RuEn

Андрей Гаврилович женится

На московской сцене — эпидемия Островского

Ученик Фоменко Сергей Пускепалис выпустил «Женитьбу Белугина» в театре Табакова. Одновременно с «Табакеркой» премьерой выстрелил «Сатирикон» — Марина Брусникина дала жизнь «Бальзаминову» — по трилогии Островского. Театр на Малой Бронной довершил картину «Грозой» Романа Самгина. А если еще иметь в виду, что с осени большой успех в патриотических кругах имеет «Женитьба Белугина» в режиссуре Татьяны Дорониной (МХАТ имени Горького), то очевиден вывод: Москва на грани новой эпидемии Островского.

Оно и неудивительно: Островский — вечная палочка-выручалочка театрального репертуара. Кассовой и качественной современной пьесы нет как нет, а у того, кто писал полтораста лет назад, можно найти все, чем живет сегодняшнее время и чем вечно жив театр. Более чем актуальные в 2007 году страсти вокруг капитала и годового дохода, любовная интрига, смех, слезы, милый зрительскому сердцу счастливый финал — и все это наше, отечественное. К тому же спектакль оказывается частью долгой театральной традиции, работая над ним, можно поиграть со многими смыслами. Этим путем и пошел Сергей Пускепалис: его «Женитьба Белугина» на редкость серьезная работа и в то же время премилое театральное озорство.

От таких качественно сделанных спектаклей мы в последнее время отвыкли — тут все продумано и отлажено так, что у зрителей к финалу — глаза на мокром месте. Любовь у Пускепалиса восторжествовала, многострадальный Андрей Гаврилыч Белугин нашел свое счастье, но и сам он, и его Елена вполне пародийны.

На маленькой сцене «Табакерки», где с последнего ряда видны глаза актеров, возник уютный, обжитой, чрезвычайно достоверный мир. Бытовая комедия поставлена неспешно, со вкусом к деталям и мягким юмором: главный герой будет рыдать от любви, а под занавес подхватит на руки долго морочившую ему голову, поникшую от желания женщину. Задавака мучила влюбленного слабака и пошла за ним, выяснив, что он и силен, и горд: они уедут в глушь, на ставшую без хозяина фабрику, и у них все будет хорошо.

Семейство Белугиных сыграно в добротной реалистической манере, а дворяне Кармины — остро, гротескно, на грани фарса. Мать невесты, Елена Васильевна Кармина (Марианна Шульц), оказалась похожа на клоунессу: прекрасная актерская работа!

Этот спектакль напоминает о том, что Сергей Пускепалис прошел режиссерскую школу Фоменко — и роли здесь прописаны тонко и точно, и мысль ясна. Театрал расшифрует его изящные ребусы, неофит отрекомендует «Женитьбу…» друзьям. Возможно, кто-то порекомендует знакомым и сатириконовского «Бальзаминова», но такого человека еще придется искать.

Марина Брусникина свела трилогию о Бальзаминове в один спектакль, придумала режиссерский ход: герой спит — и видит во сне свою удачу, красавиц-невест, счастливый брак. Об этом говорит сопровождающее действие сочное похрапывание, чередующееся с народными песнями и плясками.

Синее небо, яркие костюмы, причмокивание и сопение, фольклор — к этим дивным вещам прилагаются не слишком вразумительные актерские работы. Молодежь в спектакле занята прекрасная, в других спектаклях «Сатирикона» артисты работают очень интересно, но здесь их словно подменили. Они форсируют голоса, дают самую приблизительную внешнюю характерность, а дальше не идут. Такая режиссура начисто бы угробила любую современную пьесу, но Островского отчасти спасают сочные, самоигральные диалоги.

Из вышеизложенного следует несколько выводов: в отсутствие милой сердцу широкой публики современной драматургии Островский и дальше будет выручать театры; появился перспективный режиссер. Интересно было бы увидеть работы Пускепалиса на большой сцене, предъявляющей совсем иные требования к мастерству постановщика. И третье — Марина Брусникина (на минуточку, лауреат Госпремии!) вновь не справилась с большой сценой «Сатирикона». Это по-настоящему печально — человек она талантливый.
×

Подписаться на рассылку

Ознакомиться с условиями конфиденцильности

Мы используем cookie-файлы. Оставаясь на сайте, вы принимаете условия политики конфиденциальности.