Этот милый, старый дом
Так назывался давний, незабываемый спектакль Петра Фоменко по пьесе Алексея Арбузова в ленинградском Театре Комедии. Старое здание московской «Мастерской Петра Фоменко», уютная теснота интерьера навевают прекрасные воспоминания. Когда был жив Мастер, а актеры первого созыва молоды.
Михаил Крылов – звезда следующего набора фоменок в ГИТИСе, через несколько лет после выпуска попробовал себя в качестве режиссера, поставил в 2000-м году озорного «Евгения Онегина». Ему доверена последняя премьера «Мастерской» – «Светлые души, или О том, как написать рассказ».
Чтобы связать воедино несколько рассказов Василия Шукшина, Крылов придумал роль Лектора, рассуждающего о тайнах творчества. Кто он, этот Лектор? Быть может, сам Шукшин? Ведь герой «Воскресной тоски» (первого из шести рассказов, выбранных режиссером), похоже, является alter ego писателя. Впрочем, Василий Макарович считал, что «биография – это слова, ее всегда можно выдумать».
Публика, расположившаяся в Сером зале, оказывается перед совершенно пустой сценой. Только в правом углу примостился письменный стол с лампой. Идею спектакля-лекции художник Юлиана Лайкова реализует с помощью простых и скромных средств. На серой стене, как на классной доске, мелом написаны слова – «любовь», «роман». Костюмы персонажей и, в частности, Лектора (эту роль играет Александр Моровов), сшиты из материи с модным нынче принтом. Лекцию писателя неожиданно прерывает задиристый читатель Борис (Борис Яновский). Он же вскоре превратится в Мужчину (так обозначен в программке), отправляющегося в длинный путь на телеге с прелестной Женщиной (Елизавета Бойко). Эти двое из рассказа «Кукушкины слезки» в одинаковых соломенных шляпах-канотье кажутся персонажами пасторали.
Лектор вторгается в действие то в качестве комментатора, то как участник массовки. Есть ощущение, что режиссер долго примеривался, искал ключи к прозе Шукшина, пробуя целый арсенал известных ему приемов. Тут и метод физических действий – герой рассказа «Беспалый» достоверно осуществляет стирку в допотопной стиралке, азартно развешивает белье. Интонации веселого капустника ощутимы в сцене застолья. Придуманные режиссером персонажи – уморительные знахарки-гостьи – переодетые мужчины. Одну из теток показывает сам режиссер, вторую – усатую и бородатую – Игорь Войнаровский. Стихия легкомысленного веселья берет в плен зал, и главное событие – рушащийся мир героя рассказа Сереги, ужас обманутого доверия, когда «все живое, имеющее смысл, ухнуло в пропасть», – микшируется.
После антракта обаятельный Денис Аврамов, игравший Серегу, появится в роли одного из двух братьев Винокуровых (второго изобразит Вениамин Краснянский). Шукшинские братья – сельские парни, потрясенные увиденным в местном клубе дефиле – персонажи рассказа «Внутреннее содержание». Чудесно придумано режиссером и сыграно актерами сперва предвкушение встречи с неземными существами – манекенщицами, робкие попытки охмурить красавиц – Девушку опытную (Елизавета Бойко) и Девушку менее опытную (Александра Кесельман), а затем крушение надежд на продолжение романтических отношений.
Тут, кажется, становится понятным внутреннее содержание спектакля. Представшие перед публикой шукшинские чудики, наивные простофили мечтают вырваться хоть ненадолго из удушающей действительности. Чудики грезят о чуде, о празднике. Кульминация «Светлых душ» – рассказ «Версия». Он назван так, поскольку односельчане ни в какую не верят россказням балабола Саньки о его кратковременной, сладкой жизни в городе. Рай, описанный Санькой, представляет собой трехкомнатную квартиру директрисы Иры с ванной и туалетом. «Я просыпаюсь, от так от шарю возле кровати, нахожу бутылку шампанского – буль-бульбуль!.. Она мне: Ты бы хоть из фужера, Санек, вон же фужеров полно. Я говорю: имел я в виду эти фужеры!».
Нарочито грубый монолог героя контрастирует с тем, что зритель видит на сцене. Нелепая, одинокая тетка тоскует, готова на все ради неожиданной, пылкой взаимной любви. Да и хвастун Санек готов поверить в свалившееся на него счастье. «Версия» – мини-бенефис Михаила Крылова и Галины Кашковской. Прекрасные характерные актеры словно рождены для воплощения шукшинских характеров. Они безошибочно чувствуют авторскую интонацию, сплав иронии и сочувствия по отношению к своим персонажам.
Попытка доказать землякам реальность трехдневного романа оборачивается полным фиаско Санька. Герой Крылова на глазах теряет весь свой кураж. В квартире обнаруживается любовник Иры, а сама она предстает мегерой.
Спектакль завершается ранним рассказом Шукшина «Светлые души» – о семейном счастье, омраченном ревностью жены. Соперницей оказывается машина. В спектакле она абсолютно реальна, включает фары и ездит, если ее подтолкнуть. Михайло – Александр Моровов (бывший Лектор) разрывается между Анной (Александра Кесельман), которую любит, и авто, требующим постоянной заботы. Очевидно, что спектакль «Мастерской» – плод взаимной любви и взаимопонимания артистов двух поколений, получающих радость от самого пребывания на сцене, радостью, переливающейся в зал.
В финале все участники «Светлых душ» взгромождаются на машину и звучит не Шукшин, а Пушкин. Конечно, это оммаж Петру Наумовичу Фоменко, не раз в своей жизни обращавшемуся к нашему всему. «Куда ж нам плыть?» Никто не знает.
Источник: «Экран и сцена»
Михаил Крылов – звезда следующего набора фоменок в ГИТИСе, через несколько лет после выпуска попробовал себя в качестве режиссера, поставил в 2000-м году озорного «Евгения Онегина». Ему доверена последняя премьера «Мастерской» – «Светлые души, или О том, как написать рассказ».
Чтобы связать воедино несколько рассказов Василия Шукшина, Крылов придумал роль Лектора, рассуждающего о тайнах творчества. Кто он, этот Лектор? Быть может, сам Шукшин? Ведь герой «Воскресной тоски» (первого из шести рассказов, выбранных режиссером), похоже, является alter ego писателя. Впрочем, Василий Макарович считал, что «биография – это слова, ее всегда можно выдумать».
Публика, расположившаяся в Сером зале, оказывается перед совершенно пустой сценой. Только в правом углу примостился письменный стол с лампой. Идею спектакля-лекции художник Юлиана Лайкова реализует с помощью простых и скромных средств. На серой стене, как на классной доске, мелом написаны слова – «любовь», «роман». Костюмы персонажей и, в частности, Лектора (эту роль играет Александр Моровов), сшиты из материи с модным нынче принтом. Лекцию писателя неожиданно прерывает задиристый читатель Борис (Борис Яновский). Он же вскоре превратится в Мужчину (так обозначен в программке), отправляющегося в длинный путь на телеге с прелестной Женщиной (Елизавета Бойко). Эти двое из рассказа «Кукушкины слезки» в одинаковых соломенных шляпах-канотье кажутся персонажами пасторали.
Лектор вторгается в действие то в качестве комментатора, то как участник массовки. Есть ощущение, что режиссер долго примеривался, искал ключи к прозе Шукшина, пробуя целый арсенал известных ему приемов. Тут и метод физических действий – герой рассказа «Беспалый» достоверно осуществляет стирку в допотопной стиралке, азартно развешивает белье. Интонации веселого капустника ощутимы в сцене застолья. Придуманные режиссером персонажи – уморительные знахарки-гостьи – переодетые мужчины. Одну из теток показывает сам режиссер, вторую – усатую и бородатую – Игорь Войнаровский. Стихия легкомысленного веселья берет в плен зал, и главное событие – рушащийся мир героя рассказа Сереги, ужас обманутого доверия, когда «все живое, имеющее смысл, ухнуло в пропасть», – микшируется.
После антракта обаятельный Денис Аврамов, игравший Серегу, появится в роли одного из двух братьев Винокуровых (второго изобразит Вениамин Краснянский). Шукшинские братья – сельские парни, потрясенные увиденным в местном клубе дефиле – персонажи рассказа «Внутреннее содержание». Чудесно придумано режиссером и сыграно актерами сперва предвкушение встречи с неземными существами – манекенщицами, робкие попытки охмурить красавиц – Девушку опытную (Елизавета Бойко) и Девушку менее опытную (Александра Кесельман), а затем крушение надежд на продолжение романтических отношений.
Тут, кажется, становится понятным внутреннее содержание спектакля. Представшие перед публикой шукшинские чудики, наивные простофили мечтают вырваться хоть ненадолго из удушающей действительности. Чудики грезят о чуде, о празднике. Кульминация «Светлых душ» – рассказ «Версия». Он назван так, поскольку односельчане ни в какую не верят россказням балабола Саньки о его кратковременной, сладкой жизни в городе. Рай, описанный Санькой, представляет собой трехкомнатную квартиру директрисы Иры с ванной и туалетом. «Я просыпаюсь, от так от шарю возле кровати, нахожу бутылку шампанского – буль-бульбуль!.. Она мне: Ты бы хоть из фужера, Санек, вон же фужеров полно. Я говорю: имел я в виду эти фужеры!».
Нарочито грубый монолог героя контрастирует с тем, что зритель видит на сцене. Нелепая, одинокая тетка тоскует, готова на все ради неожиданной, пылкой взаимной любви. Да и хвастун Санек готов поверить в свалившееся на него счастье. «Версия» – мини-бенефис Михаила Крылова и Галины Кашковской. Прекрасные характерные актеры словно рождены для воплощения шукшинских характеров. Они безошибочно чувствуют авторскую интонацию, сплав иронии и сочувствия по отношению к своим персонажам.
Попытка доказать землякам реальность трехдневного романа оборачивается полным фиаско Санька. Герой Крылова на глазах теряет весь свой кураж. В квартире обнаруживается любовник Иры, а сама она предстает мегерой.
Спектакль завершается ранним рассказом Шукшина «Светлые души» – о семейном счастье, омраченном ревностью жены. Соперницей оказывается машина. В спектакле она абсолютно реальна, включает фары и ездит, если ее подтолкнуть. Михайло – Александр Моровов (бывший Лектор) разрывается между Анной (Александра Кесельман), которую любит, и авто, требующим постоянной заботы. Очевидно, что спектакль «Мастерской» – плод взаимной любви и взаимопонимания артистов двух поколений, получающих радость от самого пребывания на сцене, радостью, переливающейся в зал.
В финале все участники «Светлых душ» взгромождаются на машину и звучит не Шукшин, а Пушкин. Конечно, это оммаж Петру Наумовичу Фоменко, не раз в своей жизни обращавшемуся к нашему всему. «Куда ж нам плыть?» Никто не знает.
Источник: «Экран и сцена»
Екатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 9.01.2025
- Этот милый, старый домЕкатерина Дмитриевская, «Экран и сцена», 9.01.2025
- Рождение трагедии из духа репетицийЕлена Алдашева, «Театр.», 22.08.2022
- «Комедия о трагедии»: ремарка от Петра Наумовича ФоменкоИрина Мишина, «Musecube», 9.08.2022
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Москва изменилась, а люди в ней все те жеЮлия Зу, «Musecube.org», 15.10.2018
- Спектакль «Мастер и Маргарита» Театр «Мастерская Петра Фоменко»Лариса Каневская, «Мнение», 5.10.2018
- Сила земного притяженияДарья Борисова, «На западе Москвы», 5.10.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- «Мастер и Маргарита»: нетеатральный роман на сцене Мастерской Петра ФоменкоАнна Бояринова, «Миллионер.ru», 28.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- «Мастер и Маргарита» М. Булгакова в «Мастерской Фоменко», реж. Федор Малышев и Полина АгурееваВячеслав Шадронов, 18.09.2018
- Жил да был за углом Волемир«Культура», 15.03.2016
- Советский фарс о феномене супружеской измены с точки зрения математикиАлексей Киселев , «http://www.afisha.ru», 18.02.2016
- Звездное небо внутри холодильника «ЗИС-Москва»Елена Дьякова, «Новая газета», 3.02.2016
- По-человечески к зрителю: «Фантазии Фарятьева» в Мастерской Петра ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 18.02.2015
- Взгляд и нечтоВалентина Федорова, «Планета Красота, № 1-2», 01.2015
- Возвращение царя в головахЕлена Дьякова, «Новая газета», 17.12.2014
- В астрал со стадионаЕлена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 12.2014
- Рождённым в СССР посвящается. В Мастерской Фоменко прошла новая премьераМарина Мурзина, «Аргументы и факты», 12.11.2014
- Старомодная комедия. Рецензия на новую версию «Фантазий Фарятьева»Марина Мурзина, «Аргументы и факты», 9.10.2014
- «Фантазии Фарятьева»Елена Губайдуллина, «Театральная Афиша», 05.2014
- «Фантазии Фарятьева»: мы все инопланетяне!Анна Балуева, «Комсомольская правда», 28.02.2014
- «Фантазии Фарятьева»: люди с другой планетыНаталья Витвицкая, «http://www.vashdosug.ru», 14.02.2014
- Это у них сезонное
Анна Чужкова, «Культура», 13.02.2014
- Русский космизмАнастасия Паукер, «http://oteatre.info», 11.02.2014
- Галина Кашковская: Талант спасает жизньЕлена Вышинская, «Super Стиль», 7.02.2014
- О чем фантазирует грустный стоматолог в «Мастерской Фоменко»Алла Панасенко, «М24.ru», 31.01.2014
- Человеческая комедияОльга Егошина, «Новые Известия», 16.04.2012
- Петр Фоменко прочел «Театральный роман» в жанре меланхолииАлла Шевелева, «Известия», 13.04.2012
- «Театральный роман»: шутка годаНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 12.04.2012
- Интимные подробностиГригорий Заславский, «Независимая газета», 12.04.2012
- «Не потеряйтесь!»Евгений Соколинский, «Империя драмы (газета Александринского театра)», 11.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- БесприданницаКсения Ларина, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 02.2008
- История о равнодушных людях.Марина Тимашева, «Радио Свобода», 25.01.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Деловые люди в отсутствие любвиАлена Солнцева, «Время новостей», 17.01.2008
- Премьера к новосельюАлексей Филиппов, «Русский курьер», 14.01.2008
- Волга впадает в Москву-рекуЕлена Дьякова, «Новая газета», 10.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- По волосам не плачутМарина Гаевская, «Культура», 30.11.2006
- Жизненно важноеАлена Данилова, «Взгляд», 20.11.2006
- Потерянный райОльга Фукс, «Вечерняя Москва», 15.11.2006
- Кто знает про самое важное?Марина Райкина, «Московский комсомолец», 15.11.2006
- Проткнули времяГлеб Ситковский, «Gzt.ru», 14.11.2006
- Аншлаг на «Самом важном»Любовь Лебедина, «Труд № 210», 14.11.2006
- Давайте я вас запишуОлег Зинцов, «Ведомости № 214 (1741)», 14.11.2006