «Киева»), имеет значение. Наконец, в пьесе Жироду, родоначальника интеллектуальной драмы и борца за социальную справедливость, обнаружились новые смыслы. Современные.
В спектакле Фоменко царила игровая стихия. Весь сюжетный пафос (речь в пьесе идет о четырёх сумасшедших старухах, угробивших миллионеров-грешников, чтобы спасти человечество от преступного вещизма) нивелировал неповторимый способ актерского существования. Олигархов и людей здесь играли полушутя, очаровывая зрителя нарочито театральными интонациями, а еще уютной атмосферой кафе-шантана и прелестной музыкой. И не то, чтобы несерьезно мэтр высказал свое мнение о сильных мира сего и борцах против них. Но с улыбкой, с хитрым прищуром, с недоступной больше никому из режиссеров вековой мудростью. Женский квартет из старух, спасающих мир, в спектакле был безупречен. Это был бенефис Галины Тюниной (та самая безумная из Шайо), Мадлен Джабраиловой (безумная из Сан-Сюльпис), Наталии Курдюбовой (безумная из Пасси) и Полины Кутеповой.
Хотя прежнего невероятия на сцене не случается, новый спектакль смотреть нужно обязательно. Особенно, если вы не видели авторскую версию Фоменко. Ну и пусть сумасшедшие «старухи» стали старше на 10 лет (их монологи теперь звучат не так задорно), и олигархи с этим их Объединенным Банком Парижских Недр уже не кажутся такими ирреальными. И всеобщие дурачества несколько подрастеряли свое очарование.
«Безумная из Шайо» сегодня не забавный шарж, зато теперь это внятное остросоциальное высказывание. Против зажравшейся власти, против сутенеров и проституток всех мастей. Наконец, против всеобщего отчаяния. Безумства это прекрасно, просто без Фоменко верить в них не представляется возможным.
Кирилл Пирогов сделал это за него. Новая «Безумная» не совсем в точности повторяет фоменковский шедевр. Во-первых, изменилась половина актерского состава. Как не пытайся, а Полину Кутепову в роли безумной Жозефины из района Конкорд молодая актриса Ирина Горбачева заменить не может. Как и судомойку Ирму очаровательная Роза Шмуклер не играет так, как играла ее уже упомянутая Ирина Пегова. И Серафима Огарева, при всем своем внешнем совершенстве, не Полина Агуреева. Во-вторых, поменялась сценография. Одно то, что спектакль играют, не переходя из зала в зал (как это было прежде, в здании «Киева»), имеет значение. Наконец, в пьесе Жироду, родоначальника интеллектуальной драмы и борца за социальную справедливость, обнаружились новые смыслы. Современные.
В спектакле Фоменко царила игровая стихия. Весь сюжетный пафос (речь в пьесе идет о четырёх сумасшедших старухах, угробивших миллионеров-грешников, чтобы спасти человечество от преступного вещизма) нивелировал неповторимый способ актерского существования. Олигархов и людей здесь играли полушутя, очаровывая зрителя нарочито театральными интонациями, а еще уютной атмосферой кафе-шантана и прелестной музыкой. И не то, чтобы несерьезно мэтр высказал свое мнение о сильных мира сего и борцах против них. Но с улыбкой, с хитрым прищуром, с недоступной больше никому из режиссеров вековой мудростью. Женский квартет из старух, спасающих мир, в спектакле был безупречен. Это был бенефис Галины Тюниной (та самая безумная из Шайо), Мадлен Джабраиловой (безумная из Сан-Сюльпис), Наталии Курдюбовой (безумная из Пасси) и Полины Кутеповой.
Хотя прежнего невероятия на сцене не случается, новый спектакль смотреть нужно обязательно. Особенно, если вы не видели авторскую версию Фоменко. Ну и пусть сумасшедшие «старухи» стали старше на 10 лет (их монологи теперь звучат не так задорно), и олигархи с этим их Объединенным Банком Парижских Недр уже не кажутся такими ирреальными. И всеобщие дурачества несколько подрастеряли свое очарование.
«Безумная из Шайо» сегодня не забавный шарж, зато теперь это внятное остросоциальное высказывание. Против зажравшейся власти, против сутенеров и проституток всех мастей. Наконец, против всеобщего отчаяния. Безумства это прекрасно, просто без Фоменко верить в них не представляется возможным.
Наталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- В отсутствии любви и смертиВиктория Пешкова, «Культура», 18.07.2019
- Полны чудес ее чертоги
Павел Подкладов, 18.02.2018
- Возвращение в «Египетские ночи»Светлана Наборщикова, «Известия», 12.02.2018
- Эротический египетский анекдот в Театре ФоменкоНаталья Анисимова, «Русский блоггер», 11.02.2018
- «Условная» любовь: «Египетские ночи» на сцене Мастерской Петра ФоменкоМария Наумова, «Типичная Москва», 9.02.2018
- В театре «Мастерская Петра Фоменко» возобновили спектакль «Египетские ночи»Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 8.02.2018
- «После занавеса»: дождаться неба в алмазахАнна Балуева, «Комсомольская правда», 30.10.2014
- Кругом одни сутенеры!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 5.04.2013
- «Безумная из Шайо»: с возвращениемНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 3.04.2013
- Занавес. Истории любвиОльга Абакумова, «http://musecube.org», 22.08.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Продолжения следуютЕлена Губайдуллина, «Энергия успеха», 01.2011
- Многоуважаемые щиИрина Алпатова, «Культура», 23.09.2010
- До свиданья, Чехов!Алла Шендерова, «www.openspace.ru», 15.09.2010
- «После занавеса»: Чехов двадцать лет спутсяМарина Шимадина, «Ваш досуг», 15.09.2010
- Судьбы Бобика и ТобиОльга Егошина, «Новые Известия», 15.09.2010
- Небо в алмазах. Они двоятсяЕлена Дьякова, «Новая газета», 13.09.2010
- Перед и послеГригорий Заславский, «Независимая газета», 13.09.2010
- «После занавеса»: в зале ожиданияНаталья Витвицкая, «www.vashdosug.ru», 13.09.2010
- «Фоменкам» легко дышится и на Третьем кольцеЕкатерина Васенина, «Новая газета», 28.02.2008
- И в глазах засияли бриллианты
Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 6.02.2008
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- Господа, вы звериЕлена Ковальская, «Афиша», 28.01.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Четвертое рождение театраСальникова Валентина, «Трибуна», 24.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Родом из одержимыхНаталия Каминская, «Культура», 17.01.2008
- Любовь и смерть под звон вилокВера Копылова, «Московский комсомолец», 17.01.2008
- Бесприданница с Москвы-рекиОльга Егошина, «Новые Известия», 17.01.2008
- Замри-умри-воскресниГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.01.2008
- За «Бесприданницей» дали новую сценуАлла Шендерова, «Коммерсант», 14.01.2008
- Петр Фоменко ставит Островского редко, но меткоОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 11.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Редкая цыганка не любит МандельштамаМарина Давыдова, «Известия», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По правилам хорошего вкусаГлеб Ситковский, «Газета», 9.01.2008
- Воздушный ШоуСергей Конаев, «Экран и Сцена», 07.2005
- Шоу сиренДина Годер, «Газета.Ru», 25.06.2005
- Жестокие игры«Итоги», 21.06.2005
- Ноющий ковчегЕкатерина Васенина, «Новая газета», 20.06.2005
- Сложная конструкцияГригорий Заславский, «Независимая газета», 17.06.2005
- Двор, где подкашиваются ногиРоман Должанский, «Коммерсантъ», 16.06.2005
- Пока все домаОлег Зинцов, «Ведомости», 16.06.2005
- Нам ли их осуждатьМарина Давыдова, «Известия», 15.06.2005
- Слишком красивоАлександр Соколянский, «Время новостей», 15.06.2005
- Пробками закидалиГлеб Ситковский, «Газета», 15.06.2005
- Нас нанимают на времяЕкатерина Васенина, «Новая газета», 7.02.2005
- Бестиарий от слова bestЕлена Дьякова, «Новая газета», 23.12.2004
- Контрольный выстрелОлег Зинцов, «Ведомости», 22.12.2004
- Генеральская дочьЕлена Солнцева, «Время новостей», 22.12.2004
- Хищница с декадентским изломомОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 21.12.2004
- Не спи проснешьсяМарина Давыдова, «Известия», 21.12.2004
- Пистолет как развлечениеОльга Егошина, «Новые известия», 21.12.2004
- Смерть как перекурГлеб Ситковский, «Газета», 21.12.2004
- Патология красоты и клиника свободыЕлена Ямпольская, «Русский курьер», 20.12.2004
- Фоменки доказали теорему Ферма, а русский музей ожилЕлена Дьякова, «Новая газета», 16.06.2003
- Египетские ночи«Pulse», 12.2002
- Homo ludensОльга Галахова, «Литературная газета», 4.11.2002
- Игра в КлеопатруМария Львова, «Вечерний клуб», 3.10.2002
- Поговорим о странностях любви к театруЕкатерина Васенина, «Новая газета», 30.09.2002
- Птенцы гнезда ПетроваДина Годер, «Еженедельный журнал», 27.09.2002
- «Фоменки» переночевали с ПушкинымОльга Гердт, «Газета», 25.09.2002
- Безумная ШайоОльга Егошина, «Вёрсты», 4.06.2002
- Безумный мир на подмосткахЛюбовь Лебедина, «Труд», 21.05.2002
- Растворение в канализацииГлеб Ситковский, 05.2002
- Имя полуденного незнакомцаАлександр Смольяков, «Планета Красота, № 5-6», 05.2002
- Инсценированные сновиденияЕлена Губайдуллина, «Новое время, № 18-19», 05.2002
- «Безумная из Шайо»Виктория Никифорова, «Седьмой континент», 05.2002
- Фоменко и невидимкиГлеб Ситковский, «Метро», 25.04.2002
- Реальности не бываетДина Годер, «Еженедельный журнал», 25.04.2002
- «Старухи» переиграли всехНина Агишева, «Московские новости», 16.04.2002
- Четыре безумные женщины убили четырех умных мужчинИгорь Вирабов, «Комсомольская правда», 12.04.2002
- Сестры по разумуНаталия Каминская, «Культура», 11.04.2002
- Обруч в небо, буржуев в канализациюГлеб Ситковский, «Алфавит», 9.04.2002
- Французские юродивые на московской сценеРоман Должанский, «Коммерсант», 5.04.2002
- Кумир для сердцаЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена, № 7-8», 04.2002