Исповедь в концертном исполнении
Александр Калягин в новом спектакле театра Et Cetera
Драматург Максим Курочкин написал пьесу о немолодом известном артисте, переживающем кризис. Спектакль «Подавлять и возбуждать» поставил Александр Калягин. И сам сыграл главную роль. Актерскую исповедь выслушала АЛЛА Ъ-ШЕНДЕРОВА.
Где кончается маска и что под ней вечный вопрос, волнующий самих комедиантов ничуть не меньше, чем публику. Любой крупный актер с годами непременно задумывается о той роли, через которую можно высказаться, поделиться сокровенным. Рассказать о времени и о себе можно и через «Гамлета», но сколько можно эксплуатировать классику?.. Не чуждый новых веяний господин Калягин для подобного самораскрытия выбрал пьесу «новодрамщика» Максима Курочкина. Молодому драматургу явно интересно то, что в советские времена называлось «переоценка ценностей».
Герой «Подавлять и возбуждать» Хороший актер (так написано в программке) по имени Ростик. Замученный женой, работой и самокопанием он отправляется в город своего детства к отцу, другу юности, увлечениям прошлого. Но друг просит пойти на юбилей сокурсника, некого Красильникова, «который сейчас переписывает для сцены'Чайку' и Ветхий Завет» Ростик на дух его не переносит. Девушка, в которую был тайно влюблен герой, давно стала подругой Красильникова, отец пристает с пустяками, а моноспектакль Ростика в родном городе принимают лишь из вежливости.
Вполне внятный сюжет на сцене выглядит вымученно и умозрительно. Публичная исповедь напоминает цепь номеров, поданных в эстрадной манере: герой ссорится с женой-стервой (Наталья Благих), дерется с другом (на эту роль приглашен актер питерского театра «На Литейном» Вячеслав Захаров) и клеймит весь свет («все монстры, и я такой же»). По-настоящему живой момент в спектакле только один отправившись в больницу навестить ненавистного Красильникова, Ростик вдруг оказывается на приеме у психиатра.
Жена молодая у вас?
Как у всех.
Мастурбировать не пытались?
А вы заметили, что происходит с театром?
Театр это важно для вас?
Да не то чтобы странно, я все еще в профессии или уже Где эта ватерлиния?
Врач оказывается другом детства. На вопрос «Как жить?» отвечает: «Подавлять и возбуждать» так лечили своих пациентов психиатры старой школы. Секундный момент истины больно забавен текст, и уж очень подлинно произносит его Александр Калягин и спектакль снова превращается в концерт. Элегантно-пустая сцена с красиво мигающими лампочками, опускающаяся сверху конструкция полупрозрачная стена с дверными прорезями, в которых эффектно появляются актеры (декорации Эмиля Капелюша); попсовая песня «Человек живет», исполняемая певицей Елкой и обозначенная в программке как «главная песня спектакля». Однако внимание зрителей здесь удерживает лишь сам господин Калягин да смешной «капустный» номер, когда Негодяй-студент (Анатолий Завьялов), вломившийся к актеру в дом, просит поставить ему зачет. Порвав на груди рубаху, студент читает знаменитый монолог Аркадиной из «Чайки». «Ты - надежда России, это не фимиам я люблю эти шелковистые волосы»,- произносит он, обращаясь к Ростику-Калягину, а зал умирает со смеху.
Никакой исповеди в этом «капустном» окружении у героя не получается, его «главная песня» выходит вымученной, будто он ломится в открытые двери, но спектакль все длится. И тут поневоле вспоминается жизнь самого Александра Калягина. Как потрясающе он играл в конце 70-х исповедь чеховского Платонова в «Неоконченной пьесе для механического пианино» или Прохиндея в фильме «Прохиндиада, или Бег на месте» тоже своего рода исповедь, но не актера, а персонажа. Или как в 60-е, совсем молодым, работал в Театре на Таганке вот откуда в «Подавлять и возбуждать» эти прямые обращения к публике. Но старый таганский секрет теперь явно утрачен, и зал театра Et Cetera реагирует на них отстраненной тишиной.
Где кончается маска и что под ней вечный вопрос, волнующий самих комедиантов ничуть не меньше, чем публику. Любой крупный актер с годами непременно задумывается о той роли, через которую можно высказаться, поделиться сокровенным. Рассказать о времени и о себе можно и через «Гамлета», но сколько можно эксплуатировать классику?.. Не чуждый новых веяний господин Калягин для подобного самораскрытия выбрал пьесу «новодрамщика» Максима Курочкина. Молодому драматургу явно интересно то, что в советские времена называлось «переоценка ценностей».
Герой «Подавлять и возбуждать» Хороший актер (так написано в программке) по имени Ростик. Замученный женой, работой и самокопанием он отправляется в город своего детства к отцу, другу юности, увлечениям прошлого. Но друг просит пойти на юбилей сокурсника, некого Красильникова, «который сейчас переписывает для сцены'Чайку' и Ветхий Завет» Ростик на дух его не переносит. Девушка, в которую был тайно влюблен герой, давно стала подругой Красильникова, отец пристает с пустяками, а моноспектакль Ростика в родном городе принимают лишь из вежливости.
Вполне внятный сюжет на сцене выглядит вымученно и умозрительно. Публичная исповедь напоминает цепь номеров, поданных в эстрадной манере: герой ссорится с женой-стервой (Наталья Благих), дерется с другом (на эту роль приглашен актер питерского театра «На Литейном» Вячеслав Захаров) и клеймит весь свет («все монстры, и я такой же»). По-настоящему живой момент в спектакле только один отправившись в больницу навестить ненавистного Красильникова, Ростик вдруг оказывается на приеме у психиатра.
Жена молодая у вас?
Как у всех.
Мастурбировать не пытались?
А вы заметили, что происходит с театром?
Театр это важно для вас?
Да не то чтобы странно, я все еще в профессии или уже Где эта ватерлиния?
Врач оказывается другом детства. На вопрос «Как жить?» отвечает: «Подавлять и возбуждать» так лечили своих пациентов психиатры старой школы. Секундный момент истины больно забавен текст, и уж очень подлинно произносит его Александр Калягин и спектакль снова превращается в концерт. Элегантно-пустая сцена с красиво мигающими лампочками, опускающаяся сверху конструкция полупрозрачная стена с дверными прорезями, в которых эффектно появляются актеры (декорации Эмиля Капелюша); попсовая песня «Человек живет», исполняемая певицей Елкой и обозначенная в программке как «главная песня спектакля». Однако внимание зрителей здесь удерживает лишь сам господин Калягин да смешной «капустный» номер, когда Негодяй-студент (Анатолий Завьялов), вломившийся к актеру в дом, просит поставить ему зачет. Порвав на груди рубаху, студент читает знаменитый монолог Аркадиной из «Чайки». «Ты - надежда России, это не фимиам я люблю эти шелковистые волосы»,- произносит он, обращаясь к Ростику-Калягину, а зал умирает со смеху.
Никакой исповеди в этом «капустном» окружении у героя не получается, его «главная песня» выходит вымученной, будто он ломится в открытые двери, но спектакль все длится. И тут поневоле вспоминается жизнь самого Александра Калягина. Как потрясающе он играл в конце 70-х исповедь чеховского Платонова в «Неоконченной пьесе для механического пианино» или Прохиндея в фильме «Прохиндиада, или Бег на месте» тоже своего рода исповедь, но не актера, а персонажа. Или как в 60-е, совсем молодым, работал в Театре на Таганке вот откуда в «Подавлять и возбуждать» эти прямые обращения к публике. Но старый таганский секрет теперь явно утрачен, и зал театра Et Cetera реагирует на них отстраненной тишиной.
Алла Шендерова, «Коммерсант», 1.02.2007
- Другая сторона луныКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые известия)», 28.02.2007
- Александр Калягин. VerbatimГригорий Заславский, «Независимая газета», 2.02.2007
- Исповедь в концертном исполненииАлла Шендерова, «Коммерсант», 1.02.2007
- Как и жизни тысяч другихАнна Гордеева, «Время новостей», 1.02.2007
- Театр без выходаЕкатерина Васенина, «Новая газета», 15.01.2007
- Наталья БЛАГИХ: «Не хочу покорять Москву»Светлана Симакова, «Вечерний Челябинск», 27.09.2005
- Иллюзия грязиАлександр Соколянский, «Время новостей», 1.10.2002
- К Биг-Бену под биг-бэндНаталия Каминская, Анна Ветхова, «Культура», 22.11.2001
- Мюзикл в погоне за пропискойОльга Рахаева, «Вечерний клуб», 16.11.2001
- Леди с большой платформыРоман Должанский, «Коммерсантъ», 13.11.2001
- Российская риторикаМарина Гаевская, «Современная драматургия, № 2», 02.2000
- О некоторых загадках
Ольга Нетупская, «Планета Красота»,
- Пигмалион и Лизка ДулинаГалина Снитовская, «Музыкальная жизнь»,