Идите вы в бухгалтерию
«Женитьба Белугина» в Театре Олега Табакова
В листе ожидания значились три фамилии: набивший оскомину Островский, исполнитель главной роли Евгений Миллер, которого никто до того не видел, и режиссер Сергей Пускепалис, чье имя мало кому что скажет. Однако спектакль вышел что надо: все трое и Пускепалис, и в особенности Миллер, и, вы не поверите, Островский выглядят на сцене «Табакерки» свежо, умно, смешно, и главное, появились они здесь в нужное время.
Когда-то Пускепалис, уже взрослым человеком, актером, приехал из Саратова в Москву учиться режиссуре у Петра Фоменко. После учебы, не найдя у столицы ответного расположения, он вернулся в провинцию, ставил там своего друга Слаповского, а вскоре, когда его пригласили возглавить Магнитогорский театр, стал самым молодым худруком России. Так что на постановку в Москву он приехал далеко не бедным родственником. То же и Белугин: приехав с фабрики в город делать светскую карьеру и потерпев крах что на светском, что на любовном поприще, он возвращается туда, откуда вышел, и именно в этот момент все складывается по-его.
Между режиссером и протагонистом есть даже внешнее сходство: что Пускепалис, что Евгений Миллер принадлежат к тому типу брутального мужчины с тяжелым подбородком и открытым взглядом, что так нравится женщинам. Хотя Елена, в которую влюблен миллионщик Белугин, поначалу его только терпит: как и все героини Островского, она любит «не того», в нашем случае «джентльмена с ограниченными средствами» Агишина, которого играет стремительный актер Театра Гоголя Иван Шибанов. И то правда, что в первом действии Белугина сложно полюбить таким глупым и нелепым его сделала любовь. Все меняется после антракта, когда он берется за ум.
Режиссер придумал простое и наглядное решение: мир зажиточных Белугиных играется в традиции психологического реализма (старший Белугин, каким его изображает Владимир Краснов, в иных сценах напоминает Евгения Лебедева в легендарных «Мещанах»), а «свет», то есть гостиная склонной к мигреням Нины Александровны и ее дочери Елены, это царство водевиля. Здесь Лина Миримская в роли Леночки смешно играет бледную немочь а-ля Литвинова, всем заправляет румяная Марианна Шульц, ни одна реплика которой не проходит без того, чтоб кто-то в зале не грохнулся со скамейки от хохота. Белугин мечется между этими двумя мирами, и нравственный его выбор подкрепляется, так сказать, выбором эстетическим: по существу, он выбирает не как жить, а как играть как Владимир Краснов или как Марианна Шульц. «А у вас вкус есть», говорит ему Леночка, когда он в конце концов делает выбор. Скинув свой опереточный плащ и маску, Белугин переодевается в белый свитер и куртку, которые в театре и кино носят полярники, летчики и прочие настоящие мужчины. Развратник Агишин к тому времени уже окончательно скомпрометирован в глазах Леночки, Белугин, напротив, растет в ее глазах, и более того, он даже требует жертвы, которую Леночке всегда так хотелось принести на алтарь любви, иначе какая ж это любовь. Одним словом, в финале нежная Лена едет с Белугиным на красильную фабрику.
Немудреная эта интрига забирает, как и полторы сотни лет назад. Влюбленные, старики и слуги затертая колода, которую тасовали во все века, раскладывая из этих дам, валетов, королей и шестерок кондовые и самые авангардные пасьянсы; у нас Островскому эти пасьянсы давались, как никому другому. Но куда больше забирает в пьесе совсем другая вещь, а именно бухгалтерия. Каков капитал у семьи Белугиных и какой лично у Андрея Гаврилыча, каков его годовой доход и на сколько его хватит Елене, приготовившейся к вечной дольче вите; через сколько лет фабрика съест саму себя, если не взяться за ее управление, расчеты эти сообщают «Женитьбе Белугина» дополнительное, что ли, правдоподобие: математика не врет.
Без этой бухгалтерии Островский не был бы Островским. Конфликт чувства и разума, на котором стоит театр, часто выглядит у него конфликтом сложно переменчивого чувства и точных расчетов. Островский был сейсмографом, фиксировавшим едва заметные перемены в укладе москвичей, и бухгалтерия менялась у него сообразно переменам. А на его век выпали, мало сказать, перемены эпохальная реформа и начавшаяся вслед за ней предпринимательская гонка. Кого бы ни выводил на сцену Островский в семидесятых-восьмидесятых, за их спинами слышится гвалт промышленников нового поколения, разъездившихся в Европу купцов, авантюристов, возбужденных женщин толпа, разгоряченная предощущением призрачного «мильона», который может свалиться на голову в любой момент. Через эту толпу проходят хозяева положения, истинные воротилы бизнеса, воспитавшие сами себя, одетые в правильные пиджаки и ни разу не имевшие оснований разочароваться в силе золота. Согласитесь, не всякое время обращает общество в зачарованную «мильоном» толпу. И не всякому времени, как нынешнему, так к лицу пьесы Островского. Два года назад одна только «Последняя жертва» вышла сразу в трех центровых театрах в МХТ, «Ленкоме» и Малом. Знатные мастера культуры Олег Табаков, Василий Бочкарев, Марк Захаров взялись вдруг доказать, что не все богатые сволочи, как думает большинство. Крупный капитал, по мысли зависимых от инвестиций деятелей культуры, это надежные основы, разумность, способность понимать красоту и мало того глубокие чувства; в душе акулы бизнеса нежны, как моллюски. В этом сезоне подали голос деятели помоложе. Не скажу за Марину Брусникину и Романа Самгина, выпускающих Островского в «Сатириконе» и Театре на Малой Бронной, но Сергей Пускепалис вывел на сцену человека, которому не жалко доверить будущее. Он не делец, но дельный человек. Умеет и желает работать. Знает себе цену, не преувеличивает ее, но и не преуменьшает это очень упрощает расчеты.
Когда-то Пускепалис, уже взрослым человеком, актером, приехал из Саратова в Москву учиться режиссуре у Петра Фоменко. После учебы, не найдя у столицы ответного расположения, он вернулся в провинцию, ставил там своего друга Слаповского, а вскоре, когда его пригласили возглавить Магнитогорский театр, стал самым молодым худруком России. Так что на постановку в Москву он приехал далеко не бедным родственником. То же и Белугин: приехав с фабрики в город делать светскую карьеру и потерпев крах что на светском, что на любовном поприще, он возвращается туда, откуда вышел, и именно в этот момент все складывается по-его.
Между режиссером и протагонистом есть даже внешнее сходство: что Пускепалис, что Евгений Миллер принадлежат к тому типу брутального мужчины с тяжелым подбородком и открытым взглядом, что так нравится женщинам. Хотя Елена, в которую влюблен миллионщик Белугин, поначалу его только терпит: как и все героини Островского, она любит «не того», в нашем случае «джентльмена с ограниченными средствами» Агишина, которого играет стремительный актер Театра Гоголя Иван Шибанов. И то правда, что в первом действии Белугина сложно полюбить таким глупым и нелепым его сделала любовь. Все меняется после антракта, когда он берется за ум.
Режиссер придумал простое и наглядное решение: мир зажиточных Белугиных играется в традиции психологического реализма (старший Белугин, каким его изображает Владимир Краснов, в иных сценах напоминает Евгения Лебедева в легендарных «Мещанах»), а «свет», то есть гостиная склонной к мигреням Нины Александровны и ее дочери Елены, это царство водевиля. Здесь Лина Миримская в роли Леночки смешно играет бледную немочь а-ля Литвинова, всем заправляет румяная Марианна Шульц, ни одна реплика которой не проходит без того, чтоб кто-то в зале не грохнулся со скамейки от хохота. Белугин мечется между этими двумя мирами, и нравственный его выбор подкрепляется, так сказать, выбором эстетическим: по существу, он выбирает не как жить, а как играть как Владимир Краснов или как Марианна Шульц. «А у вас вкус есть», говорит ему Леночка, когда он в конце концов делает выбор. Скинув свой опереточный плащ и маску, Белугин переодевается в белый свитер и куртку, которые в театре и кино носят полярники, летчики и прочие настоящие мужчины. Развратник Агишин к тому времени уже окончательно скомпрометирован в глазах Леночки, Белугин, напротив, растет в ее глазах, и более того, он даже требует жертвы, которую Леночке всегда так хотелось принести на алтарь любви, иначе какая ж это любовь. Одним словом, в финале нежная Лена едет с Белугиным на красильную фабрику.
Немудреная эта интрига забирает, как и полторы сотни лет назад. Влюбленные, старики и слуги затертая колода, которую тасовали во все века, раскладывая из этих дам, валетов, королей и шестерок кондовые и самые авангардные пасьянсы; у нас Островскому эти пасьянсы давались, как никому другому. Но куда больше забирает в пьесе совсем другая вещь, а именно бухгалтерия. Каков капитал у семьи Белугиных и какой лично у Андрея Гаврилыча, каков его годовой доход и на сколько его хватит Елене, приготовившейся к вечной дольче вите; через сколько лет фабрика съест саму себя, если не взяться за ее управление, расчеты эти сообщают «Женитьбе Белугина» дополнительное, что ли, правдоподобие: математика не врет.
Без этой бухгалтерии Островский не был бы Островским. Конфликт чувства и разума, на котором стоит театр, часто выглядит у него конфликтом сложно переменчивого чувства и точных расчетов. Островский был сейсмографом, фиксировавшим едва заметные перемены в укладе москвичей, и бухгалтерия менялась у него сообразно переменам. А на его век выпали, мало сказать, перемены эпохальная реформа и начавшаяся вслед за ней предпринимательская гонка. Кого бы ни выводил на сцену Островский в семидесятых-восьмидесятых, за их спинами слышится гвалт промышленников нового поколения, разъездившихся в Европу купцов, авантюристов, возбужденных женщин толпа, разгоряченная предощущением призрачного «мильона», который может свалиться на голову в любой момент. Через эту толпу проходят хозяева положения, истинные воротилы бизнеса, воспитавшие сами себя, одетые в правильные пиджаки и ни разу не имевшие оснований разочароваться в силе золота. Согласитесь, не всякое время обращает общество в зачарованную «мильоном» толпу. И не всякому времени, как нынешнему, так к лицу пьесы Островского. Два года назад одна только «Последняя жертва» вышла сразу в трех центровых театрах в МХТ, «Ленкоме» и Малом. Знатные мастера культуры Олег Табаков, Василий Бочкарев, Марк Захаров взялись вдруг доказать, что не все богатые сволочи, как думает большинство. Крупный капитал, по мысли зависимых от инвестиций деятелей культуры, это надежные основы, разумность, способность понимать красоту и мало того глубокие чувства; в душе акулы бизнеса нежны, как моллюски. В этом сезоне подали голос деятели помоложе. Не скажу за Марину Брусникину и Романа Самгина, выпускающих Островского в «Сатириконе» и Театре на Малой Бронной, но Сергей Пускепалис вывел на сцену человека, которому не жалко доверить будущее. Он не делец, но дельный человек. Умеет и желает работать. Знает себе цену, не преувеличивает ее, но и не преуменьшает это очень упрощает расчеты.
Елена Ковальская, «АФИША», 19.02.2007
- Пьеса хорошо, а спектакль лучше?Алиса Никольская, «Взгляд (vz.ru)», 9.04.2007
- Андрей Гаврилович женитсяАлексей Филиппов, «Московские новости», 16.03.2007
- И свадьбу справить, и дело поправитьОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2007
- Подвал столичного значенияИрина Алпатова, «Культура», 1.03.2007
- Игра в бисерОльга Романцова, «Планета Красота», 03.2007
- Без царицы в головеАнна Гордеева, «Время новостей», 22.02.2007
- Идите вы в бухгалтериюЕлена Ковальская, «АФИША», 19.02.2007
- Без вины женатые«Итоги», 19.02.2007
- Лубок по-русски 2Марина Давыдова, «Известия», 14.02.2007
- Лубок по-русски 2Марина Давыдова, «Известия», 14.02.2007
- Тепличное растлениеАлла Шендерова, «Коммерсант», 13.02.2007
- Руководство для желающих женитьсяОльга Егошина, «Новые Известия», 12.02.2007
- Руководство для желающих женитьсяОльга Егошина, «Новые известия», 12.02.2007
- Женитьба БелугинаОльга Фукс, «Ваш досуг», 2.02.2007
- СЕРГЕЙ ПУСКЕПАЛИС: «Амбиции должны бежать позади тебя»Ирина Алпатова, «Культура», 1.02.2007
- Женитьба БелугинаЕлена Ковальская, «Афиша», 23.01.2007