Черно-красно-желтый обелиск
«Двадцать третий» Евгения Каменьковича в «Мастерской Фоменко»
Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Каменькович выпустил на ее сцене премьеру спектакля «Двадцать третий» по мотивам романа Ремарка «Черный обелиск», чье действие разворачивается ровно сто лет назад. Параллели с событиями вековой давности изучала Марина Шимадина.
Восемь лет назад, в 2014 году, дебютирующий в режиссуре Александр Молочников поставил в МХТ имени Чехова лихой спектакль-кабаре «19.14», посвященный столетию начала Первой мировой войны. Нельзя сказать, что он дал старт широкой театральной рефлексии по поводу трагических эпохальных событий вековой давности (это, кстати, интересная тема для отдельного исследования). Но исторические рифмы и аллюзии так или иначе постоянно возникали — в булгаковском ли «Беге», который вдруг появился во многих театрах, в постановках Брехта (их, правда, до обидного мало) или даже в недавней премьере мюзикла «Кабаре» в Театре наций, где действие разворачивается в начале 1930-х на фоне наступающего фашизма, или в пермских «Трех товарищах» Бориса Мильграма по самому знаменитому произведению Ремарка.
Евгений Каменькович в «Мастерской Петра Фоменко» назвал свою новую постановку «Двадцать третий». Заходя в зал, зрители видят на сцене крупную надпись «1923», маркирующую время действия. События романа Ремарка «Черный обелиск» действительно происходят ровно сто лет назад — между двух войн, когда Германия еще не оправилась от Первой мировой, но уже морально готовилась ко Второй. Экономика в кризисе, инфляция достигает чудовищных размеров — цифры на экране так и скачут, не успевая за бешеным ростом курса доллара, в ход идет натуральный обмен. При этом в кабаках и борделях кипит жизнь: люди спускают последние гроши, чтобы хоть ненадолго забыть об ужасах окружающей действительности. А тем временем в обществе начинает вызревать национал-социализм.
В спектакле очень наглядно показано, как в социуме работает психология ресентимента. Униженные своим бедственным положением многие немцы забывают, что их привело в эту точку, зато все чаще вспоминают о великой Германии и мечтают, чтобы она снова «встала с колен». Все начинается, как водится, с патриотических песен о любви к родине, а заканчивается погромами. И те, кто еще недавно, сидя в окопах, проклинал генералов, развязавших эту бессмысленную бойню, теперь уже «готовы повторить».
«Мастерская Петра Фоменко» и Евгений Каменькович вообще специализируются на большой, трудной, несценичной прозе, будь то «Улисс» Джойса или «Доктор Живаго» Пастернака. Интересно, что авторами инсценировки «Черного обелиска», тоже не самого популярного романа Ремарка, стали актеры Юрий Буторин и Владимир Топцов. Они же исполняют в спектакле главные роли бывших фронтовых товарищей Людвига и Кроля, которые теперь буквально «торгуют смертью» в похоронной конторе. Но при этом отчаянно хотят жить. Подзаголовок спектакля — «история одной запоздалой молодости». Но поскольку в этом романе Ремарка пространные размышления превалируют над собственно событийным рядом, то и в постановке персонажи не столько любят, страдают и действуют, сколько говорят — о Боге, о судьбе, о прошлом и будущем.
Каждый из героев тут скорее выражает некую концепцию или жизненную позицию и окрашен одной краской. Совладелец похоронного бюро Генрих (Дмитрий Захаров) и мясник Вацек (Тагир Рахимов) — носители нарождающейся нацистской идеологии, Доктор (Олег Любимов) и Пастор (Степан Пьянков) — эскаписты, спасающиеся в философии и религии. Напористая и жизнерадостная Герда (Полина Айрапетова), любовница главного героя, руководствуется принципом Салли Боулз из «Кабаре» и беззастенчиво берет от жизни и от мужчин все, что они могут дать. Наиболее яркими получились тут второстепенные герои: сексуально озабоченный гробовщик Альфред (Александр Моровов) и кокетливая жена мясника Лиза — Ксения Кутепова, которая даже из эпизодов умудряется сделать свой бенефис, нетвердо ковыляя на каблуках и строя обворожительные гримасы.
Лаконичная сценография Александра Боровского подчеркивает условность, символизм постановки. Тут практически нет бытовых декораций и примет времени. А места действия обозначены тремя подъемными панелями разных цветов: черный — похоронное бюро и общий мрачный фон происходящего, красный — кабаре «Красная мельница», где пьют вино и танцуют чарльстон с девицами легкого поведения, а желтый — психиатрическая больница, где Людвиг подрабатывает игрой на органе и встречает свою платоническую любовь. Женевьева / Изабелла (Дарья Коныжева) страдает раздвоением личности из-за любовной драмы, и это тоже своего рода бегство от действительности. Надо отдельно отметить работу художника по костюмам: Мария Боровская эффектно дополнила сценографию монохромными нарядами, красными на красном, желтыми на желтом.
В финале все три панели поднимаются над сценой в виде триколора: черный, красный, желтый. И традиционная символика цветов немецкого флага — «из черноты рабства через кровавые битвы к золотому свету свободы» — наполняется совсем другими, отнюдь не возвышенными коннотациями.
Источник: «Коммерсант»
Восемь лет назад, в 2014 году, дебютирующий в режиссуре Александр Молочников поставил в МХТ имени Чехова лихой спектакль-кабаре «19.14», посвященный столетию начала Первой мировой войны. Нельзя сказать, что он дал старт широкой театральной рефлексии по поводу трагических эпохальных событий вековой давности (это, кстати, интересная тема для отдельного исследования). Но исторические рифмы и аллюзии так или иначе постоянно возникали — в булгаковском ли «Беге», который вдруг появился во многих театрах, в постановках Брехта (их, правда, до обидного мало) или даже в недавней премьере мюзикла «Кабаре» в Театре наций, где действие разворачивается в начале 1930-х на фоне наступающего фашизма, или в пермских «Трех товарищах» Бориса Мильграма по самому знаменитому произведению Ремарка.
Евгений Каменькович в «Мастерской Петра Фоменко» назвал свою новую постановку «Двадцать третий». Заходя в зал, зрители видят на сцене крупную надпись «1923», маркирующую время действия. События романа Ремарка «Черный обелиск» действительно происходят ровно сто лет назад — между двух войн, когда Германия еще не оправилась от Первой мировой, но уже морально готовилась ко Второй. Экономика в кризисе, инфляция достигает чудовищных размеров — цифры на экране так и скачут, не успевая за бешеным ростом курса доллара, в ход идет натуральный обмен. При этом в кабаках и борделях кипит жизнь: люди спускают последние гроши, чтобы хоть ненадолго забыть об ужасах окружающей действительности. А тем временем в обществе начинает вызревать национал-социализм.
В спектакле очень наглядно показано, как в социуме работает психология ресентимента. Униженные своим бедственным положением многие немцы забывают, что их привело в эту точку, зато все чаще вспоминают о великой Германии и мечтают, чтобы она снова «встала с колен». Все начинается, как водится, с патриотических песен о любви к родине, а заканчивается погромами. И те, кто еще недавно, сидя в окопах, проклинал генералов, развязавших эту бессмысленную бойню, теперь уже «готовы повторить».
«Мастерская Петра Фоменко» и Евгений Каменькович вообще специализируются на большой, трудной, несценичной прозе, будь то «Улисс» Джойса или «Доктор Живаго» Пастернака. Интересно, что авторами инсценировки «Черного обелиска», тоже не самого популярного романа Ремарка, стали актеры Юрий Буторин и Владимир Топцов. Они же исполняют в спектакле главные роли бывших фронтовых товарищей Людвига и Кроля, которые теперь буквально «торгуют смертью» в похоронной конторе. Но при этом отчаянно хотят жить. Подзаголовок спектакля — «история одной запоздалой молодости». Но поскольку в этом романе Ремарка пространные размышления превалируют над собственно событийным рядом, то и в постановке персонажи не столько любят, страдают и действуют, сколько говорят — о Боге, о судьбе, о прошлом и будущем.
Каждый из героев тут скорее выражает некую концепцию или жизненную позицию и окрашен одной краской. Совладелец похоронного бюро Генрих (Дмитрий Захаров) и мясник Вацек (Тагир Рахимов) — носители нарождающейся нацистской идеологии, Доктор (Олег Любимов) и Пастор (Степан Пьянков) — эскаписты, спасающиеся в философии и религии. Напористая и жизнерадостная Герда (Полина Айрапетова), любовница главного героя, руководствуется принципом Салли Боулз из «Кабаре» и беззастенчиво берет от жизни и от мужчин все, что они могут дать. Наиболее яркими получились тут второстепенные герои: сексуально озабоченный гробовщик Альфред (Александр Моровов) и кокетливая жена мясника Лиза — Ксения Кутепова, которая даже из эпизодов умудряется сделать свой бенефис, нетвердо ковыляя на каблуках и строя обворожительные гримасы.
Лаконичная сценография Александра Боровского подчеркивает условность, символизм постановки. Тут практически нет бытовых декораций и примет времени. А места действия обозначены тремя подъемными панелями разных цветов: черный — похоронное бюро и общий мрачный фон происходящего, красный — кабаре «Красная мельница», где пьют вино и танцуют чарльстон с девицами легкого поведения, а желтый — психиатрическая больница, где Людвиг подрабатывает игрой на органе и встречает свою платоническую любовь. Женевьева / Изабелла (Дарья Коныжева) страдает раздвоением личности из-за любовной драмы, и это тоже своего рода бегство от действительности. Надо отдельно отметить работу художника по костюмам: Мария Боровская эффектно дополнила сценографию монохромными нарядами, красными на красном, желтыми на желтом.
В финале все три панели поднимаются над сценой в виде триколора: черный, красный, желтый. И традиционная символика цветов немецкого флага — «из черноты рабства через кровавые битвы к золотому свету свободы» — наполняется совсем другими, отнюдь не возвышенными коннотациями.
Источник: «Коммерсант»
Марина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- “Пугачёв”: время колокольчиков в “Мастерской Фоменко”Ирина Петровская-Мишина, «Musecube», 19.07.2024
- «Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?»Ольга Егошина, «Театрал», 1.07.2024
- В «Мастерской Фоменко» исследовали русский бунтМарина Райкина, «Московский комсомолец», 18.06.2024
- Боль и радость двадцать третьего годаМария Музалевская, 10.2023
- Спектакль «Двадцать третий»Лариса Каневская, «Мнение», 8.04.2023
- Больно смотретьНаталья Витвицкая, «Экран и сцена», 16.03.2023
- Мир на выдохеТатьяна Власова, «Театрал», 14.03.2023
- «Двадцать третий»: чёрный обелиск «Мастерской Фоменко»Ирина Мишина, «Musecube», 6.03.2023
- Обелиск на продажуОльга Фукс, «Петербургский театральный журнал. Блог», 23.02.2023
- И дольше века длится годДарья Андреева, «Сноб», 17.02.2023
- «Двадцать третий»: драма безвременья в жанре кабареКсения Стольная, «Ведомости», 17.02.2023
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера спектакля «Двадцать третий»Инга Бугулова, «Российская газета», 15.02.2023
- Черно-красно-желтый обелискМарина Шимадина, «Коммерсант», 15.02.2023
- На одном дыхании актеров и зрителейДмитрий Буткевич, «Радио «Ъ FM»», 15.02.2023
- Времена не выбирают. В «Мастерской Петра Фоменко» «перечитали» «Черный обелиск»Рита Долматова, «На западе Москвы», 14.02.2023
- Три цвета черного обелискаМарина Райкина, «Московский комсомолец», 14.02.2023
- «Двадцать третий»: бессмертный Ремарк в Мастерской Петра ФоменкоВалерия Вербинина, «Москультура», 12.02.2023
- Премьера спектакля «Двадцать третий»: Каменькович показывает неизвестного в театре РемаркаОльга Романцова, «ТАСС», 11.02.2023
- В «Мастерской Фоменко» расскажут «историю одной запоздалой молодости»Елена Алдашева, «Театр.», 10.02.2023
- Смерти нет, есть только ветерАнна Богатырева, «Porusski.me», 18.01.2022
- «Я ехал в свой самый глубокий ужас…»Елена Вилле, «МИР24», 2.12.2021
- Мастерская и МаргаритаИльдар Сафуанов, «Литературная Россия», 9.11.2018
- Юность Мастера не боитсяВиктория Пешкова, «Культура», 3.10.2018
- Где Аннушка разлила масло в новом театральном сезоне?Анна Богатырева, «Porusski.me», 26.09.2018
- Шабаш на набережнойАнна Оконова, «Театрон», 24.09.2018
- Сестры Кутеповы блеснули в спектакле с «французским акцентом»Эвелина Гурецкая, «Hollywood reporter», 11.07.2017
- «Фоменки» в зазеркальеТатьяна Ратькина, «Частный корреспондент», 28.04.2017
- Игра отражений: «Амфитрион» в «Мастерской Фоменко»Инна Логунова, «http://posta-magazine.ru», 21.03.2017
- Французский режиссёр с актёрами «Мастерской Фоменко» похулиганил с комедией МольераМария Беленькая, «Metro», 14.03.2017
- Полину и Ксению Кутеповых обманули богиАнастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 9.03.2017
- Вот Рок, а вот порокИгорь Вирабов, «Российская газета», 8.03.2017
- Voulez vous cousher avec moi? Хотите ли вы спать со мнойВячеслав Суриков, «Эксперт», 6.03.2017
- Мольер. Но другойМарина Токарева, «Новая газета», 1.03.2017
- У вас родится ГеркулесОльга Егошина, «Театрал-online», 24.02.2017
- Обратная сторона любвиЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 20.02.2017
- Чего не было, того не былоЗоя Апостольская , «Российская газета», 24.11.2016
- «Тополя»Анастасия Плешакова, «Комсомольская правда», 12.10.2016
- Винтаж: Братская ГЭСЕлена Дьякова, ««Новая газета»», 30.09.2016
- Киноспектакль «Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко» остался без фокусаГригорий Заславский, «Независимая газета», 28.07.2016
- «Тополя»Наталья Витвицкая, «Ваш досуг», 28.06.2016
- То ли девушка, а то ли — виденьеИрина Шведова, «Московская правда», 28.06.2016
- Страх и нищета Мамаши КуражЕлизавета Авдошина, «Независимая газета», 23.06.2016
- Расскажи о любви. ПроникновенноАнжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 19.06.2016
- Dolce vita советской эпохиНаталья Васильева, «Известия», 17.06.2016
- «Были и есть только тополя»: спектакль-кинофильм Мастерской Петра ФоменкоАнастасия Каменская, «Buro 24/7», 16.06.2016
- Спектакль-кинофильм «Тополя» представит Мастерская Петра Фоменко«РИА Новости», 15.06.2016
- Феноменальные Ирина Горбачева и Полина Кутепова в «Мамаше Кураж»Алексей Киселев , «Афиша Daily», 25.05.2016
- Добро пожаловать в ухуОльга Фукс, «Театральная Афиша», 04.2015
- Умеющим «годить» не стыдно за болото: «Современная идиллия» в Мастерской ФоменкоЛариса Каневская, «teatrall.ru», 29.03.2015
- Салтыков-Щедрин без ГМО и искусственных красителейГригорий Заславский, «Независимая газета», 5.03.2015
- Болотное дело как «современная идиллия»Марина Токарева, «Новая газета», 20.02.2015
- «Заходите, заходите»: ужин с призракамиНаталья Витвицкая, «vashdosug.ru», 17.01.2013
- Выпито до днаМария Седых, «Итоги», 23.07.2012
- Грамоте обученГлеб Ситковский, «Ведомости», 18.07.2012
- Пока варился суп…Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 17.07.2012
- Мастерская Петра Фоменко пригласила на свадьбуАлла Шевелева, «Известия», 16.07.2012
- «Заходите-заходите»: 105-я страница про любовьЕлена Рыбакова, «Ваш досуг», 11.07.2012
- Спектакль по роману Меира Шалева покажут в «Мастерской Петра Фоменко»Наталья Курова, «РИА-Новости. Weekend», 29.06.2012
- Сын троих отцов в центре мирозданияСветлана Полякова, «Новые Известия», 25.06.2012
- Кастрюля кровиМарина Токарева, «Новая газета», 13.04.2012
- Наши в ДублинеБорис Павлович, «Петербургский театральный журнал», 07.2010
- Хроника одного дняМарина Гаевская, «Культура», 5.03.2009
- Театральное изложение запрещенного романаГалина Шматова, «Театральная Жизнь (№ 3, 2009)», 03.2009
- День, жизнь и вечностьАлена Данилова, «Театрал (Театральные Новые Известия)», 03.2009
- В Мастерской Петра Фоменко состоялась премьера «Улисса»Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 19.02.2009
- Два слова о вечностиАлена Данилова, «Новые Известия», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpase.ru», 4.02.2009
- «Улисс» в «Мастерской Петра Фоменко»Видмантас Силюнас, «OpenSpace.Ru», 4.02.2009
- Хитрый УлиссАлена Карась, «Российская газета», 4.02.2009
- Так жить холодноЕкатерина Дмитриевская, «Экран и Сцена ╧2 (867)», 02.2008
- Трагедия с видом на рекуИрина Шведова, «Московская правда», 19.01.2008
- Значение усов в драме А. Н. ОстровскогоОлег Зинцов, «Ведомости», 11.01.2008
- Всех жалко, всехСветлана Полякова, «Газета.ru», 9.01.2008
- Обольщение театромЕлена Губайдуллина, «Театральные Новые известия», 04.2006
- Анти-ФоменкоЕкатерина Рябова, «Афиша», 7.03.2006
- Мольер всепрощающийАлена Данилова, «Взгляд», 7.03.2006
- «Прости нас, Жан-Батист»: «У Мольера финал проще»«Радио «Культура»», 18.02.2006
- «Фоменки» по-другому не умеютДарья Андреева, «Страстной бульвар»,